32080

Социальная политическая психология

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политическая психология Политическая Пс – наука изучающая психологические компоненты политической жизни общества настроения мнения чувства ценности которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций классов соц групп правительств индивидов. Основные категории и принципы политической психологии Категории: 1 политическое сознание обозначает результат восприятия субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой и в которую включен он сам а также его действия и...

Русский

2013-09-03

70.5 KB

15 чел.

26. Социальная политическая психология

Политическая Пс – наука, изучающая психологические компоненты политической жизни общества (настроения, мнения, чувства, ценности), которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, соц групп, правительств, индивидов. (проблема отбора и подготовки политических лидеров, закономерности полит Д., роль практич Пс в политике). 

Задачи:1) психологич-е основы д-ти политического лидера (идеальный портрет политич. Л.) 2) особенности построения предвыборной компании 3) определение особенностей разных видов политического общения (массы, МГ, один на один) 4) Создание политического имиджа Л. 5) Решение политических конфликтов.

Основные категории и принципы политической психологии

Категории: 1) политическое сознание - обозначает результат восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой. 2) политическое самосознание - это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения. 3) политическая культура - включает исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение.

Принципы: 1. Учет и политических и психологических сторон в исследовании.  2. принцип   гласности   и   публичности – результаты полит-психол. исследований служат дополнительным препятствием для их использования в антиобщественных и криминальных целях. 3. Необходимо уделять внимание политическому  и  социальному  контексту  анализируемых психологических явлений.. 4.   необходимо исследовать не только конкретные результаты влияния тех или иных психологических факторов на политику, но  и  сам процесс формирования. 5. принцип  нейтрализма. Это политически  и  идеологически нейтральная наука (Пр: констатация факта).

Политическое сознание

Форма общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения -> политическая деятельность, поведение. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Др субъекты: нации, социально-демографические, социально-профессиональные группы и социальные слои населения.

ПС  не только отражает  политическую  деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль.

Формы: 1. обыденное (характеризуется: политическая  наивность, неустойчивость взглядов и оценок, подверженность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения). 2. государственное (профессиональное) – у политиков например. 3. научное (исследование научных работников).

Сферы политической психологии:

- Политическая психология внутренней политики изучает ●психологию   личности  “ политического   человека ” и  ●проблемы   политической  социализации и социальных установок как психологических характеристик, через которые раскрывается  личность  в  политике .

- Политическая психология внешней политики и международных отношений  - изучение  политической   элиты   разных   стран , а также “общественность”,  большие   социальные  и национально-этнические группы, массы в целом как силы, способные оказать влияние на  элиту .

- Военно-политическая психология - акценты обычно делаются на вопросы борьбы с армиями реальных и потенциальных противников, с партизанами. Напр, изучение особенностей их лидеров. Также совершенствование тактики допросов, механизмов ведения психологической войны в  разных  форматах.

Основные методы политико-психологического анализа

 Исследовательские  методы  и приемы современной политической психологии разнообразны. Используются  методы  и приемы смежных наук: психологии, политологии, социологии, истории и т.д. Причины: 1. междисципл. характер объектов, изучаемых полит. психол.; 2. отсутствуют общепризнанные жесткие теоретические схемы, которые могли бы диктовать строгую определенность методических процедур.

●полит. психол Лич (Л): методы заимствованные из психологии (тесты, анкеты, анализ продуктов д-ти, метод экспертных оценок. ●полит.психол. малых гр (МГ): применяютс варианты социометрического метода, варианты семантич. диффер(СД).●полит.психол БГ: социологич. опросы, анкетирование, фокус-гр, включенное наблюдение.

Основополагающие научные школы политической психологии

Политическая психология в нашей стране опирается на сложившиеся научные школы и концептуальные направления в общей и социальной психологии, политологии.

1) политический бихевиоризм, связанное с изучением политического поведения. Основная идея - прямое влияние среды на поведение индивида. Политическое поведение подчиняется старой формуле бихевиористов: S — R. Например, желая понять феномен политического отчуждения, политические бихевиористы предлагают формулу: простые социальные условия — политическое поведение. Исследователям остается "замерить" первый и второй показатели и найти корреляцию между ними. При этом подходе значение ситуационных факторов явно превалирует над внутренней активностью индивида.

2) политический психоанализ, акцент делает на бессознательных структурах психики. Задача - изучение политических структур личности, классификация типов личности и  создание психобиографий политических деятелей. (идеи Фрейда)

3) политический когнитивизм, исследует процесс политического мышления. Выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура.

Политическая социализация (ПС) как процесс включения индивида в политическую систему

 ПС: весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С 1-ой стороны,  ПС включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида (передача модели поведения,напр). С другой стороны - включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки (зависит от внутренних убеждений индивида).

 ПС осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа ПС: 1. "Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе (детство – млад.школьн возраст). Особенность: человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения => усвоение норм на эмоциональном уровне. 2. "Партиципаторный" - вторичная  политическая   социализация (подростк –зрелость). Особенность: индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. 3. «Постпартиципаторный» (пенсионный возраст) -постоянство сложившихся политических взглядов.

Агенты ПС: политические(важная роль на 2 этапе: армия) и неполитические (важная роль на 1 этапе: семья).

Политическое поведение - это  форма   участия   личности ,  социальной   общности   людей   в   осуществлении  политической власти, защите своих политических интересов.

Включает в себя: 1.внутренние реакции (мысли, восприятия, суждения, установки, убеждения). 2. наблюдаемые действия (участие в выборах, защита интересов, выражение протестов).

Типы: 1. Политическ. действие: форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества, ее институты и другие объекты. Направленность этого политического действия может быть конструктивной и деструктивной. 2. Пол. бездействие: это способ включенности личности  от политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

 Политическое  участие — это реальное поведенческое следствие политической  социализации. По сути,  политическое  участие свидетельствует: удалось ли  политической  системе «овладеть» индивидом, или же у него остались некоторые ресурсы «индивидуального сопротивления», связанные с осознанием личных интересов, не всегда совпадающих с интересами системы.

 Свободное, добровольное участие граждан в политике — один из важнейших индикаторов качественного состояния  политических  систем, степени их демократизма. В развитом обществе, теоретически, такое участие носит всеобщий характер. Это свободное, инициативное, сознательное и действенное участие граждан в решении вопросов, которые затрагивают их существенные интересы и находятся в их непосредственной компетенции.

 Мотивы политич. участия: мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности; познавательные мотивы; мотив достижения власти над людьми; идеологические мотивы; мотив преобразования мира; традиционные мотивы; меркантильные мотивы. Кроме того, существуют и ложные мотивы  политического  участия. Разные мотивы побуждают к разным вариантам  политического  участия. Выделяют две основные группы форм  политического  участия: «мобильные» (более активные) и «иммобильные» (менее активные).

Психология власти

 Исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе. В качестве инструмента такого обобщения наиболее эффективным сегодня представляется системный подход.

Основные аспекты власти Директивный аспект. - господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. Функциональный аспект. - как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления. Коммуникативный аспект. Власть реализуется через общение. Социальный аспект. Власть рассматривается как силовое отношение, выражающее реальное доминирование (человек не для того принимает участие в правлении, чтобы приобрести власть, а потому, что чувствует себя для того достаточно сильным). Необходимость фактора силы вытекает из общей логики отправления властных функций, как функций социальных, исходя из того, что власть – величина сочетательная: можно властвовать над другими и нельзя над собой (собой можно владеть).Психологический аспект. Власть понимается как силовое лидерство, устанавливаемое в межличностном взаимодействии, где обосабливаются ведущая и ведомая стороны. Гносеологический аспект (познавательный). Власть есть целенаправленный способ использования знаний. Организационный аспект. Особенностью данной власти ( данного аспекта ) является то, что устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности преимущественно репродуктивной, несомненно сковывает социальное творчество личности и масс. Политический аспект. Власть понимается как способ существования влияния, подчинения, принуждения.

Понятия легитимности власти

   Легитимность   - это общественное признание, одобрение, законность власти. Признаками  легитимности   власти  служат следующие: ●убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя; ●свобода выражения гражданами своей воли.

Теории политического лидерства

В социальной  психологии  давно возникал вопрос о природе явления лидерства, о причинах его происхождения. 3 подхода в понимании происхождения лидерства:

1.«Теория черт» концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, может быть человек, который обладает определенным набором или совокупностью определенных психологических черт. Однако очень быстро выяснилось, что задача составить перечень таких черт нерешаема. 2.«Ситуационной теории лидерства: Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализовать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Критика: Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. 3. «Синтетической теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер—как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения прежде всего целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

Личность в политике.

Политическая   психология  отдельной личности — стержень всей  политической  психологии.

Личность должна принять ценности и цели, обладать умением верно исполнять социально-политические роли, быть адекватной принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Всему этому человек обучается в ходе  политической социализации. Чем более политизированной будет эта социальность, чем больше в ней политических связей и отношений, тем в большей степени человек будет политической личностью

Имидж политического лидера. Построение положительного имиджа политика.

Имидж — воображаемый образ человека, группы, организации, события, процесса или явления, создаётся специально. С психологической точки зрения основой имиджа является миф. Структура имиджа включает когнитивные, эмоциональные и побуждающие к действию компоненты. Процесс формирования имиджа имеет практически бесконечный: имидж непрерывно совершенствуется и корректируется в зависимости от изменения ситуации, реакции населения и т.д. Имидж политика формируется на основе двух групп данных. Модель имиджа: 1) внешние качества; 2) собствен но  политические  параметры; 3) скрытые качества, обеспечивающие позитивно отношение к политику на подсознательном уровне.

Основные сферы прикладного использования политико-психологического знания

 Рассматривая отдельные сферы политики, становится очевидным, что роль политической психологии особенно велика там, где речь идет о воздействии на людей (воздействие на отдельную личность, на малые группы и происходящие в них процессы, на большие группы и, наконец, на значительные массы людей).

 Воздействие на эти четыре группы объектов наиболее важно в 4 основных сферах: 1. Во внутренней политике политическая психология имеет прикладное значение практически во всех ее основных измерениях: от борьбы лидеров за власть и психологии власти, до состояния массового сознания, обеспечивающего поддержку или, напротив, не принимающего власть. 2. Во внешней политике политическая психология используется для изучения и воздействия на власть в иностранных государствах, а также на население этих стран, хотя ее возможности явно меньше, чем во внутренней политике. Тем не менее, здесь есть свои, специфические сферы: например, психология дипломатии, переговоров, всего механизма международного взаимодействия, включая деятельность международных организаций, урегулирование конфликтов и налаживание международного сотрудничества, и т. д. 3. В военно-политической сфере политическая психология используется прежде всего для психологической войны с противником, для поддержания боевого духа своих войск, а также для пропагандистско-психологического обеспечения разных аспектов военных действий и т. п. 4. В сфере массовых информационных процессов политическая психология особенно незаменима. Прежде всего, это касается оптимизации действий средств массовой информации для их наиболее эффективного воздействия на аудиторию, организации и проведения информационной части избирательных кампаний, организации PR-воздействия на требуемую аудиторию, формировании той или иной «политической моды» и т. д.

Особенности практической работы психолога в сфере политики

1. политическое консультирование. –консультирование деятельности политика с точки зрения оценки и прогноза тех психологических результатов, к которым она приведет.. 2. политическая реклама – реклама политич. партии, органов государственной власти и общественных организаций, отдельных граждан и их действий, идей,.3. создание имиджа - -привлечения и удержания внимания избирателей; -формирования установки на доверие (недоверие) со стороны избирателей; -использования психологических особенностей отдельных социальных групп; -использования общих особенностей восприятия; -использования специфических навыков коммуникации.4. Пиар (черный – уничтожение противника).  Предполагает связь с общественностью. средство психологической манипуляции сознанием и поведением людей через манипуляцию теми общественными структурами, которым люди доверяют, — прежде всего, средствами массовой информации.