32077

Межличностные конфликты в малой группе. Петровская

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Структура конфликта. стороны участники конфликта отдельные индивиды социальные группы и организации государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами целями ценностями установками и пр. условия протекания конфликта социальнопсихологическая среда разл группы с их специфической структурой динамикой нормами ценностями и т. возможные действия участников конфликта участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения оценки и демонстрируют свои возможности.

Русский

2013-09-03

68.5 KB

7 чел.

23. Межличностные конфликты в малой группе. Петровская

Конфликт межличностный— столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

Структура конфликта. 1. стороны (участники) конфликта (отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.;) 2. условия протекания конфликта - социально-психологическая среда (разл группы с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д.). 3. образы конфликтной ситуации – есть у каждого участника. Включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. 4. возможные действия участников конфликта, - участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрируют свои возможности. 5. исходы конфликтных действий – осознание результатов конфликтного взаимодействия, коррекция участниками своего представления о конфликтной ситуации.

Динамика конфликта. 4 Стадии:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Например участники стремятся к своей цели, но достижение цели одним участником будет препятствовать достижению цели другим участником. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение.  3. Переход к конфликтному поведению. -  действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и так далее. 4. Разрешение конфликта —возможно за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и  за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон, и полное, когда конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.

Функции конфликта.

1. Деструктивная функция конфликта. Внутриличностный конф-ликт, например, порождает состояние психологического дискомфор-та, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению лич-ности. На уровне группы конфликт может нарушать систему комму-никаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффек-тивность функционирования группы в целом.

2. Конструктивная функция конфликта. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых це-лей, норм, ценностей и т.п.). Внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Могут проявляться на всех этапах эволюции конфликта.

Типология конфликта. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

1. «Подлинный конфликт». Это конфликт, «который существует объективно и воспринимается адекватно». (Если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого типа конфликта от обстоятельств, но стороны не замечают других решений. жена и муж не замечают, что имеется еще др помещения)

3. «Смещенный конфликт». «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый кон-фликт, лежащий в основе явного. (конфликт по поводу одного, но есть скрытый смысл)

4. «Неверно приписанный конфликт». Это конфликт «между ошибочно понятыми сторонами и как результат — по поводу ошибочно ис-толкованных проблем».

5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.

6. «Ложный конфликт». Это случай, когда отсутствуют «объективные основания» для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.  Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями.

Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:

1. Конкуренция (соперничество, соревнование) - большая личная вовлеченность и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш - проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

2. уход из конфликта, попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Стороны считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

4. Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш - выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

5. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш - непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

Основными формами регулирования являются:

  1.  Переговоры- предполагают создание такого органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принимают решения установленным способом: голосованием - принятием решения большинством голосов, квалифицированным большинством, на основе консенсуса.
  2.  Посредничество (медиатор) -  предполагает соглашение сторон периодически выслушивать мнения третьей стороны и рассматривать ее предложения.
  3.  Арбитраж - более жесткая форма посредничества, когда решение третьей стороны является обязательным. Но обязательность решений арбитража выводят регулирование конфликта, на уровень возможности его подавления, и поэтому следует прибегать к этой форме в крайних случаях. Подавленный конфликт - это все равно остающийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

Методы диагностики конфликта:

1. описательные и аналитические (описание и анализ конкретной кофликтной ситуации по схемам) Схема Шаленко (структурная модель конфликта), Модель Гринхилла

2. экспериментальное исследование конфликта: Матрицы (дилемма узника), Коалиционные игры, Локомоционные игры (локомоция = направленность), Социальные игры-ловушки, Различные деловые игры, Создание специальных конфликтов с подставными, Полевые эксперименты с созданием конфликта (?этика?)

3. опросные методы

1) диагностика конфликта на личном уровне Тест Томаса (стратегия конфликтной ситуации), Розенцвейг, тест «Деловые ситуации», Басс-Дарки на агрессивность, Айзенк,…

2) диагностика на межличностном уровне: Социометрия, Лебедев «Методика прогнозирования м\л конфликтов в коллективах», Анцупов «Модульная методика диагностики м\л конфликтов», Шепилов (основана на социометрии), все методики диагностики взаимоотношений в группе (на совместимость, на сплоченность), на межгрупповом уровне.

Причины конфликтов в организации: обусловленных трудовым процессом;  психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. симпатиями и антипатиями; культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя и т. д.; личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия конфликта, - открытости и эффективности общения, готовности к обсуждению проблем

Карта  конфликта  (позволяет увидеть все стороны конфликта), на ней указывают: сама проблема,  стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями. Рассмотрим пример карты конфликта.

Составление такой карты позволит:

- ограничить дискуссию определенными формальными рамками, поможет избежать чрезмерного проявления эмоций;

- создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

- конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других;

- создать атмосферу эмпатии, т. е. даст возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение;

-выбрать новые пути разрешения конфликта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60988. ФОРМУВАННЯ МОВНОЇ ОСОБИСТОСТІ В БІЛІНГВАЛЬНОМУ СЕРЕДОВИЩІ 79.5 KB
  У сучасних умовах розбудови Української держави особливої актуальності набула проблема становлення особистості яка здатна вправно володіти засобами рідної мови в усіх видах мовленнєвої діяльності.
60989. УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 861.5 KB
  Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач они выполняют задания пошагово исходя из общего алгоритма решения.
60990. Створення умов для вільного розвитку особистості дитини в процесі навчально-виховної діяльності 1.28 MB
  Педагогічний колектив її прагнув створити умови для вільного розвитку особистості дитини в процесі навчально-виховної діяльності; щоб кожен день у школі був для учнів радісним від навчання від спільної корисної справи від...
60991. Стилістичні засоби фразеології 42 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про стилістичні засоби фразеології, дати поняття фразеологічних синонімів, ознайомити із стилістичною диференціацією стійких мовних одиниць; формувати вміння й навички стильового розподілу фразеологізмів...