32074

Межличностная совместимость и групповая сплочённость

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

предполагает оптимальную согласованность определенных индивидуальнопсихологических характеристик членов группы характерологических мотивационнопотребностных ролевых и др. Поведенческая – личностные свойства членов группы образуют типичные поведенческие модели модели могут быть совместимые и несовместимые очень мало исследований В них рассматриваются только отдельные личностные качества преимущественно авторитарность и доминантность. Структурный – выявление оптимальных сочетаний психологических характеристик членов группы...

Русский

2013-09-03

51 KB

56 чел.

20. Межличностная совместимость и групповая сплочённость

Проблема межличностных отношений - закономерностей их становления, поддержания, развития и т.д. - является одной из главных и наиболее проработанных в СП. Но еще недостаточно исследована - начали заниматься сравнительно недавно (40-50 годы). Проблема актуальная, сейчас очень много разнообразных малых групп, которые существуют в необычных, экстремальных условиях. Нет чёткого определения понятия "совместимость" и единой теории.

Термин – общенаучный, используется в разных областях знания. Распространённое определение - "Возможность совместной работы, возможность согласованного взаимодействия".

Обобщённое определение – МС -  это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующее оптимизации их общения и деятельности. МС = "гармонизация", "согласованность", "конгруэнтность" и другие.

Несмотря на множественность подходов, можно выделить общие характеристики МС:

1. это феномен, включенный в межличностные взаимодействия и межличностные отношения; 2. предполагает оптимальную согласованность определенных индивидуально-психологических характеристик членов группы (характерологических, мотивационно-потребностных, ролевых и др.); 3. совместимость характеризуется удовлетворенностью совместной деятельностью и общением.

Типы совместимости: (Матюхина, Поддубный)

А) на основе индивидуально-психологических свойств:

1) психофизиологическая (темперамент, эмоциональность и т.д.)

2) психологическая (характер, стереотипы поведения и т.д.)

3) социально-психологическая (соц-ые установки, отношения, интересы, ценности и др.)

4) социальная (статус, соц. роль, образование, соц.-экономич. положение)

Б) по степени выраженности: 1) высокосовместимая, 2) нейтральная, 3) низкосовместимая

В современной литературе описаны различные подходы к исследованию совместимости, сделаны попытки классификации разнообразных исследований по данной проблеме, выделены уровни (виды) и типы совместимости.

Классификация типов м/л совместимости. Зарубежная

Потребностный подход:

М/ л совместимость (Шоу) – оптимальное сочетание психологических особенностей партнёров, которое способствует оптимизации их Дти и общения.

В зарубежной психологии принято выделять 2 подхода к МС - исследования потребностной совместимости и исследования поведенческой совместимости (Шоу).

1. Потребностная – сходство или различие потребностных характеристик или их сложное сочетание. Если потребности индивидов взаимно удовлетворяются в процессе взаимодействия, то они являются совместимыми в потребностной сфере, а если же их не удовлетворяются - несовместимы. (подход Шутца)

2. Поведенческая – личностные свойства членов группы образуют типичные поведенческие модели, модели могут быть совместимые и несовместимые (очень мало исследований, В них рассматриваются только отдельные личностные качества, преимущественно авторитарность и доминантность).

Шутц – теория интерсперсональных отношений – м/л отношения обусловлены индивидуальными ориентациями людей, типичными моделями межличностной ориентации, в основе которых лежат три фундаментальные потребности: включенность, контроль и аффект.

1. Включенность – стремление  в установлении и сохранении благоприятных отношений. Личность с выраженной потребностью во включенности будет стремиться повысить свой статус, получить признание, добиться престижа и т п.

2. Контроль относится к сфере принятия решений и ответственности, желание доминировать или быть контролируемым.

3. Любовь (аффект)проявляется в теплых эмоциональных связях, возникающих между людьми. Это потребность нравиться и быть любимым. В. Шутц утверждает, что данные потребности формируются в детстве в процессе общения с родителями и взрослыми и затем проявляются в более старшем возрасте при взаимодействии с людьми.

Отсюда – 3 типа совместимости: 1. Взаимообменная – взаимное проявление включенности, контроля и любви (я сильно включаюсь в Д, и ты тоже – совместимы).2. По принципу дополнения, 3. Рецепроктная (ожидание)– проявление каждой потребности отвечает желанию других

Изучение м/л совместимости в отечественной психологии

Обозов выделил 3 подхода к изучению феномена совместимости:

1. Структурный – выявление оптимальных сочетаний психологических характеристик членов группы (потребности, мотивы, характер, темперамент). Можно спрогнозировать совместимость и несовместимость (применяется статистика и др методы) 2. Функциональный – индивиды в группе – носители определённых ролей, совместимость – согласованность этих ролей. 3. Адаптивный подход – задача – улучшение психологического климата и м/л отношений (используется в тренингах взаимодействия).

Антонова и Кричевский – схема изучения м/л совместимости в МГ, 2 сферы, в которых проводится исследование на совместимость: Инструментальная сфера (деловая сфера активности) и Эмоциональная (сфера внутригруппового общения)

Кричевский – исследование спортивных команд – использовал оценочные шкалы и модификацию социометрии – выявил, что совместимость носит многомерный характер. У совместимости как многомерного феномена – 4 измерения: сыгранность партнёров (долго вместе), хорошее понимание идей и действия другого, совместимость в личностных чертах, удовлетворённость отношениями в Дти.

Структурно-уровневая концепция совместимости супругов Н. Н. Обозова. Сов-ть как сложное, многоуровневое явление. Выделяет 5 основных уровней супружеской совместимости:

1. Физиологический: возрастные особенности партнеров, особенности метаболических процессов организма и т.п. 2. Психофизиологический: особенности темперамента, потребности и эм-ые осбенности партнеров. 3. Психологический: характер, мотивы поведения, личностные качеств партнеров. 4. Социально-психологический: социальные ролей, интересы, ценностные ориентации. 5. Духовный: социальные установки относительно важнейших фактов действительности, связанных с реализацией групповых и личных интересов. Три вида духовной сов-и: а) ценностно-ориентационная, б) функционально-ролевая, в) структурная.

Методический инструментарий для оценки психологической совместимости

1. разнообразные взаимооценочные методики, в основе которых, как правило, лежит социометрия: цветовой тест отношений, методика диагностики совместимости личности и малой группы С.Е. Поддубного, тест интерперсональной диагностики Т. Лири,   экспериментальные аппаратурные устройства, моделирующие совместную деятельность (изучение психомоторной срабатываемости и совместимости, измерения влияния каждого члена группы на ход совместной работы и т.д., приборы "арка", "эстакада", "лабиринт" - моделирует совместную деятельность членов группы при сборке различных элементов в 1 объект).

Изучение групповой сплочённости в зарубежной психологии

Сплоченность – характеристика системы внутренних связей, которая отражает степень совпадения оценок, установок и позиций по отношению к объекту. Выражает степень единомыслия и единодушия, является показателем духовной общности и единства.

Подходы к изучению сплочённости:

1. Сплочённость как м/л аттракция –Лотт-  групповое свойство, которое является следствием  количества и силы взаимных позитивных установок членов группы (все относятся друг к другу очень позитивно). Причины симпатии: частота взаимодействий, корпоративный характер(все делают вместе), демократичный стиль руководства, фрустрация и угроза групповому процессу и др. Последствия: агрессивное поведение по отношению к несимпатичным членам группы, рост конформного поведения, возможный рост продуктивности.

Недостаток – сплочённость рассматривается как сугубо эмоциональный феномен.

2. Сплоченность как мотивация группового членства – Картрайт – некая сила или мотивация, которая побуждает к сохранению членства в группе. Выделил детерминанты сплочённости: привлекательность членов группы, сходства между членами, особенности групповых целей, взаимосвязь членов группы, удовлетворённость Дю, характер руководства, сравнение с др группой, межгрупповой конфликт.

Последствия роста сплочённости: сохранение членства, усиление влияния на членов, возрастает участие в жизни группы, рост индивидуальной адаптации в группе, переживание чувства личной безопасности.

Сплоченность может приводит к снижению продуктивности, это зависит от: принятых норм (сплоченность группы с низкими нормами препятствует росту), от мотивации к групповой Дти (продуктивность только при высокой мотивации), взаимозависимый тип задачи (к сплоченности приводит та задача, решение которой приводит к взаимодействию людей).

Все причины и последствия связаны.

Изучение проблемы групповой сплоченности в отечественной психологии

Петровский  - сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Сплочённость - характеристика системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к наиболее значимым для группы объектам. Но это не значит единство оценок и позиций во всех сферах Дти, а только сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходах к целям и задачам Дти. Петровский выделяет: А – цели, Б - ЦОЕ , В – межличностная привлекательность.

Формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:

1) эмоциональном (внешнем) уровне –проявляются ситуативно как симпатии-антипатии.

2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73414. Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа 38 KB
  Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Жанровые каноны Все жанры средневековой и древней литературы а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему которая членилась на подсистему: Самым главным признаком была иерархия жанров.
73415. Пространство и время в литературе 47 KB
  Пространство и время в литературе. Реальное время -– это время за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.
73417. Повествование и его композиция (композиционно-речевые формы) 31 KB
  Организация повествования возникла давно на Западе. Она включает в себя: структуру повествовательного текста фигуру которая является источником повествования Повествование – весь текст повествовательного произведения; весь текст за вычетом прямых речей.
73418. Образ повествователя и его историческая трансформация 41.5 KB
  Образ автора -– автор создает повествователя который похож на автора. Повествователь Находится за пределами изображаемого мира Близок к автору По речевому строю По восприятию Близок к образу автора Главный признак повествователя: Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика...
73419. Образ рассказчика 35.5 KB
  Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора. Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным. Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него. Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.
73420. Художественная речь. Поэтический язык 38.5 KB
  На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи чем обусловлена эта художественность.
73421. Традиционная теория художественной речи. Стилистика 36.5 KB
  Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.
73422. Дорожні огорожі 462 KB
  На небезпечних ділянках доріг з метою запобігання виїзду автомобілів за межі земляного полотна встановлюють спеціальні дорожні огородження мал. Розташування однобічних і двосторонніх утримуючих огороджень бічних і фронтальних для автомобілів: 1 узбіччя; 2 бічне однобічне огородження...