32077

Межличностные конфликты в малой группе. Петровская

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Структура конфликта. стороны участники конфликта отдельные индивиды социальные группы и организации государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами целями ценностями установками и пр. условия протекания конфликта социальнопсихологическая среда разл группы с их специфической структурой динамикой нормами ценностями и т. возможные действия участников конфликта участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения оценки и демонстрируют свои возможности.

Русский

2013-09-03

68.5 KB

7 чел.

23. Межличностные конфликты в малой группе. Петровская

Конфликт межличностный— столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

Структура конфликта. 1. стороны (участники) конфликта (отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.;) 2. условия протекания конфликта - социально-психологическая среда (разл группы с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.). 3. образы конфликтной ситуации – есть у каждого участника. Включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. 4. возможные действия участников конфликта, - участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрируют свои возможности. 5. исходы конфликтных действий – осознание результатов конфликтного взаимодействия, коррекция участниками своего представления о конфликтной ситуации.

Динамика конфликта. 4 Стадии:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Например участники стремятся к своей цели, но достижение цели одним участником будет препятствовать достижению цели другим участником. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение.  3. Переход к конфликтному поведению. -  действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее. 4. Разрешение конфликта —возможно за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и  за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.

Функции конфликта.

1. Деструктивная функция конфликта. Внутриличностный конф-ликт, например, порождает состояние психологического дискомфор-та, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению лич-ности. На уровне группы конфликт может нарушать систему комму-никаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффек-тивность функционирования группы в целом.

2. Конструктивная функция конфликта. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых це-лей, норм, ценностей и т.п.). Внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Могут проявляться на всех этапах эволюции конфликта.

Типология конфликта. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта от обстоятельств, но стороны не замечают других решений. жена и муж не замечают, что имеется еще др помещения)

3. «Смещенный конфликт». «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый кон-фликт, лежащий в основе явного. (конфликт по поводу одного, но есть скрытый смысл)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно ис-толкованных проблем».

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.  Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:

1. Конкуренция (соперничество, соревнование) - большая личная вовлеченность и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш - проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

2. уход из конфликта, попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Стороны считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

4. Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш - выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

5. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш - непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

Основными формами регулирования являются:

  1.  Переговоры- предполагают создание такого органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принимают решения установленным способом: голосованием - принятием решения большинством голосов, квалифицированным большинством, на основе консенсуса.
  2.  Посредничество (медиатор) -  предполагает соглашение сторон периодически выслушивать мнения третьей стороны и рассматривать ее предложения.
  3.  Арбитраж - более жесткая форма посредничества, когда решение третьей стороны является обязательным. Но обязательность решений арбитража выводят регулирование конфликта, на уровень возможности его подавления, и поэтому следует прибегать к этой форме в крайних случаях. Подавленный конфликт - это все равно остающийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

Методы диагностики конфликта:

1. описательные и аналитические (описание и анализ конкретной кофликтной ситуации по схемам) Схема Шаленко (структурная модель конфликта), Модель Гринхилла

2. экспериментальное исследование конфликта: Матрицы (дилемма узника), Коалиционные игры, Локомоционные игры (локомоция = направленность), Социальные игры-ловушки, Различные деловые игры, Создание специальных конфликтов с подставными, Полевые эксперименты с созданием конфликта (?этика?)

3. опросные методы

1) диагностика конфликта на личном уровне Тест Томаса (стратегия конфликтной ситуации), Розенцвейг, тест «Деловые ситуации», Басс-Дарки на агрессивность, Айзенк,…

2) диагностика на межличностном уровне: Социометрия, Лебедев «Методика прогнозирования м\л конфликтов в коллективах», Анцупов «Модульная методика диагностики м\л конфликтов», Шепилов (основана на социометрии), все методики диагностики взаимоотношений в группе (на совместимость, на сплоченность), на межгрупповом уровне.

Причины конфликтов в организации: обусловленных трудовым процессом;  психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. симпатиями и антипатиями; культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя и т. д.; личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия конфликта, - открытости и эффективности общения, готовности к обсуждению проблем

Карта  конфликта  (позволяет увидеть все стороны конфликта), на ней указывают: сама проблема,  стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями. Рассмотрим пример карты конфликта.

Составление такой карты позволит:

- ограничить дискуссию определенными формальными рамками, поможет избежать чрезмерного проявления эмоций;

- создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

- конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других;

- создать атмосферу эмпатии, т. е. даст возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение;

-выбрать новые пути разрешения конфликта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30006. Анализ коммуникационных связей и деятельности на предприятии в системе руководитель-подчиненный. Общая характеристика организации ООО «Весна» 380 KB
  Коммуникация это связующие нити объединяющие взаимозависимые части организации. Коммуникация является жизненно важной системой организации : если каким то образом ликвидировать потоки сообщений в организации то она прекратит свое существование. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Организационная коммуникацияэто процесс с помощью которого руководители развивают...
30007. Обоснование содержания экспериментальной Программы адаптивной физической реабилитации и методики использования ее средств на различных формах занятий для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии у детей среднего школьного возраста 328.06 KB
  1 Общая характеристика строения и видов нарушений свода стопы___6 1. Слабость мышц поддерживающих своды стопы является одним из условий нарушений нормального свода стопы что в конечном счёте может привести к патологическим изменениям не только стопы но и всего опорнодвигательного аппарата ОДА а также к нарушению сердечно сосудистой и нервной системам. Плоскостопие нарушает рессорные функции стопы почти пропадает амортизация и при ходьбе вся отдача встряска достается голени и тазобедренному суставу что может привести к...
30008. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 146.09 KB
  3 Методы приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.2 Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ39 3.
30009. ОЦЕНКА СОРТОВ ЯБЛОНИ ПО УСТОЙЧИВОСТИ К БОЛЕЗНЯМ И ВРЕДИТЕЛЯМ В РУП «УЧХОЗ БГСХА» 139 KB
  Учет болезней плодовых культур. Учет вредителей плодовых культур. Плодоводство это возделывание плодовых культур дающих съедобные и пригодные для технической переработки плоды и ягоды. Культивирование плодовых деревьев кустарников и травянистых растений составляет предмет плодоводства.
30010. Технология выполнения технического обслуживания и ремонта передних управляемых мостов трактора МТЗ – 80/82 347.93 KB
  Самоблокируемый дифференциал переднего ведущего моста МТЗ-82 состоит из корпуса, представляющий собой две половины, в котором размещены конические шестерни полуосей, торцовые поверхности которых опираются на торцы нажимных чашек. Шестерни входят в зацепление с сателлитами
30011. Организация нестационарных форм социального обслуживания пожилых и инвалидов 76.25 KB
  Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике 1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их меры социальной поддержки инвалидов в Артемовском городском округе II. Анализ деятельности организации социальной защиты как фактора обеспечения экономической безопасности населения Артемовского городского округа на примере Управления Социальной защиты населения Артемовского городского округа.1 Общая характеристика современного состояния института социальной защиты...
30012. Определение возможности использования нетрадиционного сырья, полученного из пивной дробины в производстве пряников 590.53 KB
  При их изготовлении применяют пряности и другие вещества не только улучшающие вкус и аромат но и ускоряющие усвоение этих изделий [3]. Также под пищевыми волокнами растительные диетические волокна балластные вещества подразумевается группа компонентов пищи которые не расщепляются ферментами желудочнокишечного тракта человека. Изучение физиологических свойств пищевых волокон показало что они обладают способностью связывать воду с растворенными в ней низкомолекулярными веществами нормализовать микрофлору кишечника связывать и...
30014. Технология производства пряников с использованием пивной дробины 607.85 KB
  3 Использование пивной дробины в различных отраслях производства 2ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯЧАСТЬ. В связи с этим целью нашей работы является изучение возможности использования нетрадиционного сырья полученного из пивной дробины в производстве пряников. Твердая фаза дробины содержит оболочку и нерастворимую часть зерна жидкая безазотистые экстрактивные вещества жиры и белки входящие в состав зерновых продуктов. Химический состав пивной дробины зависит от качества солода количества и качества несоложеного сырья а также сорта...