32075

Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

предложена общая деятельность по уборке лагеря в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения измерили враждебность между группами не выявилась; 3. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью ремонтировали водопровод. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те кто зафиксировал больше точек на первой в другую на второй картине.

Русский

2013-09-03

39.5 KB

1 чел.

21. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии.

До недавнего времени была недостаточно исследованной. Считалось, что это область социологии, а также был сильный интерес к малым группам. Необходимость изучения: усложнение общественной жизни, этнические, классовые и другие конфликты.

Исследования А.Тэшфела и М.Шерифа.

Шериф: 1st эксперименты, 1954 г., американский лагерь для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий: 1. предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (измерили враждебность между группами – не выявилась); 3. была задана различная деятельность на условиях соревнования, рост межгрупповой враждебности; 4.  группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Когда снова замерили отношения «бывших» групп, оказалось, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества проявляются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Критика: не учёл когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие взаимодействие.

А.Тэшфел (когнитивист): критиковал Шерифа, что является причиной ингруппового фаворитизма и межгрупповой агрессии (по Тешфелу), это результат когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп). Доказал, что позитивное отношение к своей группе – константа, не зависит от конфликта между группами. Эксперимент: студентам показали две картины и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек на первой, в другую – на второй картине. Возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев) Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп.

 Совместная межгрупповая деятельность не сводится к взаимодействию (как у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, (между большими группами через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п.).

Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. Стереотип помогает составить представление об этой группе, но есть негативные характеристики – поляризация суждений – межгрупповая враждебность. Особенно жестко - в межэтнических отношениях.

Кэмпбелл: "гипотеза контакта": чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (т.е. важен анализ факторов совместной деятельности). Это развитие принципа Д.

Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. Эксперимент 1: соревнование между группами студентов за право получения зачета. Победить могла только одна из групп. Итоги: поддерживали свою группу, предпочтение своей группы по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе), более выражена идентификация со своей группой (местоимения МЫ и ОНИ). В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным.

Эксперимент 2. 1 этап: разделили отряд в пионерском лагере на 2 части -  соревновались между собой, воспитатели поддерживали состязательные отношения, 2 этап: совместная работа этих детей в совхозе, также соревнования, но взрослые не акцентировали внимание на соревновании. То есть игра с нулевой суммой, нет конкретной цели и значимой Д. Результаты: 1 этап – резкий рост внутригруппового фаворитизма по сравнению с оценками до соревнования, 2 этап – резкое снижение. Вывод: на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (соревновательный), сколько характер совместной деятельности групп (1 – была групповая цель, 2 -  надгрупповая социальная ценность). Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Результаты исследования В.С.Агеева показали зависимость адекватности межгруппового восприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия: межгрупповая дискриминация может быть снята или ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.

Если группы не включены в значимую совместную Д, то очень ярко проявляется феном внутригруппового фаворитизма. Стабилизация - если группы включить в значимую деятельность с общими для них целями и ценностями.

Этническая идентификация

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Один этнос от другого отличают: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, национ характер, искусство – отражают некую объективную реальность, чаще всего духовную культуру. Современные этнические общности не имеют как раньше ярких традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются, интернализируются в хоз Д, пищу (итальянская и китайская,напр),  искусство.

Интенсификация межэтнических контактов может быть как непосредственная (трудовые миграции, студенческие обмены, беженцы, туризм), так и опосредованными. Современные СМИ, спутниковое ТВ, интернет актуализируют этническую идентичность как нечто особое («русскость»).

Межэтнические отношения это не только отношения между группами, но и отношение к группе, которые проявляются в представлении о ней – от позитивных образов до предрассудков.

Степень влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди  воспринимают себя и других как членов какой-то группы.

То есть, важны 2 штуки: 1. Процесс категоризации – с помощью него мы интерпретируем окружающий мир и своё место в нём (мы и они).2. Социальная идентичность – часть я-концепции, которая возникает из осознания своего членства в группе в процессе сравнения своей группы с другой.

Социальные стереотипы – упрощенные, схематичные образы соц. объектов, характеризуются высокой согласованностью индивидуальных представлений (единство мнений в 1 группе). Характеристики: - устойчивые, ригидны к новой информации (изменяются при изменении межэтнических взаимоотношений); - носят эмоционально-оценочный характер; - единство представлений среди членов группы; - свойства, приписываемые другой группе косвенно отражают особенности группы, в которой распространяются стереотипы;

Стереотипы влияют на межэтнические отношения. Во время конфликта положительные качества – только своей группе, отрицательные – чужой. Приводят к сложностям межличностного восприятия. Бывают не только негативные, но и позитивные стереотипы (например, ожидают от русского трудолюбия, а он не оправдал – меняется отношение).

Считается, что стереотипы истинны, если существует единое мнение двух групп о третьей. Межэтнические конфликты: соц-эконом (выдвигаются требования равноправия), культурно-языковые (требуют возрождения или сохранения языка и культуры), политические (добиваются политических прав), территориальные (требования изменить границы, присоединиться к государству).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32994. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ 41.62 KB
  Конт который и ввел этот термин в научный оборот подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития исключающие скачки и перерывы. Между тем понятие социальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В общественной жизни широко распространены циклические процессы имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены к случайным и кратковременным явлениям в наступательном...
32996. Интерфейс для офисного служащего 276.5 KB
  Выводится критерий для оценки качества интерфейса. Создается прототип интерфейса с шаблонами основных частозаполняемых документов для офисного служащего, удовлетворяющий полученному критерию. Проводится пилотный эксперимент для оценки работоспособности интерфейса.
32997. Философская концепция человека 20.64 KB
  Б Жизнь человека подчиняется биологическим законам Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков животное обезъяналюди гомениды современный человек Человек в отличие от животных имеет такие биологические структуры которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы позволяющие человеку трудиться рука мозг и прямая походка 2. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями которые формируют социальную характеристику человека....
32998. Понятие науки, её функции 20.99 KB
  Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом философском объяснении открытых принципов и законов в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом. Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и...
32999. Философия техники, Исследование первопричин техники 24.35 KB
  Исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп написавший Основные направления философии техники 1877. философия техники во-первых исследует феномен техники в целом во-вторых не только ее имманентное развитие но и место в общественном развитии в целом в-третьих принимает во внимание широкую историческую перспективу.
33000. Философия и ее предмет. Исторические условия возникновения философии 42.2 KB
  Философия - любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.
33001. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 35.04 KB
  РВ вобрала в себя миф и ритуал в таком виде она несла зачаток как религиозного так и философского видения мира и человека. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне. Космос порождает человека. В рамках древнеиндийской философии подчёркивается значение духовной стороны человека она приобретает здесь космический смысл.
33002. Милетская школа. Милетская школа философии 26.78 KB
  Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения знаменитым апориям Зенона которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Но для философа вопрос ставиться не в плоскости эмпирического существования движения а в плане мыслимости его противоречивости и в системе понятия в диалектике его соотношения с пространством и временем. Элиатам не удалось доказать что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показали то что едва ли кто из их современников осмысливал что такое движение Сами они в своих размышлениях...