32072

Становление малой группы как психологической общности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Становление малой группы как психологической общности Детерминанты возникновения малой группы факторы общественноэкономического характера требования производства специфика Дти запросы общества социальные факторы: престижность профессии безработица ради выживания чел может браться за самую непрестижную работу престижность группы не зависит от престижности профессии материальный фактор успешность группы. Психологические факторы для неофициальных неформальных групп: потребности человека в безопасности в самоуважении в...

Русский

2013-09-03

63.5 KB

17 чел.

18.Становление малой группы как психологической общности

Детерминанты возникновения малой группы

  1.  факторы общественно-экономического характера (требования производства, специфика Дти, запросы общества)
  2.  социальные факторы: престижность профессии, безработица (ради выживания чел может браться за самую непрестижную работу), престижность группы (не зависит от престижности профессии), материальный фактор, успешность группы.
  3.  Психологические факторы (для неофициальных, неформальных групп): потребности человека (в безопасности, в самоуважении, в общении, в достижении власти, в достижении своих целей), личностные предпочтения (интересы), ожидания (что ожидает  от группы), социальный опыт (даёт возможность сравнивать группы), особенности группы (социально-психологический климат, атмосфера).

Причины, по которым человек идёт в группу – по пирамиде Маслоу (удовлетворение  потребностей):Заработать на жизнь, Обрести безопасность, Быть с другими, Завоевать признание, Самореализоваться.

Этапность развития МГ.

Двухмерные и двухфакторные модели.

1. Модель Такмена (двухфакторная) – в основе всех остальных моделей. Выделил 2 сферы в процессе развития – межличностную (развитие групповой структуры) и деловую (решение групповой задачи). В каждой из сфер предполагается прохождение 4х этапов.

М/л сфера: 1. проверка и зависимость (ориент др на др), 2. внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, нет единства),  3. развитие групповой сплочённости (гармонизация), 4. все роли и функции устоялись. Деловая сфера: Ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения), 2. Противодействие группы, из-за несовпадения личных намерений требованиям задачи, 3. Обмен информацией (узнают намерения др друга, предлагают альтернативные решения), 4. Принятие решения.

Эти 2 сферы связаны и влияют друг на друга. Их развитие идёт параллельно, изменения в одной сопровождаются изменениями в другой. Позже Такмэн совместно с Йенсеном добавил пятую стадию – прекращение Дти (расформированность самой группы). Эту модель используют при анализе формирования команд исследователи менеджмента.

2. Стенфорд и Роарк (двухмерная)– попытки развить модель Такмэна – попробовали объединить 2 сферы. Пытались приложить модель к анализу развития школьного класса – 7 стадий группообразования: 1. Ориентация в поведении (соот 1 стадии м/л у Такмэна), 2.Формирование групповых норм, 3. Конфликт между членами группы и борьба за самостоятельность от учителя, 4. Сбалансированность  в отношениях – появляются элементы сплоченности, солидарности, 5.Появляется чувство «мы», объединение индивидуальных и групповых целей, 6. Сфера эмо активности – улучшаются взаимоотношения в диадах, упрочняются, «семья». 7. Актуализация – зрелость группы, = коллектив.

Частные модели группообразования. Одномерные модели группового развития.

Рассмотрение группового развития только по 1 основанию

Обер. Изучал нормативно-ролевую систему группы – выделил 4 стадии развития: 1. Формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей (устанавливаются м/л отношения), попытка выстроить иерархию, 2. «возмущение» - разрушение появившейся ролевой структуры, 3. Возникновение инструментальных норм (в деловой сфере), 4. Выполнение – появляются очень чёткие функциональные роли, выстраиваются взаимоотношения в деловой сфере

Волков. Акцент на восприятие (социальная перцепция), на м/л отношения – 4 стадии: 1. Первичное восприятие и опознание - первое впечатление о группе, 2. Сближение – формируется оценка других и самооценка, развиваются рефлексивные отношения, появляется интеграция (объединение), 3. Совместное действие – принятие межличностных ролей и статусов, 4. Сцепление – укрепление чувства «мы»; здесь группа рассматривается в общении – оценка характера и содержания общения

Стратометрическая концепция Петровского

В 1973 году в результате исследований Донцова была выдвинута гипотеза о том, что коллектив это группа, где взаимоотношения опосредованы целями и ценностями совместной Дти, есть свои особенности, феномены.

Петровский и его школа выявили феномены в коллективе: 1. добровольное соглашение с мнением группы, 2. Сплочённость как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – отражает уровень совпадения мнений, оценок, установок по отношению к объектам Дти, значимым для группы, 3. Действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональный потенциал коллектива

С позиции этого подхода в коллективе были выделены страты (слои, уровни) групповой активности:

1. Непсихологическая; ядро группы, групповая  Дть, её цели и задачи, общественно-экономический и социальный характер Дти (всё, что связано с социумом)

2. Психологическая страта; фиксируются отношения членов группы к групповой Дти, её целям, задачам и принципам (Дть; как мы относимся к работе, наша мотивация)

3. Характеристики м/л отношений, опосредованные содержанием совместной Дти и принятыми в группе идеями, ценностями и принципами (связано с Дю + ЦОЕ)

4. Поверхностный слой, неспецифичный для коллектива, но присущий ему; это м/л отношения, которые не опосредованы совместной Дю (симпатии-антипатии)

Дть – не только трудовая (например, может быть учебная).

Создал типологию групп на основании 2х критериев: 1. степень опосредованности м/л отношений в группе совместной Дю и 2. общественная значимость Дти. Коллектив - АссоциацияКорпорация - Асоциальная ассоциацияДиффузная группа . Отношения индивидов в группе строятся по-разному, есть личностный и деятельностный уровни. В диффузной группе важен личностный уровень (какое отношение к людям, так и выполняет Дть),  все отношения выплёскиваются на Дть, будет ярко проявляться эмоциональный конфликт. В коллективе Дть определяет личностный уровень (личностный уровень вторичен по отношению к Дти) – взаимоотношения развиваются в рамках Дти, редко есть переход на личностный уровень.

Параметрический подход Уманского

Уманский продолжил идёю Петровского о том, что м/л отношения опосредуются совместной Дю. Но стадии развития группы он выделил на основе выделения групповых параметров.

В общепсихологической структуре группы выделил 3 блока групповых характеристик (параметров):

1 блок. Общественный (стабильный) – направленность (идеология), организованность, подготовленность (ЗУНы)

2 блок. Личностные качества (более динамичный) - Интеллектуальная коммуникативность (разные точки зрения+совместн. Решения), эмоциональная коммуникативность (положительный настрой; насколько группа умеет его сохранять), волевая коммуникативность (умение преодолевать трудности)

3 блок. Общий – интегративность, микроклимат, лидерство, референтность (МГ как эталон), активность.

Группы (движение к коллективу) тот конгломерата (=диффузная) до коллектива.

Уровни распада группы

1. Дезинтеграция  2. Интраэгоизм (внутригрупповой) – внутри группы начинают обосабливаться подгруппы, отдельные индивиды 3. Антиколлектив – все по отдельности

Также в школе Уманского работал Лутошкин – изучал эмоциональную атмосферу, эмо потенциалы (эмо ресурсы, которые мы можем использовать). Изучал развитие группы с помощью символической методики развития коллектива. Вместо теста предлагал метафоры, чем снимал защитные механизмы и напряжение, + они легко запоминаются.Песчаная россыпь = номинальная группа и конгломерат Мягкая глина = ассоциация Мерцающий маяк = кооперация Алый парус = автономия Горящий факел = коллектив

Механизмы групповой динамики

Кричевский выделил 3 механизма групповой динамики:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий

Кирпичник (в рамках параметрической концепции Уманского) – развитие группы идёт неравномерно, скачкообразно (не может быть прямое, а пульсация с плато) из-за обострения противоречий. Выделил 2 противоречия: Между потенциалом группы и актуальной Дю (сил много, а Дть простая). Развитие группы = реализация потенциала. Между развитием личности и её интеграцией в группу (важно раскрыть потенциал члена группы, давать ответственные задания, творческие)

2. Идиосинкразический кредит

И.к. – отклонение от групповых норм позволяется высокостатусным  членам группы. То есть группа дала кредит доверия, она доверяет руководителю, идёт за ним.

3. Психологический обмен

Это материальные и нематериальные ценности и их обмен. Ценности – то, что для нас важно значимо; это характеристики группы и её членов.  Например, мой интеллектуальный потенциал является ценностью. Лидер даёт нам свои ценные качества, а мы в ответ признаём его авторитет (это и есть обмен ценностями).

Групповые нормы

Групповая норма – стандарт поведения в малой группе.

Функции: Социальный контроль за Дю членов в группе, способствуют устойчивости группы, могут препятствовать перестройке Дти в изменяющихся условиях.

Типы норм: Институциональные (даны организацией), Добровольные (основаны на договорённости членов группы), Эволюционные (один человек их превнёс, и со временим они получили одобрение членов группы).

3 основных феномена групповых норм:

1) Влияние норм большинства. Конформность

К. – соответствие некоторому признанному или требуемому стандарту. Обозначает тенденцию изменять поведение в зависимости от других людей, чтобы оно соответствовало мнению окружающих.  

Функции: важно для эффективности групповых действий, для целостности группы,  играет + и – роль в социализации личности: + способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства; - мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

Факторы конформного поведения (Петровский): конфликт, психол давление, единодушие большинства, подвержены люди с низкой самооц, когда члены группы значимы или принадлежат одной среде (студенты), культура.

Эксперименты  Аша -  смысл – выявить влияние мнения группы. Задача - определить длину предъявляемой линии. Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта") – он отвечал последним; все остальные давали заведомо неверный ответ. В эксперименте Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Идеи Аша подвержены критике. Задача была не значимая для группы + эксперимент в лабораторных условиях, группа не реальная, а диффузная.

2) Исследование влияния меньшинства

Меньшинство – относительно небольшая часть группы, которая разделяет иные, чем представители большинства, нормы и ценности; не обладает властью и авторитетом.

Теория Московичи – дескриптивная модель влияния меньшинства:

- меньшинство расшатывает взгляды (предлагает другие варианты решения, большинство начинает сомневаться), -притягивают внимание необычным поведением (они отличаются от остальных, делают не так, как другие).

Эксперименты Московичи и Фошо: группа - 2 подставных + 4 наивных испытуемых, тест на цветовое восприятие голубого цвета (2 человека говорят, что это зелёный).  8% группы подверглись влиянию меньшинства, и изменился порог чувствительности к цвету (это свидетельствует об устойчивости влияния меньшинства). Выводы: меньшинство оказывает влияние на принятие решения, влияние может быть явным и латентным,  последовательность и настойчивость меньшинства усиливают влияние.

Московичи – факторы влияния меньшинства: аргументация, уверенность, сесть в центре стола (властная позиция), способность привлекать сторонников, наличие лидера,

3) Отклонение от групповых норм. Последствия отклонения от норм – Шехтер – исследования. Группа + 3 подставных  - обсуждали степень виновности преступника по 7мибалльной шкале. Подставные: один не соглашался с мнением всей группы, другой соглашался, третий сначала не соглашалася, а потом соглашался. Выявил, что когда человек не соглашается с мнением группы, на него оказывают давление. Когда человек не поддаётся давлению и не соглашется, то его отвергают. То есть существуют 2 последствия отклонения от норм – давление и отвержение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59296. ЩО ТАКЕ ПРИРОДА 117 KB
  Виховувати бережливе ставлення до рослин і тварин потребу у збереженні та збагаченні природних багатств. Роздавальні картки звірів птахів риб індивідуальні картки зашифровки щоденники спостережень підручники учнівські малюнки...
59297. Проведення народних ігор в початковій школі 51.5 KB
  За ким була хустина той ловить утікаючого що повинен стати на місце доганяю чого. Місце проведення: довільне. Якщо ходієві не вдається зайняти місце він бере найближчого гравця за руку залучає інших і веде за собою цілий ряд за коло.
59299. Свято здоровя в літньому таборі 49.5 KB
  Зараз ми спробуємо поставити виставу €œПригоди Катрусі в країні Невмивайній Катруся і Бруднуля разом ти хто Бруднуля: Я Бруднуля Бруднулькун Знаменитий неуважний З вулиці Вантажної. Тут гарно живеться Катруся: А я сама не знаю як сюди потрапила.
59300. Гра-подорож у країну чистоти у порядку 31.5 KB
  Діти не чистять своє взуття не слідкують за одягом не вміють користуватися носовою хустиночкою. Хочу я напитись чаю Але що це Сам не знаю Самовар мій повний вщерть Утікає напереберть Що зробилось Діти чому в бруднулі всі речі повтікали...
59301. Котилася торба з великого горба 31 KB
  Хід гриподорожі Добрий день любідрузі Яке чудове привітання Добрий день це означає що над нами мирне небо що у нас хороше на серці. Добрий день це означає що всі ми бажаємо один одному добра. Треба дружно привітатись Добрий день Дружно голосно сказати: Добрий день...
59302. КОНКУРС-ЗМАГАННЯ «КОЗАЦЬКІ ЗАБАВИ» 62.5 KB
  Для боротьби ми не збирали ані рушниць ані гармат здоровя повен міх набрали вистачить його для всіх команд. Хлопчик 1 команда: Наша невелика команда і поки молодий у неї вік а Тараса ми вибрали за отамана бо він здоровий чоловік.
59303. Мама, тато і я – спортивна сімя 348.5 KB
  Члени кожної команди женуть мяч ногою від кубика до кубика, обходячи кожний то справа, то зліва. Спочатку вони рухаються в один бік, а потім в інший. Передавати мяч наступним гравцям потрібно також ногою.
59304. CЦЕНАРІЙ КВК ПО ХІМІЇ 67 KB
  Ведучий 1: Доброго дня шановні друзі Сьогодні на острові Хімляндії в Клубі веселих та кмітливих відбудеться зустріч двох команд хіміків і екологів. Ведучий 2. Ведучий 1: То ж запрошуємо на сцену для змагання дві команди.