32075

Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

предложена общая деятельность по уборке лагеря в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения измерили враждебность между группами – не выявилась; 3. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью ремонтировали водопровод. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те кто зафиксировал больше точек на первой в другую – на второй картине.

Русский

2013-09-03

39.5 KB

1 чел.

21. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии.

До недавнего времени была недостаточно исследованной. Считалось, что это область социологии, а также был сильный интерес к малым группам. Необходимость изучения: усложнение общественной жизни, этнические, классовые и другие конфликты.

Исследования А.Тэшфела и М.Шерифа.

Шериф: 1st эксперименты, 1954 г., американский лагерь для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий: 1. предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (измерили враждебность между группами – не выявилась); 3. была задана различная деятельность на условиях соревнования, рост межгрупповой враждебности; 4.  группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Когда снова замерили отношения «бывших» групп, оказалось, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества проявляются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Критика: не учёл когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие взаимодействие.

А.Тэшфел (когнитивист): критиковал Шерифа, что является причиной ингруппового фаворитизма и межгрупповой агрессии (по Тешфелу), это результат когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп). Доказал, что позитивное отношение к своей группе – константа, не зависит от конфликта между группами. Эксперимент: студентам показали две картины и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек на первой, в другую – на второй картине. Возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев) Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп.

 Совместная межгрупповая деятельность не сводится к взаимодействию (как у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, (между большими группами через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п.).

Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. Стереотип помогает составить представление об этой группе, но есть негативные характеристики – поляризация суждений – межгрупповая враждебность. Особенно жестко - в межэтнических отношениях.

Кэмпбелл: "гипотеза контакта": чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (т.е. важен анализ факторов совместной деятельности). Это развитие принципа Д.

Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. Эксперимент 1: соревнование между группами студентов за право получения зачета. Победить могла только одна из групп. Итоги: поддерживали свою группу, предпочтение своей группы по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе), более выражена идентификация со своей группой (местоимения МЫ и ОНИ). В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным.

Эксперимент 2. 1 этап: разделили отряд в пионерском лагере на 2 части -  соревновались между собой, воспитатели поддерживали состязательные отношения, 2 этап: совместная работа этих детей в совхозе, также соревнования, но взрослые не акцентировали внимание на соревновании. То есть игра с нулевой суммой, нет конкретной цели и значимой Д. Результаты: 1 этап – резкий рост внутригруппового фаворитизма по сравнению с оценками до соревнования, 2 этап – резкое снижение. Вывод: на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (соревновательный), сколько характер совместной деятельности групп (1 – была групповая цель, 2 -  надгрупповая социальная ценность). Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Результаты исследования В.С.Агеева показали зависимость адекватности межгруппового восприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия: межгрупповая дискриминация может быть снята или ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.

Если группы не включены в значимую совместную Д, то очень ярко проявляется феном внутригруппового фаворитизма. Стабилизация - если группы включить в значимую деятельность с общими для них целями и ценностями.

Этническая идентификация

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Один этнос от другого отличают: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, национ характер, искусство – отражают некую объективную реальность, чаще всего духовную культуру. Современные этнические общности не имеют как раньше ярких традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются, интернализируются в хоз Д, пищу (итальянская и китайская,напр),  искусство.

Интенсификация межэтнических контактов может быть как непосредственная (трудовые миграции, студенческие обмены, беженцы, туризм), так и опосредованными. Современные СМИ, спутниковое ТВ, интернет актуализируют этническую идентичность как нечто особое («русскость»).

Межэтнические отношения это не только отношения между группами, но и отношение к группе, которые проявляются в представлении о ней – от позитивных образов до предрассудков.

Степень влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди  воспринимают себя и других как членов какой-то группы.

То есть, важны 2 штуки: 1. Процесс категоризации – с помощью него мы интерпретируем окружающий мир и своё место в нём (мы и они).2. Социальная идентичность – часть я-концепции, которая возникает из осознания своего членства в группе в процессе сравнения своей группы с другой.

Социальные стереотипы – упрощенные, схематичные образы соц. объектов, характеризуются высокой согласованностью индивидуальных представлений (единство мнений в 1 группе). Характеристики: - устойчивые, ригидны к новой информации (изменяются при изменении межэтнических взаимоотношений); - носят эмоционально-оценочный характер; - единство представлений среди членов группы; - свойства, приписываемые другой группе косвенно отражают особенности группы, в которой распространяются стереотипы;

Стереотипы влияют на межэтнические отношения. Во время конфликта положительные качества – только своей группе, отрицательные – чужой. Приводят к сложностям межличностного восприятия. Бывают не только негативные, но и позитивные стереотипы (например, ожидают от русского трудолюбия, а он не оправдал – меняется отношение).

Считается, что стереотипы истинны, если существует единое мнение двух групп о третьей. Межэтнические конфликты: соц-эконом (выдвигаются требования равноправия), культурно-языковые (требуют возрождения или сохранения языка и культуры), политические (добиваются политических прав), территориальные (требования изменить границы, присоединиться к государству).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32111. LA VALEUR STYLISTIQUE DES PRONOMS 12.25 KB
  2)Dans la conversation on emploie le pronom tu pour sadresser а ses proches, aux membres de la famille, aux enfants on use, au contraire, du pronom vous pour aborder les personnes que lon ne connait pas assez bien ou avec qui on ne se permet pas de familiarité.
32112. LADJECTIF ET SES SYNONYMES GRAMMATICAUX 11.47 KB
  L'djectif fit l fonction de differents termes: epithetecompl determintif dhernt directement u nom ttribut determinnt predictif detchee. L vleur expressive de l'djectif dns toutes ces fonctions depend en grnde mesure de s plce dns l phrse. L'djectif designe ses trits prticuliers ses qulités et ses defuts.
32113. La syntaxe expressive 13.61 KB
  Y. Skrebnev considere comme neutre une proposition а deux termes, а lordre des mots direct et qui ne contient pas de transposition, cest а dire quil ny a pas dasymetrie forme/fonction (ils communiquent а la proposition des caracteristiques specifiques dordre fonctionnel, emotionnel, expressif)
32114. Les figures de construction 12.9 KB
  Les constructions parallиles, ce sont deux ou plusieurs phrases ou expressions ayant la meme structure syntaxique où setablissent les correspondances entre les idées: Quand un Anglais rencontre un Anglais, il lui dit
32115. Linversion 11.24 KB
  Le COD se place normalement apres le verbe. Mais il se place en tete de la proposition. EX : Aux multitudes asservies, martyrisйes, provisoirement vaincues, Barbusse indiquait le chemin de la libйration.
32116. La definition et les types de figures La figure consiste а detourner le sens par un emploi expressif qui secarte de lemploi canonique de l'unitee linguistique 11.74 KB
  es orateurs employaient les figures pour retenir lattention du public, pour attenuer leurs idees, pour frapper limagination par loriginalitee de lexpression et de points de vue. Mais le role stylistique des figures depasse de beaucoup le champ de la rhetorique
32117. les tropes (figure de sens) 12.8 KB
  Le même réfèrent peut être désigné directement, par le mot au sens propre et indirectement, par son indice secondaire.«Le sens imagé, cest la vision cumulée de deux images » (V.G. Gak).
32118. les comparaisons, leurs typoes et fonctions 12.88 KB
  L stylistique étudie les comprisons imgées qui peuvent être figées stbles ou occsionnelles. Les comprisons imgées rpprochent les rélités différentes pr leur nture elles se distinguent pr l'originlité de cette similitude. que tel comprble ressembler en de les verbes dire croire u Conditionnel etc.
32119. La metaphore. Se base sur le transfert de la nomination d’un referent sur l’autre liee au premier par la ressemblensce. C’est une comparaison en raccourci 12.18 KB
  On distingue : L metp 3 termes : vous n’etes qu’une pie bevrde 2 termes : le desert une mer de sble un terme : mon oiseux u point de vue grmmt les met puvent etre nominles Mon beu nvire o m memoire verble l’ombre violente des touffes de giroflee eclboussit le mur rugueux. djectivlemon esprit mer dverbileJ’i quitee Mdrid prcournt philosophiquement les des Cstilles L semntique des imges on distingue : l met sptile Une mer de sble nthropomorphique quel princesse nimlomorphique : Le troupeuconcret de ponts...