32075

Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

предложена общая деятельность по уборке лагеря в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения измерили враждебность между группами – не выявилась; 3. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью ремонтировали водопровод. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те кто зафиксировал больше точек на первой в другую – на второй картине.

Русский

2013-09-03

39.5 KB

1 чел.

21. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии.

До недавнего времени была недостаточно исследованной. Считалось, что это область социологии, а также был сильный интерес к малым группам. Необходимость изучения: усложнение общественной жизни, этнические, классовые и другие конфликты.

Исследования А.Тэшфела и М.Шерифа.

Шериф: 1st эксперименты, 1954 г., американский лагерь для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий: 1. предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (измерили враждебность между группами – не выявилась); 3. была задана различная деятельность на условиях соревнования, рост межгрупповой враждебности; 4.  группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Когда снова замерили отношения «бывших» групп, оказалось, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества проявляются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Критика: не учёл когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие взаимодействие.

А.Тэшфел (когнитивист): критиковал Шерифа, что является причиной ингруппового фаворитизма и межгрупповой агрессии (по Тешфелу), это результат когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп). Доказал, что позитивное отношение к своей группе – константа, не зависит от конфликта между группами. Эксперимент: студентам показали две картины и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек на первой, в другую – на второй картине. Возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев) Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп.

 Совместная межгрупповая деятельность не сводится к взаимодействию (как у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, (между большими группами через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п.).

Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. Стереотип помогает составить представление об этой группе, но есть негативные характеристики – поляризация суждений – межгрупповая враждебность. Особенно жестко - в межэтнических отношениях.

Кэмпбелл: "гипотеза контакта": чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (т.е. важен анализ факторов совместной деятельности). Это развитие принципа Д.

Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. Эксперимент 1: соревнование между группами студентов за право получения зачета. Победить могла только одна из групп. Итоги: поддерживали свою группу, предпочтение своей группы по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе), более выражена идентификация со своей группой (местоимения МЫ и ОНИ). В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным.

Эксперимент 2. 1 этап: разделили отряд в пионерском лагере на 2 части -  соревновались между собой, воспитатели поддерживали состязательные отношения, 2 этап: совместная работа этих детей в совхозе, также соревнования, но взрослые не акцентировали внимание на соревновании. То есть игра с нулевой суммой, нет конкретной цели и значимой Д. Результаты: 1 этап – резкий рост внутригруппового фаворитизма по сравнению с оценками до соревнования, 2 этап – резкое снижение. Вывод: на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (соревновательный), сколько характер совместной деятельности групп (1 – была групповая цель, 2 -  надгрупповая социальная ценность). Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Результаты исследования В.С.Агеева показали зависимость адекватности межгруппового восприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия: межгрупповая дискриминация может быть снята или ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.

Если группы не включены в значимую совместную Д, то очень ярко проявляется феном внутригруппового фаворитизма. Стабилизация - если группы включить в значимую деятельность с общими для них целями и ценностями.

Этническая идентификация

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Один этнос от другого отличают: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, национ характер, искусство – отражают некую объективную реальность, чаще всего духовную культуру. Современные этнические общности не имеют как раньше ярких традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются, интернализируются в хоз Д, пищу (итальянская и китайская,напр),  искусство.

Интенсификация межэтнических контактов может быть как непосредственная (трудовые миграции, студенческие обмены, беженцы, туризм), так и опосредованными. Современные СМИ, спутниковое ТВ, интернет актуализируют этническую идентичность как нечто особое («русскость»).

Межэтнические отношения это не только отношения между группами, но и отношение к группе, которые проявляются в представлении о ней – от позитивных образов до предрассудков.

Степень влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди  воспринимают себя и других как членов какой-то группы.

То есть, важны 2 штуки: 1. Процесс категоризации – с помощью него мы интерпретируем окружающий мир и своё место в нём (мы и они).2. Социальная идентичность – часть я-концепции, которая возникает из осознания своего членства в группе в процессе сравнения своей группы с другой.

Социальные стереотипы – упрощенные, схематичные образы соц. объектов, характеризуются высокой согласованностью индивидуальных представлений (единство мнений в 1 группе). Характеристики: - устойчивые, ригидны к новой информации (изменяются при изменении межэтнических взаимоотношений); - носят эмоционально-оценочный характер; - единство представлений среди членов группы; - свойства, приписываемые другой группе косвенно отражают особенности группы, в которой распространяются стереотипы;

Стереотипы влияют на межэтнические отношения. Во время конфликта положительные качества – только своей группе, отрицательные – чужой. Приводят к сложностям межличностного восприятия. Бывают не только негативные, но и позитивные стереотипы (например, ожидают от русского трудолюбия, а он не оправдал – меняется отношение).

Считается, что стереотипы истинны, если существует единое мнение двух групп о третьей. Межэтнические конфликты: соц-эконом (выдвигаются требования равноправия), культурно-языковые (требуют возрождения или сохранения языка и культуры), политические (добиваются политических прав), территориальные (требования изменить границы, присоединиться к государству).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66630. ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ И ПЕРЕМЕЖЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОГО КОДИРОВАНИЯ 632.57 KB
  Помехоустойчивое кодирование сообщений или кодирование с прямым исправлением ошибок применяется в системах связи, в которых отсутствует или недоступен обратный канал для передачи запросов на повторную передачу...
66631. Жизнь и научная деятельность Ильи Андреевича Соколова 147.83 KB
  В то время этот лозунг действовал не только безотказно, но он завораживал всех, включая и ученый мир, своей, казалось бы, легкостью, целесообразностью его выполнения и что именно реализация освоения создаст "счастливую жизнь", в которой так нуждались народы СССР.
66632. Биография М.В.Ломоносова. Вклад Ломоносова в почвоведение 48.3 KB
  Внутренние противоречия в социально-экономическом развитии России неизбежно отражались на состоянии русской науки и культуры XVIII столетия. Ломоносов отдавший всю свою жизнь развитию науки и культуры России. Ломоносов показавший своей многогранной деятельностью какие творческие возможности народа скованы крепостничеством.
66633. Предмет исследования искусственного интеллекта 589 KB
  Обучение нейронной сети в первую очередь заключается в изменении силы синаптических связей между нейронами. Искусственный нейрон узел искусственной нейронной сети являющийся упрощённой моделью естественного нейрона. Нейрон представляет собой своеобразную единицу обработки информации...
66634. Научный вклад Павла Андреевича Костычева в почвоведение 922 KB
  Началом подготовки крестьянской реформы стало учреждение по указу Александра II в январе 1857 секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей.
66635. Народознавство: суть, принципи, функції та засоби 99.5 KB
  Таким чином до сфери народознавства входили б і такі науки як історія політична й історія розвитку державних інститутів історія наук і історія промислу все звичайно в сфері щонайобмеженішій наскільки це стосується певного конкретного народу. Народознавство у вузькому значенні етнографія наука про культуру побут народу його походження розселення національні традиції та обряди.
66636. Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.К. Г. Юнга 142.5 KB
  Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.
66637. Ассоциативная психология: история, идеи факты 96 KB
  Заметим, что понятие ассоциации возникло довольно давно и историю его возникновения мы можем проследить, начиная с работ Аристотеля и Платона. В ходе развития науки различные философские системы вкладывали в понятие ассоциации различный смысл.
66638. Гештальтпсихология: идеи и факты 131.5 KB
  Гештальттерапия которой я учусь уже два с половиной года в той или иной степени унаследовала идеи гештальтпсихологии. А появились эти понятия в 1910е годы прошлого века и именно гештальтпсихологии они обязаны своим появлением....