32071

Проблема малой группы в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблема малой группы в социальной психологии Проблема определения малой группы Само понятие группа возникло в середине 19 века когда начали изучаться отношения между людьми психология масс народов толпы а изучение малой группы началось с начала 20го века. Как минимум существует 4 группы определений малой группы: 1. любое количество лиц находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч во время которых каждый член группы получает некоторое восприятие каждого другого члена группы....

Русский

2013-09-03

59 KB

24 чел.

17. Проблема малой группы в социальной психологии

Проблема определения малой группы

Само понятие «группа» возникло  в середине 19 века, когда начали изучаться отношения между людьми (психология масс, народов, толпы), а изучение малой группы началось с начала 20го века. Это было обусловлено прежде всего запросами практики (промышленное производство, проблема  противоправного поведения – изучение криминальных групп, проблема семьи, проблема воспитания – школьный класс). В 20 веке появилась экспериментальная психология, поэтому стали интенсивно изучать малую группу.

Как минимум, существует 4 группы определений малой группы:

1. Акцент – на специфику восприятия человека человеком. Бейлз (предложил схему наблюдения – определение. М.Г. – любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, во время которых каждый член группы получает некоторое восприятие каждого другого члена группы.

2. на взаимодействие и взаимозависимость. Хоманс. М.Г. – некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом лицом к  лицу.  Виды взаимодействия в группе выделил Дойч – кооперация и конкуренция.

3.  на индивидуальную удовлетворённость членов группы. М.Г. – совокупность свободно объединившихся  полезных друг другу индивидов в процессе кооперативного взаимодействия, удовлетворяющих личные запросы и желания.

4. на выделение интегративных характеристик М.Г. – Шоу, Картрайт.

В отечественной психологии главным системообразующим основанием группы считается социально обусловленную совместную деятельность (Д – ядро, вокруг которого строится группа). Андреева – М.Г. – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей Дю, на основании которой развиваются групповые процессы и строятся взаимоотношения людей. Члены группы находятся в непосредственном контакте.

Проблема размера малой  группы

1. Проблема предельного размера (величина, в пределах которой группа сохраняет свои специфические качества) –20-40(50) человек предел, но зависит от Дти!

2. Проблема влияния размера на её социально-психологические особенности –Размер малой группы может влиять: при увеличении численности группы эмпатия увеличивается или уменьшается (у разных авторов по-разному), также есть влияние на конформность, на лидерство… выяснилось, что влияние размера есть, но оно не первично, не является главным фактором среди других факторов.

3. Проблема оптимального размера группы – в основном решается с помощью прикладных исследований. Выбор оптимального размера зависит от цели, задач, функций группы; от объёма работы; от специфики Дти группы. То есть оптимального размера не существует!

4. Проблема минимального размера – спор диада или триада. Рудестам считает, что 4 человека- минимум.

Считается, что группы с чётным числом членов отличаются от групп с нечётным. С чётным – чаще проявляются разногласия, они менее устойчивы и могут распадаться на фракции с равным числом членов, а в группах с нечётным при разделении одна из сторон всегда будет иметь численное преимущество.

Классификация малых групп

1. Лабораторные (специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в экспериментальных условиях; укомплектованы случайными лицами)  и естественные (группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях; группы с определённой историей).  

2. Организованные (формальные, официальные; реализуют соответствующие организационные функции, организовались по нужде организации) и спонтанные (неформальные; зарождаются стихийно в процессе общения индивидов, являются результатом психологических, эмоциональных предпочтений людей).

3. Открытые и закрытые (например, старообрядцы) – по степени открытости/закрытости влиянию окружающей социальной среды на группу.

4. Стационарные и временные – по продолжительности существования.

5. Группы членства (просто как место пребывания индивида в социуме; не разделяет с ней ценностные ориентации и нормы) и референтные группы (с которой чел разделяет свои нормы и ценности, соотносит с ней свои установки)  - по степени значимости группы для индивида.

Основные направления изучения МГ в зарубежной психологии.

Теория поля. Это теоретическое направление берет начало в работах К. Левина. Поведение личности – продукт взаимодействия личности и среды. От этого взаимодействия зависит, куда движется личность. Группа – это целое, существующее в большом социальном поле. Это специфическая целостность, которая обладает своей структурой, целями и связями. Главный критерий группы – взаимозависимость членов. Группа это динамическое целое и изменение её части ведёт к изменению всех остальных частей. Каждый член группы существует в социальном поле, где все его проблемы соотносятся с группой

Интеракционистская концепция. Группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. В основе этого подхода – теория Мида (личность формируется во взаимодействии). Анализ личности, её формирование осуществляется на основе сложной групповой активности. Изучались типы взаимодействия, групповые нормы, групповые роли, символика.

Теория систем. Группа рассматривается как система зависимых позиций и ролей, является открытой системой. Если изменить в системе даже маленький элемент, то всё начинает меняться (особенно трудовой коллектив).

Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. Основные понятия – десексуализированное либидо и идентификация – с помощью них объяснял взаимосвязи людей в группах. Группа возникает через идентификацию с лидером, после чего члены группы идентифицируют себя друг с другом. Лидер – идеал Я. Продолжили идеи Фрейда – влияние бессознательных эмоциональных процессов на м/л поведение в группе. Недостаточная осведомлённость об эмоциональных процессах сдерживает эффективность работы в группе. Осознание этих процессов посожет преодолеть сдерживание эффективности.

Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация. Социалъно-когнитивное направление. 90е годы - развитие общепсихологического подхода. Изучаются социально-когнитивные процессы в сфере межгрупповых отношений и внутригруппового взаимодействия. Теория социальной идентичности Тэшфела и теория самокатегоризации Тернера.

Эмпирико-статистическое направление. Акцент на выявление статистических зависимостей разных явлений, из результатов которых выводятся основные понятия групповой теории. Напрмер, факторный анлиз. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и, в частности, в исследованиях Кэттелла.

Формально-модельный подход. Основа – математические рассчёты какой-либо ситуации. Конструирование формальных моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. На русском языке подобные разработки приводятся в книге украинского автора В. И. Паниотто. Но моделирование не всегда соотносится с реальностью.

Теория подкрепления.(бихевиоризм) Базируется на идеях концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера. Поведение индивидов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу по крайней мере двух крупных социально-психологических теорий малых групп, авторы которых (Дж. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли).

Изучение малой группы в отечественной психологии

5 основных подходов к разработке групповой проблематики:

Некоторые из названных подходов носят преимущественно исследовательский характер, другие в большей мере ориентированы на решение прикладных проблем.

Деятельностный подход. Стратометрическая концепция Петровского

Петровский и его школа выявили феномены в коллективе: 1. добровольное соглашение с мнением группы, 2. Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – отражает уровень совпадения мнений, оценок, установок по отношению к объектам Дти, значимым для группы, 3. Действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональный потенциал коллектива

С позиции этого подхода в коллективе были выделены страты (слои, уровни) групповой активности: 1. Непсихологическая; ядро группы, групповая  Дть, её цели и задачи (всё, что связано с социумом), 2. Психологическая страта; отношения членов группы к групповой Дти, её целям, задачам и принципам (Дть; как мы относимся к работе, наша мотивация),  3. Характеристики м/л отношений, опосредованные содержанием совместной Дти и принятыми в группе идеями, ценностями и принципами (связано с Дю + ценностно-ориентационное единство), 4. Поверхностный слой, неспецифичный для коллектива, но присущий ему; это м/л отношения, которые не опосредованы совместной Дю (симпатии-антипатии)

Создал типологию групп на основании 2х критериев: 1. степень опосредованности м/л отношений в группе совместной Дю и 2. общественная значимость Дти. Коллектив – ассоциация –корпорация – асоциальная ассоциация – диффузная.

Отношения индивидов в группе строятся по-разному, есть личностный и деятельностный уровни. В диффузной группе важен личностный уровень (какое отношение к людям, так и выполняет Дть),  все отношения выплёскиваются на Дть, будет ярко проявляться эмоциональный конфликт. В коллективе Дть определяет личностный уровень (личностный уровень вторичен по отношению к Дти) – взаимоотношения развиваются в рамках Дти, редко есть переход на личностный уровень.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Но стадии развития группы он выделил на основе выделения групповых параметров. В  структуре группы выделил 3 блока групповых характеристик (параметров): 1 блок. Общественный (стабильный) – направленность (идеология), организованность, подготовленность (ЗУНы) 2 блок. Личностные качества (более динамичный) - Интеллектуальная коммуникативность (разные точки зрения+совместн. Решения), эмоциональная коммуникативность (положительный настрой; насколько группа умеет его сохранять), волевая коммуникативность (умение преодолевать трудности). 3 блок. Общий – интегративность, микроклимат, лидерство, референтность (МГ как эталон), активность.

Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы. Эмоциональные потенциалы группы изучал Лутошкин.

Организационно-управленческий подход — СПБ школа. Изучение МГ в различных отраслях, управление Дю в МГ, психологическое обеспечение производственной сферы. Исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства [Свенцицкий; Шорохова, Кузьмин, Волков].

Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская] и Санкт-Петербурга [Емельянов, Либих] в основном как прикладная область групповой психологии, цель - развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе. Сегодня работы этого направления чрезвычайно популярны в России. Сегодня развивают многие (например, Жуков)

Социометрическое направление. использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В отечественной социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Коломинский («Психология взаимоотношений в МГ»). Он внедрил метод социометрии в отечественную психологию, немного изменил процедуру. Изучал динамику развития школьного класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35060. Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области 127 KB
  Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование...
35061. Осложнения при кастрации 22.54 KB
  С лечебной целью кастрируют животных при интравагинальных грыжах орхитах периорхитах при ранениях семенников и заболеваниях семенного канатика. Наиболее часто наблюдаются: кровотечение выпадение общей влагалищной оболочки культи семенного канатика сальника и кишечной петли. К ним относят: воспалительные отеки воспаление общей влагалищной оболочки воспаление и некроз культи семенного канатика и др. Источником кровотечения могут быть артерии и вены мошонки семенного канатика и семяпровода.
35062. Организация строительного производства 154.47 KB
  Разработчики: проектировщики. Состав ПОС: Календарный план строительства или комплексный укрупненный сетевой график Календарный план работ выполняемых в подготовительный период График производства СМР Ведомость основных объемов работ Ведомость потребности в конструкциях изделиях и оборудовании Организационнотехнологические схемы возведения зданий и сооружений Строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов Ситуационный план района строительства График потребности в основных машинах и транспорте по...
35063. Менеджмент и стратегии в туризме 477 KB
  Менеджмент организации CД. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности Менеджмент организации Индекс Основные дидактические единицы учебной дисциплины СД. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической...
35064. Документаційне забезпечення сучасного медичного закладу на прикладі клініки “Боріс” 1.56 MB
  У дослідженні використані загальнонаукові методи аналізу, синтезу, порівняльний метод та метод описання. Метод аналізу застосовано під час дослідження документаційного забезпечення медичної організації та діяльності кожного її підрозділу в кліниці. Порівняльний метод використані при виявлені місця медичного підрозділу установи. Метод описання застосовується при розгляді основ діяльності та функцій. Метод синтезу використано для підбиття підсумків дослідження.
35065. Экономическая оценка инвестиций, Экономическое содержание инвестиций и их значение 81 KB
  Содержание инвестиционного проекта. Инвестиционный цикл: содержание стадий разработки и реализации инвестиционного проекта. По совместимости реализации инвестиционные проекты подразделяются...
35066. Социология. Социальное неравенство 196.66 KB
  Все общества за исключением простейшего охотников и собирателей характеризуются всеми тремя типами неравенства выделенными М. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества денег власти образования и престижа между различными стратами или слоями населения. Неравенство существует во всех обществах. Неравенство выросло при охоте достигло максимума при земледелии и стало снижаться в индустриальном и постиндустриальном обществах.
35067. КАК Улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто! 8.66 MB
  Маленькая увертюра 9 Третий глаз для бизнесменов и руководителей 11 Интеллектуальный терроризм: фантазия или реальность Вместо предисловия 13 Почему умные люди страдают и гибнут 13 Разве такая проблема существует 14 Информационный стресс зловещий спутник информационного общества 14 Камикадзе умственного труда 15 Что такое интеллектуальный терроризм 15 Гуманитарная постановка задачи 16 Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд 18 Что такое...
35068. ПРАВОВЕДЕНИЕ Учебное пособие 895 KB
  Теория государства и права 5 Раздел 2. Основные положения гражданского права Российской Федерации 46 Раздел 5. Основы трудового права Российской Федерации 105 Раздел 7. Цель дисциплины дать понятия о системе права и ее отраслях что позволит студентам ориентироваться в правовых вопросах и самостоятельно осуществить защиту своих нарушенных прав; сформировать представления о сущности и основных направлениях Правоведения и развития современной России уяснение роли и места правовых дисциплин среди других...