32076

Прикладные аспекты в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения сп знаний нужно знать специфику прикладного исследования. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. : различные области народного хозяйства и культуры финансируют сп исследования и создают благоприятные возможности для развития науки; СП не готова ответить на некоторые вопросы поставленные практикой мало теории но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы...

Русский

2013-09-03

45.5 KB

65 чел.

22. Прикладные аспекты в социальной психологии.

Проблематика СП в наст. время является  актуальной для непосредственных нужд практической жизни. Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения с-п знаний, нужно знать специфику прикладного исследования.

Различие между фундаментальным и прикладным исследованием (ПИ):  Ф - ориентировано на поиск законов развития изучаемого предмета, ПИ  – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Цель  –решение практической задачи, внедрение результатов, для изменения и совершенствования

1) ПИ организуется по заказу какого-либо социального института. В структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация "заказчик" – "исполнитель". Устанавливаются правила, обязанности, права.

2)!проблема языка ПИ. Результаты д. б. изложены в форме доступной заказчику.

3) ПИ использует специфический вид гипотез -  формулируется на основе практических соображений. Итог - точный ответ на поставленный вопрос.

4) в ПИ необходимо четкого формулировать рекомендации, указать направления, сроки, этапы их внедрения в практику. Чем психолог может помочь?

5) в ПИ приняты иные критерии эффективности. Если в фунд иссл показателями его успешности м.б. награждение  автора научной премией, в прикладном исследовании таким критерием является – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

ПИ требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

В СП имеет место "обгон" фунд-ых исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся требующими быстрых решений. Такая ситуация порождает как +, так и -  моменты для развития СП.  Много заказов, мало теоретических разработок. Сегодня тенденция -  к сближению теории и практики.

«+»: различные области народного хозяйства и культуры финансируют с-п исследования и создают благоприятные возможности для развития науки;

«-» СП не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой (мало теории), но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

Специфические черты прикладных исследований (в СП).

1) Социально-психологическое исследование, проведенное "в поле" - вмешательство исследователя в жизнь реальной группы. Приход психолога не должен разрушить этот естественный процесс. принцип "Не навреди!". Здесь возникает ряд затруднений.

2) Связаны с особенностями применяемых в социальной психологии методик. Стратегия прикладного исследования построена на взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории. Он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность.

3) Время проведения прикладного исследования. Все методики громоздки, их применение требует времени. Нет единого мнения, когда и как лучше проводить.

4) Соблюдение этических норм. Долг исследователя – максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собственные функции и задачи. При изложении этих вопросов он должен соблюдать все те правила, которые требуются задачей исследования.

5)Трудность в отношении языка. 1 проблема – адаптация  этого языка по отношению к испытуемому (в тестах). Важны не только термины, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции. 2 проблема – терминология.  

Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-психологической информации, возникшим в условиях реальной жизни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

Основные направления прикладных исследований:

1) Промышленная соц. Псих.: Пром. производство один из главных заказчиков на прикладные с-п исследования. (Проблемы формирования производственных коллективов.) Задача построения общей модели псих. службы пром. предприятия (предлагаются общие принципы организации службы, выделяются направления ее д-ти и формулируются рекомендации относительно структуры службы, задач и методов ее д-ти).

Темы: 1) психологический климат коллектива (а. отнош. меж. членами коллектива по вертикали - руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью; б. по горизонтали -  сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, деловых отношений, типы и способы разрешения конфликтов; в. отношение к труду - удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.), 2) удовлетворенность трудом, 3) текучесть рабочей силы, 4)аттестация кадров, 5) адаптация новичков.

2) Псих. Управления:   Задачи, которые социальная психология решает в управлении: 1) проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, 2) проблема разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, 3) проблема оптимизации процесса принятия группового решения и др. Задача психолога–проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, и пропаганда с-п знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл: объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему СП так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Здесь он должен доказать необходимость, возможность, обоснованность определенного набора проблем.

Темы: Выявление психологических качеств руководителя (личностные тесты, анализ совместимости руководителя и коллектива, выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Для руководителей - отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Психолог-практик выступает в данном случае как эксперт, консультант, руководитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. (эффективна организация специальных деловых игр). «Развитие организации" В программу орг. развития входит работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информ-и сотрудников о д-ти орг, умножение возможностей участия каждого в принятии решений.

Обеспечивает 3 вида изменений: 1) "изменение" людей, (изменение стиля их поведения в соответствии с новыми усл. в орг., их квалификации, ценностных ориентации и т.п).; 2) изменение управленческих технологий (совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр).; 3) изменение структуры орг. (изменение ее целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникаций и т.д). Стратегия, кот. придерживается психолог: он не предлагает руководству орг. конкретных решений, он создает усл-я для руководства и персонала, в кот. они самостоятельно м.б. принять оптимальное решение. Этапы работы: 1)сбор данных о состоянии орг., ее структуре, типе коммуникаций в ней; 2)диагноз, основанный на анализе собранных данных, в ходе кот. особо выделяются трудности, возникающие на пути решения проблем, и построение на его основе плана дальнейших действий; 3) осуществление "вмешательства", т.е. прежде всего работа по обучению руководителей и персонала, в частности, путем специально разработанных программ тренинга.

3) Псих. Массовой коммуникации и рекламы: Объекты прикладных исследований явл. все компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений. Исследований мало, в основном, по заказу.

Исследования восприятия коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора заключается в том, что реципиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого коммуникатора.

Цикл исследований посвящен проблемам оптимизации контакта коммуникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых  проблем: эффективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на аудиторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69759. Сторінково-сегментна організація пам’яті 52 KB
  Оскільки сегменти мають змінну довжину і керувати ними складніше, чиста сегментація зазвичай не настільки ефективна, як сторінкова організація. З іншого боку, видається цінною сама можливість використати сегменти як блоки пам’яті різного призначення змінної довжини.
69760. Атрибути файлів. Операції над файлами і каталогами 34.5 KB
  Кожний файл має набір характеристик - атрибутів. Набір атрибутів змінюється залежно від файлової системи. Найпоширеніші атрибути файла наведено нижче. Ім’я файла, докладно розглянуте раніше. Тип файла, який звичайно задають для спеціальних файлів (каталогів, зв’язків тощо).
69761. Продуктивність файлових систем 87 KB
  Оптимізація продуктивності під час розробки файлових систем Розглянемо яким чином можна оптимізувати продуктивність файлової системи зміною структур даних і алгоритмів які в ній застосовують. У викладі використовуватимемо класичний приклад оптимізації традиційної...
69762. Введення-виведення у режимі користувача 63 KB
  Тут зупинимося на взаємодії підсистеми введення-виведення із процесами режиму користувача та на різних методах організації введення-виведення з режиму користувача. Синхронне введення-виведення У більшості випадків введення-виведення на рівні апаратного...
69763. Таймери і системний час 27.5 KB
  Таймери керують пристроями які передають у систему інформацію про час. Вони відстежують поточний час доби здійснюють облік витрат процесорного часу повідомляють процеси про події що відбуваються через певний проміжок часу тощо.
69764. Термінальне введення-виведення в UNIX та Linux 40.5 KB
  Консоль Linux емулює спеціальний вид термінала, який називають Linux. Він надає доволі широкі можливості щодо керування відображенням інформації (підтримку кольору, керуючих клавіш, перевизначення символьної таблиці «на ходу»).
69765. Графічний інтерфейс користувача 61.5 KB
  Спільним у них є набір основних елементів реалізації куди входять вікна з елементами керування кнопками смугами прокручування тощо меню і піктограми а також використання пристрою для переміщення курсору по екрану та вибору окремих елементів наприклад миші.
69766. Реалізація стека протоколів Інтернету 66 KB
  Канальний рівень (data link layer) відповідає за передавання кадру даних між будь-якими вузлами в мережах із типовою апаратною підтримкою (Ethernet, FDDI тощо) або між двома сусідніми вузлами у будь-яких мережах (SLIP, PPP).
69767. Завантаження операційної системи Linux 57.5 KB
  Під час завантаження Linux використовують двоетапний завантажувач. Є кілька програмних продуктів, що реалізують такі завантажувачі, найвідоміший із них l i l o (від Іішіх loader). Він може бути встановлений як у MBR (замінивши там код, що завантажує перший сектор активного розділу)...