32076

Прикладные аспекты в социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения сп знаний нужно знать специфику прикладного исследования. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. : различные области народного хозяйства и культуры финансируют сп исследования и создают благоприятные возможности для развития науки; СП не готова ответить на некоторые вопросы поставленные практикой мало теории но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы...

Русский

2013-09-03

45.5 KB

69 чел.

22. Прикладные аспекты в социальной психологии.

Проблематика СП в наст. время является  актуальной для непосредственных нужд практической жизни. Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения с-п знаний, нужно знать специфику прикладного исследования.

Различие между фундаментальным и прикладным исследованием (ПИ):  Ф - ориентировано на поиск законов развития изучаемого предмета, ПИ  – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Цель  –решение практической задачи, внедрение результатов, для изменения и совершенствования

1) ПИ организуется по заказу какого-либо социального института. В структуре отношений между наукой и практикой возникает ситуация "заказчик" – "исполнитель". Устанавливаются правила, обязанности, права.

2)!проблема языка ПИ. Результаты д. б. изложены в форме доступной заказчику.

3) ПИ использует специфический вид гипотез -  формулируется на основе практических соображений. Итог - точный ответ на поставленный вопрос.

4) в ПИ необходимо четкого формулировать рекомендации, указать направления, сроки, этапы их внедрения в практику. Чем психолог может помочь?

5) в ПИ приняты иные критерии эффективности. Если в фунд иссл показателями его успешности м.б. награждение  автора научной премией, в прикладном исследовании таким критерием является – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

ПИ требует особой квалификации исследователя, определенных навыков, его большой моральной и социальной ответственности.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

В СП имеет место "обгон" фунд-ых исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы становятся требующими быстрых решений. Такая ситуация порождает как +, так и -  моменты для развития СП.  Много заказов, мало теоретических разработок. Сегодня тенденция -  к сближению теории и практики.

«+»: различные области народного хозяйства и культуры финансируют с-п исследования и создают благоприятные возможности для развития науки;

«-» СП не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой (мало теории), но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований.

Специфические черты прикладных исследований (в СП).

1) Социально-психологическое исследование, проведенное "в поле" - вмешательство исследователя в жизнь реальной группы. Приход психолога не должен разрушить этот естественный процесс. принцип "Не навреди!". Здесь возникает ряд затруднений.

2) Связаны с особенностями применяемых в социальной психологии методик. Стратегия прикладного исследования построена на взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации – это не испытуемый в лаборатории. Он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность.

3) Время проведения прикладного исследования. Все методики громоздки, их применение требует времени. Нет единого мнения, когда и как лучше проводить.

4) Соблюдение этических норм. Долг исследователя – максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собственные функции и задачи. При изложении этих вопросов он должен соблюдать все те правила, которые требуются задачей исследования.

5)Трудность в отношении языка. 1 проблема – адаптация  этого языка по отношению к испытуемому (в тестах). Важны не только термины, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции. 2 проблема – терминология.  

Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-психологической информации, возникшим в условиях реальной жизни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

Основные направления прикладных исследований:

1) Промышленная соц. Псих.: Пром. производство один из главных заказчиков на прикладные с-п исследования. (Проблемы формирования производственных коллективов.) Задача построения общей модели псих. службы пром. предприятия (предлагаются общие принципы организации службы, выделяются направления ее д-ти и формулируются рекомендации относительно структуры службы, задач и методов ее д-ти).

Темы: 1) психологический климат коллектива (а. отнош. меж. членами коллектива по вертикали - руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью; б. по горизонтали -  сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, деловых отношений, типы и способы разрешения конфликтов; в. отношение к труду - удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.), 2) удовлетворенность трудом, 3) текучесть рабочей силы, 4)аттестация кадров, 5) адаптация новичков.

2) Псих. Управления:   Задачи, которые социальная психология решает в управлении: 1) проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, 2) проблема разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, 3) проблема оптимизации процесса принятия группового решения и др. Задача психолога–проведение прикладных исследований по предлагаемым темам, и пропаганда с-п знаний с целью формулирования своей проблематики. Смысл: объяснить заказчику, что в состоянии предложить ему СП так, чтобы эти предложения базировались на действительных возможностях науки. Здесь он должен доказать необходимость, возможность, обоснованность определенного набора проблем.

Темы: Выявление психологических качеств руководителя (личностные тесты, анализ совместимости руководителя и коллектива, выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Для руководителей - отрабатываются стратегия и техника делового общения, его правила и нормы. Психолог-практик выступает в данном случае как эксперт, консультант, руководитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. (эффективна организация специальных деловых игр). «Развитие организации" В программу орг. развития входит работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информ-и сотрудников о д-ти орг, умножение возможностей участия каждого в принятии решений.

Обеспечивает 3 вида изменений: 1) "изменение" людей, (изменение стиля их поведения в соответствии с новыми усл. в орг., их квалификации, ценностных ориентации и т.п).; 2) изменение управленческих технологий (совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр).; 3) изменение структуры орг. (изменение ее целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникаций и т.д). Стратегия, кот. придерживается психолог: он не предлагает руководству орг. конкретных решений, он создает усл-я для руководства и персонала, в кот. они самостоятельно м.б. принять оптимальное решение. Этапы работы: 1)сбор данных о состоянии орг., ее структуре, типе коммуникаций в ней; 2)диагноз, основанный на анализе собранных данных, в ходе кот. особо выделяются трудности, возникающие на пути решения проблем, и построение на его основе плана дальнейших действий; 3) осуществление "вмешательства", т.е. прежде всего работа по обучению руководителей и персонала, в частности, путем специально разработанных программ тренинга.

3) Псих. Массовой коммуникации и рекламы: Объекты прикладных исследований явл. все компоненты коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений. Исследований мало, в основном, по заказу.

Исследования восприятия коммуникатора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора заключается в том, что реципиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сообщение, так и личность самого коммуникатора.

Цикл исследований посвящен проблемам оптимизации контакта коммуникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых  проблем: эффективность лекционной пропаганды, специфика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на аудиторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39787. Российская Федерация в 1990-е гг. 75 KB
  Было определено направление дальнейшего политического и социально-экономического развития России. Нижняя плата представлена Государственной Думой РФ куда входят депутаты напрямую избираемые гражданами России. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор предусматривающий разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
39788. Советская Россия в годы НЭПа 89 KB
  Лучшим обоснованием необходимости форсированной модернизации стала возможность внешней агрессии против СССР. После того как летом 1927 года СССР и Великобритания разорвали дипломатические отношения органы партийной пропаганды создали полное впечатление что готовиться нападение на СССР. Создание СССР.
39789. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III 65.5 KB
  Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III Крестьянская реформа. То что он пересилил себя и согласился на перемены говорит о том что реформы назрели окончательно. Для подготовки и проведения реформы в январе 1857 г. Комитеты выдвинули различные варианты проекта реформы гг.
39790. Общественное движение в России во второй половине XIX в 68.5 KB
  Общественное движение в России во второй половине XIX в. Огарев и в России вокруг журнала Современник Н. Кроме того предполагалось ввести народное представительство широкое самоуправление передать землю народу а фабрики и заводы рабочим предоставить демократические свободы всему населению России. Энгельса и распространением их в России.
39791. Внешняя политика России во второй половине XIX начале XX вв. 49.5 KB
  Внешняя политика России во второй половине XIX начале XX вв. Участие России в европейских коалициях связано прежде всего с так называемым Балканским вопросом. После поражения в Крымской войне России было запрещено иметь военный флот на Черном море строить там крепости и форты. разрушили систему тяжелого и унизительного для России Парижского мирного трактата 1856 года.
39792. Экономическая модернизация России в конце XIX – начале ХХ вв. 42 KB
  Экономическая модернизация России в конце XIX начале ХХ вв. Экономическое развитие России и государственная программа Развития страны. верст новых железных дорог что позволило России выйти на второе место в мире по их протяженности. Своеобразие развития капитализма в России по сравнению с Западом заключалось в том что государство активно вмешивалось в экономическую жизнь страны.
39793. Первая русская революция 1905-1907 гг. 39 KB
  Второй путь объединял самые разнообразные слои общества с плохо сформулированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от стихийных крестьянских антипомещичьих бунтов до забастовок рабочих и создания альтернативных органов власти Советов. рабочих. В поддержку рабочих начали выступать студенты. Забастовки длившиеся неделями и охватывавшие тысячи рабочих требовали своих организационных центров.
39794. Возникновение парламентаризма и многопартийности в России начале XX в 77.5 KB
  Манифест от 17 октября обещал: даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов неприкосновенности личности свободы совести свободы слова свободы собраний и организаций; провести выборы в Государственную Думу и обеспечить участие в них рабочих которые согласно указу от 6 августа были лишены права голоса; ввести за непременное правило что ни один закон не может войти в силу без согласия Думы дабы народные избранники смогли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя. I и II Государственные думы....
39795. Россия в условиях I мировой войны и национального кризис 64 KB
  в Петрограде по призыву большевиков состоялась антивоенная манифестация посвященная Международному дню работниц перешедшая в крупную городскую стачку в которой приняло участие 128 тыс. На следующий день под лозунгами Хлеба Мира бастовало 214 тыс. а 25 марта 305 тыс. Единственной либеральной партией оставались кадеты чья численность в тот момент составляла 100 тыс.