32071

Проблема малой группы в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблема малой группы в социальной психологии Проблема определения малой группы Само понятие группа возникло в середине 19 века когда начали изучаться отношения между людьми психология масс народов толпы а изучение малой группы началось с начала 20го века. Как минимум существует 4 группы определений малой группы: 1. – любое количество лиц находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч во время которых каждый член группы получает некоторое восприятие каждого другого члена группы....

Русский

2013-09-03

59 KB

21 чел.

17. Проблема малой группы в социальной психологии

Проблема определения малой группы

Само понятие «группа» возникло  в середине 19 века, когда начали изучаться отношения между людьми (психология масс, народов, толпы), а изучение малой группы началось с начала 20го века. Это было обусловлено прежде всего запросами практики (промышленное производство, проблема  противоправного поведения – изучение криминальных групп, проблема семьи, проблема воспитания – школьный класс). В 20 веке появилась экспериментальная психология, поэтому стали интенсивно изучать малую группу.

Как минимум, существует 4 группы определений малой группы:

1. Акцент – на специфику восприятия человека человеком. Бейлз (предложил схему наблюдения – определение. М.Г. – любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, во время которых каждый член группы получает некоторое восприятие каждого другого члена группы.

2. на взаимодействие и взаимозависимость. Хоманс. М.Г. – некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом лицом к  лицу.  Виды взаимодействия в группе выделил Дойч – кооперация и конкуренция.

3.  на индивидуальную удовлетворённость членов группы. М.Г. – совокупность свободно объединившихся  полезных друг другу индивидов в процессе кооперативного взаимодействия, удовлетворяющих личные запросы и желания.

4. на выделение интегративных характеристик М.Г. – Шоу, Картрайт.

В отечественной психологии главным системообразующим основанием группы считается социально обусловленную совместную деятельность (Д – ядро, вокруг которого строится группа). Андреева – М.Г. – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей Дю, на основании которой развиваются групповые процессы и строятся взаимоотношения людей. Члены группы находятся в непосредственном контакте.

Проблема размера малой  группы

1. Проблема предельного размера (величина, в пределах которой группа сохраняет свои специфические качества) –20-40(50) человек предел, но зависит от Дти!

2. Проблема влияния размера на её социально-психологические особенности –Размер малой группы может влиять: при увеличении численности группы эмпатия увеличивается или уменьшается (у разных авторов по-разному), также есть влияние на конформность, на лидерство… выяснилось, что влияние размера есть, но оно не первично, не является главным фактором среди других факторов.

3. Проблема оптимального размера группы – в основном решается с помощью прикладных исследований. Выбор оптимального размера зависит от цели, задач, функций группы; от объёма работы; от специфики Дти группы. То есть оптимального размера не существует!

4. Проблема минимального размера – спор диада или триада. Рудестам считает, что 4 человека- минимум.

Считается, что группы с чётным числом членов отличаются от групп с нечётным. С чётным – чаще проявляются разногласия, они менее устойчивы и могут распадаться на фракции с равным числом членов, а в группах с нечётным при разделении одна из сторон всегда будет иметь численное преимущество.

Классификация малых групп

1. Лабораторные (специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в экспериментальных условиях; укомплектованы случайными лицами)  и естественные (группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях; группы с определённой историей).  

2. Организованные (формальные, официальные; реализуют соответствующие организационные функции, организовались по нужде организации) и спонтанные (неформальные; зарождаются стихийно в процессе общения индивидов, являются результатом психологических, эмоциональных предпочтений людей).

3. Открытые и закрытые (например, старообрядцы) – по степени открытости/закрытости влиянию окружающей социальной среды на группу.

4. Стационарные и временные – по продолжительности существования.

5. Группы членства (просто как место пребывания индивида в социуме; не разделяет с ней ценностные ориентации и нормы) и референтные группы (с которой чел разделяет свои нормы и ценности, соотносит с ней свои установки)  - по степени значимости группы для индивида.

Основные направления изучения МГ в зарубежной психологии.

Теория поля. Это теоретическое направление берет начало в работах К. Левина. Поведение личности – продукт взаимодействия личности и среды. От этого взаимодействия зависит, куда движется личность. Группа – это целое, существующее в большом социальном поле. Это специфическая целостность, которая обладает своей структурой, целями и связями. Главный критерий группы – взаимозависимость членов. Группа это динамическое целое и изменение её части ведёт к изменению всех остальных частей. Каждый член группы существует в социальном поле, где все его проблемы соотносятся с группой

Интеракционистская концепция. Группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. В основе этого подхода – теория Мида (личность формируется во взаимодействии). Анализ личности, её формирование осуществляется на основе сложной групповой активности. Изучались типы взаимодействия, групповые нормы, групповые роли, символика.

Теория систем. Группа рассматривается как система зависимых позиций и ролей, является открытой системой. Если изменить в системе даже маленький элемент, то всё начинает меняться (особенно трудовой коллектив).

Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. Основные понятия – десексуализированное либидо и идентификация – с помощью них объяснял взаимосвязи людей в группах. Группа возникает через идентификацию с лидером, после чего члены группы идентифицируют себя друг с другом. Лидер – идеал Я. Продолжили идеи Фрейда – влияние бессознательных эмоциональных процессов на м/л поведение в группе. Недостаточная осведомлённость об эмоциональных процессах сдерживает эффективность работы в группе. Осознание этих процессов посожет преодолеть сдерживание эффективности.

Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация. Социалъно-когнитивное направление. 90е годы - развитие общепсихологического подхода. Изучаются социально-когнитивные процессы в сфере межгрупповых отношений и внутригруппового взаимодействия. Теория социальной идентичности Тэшфела и теория самокатегоризации Тернера.

Эмпирико-статистическое направление. Акцент на выявление статистических зависимостей разных явлений, из результатов которых выводятся основные понятия групповой теории. Напрмер, факторный анлиз. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и, в частности, в исследованиях Кэттелла.

Формально-модельный подход. Основа – математические рассчёты какой-либо ситуации. Конструирование формальных моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. На русском языке подобные разработки приводятся в книге украинского автора В. И. Паниотто. Но моделирование не всегда соотносится с реальностью.

Теория подкрепления.(бихевиоризм) Базируется на идеях концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера. Поведение индивидов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу по крайней мере двух крупных социально-психологических теорий малых групп, авторы которых (Дж. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли).

Изучение малой группы в отечественной психологии

5 основных подходов к разработке групповой проблематики:

Некоторые из названных подходов носят преимущественно исследовательский характер, другие в большей мере ориентированы на решение прикладных проблем.

Деятельностный подход. Стратометрическая концепция Петровского

Петровский и его школа выявили феномены в коллективе: 1. добровольное соглашение с мнением группы, 2. Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – отражает уровень совпадения мнений, оценок, установок по отношению к объектам Дти, значимым для группы, 3. Действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональный потенциал коллектива

С позиции этого подхода в коллективе были выделены страты (слои, уровни) групповой активности: 1. Непсихологическая; ядро группы, групповая  Дть, её цели и задачи (всё, что связано с социумом), 2. Психологическая страта; отношения членов группы к групповой Дти, её целям, задачам и принципам (Дть; как мы относимся к работе, наша мотивация),  3. Характеристики м/л отношений, опосредованные содержанием совместной Дти и принятыми в группе идеями, ценностями и принципами (связано с Дю + ценностно-ориентационное единство), 4. Поверхностный слой, неспецифичный для коллектива, но присущий ему; это м/л отношения, которые не опосредованы совместной Дю (симпатии-антипатии)

Создал типологию групп на основании 2х критериев: 1. степень опосредованности м/л отношений в группе совместной Дю и 2. общественная значимость Дти. Коллектив – ассоциация –корпорация – асоциальная ассоциация – диффузная.

Отношения индивидов в группе строятся по-разному, есть личностный и деятельностный уровни. В диффузной группе важен личностный уровень (какое отношение к людям, так и выполняет Дть),  все отношения выплёскиваются на Дть, будет ярко проявляться эмоциональный конфликт. В коллективе Дть определяет личностный уровень (личностный уровень вторичен по отношению к Дти) – взаимоотношения развиваются в рамках Дти, редко есть переход на личностный уровень.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского направления является Л. И. Уманский, в 60-70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Но стадии развития группы он выделил на основе выделения групповых параметров. В  структуре группы выделил 3 блока групповых характеристик (параметров): 1 блок. Общественный (стабильный) – направленность (идеология), организованность, подготовленность (ЗУНы) 2 блок. Личностные качества (более динамичный) - Интеллектуальная коммуникативность (разные точки зрения+совместн. Решения), эмоциональная коммуникативность (положительный настрой; насколько группа умеет его сохранять), волевая коммуникативность (умение преодолевать трудности). 3 блок. Общий – интегративность, микроклимат, лидерство, референтность (МГ как эталон), активность.

Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы. Эмоциональные потенциалы группы изучал Лутошкин.

Организационно-управленческий подход — СПБ школа. Изучение МГ в различных отраслях, управление Дю в МГ, психологическое обеспечение производственной сферы. Исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства [Свенцицкий; Шорохова, Кузьмин, Волков].

Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская] и Санкт-Петербурга [Емельянов, Либих] в основном как прикладная область групповой психологии, цель - развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе. Сегодня работы этого направления чрезвычайно популярны в России. Сегодня развивают многие (например, Жуков)

Социометрическое направление. использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В отечественной социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Коломинский («Психология взаимоотношений в МГ»). Он внедрил метод социометрии в отечественную психологию, немного изменил процедуру. Изучал динамику развития школьного класса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50766. Работа по созданию векторных изображений 427.5 KB
  На страницу с логотипом размещаем 6 кнопокс 1 по 4 ссылки на конкретные страницы 5Вперед 6Назад Задание 4 Организуем гиперсвязь главной страницы с 4 второстепенными.
50767. Программное обеспечение для работы с векторными изображениями 460 KB
  Достигнув края экрана надпись появляется снова с противоположной стороны SLIDE Схоже с SCROLL но текст перемещается только один раз и останавливается DIRECTION=DOWN LEFT RIGHT UP Определяет направление скроллинга DOWN Движение вниз LEFT Движение справа налево. По умолчанию RIGHT Движение слева направо UP Движение вверх 3D объекты.
50769. Создание динамических Web-страниц 31.5 KB
  Цель: Научиться создавать динамические web-страницы. Разобрать на примерах их достоинства и недостатки. Создадим шаблон страницы следующего вида.
50770. Использование динамических переменных 27.5 KB
  Цель: Научиться использовать переменные разных типов. Задание 1. Создадим первую типовую программу на PHP
50771. Программирование циклов в РНР 31.5 KB
  Цель: Научиться использовать различные циклы. Задание 1. Проверить работоспособность кода программ из 3 примеров.
50772. Работа с массивами РНР 25.5 KB
  Цель: Научиться использовать массивы при написании программ. Разобрать особенности каждого вида массивов. Задание 1. Создать массив A 1-10 из десяти целых чисел.
50773. Работа с датой и временем 25 KB
  Цель: Научиться работать с датой и временем. Разобрать основные функции даты и времени. Задание 1. Проработать фрагменты кода из теоритической части. Задание 2. Вывести дату и время в различных форматах. Задание 3. Вывести дату и время на другой странице при помощи форм.
50774. Разработка макета динамических страниц 30 KB
  С страницу следующего примерного содержания Заголовок сайта Навигация Страница1 Страница2 Страница3 Содержание страницы 1 Информация об авторе...