32072

Становление малой группы как психологической общности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Становление малой группы как психологической общности Детерминанты возникновения малой группы факторы общественноэкономического характера требования производства специфика Дти запросы общества социальные факторы: престижность профессии безработица ради выживания чел может браться за самую непрестижную работу престижность группы не зависит от престижности профессии материальный фактор успешность группы. Психологические факторы для неофициальных неформальных групп: потребности человека в безопасности в самоуважении в...

Русский

2013-09-03

63.5 KB

17 чел.

18.Становление малой группы как психологической общности

Детерминанты возникновения малой группы

  1.  факторы общественно-экономического характера (требования производства, специфика Дти, запросы общества)
  2.  социальные факторы: престижность профессии, безработица (ради выживания чел может браться за самую непрестижную работу), престижность группы (не зависит от престижности профессии), материальный фактор, успешность группы.
  3.  Психологические факторы (для неофициальных, неформальных групп): потребности человека (в безопасности, в самоуважении, в общении, в достижении власти, в достижении своих целей), личностные предпочтения (интересы), ожидания (что ожидает  от группы), социальный опыт (даёт возможность сравнивать группы), особенности группы (социально-психологический климат, атмосфера).

Причины, по которым человек идёт в группу – по пирамиде Маслоу (удовлетворение  потребностей):Заработать на жизнь, Обрести безопасность, Быть с другими, Завоевать признание, Самореализоваться.

Этапность развития МГ.

Двухмерные и двухфакторные модели.

1. Модель Такмена (двухфакторная) – в основе всех остальных моделей. Выделил 2 сферы в процессе развития – межличностную (развитие групповой структуры) и деловую (решение групповой задачи). В каждой из сфер предполагается прохождение 4х этапов.

М/л сфера: 1. проверка и зависимость (ориент др на др), 2. внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, нет единства),  3. развитие групповой сплочённости (гармонизация), 4. все роли и функции устоялись. Деловая сфера: Ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения), 2. Противодействие группы, из-за несовпадения личных намерений требованиям задачи, 3. Обмен информацией (узнают намерения др друга, предлагают альтернативные решения), 4. Принятие решения.

Эти 2 сферы связаны и влияют друг на друга. Их развитие идёт параллельно, изменения в одной сопровождаются изменениями в другой. Позже Такмэн совместно с Йенсеном добавил пятую стадию – прекращение Дти (расформированность самой группы). Эту модель используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента.

2. Стенфорд и Роарк (двухмерная)– попытки развить модель Такмэна – попробовали объединить 2 сферы. Пытались приложить модель к анализу развития школьного класса – 7 стадий группообразования: 1. Ориентация в поведении (соот 1 стадии м/л у Такмэна), 2.Формирование групповых норм, 3. Конфликт между членами группы и борьба за самостоятельность от учителя, 4. Сбалансированность  в отношениях – появляются элементы сплоченности, солидарности, 5.Появляется чувство «мы», объединение индивидуальных и групповых целей, 6. Сфера эмо активности – улучшаются взаимоотношения в диадах, упрочняются, «семья». 7. Актуализация – зрелость группы, = коллектив.

Частные модели группообразования. Одномерные модели группового развития.

Рассмотрение группового развития только по 1 основанию

Обер. Изучал нормативно-ролевую систему группы – выделил 4 стадии развития: 1. Формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей (устанавливаются м/л отношения), попытка выстроить иерархию, 2. «возмущение» - разрушение появившейся ролевой структуры, 3. Возникновение инструментальных норм (в деловой сфере), 4. Выполнение – появляются очень чёткие функциональные роли, выстраиваются взаимоотношения в деловой сфере

Волков. Акцент на восприятие (социальная перцепция), на м/л отношения – 4 стадии: 1. Первичное восприятие и опознание - первое впечатление о группе, 2. Сближение – формируется оценка других и самооценка, развиваются рефлексивные отношения, появляется интеграция (объединение), 3. Совместное действие – принятие межличностных ролей и статусов, 4. Сцепление – укрепление чувства «мы»; здесь группа рассматривается в общении – оценка характера и содержания общения

Стратометрическая концепция Петровского

В 1973 году в результате исследований Донцова была выдвинута гипотеза о том, что коллектив это группа, где взаимоотношения опосредованы целями и ценностями совместной Дти, есть свои особенности, феномены.

Петровский и его школа выявили феномены в коллективе: 1. добровольное соглашение с мнением группы, 2. Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – отражает уровень совпадения мнений, оценок, установок по отношению к объектам Дти, значимым для группы, 3. Действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональный потенциал коллектива

С позиции этого подхода в коллективе были выделены страты (слои, уровни) групповой активности:

1. Непсихологическая; ядро группы, групповая  Дть, её цели и задачи, общественно-экономический и социальный характер Дти (всё, что связано с социумом)

2. Психологическая страта; фиксируются отношения членов группы к групповой Дти, её целям, задачам и принципам (Дть; как мы относимся к работе, наша мотивация)

3. Характеристики м/л отношений, опосредованные содержанием совместной Дти и принятыми в группе идеями, ценностями и принципами (связано с Дю + ЦОЕ)

4. Поверхностный слой, неспецифичный для коллектива, но присущий ему; это м/л отношения, которые не опосредованы совместной Дю (симпатии-антипатии)

Дть – не только трудовая (например, может быть учебная).

Создал типологию групп на основании 2х критериев: 1. степень опосредованности м/л отношений в группе совместной Дю и 2. общественная значимость Дти. Коллектив - АссоциацияКорпорация - Асоциальная ассоциацияДиффузная группа . Отношения индивидов в группе строятся по-разному, есть личностный и деятельностный уровни. В диффузной группе важен личностный уровень (какое отношение к людям, так и выполняет Дть),  все отношения выплёскиваются на Дть, будет ярко проявляться эмоциональный конфликт. В коллективе Дть определяет личностный уровень (личностный уровень вторичен по отношению к Дти) – взаимоотношения развиваются в рамках Дти, редко есть переход на личностный уровень.

Параметрический подход Уманского

Уманский продолжил идёю Петровского о том, что м/л отношения опосредуются совместной Дю. Но стадии развития группы он выделил на основе выделения групповых параметров.

В общепсихологической структуре группы выделил 3 блока групповых характеристик (параметров):

1 блок. Общественный (стабильный) – направленность (идеология), организованность, подготовленность (ЗУНы)

2 блок. Личностные качества (более динамичный) - Интеллектуальная коммуникативность (разные точки зрения+совместн. Решения), эмоциональная коммуникативность (положительный настрой; насколько группа умеет его сохранять), волевая коммуникативность (умение преодолевать трудности)

3 блок. Общий – интегративность, микроклимат, лидерство, референтность (МГ как эталон), активность.

Группы (движение к коллективу) тот конгломерата (=диффузная) до коллектива.

Уровни распада группы

1. Дезинтеграция  2. Интраэгоизм (внутригрупповой) – внутри группы начинают обосабливаться подгруппы, отдельные индивиды 3. Антиколлектив – все по отдельности

Также в школе Уманского работал Лутошкин – изучал эмоциональную атмосферу, эмо потенциалы (эмо ресурсы, которые мы можем использовать). Изучал развитие группы с помощью символической методики развития коллектива. Вместо теста предлагал метафоры, чем снимал защитные механизмы и напряжение, + они легко запоминаются.Песчаная россыпь = номинальная группа и конгломерат Мягкая глина = ассоциация Мерцающий маяк = кооперация Алый парус = автономия Горящий факел = коллектив

Механизмы групповой динамики

Кричевский выделил 3 механизма групповой динамики:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий

Кирпичник (в рамках параметрической концепции Уманского) – развитие группы идёт неравномерно, скачкообразно (не может быть прямое, а пульсация с плато) из-за обострения противоречий. Выделил 2 противоречия: Между потенциалом группы и актуальной Дю (сил много, а Дть простая). Развитие группы = реализация потенциала. Между развитием личности и её интеграцией в группу (важно раскрыть потенциал члена группы, давать ответственные задания, творческие)

2. Идиосинкразический кредит

И.к. – отклонение от групповых норм позволяется высокостатусным  членам группы. То есть группа дала кредит доверия, она доверяет руководителю, идёт за ним.

3. Психологический обмен

Это материальные и нематериальные ценности и их обмен. Ценности – то, что для нас важно значимо; это характеристики группы и её членов.  Например, мой интеллектуальный потенциал является ценностью. Лидер даёт нам свои ценные качества, а мы в ответ признаём его авторитет (это и есть обмен ценностями).

Групповые нормы

Групповая норма – стандарт поведения в малой группе.

Функции: Социальный контроль за Дю членов в группе, способствуют устойчивости группы, могут препятствовать перестройке Дти в изменяющихся условиях.

Типы норм: Институциональные (даны организацией), Добровольные (основаны на договорённости членов группы), Эволюционные (один человек их превнёс, и со временим они получили одобрение членов группы).

3 основных феномена групповых норм:

1) Влияние норм большинства. Конформность

К. – соответствие некоторому признанному или требуемому стандарту. Обозначает тенденцию изменять поведение в зависимости от других людей, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.  

Функции: важно для эффективности групповых действий, для целостности группы,  играет + и – роль в социализации личности: + способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства; - мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

Факторы конформного поведения (Петровский): конфликт, психол давление, единодушие большинства, подвержены люди с низкой самооц, когда члены группы значимы или принадлежат одной среде (студенты), культура.

Эксперименты  Аша -  смысл – выявить влияние мнения группы. Задача - определить длину предъявляемой линии. Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта") – он отвечал последним; все остальные давали заведомо неверный ответ. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Идеи Аша подвержены критике. Задача была не значимая для группы + эксперимент в лабораторных условиях, группа не реальная, а диффузная.

2) Исследование влияния меньшинства

Меньшинство – относительно небольшая часть группы, которая разделяет иные, чем представители большинства, нормы и ценности; не обладает властью и авторитетом.

Теория Московичи – дескриптивная модель влияния меньшинства:

- меньшинство расшатывает взгляды (предлагает другие варианты решения, большинство начинает сомневаться), -притягивают внимание необычным поведением (они отличаются от остальных, делают не так, как другие).

Эксперименты Московичи и Фошо: группа - 2 подставных + 4 наивных испытуемых, тест на цветовое восприятие голубого цвета (2 человека говорят, что это зелёный).  8% группы подверглись влиянию меньшинства, и изменился порог чувствительности к цвету (это свидетельствует об устойчивости влияния меньшинства). Выводы: меньшинство оказывает влияние на принятие решения, влияние может быть явным и латентным,  последовательность и настойчивость меньшинства усиливают влияние.

Московичи – факторы влияния меньшинства: аргументация, уверенность, сесть в центре стола (властная позиция), способность привлекать сторонников, наличие лидера,

3) Отклонение от групповых норм. Последствия отклонения от норм – Шехтер – исследования. Группа + 3 подставных  - обсуждали степень виновности преступника по 7мибалльной шкале. Подставные: один не соглашался с мнением всей группы, другой соглашался, третий сначала не соглашалася, а потом соглашался. Выявил, что когда человек не соглашается с мнением группы, на него оказывают давление. Когда человек не поддаётся давлению и не соглашется, то его отвергают. То есть существуют 2 последствия отклонения от норм – давление и отвержение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44972. Наблюдаемость систем управления 114.5 KB
  Рассмотрим линейные системы динамика которых описывается дифуранением n порядка. В этом случае состояние системы будет определятся n координатами. Эти координаты состояния системы не обязательно будут совпадать с физическими величинами в т. В качестве системы можно рассмотреть либо замкнутую САУ тогда координаты U будут играть роль задающих воздействий G.
44973. Дискретные системы управления. Классификация 795 KB
  Для импульсных систем в основном применяют 3 вида квантования сигнала по времени: амплитудноимпульсная модуляция амплитуда импульса  входному сигналу Широтноимпульсная модуляция широта импульса  входному сигналу Фазоимпульсная модуляция фаза импульса  входному сигналу Во всех случаях период чередования импульсов является постоянным В случае амплитудноимпульсной модуляции рис б длительность каждого импульса постоянна имеет одинаковое значение и обозначается Т 0  1. Амплитуда импульсов принимает значения x[nT]  =...
44974. Импульсные системы управления 820 KB
  Импульсные системы управления. и решетчатой функции определенную длительность Импульсные системы описываются разностными уравнениями: Δf[n] =f[n1] f[n] первая разность решетчатой функции. Передаточная функция разомкнутой цепи импульсной системы это отношение выходной величины к входной при нулевых начальных условиях. X1 = sinωt X2 = sin2ωt t=nT АФЧХ разомкнутой импульсной системы определяется аналогично обыкновенной линейной системе: WS→Wjω gt=sinωt Q=ST g[n]=sinώn...
44975. Нелинейные системы управления. Второй метод Ляпунова 266.5 KB
  Нелинейные системы управления. Нелинейность обусловлена нелинейностью статической характеристики одного из элементов системы. движением Ляпунов понимал любой интересующий нас в отношении устойчивости режим работы системы. Линейная система получается в результате линеаризации НЛ системы.
44976. Автоколебания нелинейных САУ. Определение параметров автоколебаний 420 KB
  эти параметры могут быть найдены если известны условия при которых система находится на границе устойчивости. Для определения границы устойчивости можно использовать существующие критерии устойчивости для линейных САУ. Критерий Найквиста: Если разомкнутая цепь системы устойчива то для устойчивости замкнутой системы н. Необходимым условием устойчивости явл.
44977. Методы линеаризации нелинейных САУ 1.05 MB
  Методы линеаризации нелинейных САУ. НСдинамика кх описывается нелинми диф урми это сисмы имеющие нелинейную стстю харку. Нелинейность обусловлена нелинейностью статической характеристики одного из элементов системы. Методы линеаризации нелинейных САУ.
44978. Случайные процессы 269.5 KB
  В ряде систем для изучения отдельных звеньев системы применяется специальный ввод в систему случайных воздействий. Среднее значение mft и myt являются не случайными значениями и они связаны между собой через передаточную функцию системы. Ry = M[ytyt] Чтобы получить искомое выражение для искомой функции выходные величины по искомой функции входные воздействия воспользуемся связью между входной и выходной величиной системы через её весовую функцию. Эту связь можно выразить через передаточную функцию системы.
44979. Оптимальное управление. Постановка задачи оптимального управления. Критерии оптимальности 269 KB
  Постановка задачи оптимального управления. К настоящему времени наибольшее развитие получили 2 направления в теории оптимальности систем: 1 Теория оптимального управления движением систем с полной информацией об объекте и возмущениях; Теории оптимального управления при случайных возмущениях. Для реализации оптимального управления необходимо: Определить цель управления. Изучить все состояния среды функционирования объекта влияющие на прошлое настоящее и будущее процесса управления.
44980. Аналитическое конструирование регуляторов. Постановка задачи 224 KB
  При исследовании качества переходных в линейных САУ вводились разлитые интегральные критерии качества с помощью которых оценивался переходной процесс на бесконечном интервале времени. При рассмотрении интегральных критериев качества мы убедились в том что эти критерии позволяют определить параметры регулятора если задана его структура. Можно поставить более общую задачу: найти закон регулирования аналитическую функцию связывающую управляющую координату и управляющее воздействие при этом доставляющее min интегральному критерию качества.