32076

Прикладные аспекты в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения сп знаний нужно знать специфику прикладного исследования. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. : различные области народного хозяйства и культуры финансируют сп исследования и создают благоприятные возможности для развития науки; СП не готова ответить на некоторые вопросы поставленные практикой мало теории но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы...

Русский

2013-09-03

45.5 KB

62 чел.

22. Прикладные аспекты в социальной психологии.

Проблематика СП в наст. время является  актуальной для непосредственных нужд практической жизни. Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения с-п знаний, нужно знать специфику прикладного исследования.

Различие между фундаментальным и прикладным исследованием (ПИ):  Ф - ориентировано на поиск законов развития изучаемого предмета, ПИ  – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Цель  –решение практической задачи, внедрение результатов, для изменения и совершенствования

1) ПИ организуется по заказу какого-либо социального института. В структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация "заказчик" – "исполнитель". Устанавливаются правила, обязанности, права.

2)!проблема языка ПИ. Результаты д. б. изложены в форме доступной заказчику.

3) ПИ использует специфический вид гипотез -  формулируется на основе практических соображений. Итог - точный ответ на поставленный вопрос.

4) в ПИ необходимо четкого формулировать рекомендации, указать направления, сроки, этапы их внедрения в практику. Чем психолог может помочь?

5) в ПИ приняты иные критерии эффективности. Если в фунд иссл показателями его успешности м.б. награждение  автора научной премией, в прикладном исследовании таким критерием является – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

ПИ требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

В СП имеет место "обгон" фунд-ых исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся требующими быстрых решений. Такая ситуация порождает как +, так и -  моменты для развития СП.  Много заказов, мало теоретических разработок. Сегодня тенденция -  к сближению теории и практики.

«+»: различные области народного хозяйства и культуры финансируют с-п исследования и создают благоприятные возможности для развития науки;

«-» СП не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой (мало теории), но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

Специфические черты прикладных исследований (в СП).

1) Социально-психологическое исследование, проведенное "в поле" - вмешательство исследователя в жизнь реальной группы. Приход психолога не должен разрушить этот естественный процесс. принцип "Не навреди!". Здесь возникает ряд затруднений.

2) Связаны с особенностями применяемых в социальной психологии методик. Стратегия прикладного исследования построена на взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории. Он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность.

3) Время проведения прикладного исследования. Все методики громоздки, их применение требует времени. Нет единого мнения, когда и как лучше проводить.

4) Соблюдение этических норм. Долг исследователя – максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собственные функции и задачи. При изложении этих вопросов он должен соблюдать все те правила, которые требуются задачей исследования.

5)Трудность в отношении языка. 1 проблема – адаптация  этого языка по отношению к испытуемому (в тестах). Важны не только термины, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции. 2 проблема – терминология.  

Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-психологической информации, возникшим в условиях реальной жизни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

Основные направления прикладных исследований:

1) Промышленная соц. Псих.: Пром. производство один из главных заказчиков на прикладные с-п исследования. (Проблемы формирования производственных коллективов.) Задача построения общей модели псих. службы пром. предприятия (предлагаются общие принципы организации службы, выделяются направления ее д-ти и формулируются рекомендации относительно структуры службы, задач и методов ее д-ти).

Темы: 1) психологический климат коллектива (а. отнош. меж. членами коллектива по вертикали - руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью; б. по горизонтали -  сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, деловых отношений, типы и способы разрешения конфликтов; в. отношение к труду - удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.), 2) удовлетворенность трудом, 3) текучесть рабочей силы, 4)аттестация кадров, 5) адаптация новичков.

2) Псих. Управления:   Задачи, которые социальная психология решает в управлении: 1) проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, 2) проблема разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, 3) проблема оптимизации процесса принятия группового решения и др. Задача психолога–проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, и пропаганда с-п знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл: объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему СП так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Здесь он должен доказать необходимость, возможность, обоснованность определенного набора проблем.

Темы: Выявление психологических качеств руководителя (личностные тесты, анализ совместимости руководителя и коллектива, выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Для руководителей - отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Психолог-практик выступает в данном случае как эксперт, консультант, руководитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. (эффективна организация специальных деловых игр). «Развитие организации" В программу орг. развития входит работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информ-и сотрудников о д-ти орг, умножение возможностей участия каждого в принятии решений.

Обеспечивает 3 вида изменений: 1) "изменение" людей, (изменение стиля их поведения в соответствии с новыми усл. в орг., их квалификации, ценностных ориентации и т.п).; 2) изменение управленческих технологий (совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр).; 3) изменение структуры орг. (изменение ее целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникаций и т.д). Стратегия, кот. придерживается психолог: он не предлагает руководству орг. конкретных решений, он создает усл-я для руководства и персонала, в кот. они самостоятельно м.б. принять оптимальное решение. Этапы работы: 1)сбор данных о состоянии орг., ее структуре, типе коммуникаций в ней; 2)диагноз, основанный на анализе собранных данных, в ходе кот. особо выделяются трудности, возникающие на пути решения проблем, и построение на его основе плана дальнейших действий; 3) осуществление "вмешательства", т.е. прежде всего работа по обучению руководителей и персонала, в частности, путем специально разработанных программ тренинга.

3) Псих. Массовой коммуникации и рекламы: Объекты прикладных исследований явл. все компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений. Исследований мало, в основном, по заказу.

Исследования восприятия коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора заключается в том, что реципиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого коммуникатора.

Цикл исследований посвящен проблемам оптимизации контакта коммуникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых  проблем: эффективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на аудиторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоров’я вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою комп’ютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.
55068. Всеукраїнська олімпіада з математики 795 KB
  Завдання: сформулювати і довести теореми Чеви і Менедая; показати їх застосування до доведення відомих і доведених раніше тверджень; вчити використовувати ці теореми під час розвязування задач на доведення і обчислення. Напередодні засідання учитель дає завдання трьом учням підготувати доведення тверджень про перетин в одній точці бісектрис внутрішніх кутів трикутника висот і медіан трикутника поділ кожної медіани їх точкою перетину на частини відношення довжин яких дорівнює 2:1 якщо вимірювати довжину першої частини від вершини....
55069. Позакласна робота з математики 223.5 KB
  Але вона має свої особливості: якщо урок проводиться за програмою то позакласні заняття не регламентуються нею що дозволяє вчителю підбирати завдання які відповідають рівню знань та умінь учнів здійснювати індивідуальний підхід проводити їх в цікавій формі спрямовувати на розширення поглиблення знань...
55070. Поняття про форми організації виховного процесу. Характеристика і методика проведення форм поза навчальної виховної роботи 63.5 KB
  Позакласна виховна робота - це здійснювана в позаурочний час різноманітна діяльність учнів під керівництвом учителіввихователів школи спрямована на задоволення інтересів і запитів розвиток їх інтелектуальних можливостей. Принципи на яких ґрунтується позакласна і позашкільна виховна робота Добровільний характер участі в ній учнів враховуються їх інтереси.
55071. Позакласне заняття. Весняні квіти з гофрованого паперу 34.5 KB
  Діти а для того щоб ви дізналися що ми будемо виготовляти сьогодні на занятті я вам пропоную відгадати загадки. Люблять її діти і дорослі за веселу пісеньку струмочків за дзвінкий спів птахів за ніжні проліски за м’який килим з шовкової травиці за ласкаве сонячне проміння за повітря напоєне запахом молодого листя. Діти тому сьогодні на занятті ми будемо виготовляти з паперу крокуси. Діти давайте повторимо послідовність нашої роботи.
55072. Письменники-лауреати Нобелівської премії 601 KB
  Мета: розповісти про засновника премії Альфреда Нобеля; ознайомити учнів з письменниками-лауреатами Нобелівської премії; сприяти перетворенню загальнолюдських цінностей в індивідуальний духовний досвід учнів; виховувати повагу до людської особистості, до скарбів культури; формувати гуманістичні ідеали добра.