32079

Структура, функции и тенденции развития современной семьи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Структура функции и тенденции развития современной семьи. Исходя из этого в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей которые важны для супругов создавших семью и тех на которые рассчитывает в отношении семьи общество. Сфера жизнедеятельности семьи непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов функция семьи. Навайтис: основные группы семейных потребностей: создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи; потребности в любви и опеке связанные с материнством; ...

Русский

2013-09-03

41.5 KB

21 чел.

25. Структура, функции и тенденции развития современной семьи.

Реализация индивидуальных потребностей в браке.

Семья -  малая соц группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, взаимной моральной ответственностю. Функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов – функция семьи.

Навайтис: основные группы семейных потребностей:

- создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

- потребности в любви и опеке, связанные с материнством;

- потребность в психологической и физической близости;

- потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение. Те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе.

Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. Функций в семье столько, сколько видов потребностей она удовлетворяет. Выполнение семьёй функций значимо не только для нее, но и для общества в целом.

Функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Но часть функций являются устойчивыми к изменениям (традиционные):

1) Хозяйственно-бытовая функция. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. 2) Репродуктивная функция. обеспечение продолжения рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. 3) Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. 4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. 5) Рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.6) эмоциональная – удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. 7) сексуально – эротическая.8) первичного социального контроля – обеспечивает выполнение соц норм.

Современные функции. С течением времени функции семьи меняются, утрачиваются, приобретаются новые (связь с общественно-политической системой, экономика). Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая,— психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Сегодня брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных. Причины нарушений функций: личностные, межличностные, условия жизни семьи.

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура

Чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. В отечественной науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Функции семьи определяют разделение социальных ролей в семье. Социальная роль - модель поведения, выполнение принятых норм. Каждому партнеру в семье приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия. Правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Классификация основных ролей в семье (Алешина Ю. Е.):

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 2. Хозяин — хозяйка.3. Роль ответственного по уходу за младенцем.4. Роль воспитателя.5. Роль сексуального партнера.6. Роль организатора развлечений. 7. Организатор семейной субкультуры. 8. Роль ответственного за поддержание родственных связей. 9. Роль «психотерапевта».

Роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.

Традиционная семья — это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли — жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения. В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну.

В последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

Динамика семейных отношений

Семья — не статичное образование, она развивается. Зачастую периодизация семьи основана на изменении места детей в семейной структуре. Меняются функции, структура на различных этапах жизни семьи. Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. С. Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть критические периоды, 4—6 и 17—25 годы общей жизни. Например, В.Сатир выделяет 10 таких кризисов (от зачатия ребёнка, до смерти одного из супругов). В современной отечественной психологии известна периодизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи: -зарождение семьи до рождения ребенка; -рождение и воспитание детей; -окончание выполнения семьей воспитательных функций; -дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; -супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Критика: выделение стадий искусственное. Начало трудовой Д ребёнка не вносят изменения в жизнь семьи, продолжает выполняться воспитательная функция.

Шапиру: модель цикла жизни семьи. 6 стадий.

1. монады (я одна)

2. вступления в брак

Между 1 и 2 – стадия ухаживания – обязательна! Проверка друг друга

3. рождение 1го ребёнка (м.б. кризис – негативное отношение отца, неготовность иметь детей, в паре – проблемы сексуального характера и т.д.)

4. семья с ребёнком подросткового возраста(может совпасть с кризисом среднего возраста – ребёнку не хватает внимания, у супругов – сексуальные проблемы)

5. вылет детей из гнезда (мамы слишком погружены в материнство, очень сильный стресс, как ты без меня?)

6. развод или смерть 1го из супругов.

Стадии могут быть пропущены, если развод – к первой стадии.

Тенденции развития современной семьи:

1)  в своем развитии С. идет от многодетности – среднедетности – малодетности. Преобладание однодетных детей.

2) Процесс нуклеаризации структуры С. – стремление молодых супругов жить отдельно от родителей. Приобретение самостоятельности, ответственности. Нарушение общения с дедушкой и бабушкой.

3) Демократизация внутрисемейных отношений – отношения на основе партнерства. Взаимозаменяемость функций.

4) Возрастание числа разводов

5) Появляются альтернативные формы брачных отношений: сожительство (пробный брак), свингерство, гостевой брак, гомосексуальный брак, сознательно бездетный брак

6) Повышаются возрастные границы вступления в брак.

7) Изменение отношения к материнству

8) Рост неполных семей (развод, женщины рожают для себя).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37027. Весна пришла. Сценарий класного часа 17.01 KB
  Настя: Ребята мы сегодня поговорим об одном из прекрасных времен года о весне. Далее Настя рассказывает о праздниках весны какие праздники знают дети Рассказ о космонавте Ю. Настя Аня Полет Белки и Стрелки в космос был осуществлен 19 августа 1960 года когда одна из ракет стартовавшая с космодрома Байконур вывела на орбиту космический корабль Восток с собаками на борту. Настя Какой бывает весна 3.
37029. Что нами движет при выборе профессии. Классный час 18.3 KB
  Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь Сегодня разговор наш будет о профессиональном самоопределении процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии. Означает ли это что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности Что мы имеем в виду когда произносим слово “профессия†Профессия понятие многозначное: общность всех людей занятых данным видом труда. Выбор профессии можно отнести к самым сложным от...
37031. В гостях у светофора 26.16 KB
  Игра Разрешается запрещается. Ребята давайте вспомним правила дорожного движения и поиграем в игру Разрешается запрещается. Если вы считаете что моё высказывание верное то говорите разрешается а если не верное то запрещается. Играть на мостовойзапрещается.
37034. В ГОСТЯХ У СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ 84.86 KB
  Und ds ist mein Zuberstock. lle zuschuen Wer ist ds Heinz ist ful Ist Heinz ful Wie ist Heinz Он любит много спать и много есть совсем не любит работать. Nennt lle Lebensmittel die Heinz mg Дети: Ds ist У. Rtet ws er will Дети задают вопросы типа: Ist ds Kse Вот так мечтая о благополучии и вкусной пище но не работая Гейнц лишился козы которая у него была улья с пчелами и даже последнего горшка с медом.
37035. Дети войны. Последние свидетели 73.5 KB
  Оборудование: плакаты компьютер мультимедийный проектор фотографии военных лет Презентация 1 отрывок из документального фильма Дети войны. Презентация 1. Слайд 1 Презентация 1. Презентация 1.