32081

Тренинг как разновидность активной групповой психологической работы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Специфические черты тренингов: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии при этом такая помощь исходит не только а порой и не столько от ведущего сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы обычно от 7 до 15 человек периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двухпяти дней так называемые группымарафоны; определенная пространственная организация; акцент па взаимоотношениях между участниками...

Русский

2013-09-03

53.5 KB

14 чел.

27. Тренинг как разновидность активной групповой психологической работы.

Общее представление о тренинге. Классификация тренингов.

Групповой психологический тренинг -  совокупность активных методов практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Специфические черты тренингов:

- соблюдение ряда принципов групповой работы;

- нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

- наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

- определенная пространственная организация;

- акцент па взаимоотношениях между участниками группы, "здесь и теперь";

- применение активных методов групповой работы;

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Классификация: В настоящее время существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп. В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению.

1) Рациональные: Центрированные на руководителе  и на участнике

2)Аффективные: Центрированные на руководителе (Гештальт гр., гр. телесной терапии, психодрама, танцевальная терапия, гр. терапии искусством) и на участнике (Т-группы, группы встреч)

1) Гештальтподход. (Перлз Ф.) Цель – научится иметь собственную  позицию, развить собственный центр (Я есть тот, кто я есть.). Разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе. Умение быть собой, принятие своей личности, открытие своего Я не только для себя, но и для других.

2) Трансактный анализ в группе (Э. Берн). Цель - достижение оптимального для разрешения проблем участников условия – близости, под которой понимается свободный от игр обмен внутренне программируемым аффективным выражением. Задачей психотерапевта является помощь Взрослому пациента осознать не только игры, в которые он играет, но изменить трагический сценарий, которому индивид неосознанно следует в течение своей жизни.

3) Психодраматический подход. Цель - пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и теперь". Развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара. Техники: самопрезентация, исполнение роли, диалог, обмен ролями, техника пустого стула, зеркало.

4) Телесно-ориентированный подход.(В.Райх) Направлена на восстановление свободного протекания энергии через тело путем снятия напряжения в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники: глубокое дыхание, мануальное воздействия, вербальный анализ.

5) НЛП-группы (Р. Бэндлер и Д. Гриндер). Используется для обучения эффективной коммуникации. Отсутствие интереса к содержанию процессов ком-ии, а вместо этого – изучение структуры процесса: всех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего д-ия. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь на категории сенсорного опыта, в кот. нейролинг. программисты выделяют 3 осн-е модальности – визуальную, аудиальную и кинестетическую.

6) Когнитивный подход А.Бена. Цель: решение актуальных проблем пациентов, а также изменение дисфункционального, искаженного мышления и поведения.

7) Тренинг личностного роста (акцент на ресурсах)

Поведенческий подход. История развития поведенческого подхода к групповой работе.

Три направления:: А) Классическая теория усл. Рефлекса (Павлов). Требования для формирования усл. Реф. – смежность и повторение. Б) Т. оперантного обусл. (Скинер) принцип St-R – поведение контролируется его результатами и последствиями. В) Мультимодальное программирование. Центр-е место отводится воздействию на целостную орг-ю Л. (саморегуляция).

Поведенческие тренинги. Ц: обеспечение нов. Усл. Для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, кот. стало дезадаптивным. Частные задачи: формирование нов-х соц-х умений; овладение психологическими приемами саморегуляции; преодоление вредных привычек; снятие стресса и т.д.

Тренинг умений. Ц: научить адаптивным способам поведения, дей-ия, кот-е служат ср-ом удовлетвория важнейших жизненных потребностей. Гл. способ работы – репетиция поведения в ролевых играх, воспроизводящих трудные жизненные сит.ии (моделирование, инструктаж, подкрепление).

Цели тренинговой группы.

1) Формирование коммуникативной компетенции участников; 2) Повышение соц-псих компетенции. Формируется активная соц-ая позиция участников. 3) Пополнение псих-х знаний, 4) формирование и развитие Л-ти (участники сознательно пересматривают имеющиеся у них стереотипы, установки, накапливают положительный опыт к себе и людям; развитие у участников способности производить изменения в своей жизни). 5) корректирование личностных качеств уч-ов, снимаются барьеры, мешающие им быть продуктивным.

Задачи группы:

1. исследование психологич проблем каждого участника и оказание ему помощи в решении;

2. достижение адекватной соц адаптации, изменение неадаптивных стереотипов поведения;

3. приобретение знаний о закономерностях межличн игрупповых процессах как условии более эффекст взаимодействия.

4. содействие личностному росту, реализации потенциала, ощущению счастья.

5. устранение болезненных симптомов, соответствующих разл эмоциональным, психологич проблемам.

Преимущества групповой формы психологической работы:

1) Гр-й опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; обнаружение, что проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства.

2) Группа отражает общество в миниатюре.

3) Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

4) В гр. чел-к может обучаться нов. умениям, эксперим-ть с различными стилями отнош-й среди равных партнеров.

5) В гр. участники могут идентифицировать себя с др, "сыграть" роль др. человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.

6) Взаимодействие в гр. создает напряжение, кот. помогает прояснить психологические проблемы каждого.

7) Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

8) Гр-я форма предпочтительней и в экономич. плане. (дешевле чем индивид. терапия, временнАя выгода)

Групповые нормы: принятые правила поведения, руководящие действием уч-ов и определяющие санкции наказания при их нарушении. Правила: 1) "Здесь и теперь", 2) Искренность и открытость, 3) Принцип Я, 4) Активность, 5) Конфиденциальность 6) правило СТОП (любой может остановить разговор, Касающийся его личности и ему неприятный – говорить тольок в крайних случаях, иначе нарушается процесс самоисследования) и др.

Ролевые позиции в группе: в каждой группе есть структура (формальная – тренер+участники и неформальная). Роль – поведение, принятое членом группы (роль = соц функция). Часто в группе примеряют роль, которая не соот его роли в социуме. Групп структура может меняться. 1) Лидер, 2) Эксперт, 3) Пассивные, 4) противник. Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: "козел отпущения", "эксперт", "аутсайдер", "тряпка", "обвинитель", "хулиган", "жертва" и т. п.

Качественный и количественный состав тренинговых групп:

1) Качественный - 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.

2) Количественный - минимум 4 человека. Верхний предел обычно не называется. Келлерманом сформулировано "правило восьми", согласно кот. число участников не должно превышать 8 чел, в противном случае возникает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек.

Этапы развития группы:

Л. М. Митиной была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются 4 стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет основные процессы изменения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия):

1) Подготовка. Мотивация уч-ов, разогрев, снятие напряжение. В насильственных группах – скепсис, враждебность к тренеру (предлагать вербализовать эмоции, дать ситуацию, с которой не справится – чтобы потом отрефлексировал и понял, что надо учиться). В добровольной – непонятно, что будет, чего ждать, тревога (упражнение путаница).

2) Осознание. На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие. Выделяются роли, снимаются маски. Начинается проявление искренних эмоций – к сближению. Выплеск большого количества энергии – тратится не на работу, а на прояснение отношений между участниками (м.б. конфликты). Участники идентифицируются друг с другом, осознают себя, примеряют роли (процесс когнитивной идентификации). Расширяется уровень осознания.

3) Переоценка. Активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Отходят от конкурентного поведения, хотят сотрудничества.

4) Действие. Закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Могут появится нов. правила.

Кризисы роста в развитии тренинговой группы:

Часто скептицизм и недовольство не исчезают, а даже нарастают на второй день работы. Ведущему  важно в этой ситуации сохранять терпение, исключить раздражительность и демонстрировать на собственном примере образец доброжелательности, открытости и искренности в общении.

Кризис группового развития вызывается 1) недостаточно осознаваемым внутренним протестом – не готов пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, 2) страхом открыться перед др. участниками гр. и ведущими.

Современные групповые и общие тренинговые методы.

Выделяют несколько групп методов

А) Основные методы:  1) групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса позволяющего прояснить мнения, позиции и установки участников гр. 2) игровые методы: ситуативно ролевые, творческие, имитационные и деловые игры.

Б) Дополнительные: 3) Методы направленные на развитие соц. перцепции, 4) Методы телесно ориентированной терапии, 5) Медитативные методы, 6) Рисуночные методы (арттерапия), 7) Методы библиотерапии

Формы организации работы в тренинговой группе.

1) Индивидуальная работа. Цель – научиться понимать себя, свои особенности и отношения к различным явлениям. Например, самопрезентация 2) Парная работа. Ц – научиться слышать, слушать др. человека, учитывать особенности партнера, его состояния, настроения. В парах удобно отрабатывать навыки. 3) Четверка. Ц – пообщаться с небольшой комп. Кот понимает тебя, научится отстаивать свое мнение. 4) МГ (7-8чел). Ц – расширение соц-го опыта общения и самовыражения в больш. гр. Работа в кругу. 5) Работа в 2 круга (карусель). Ц. – формирование коммуник-х навыков в принудительно добровольном режиме, когда участнику приходится в ступать с партнерами по сигналу тренера. 6) Форма «аквариум» (работает половина группы, другая половина в качестве супервизора). Ц. – дать возможность увидеть со стороны работу других, включить пассивных участников. 7) «Большой круг». (ритуальный круг) – выработка нового стиля общения со всеми, контакт глаза-в-глаза, ритуальны – потому что в начале и конце тренинга. Задача тренера – держать динамику. 8) Массовая свободная д-ть. Ц. – активная коммуникация с наибольш-м кол-ом участников по собственной инициативе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16600. Формирование навыков создания форм в среде MS Access 133 KB
  Лабораторная работа №3 Цель работы: Формирование навыков создания форм в среде MS Access. Лабораторная работа состоит из трех частей: Создание простых форм на основе запроса для просмотра и ввода данных. Создание подчиненных форм для работы с данными из связанных ...
16601. Формирование навыков создания отчетов и кнопочных форм в среде MS Access 86 KB
  Лабораторная работа №4 Цель работы: Формирование навыков создания отчетов и кнопочных форм в среде MS Access. Лабораторная работа состоит из трех частей: Создание простых отчетов на основе запроса для просмотра данных. Создание кнопочных форм для вывода других фо...
16602. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА И-НЕ 111.27 KB
  ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ИНЕ по курсу: ЭЛЕТРОНИКА Цель работы Изучение схемотехники основных параметров и характеристик логического элемента ИНЕ являющегося базовым элементо...
16603. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО МУЛЬТИВИБРАТОРА НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ 51.93 KB
  Отчет по лабораторной работе №6 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО МУЛЬТИВИБРАТОРА НА БИПОЛЯРНЫХ ТРАНЗИСТОРАХ Цель работы Исследование принципа реализации автоколебательного мультивибратора...
16604. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ 283.45 KB
  ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ Цель работы Практическое исследование свойств низкочастотного избирательного усилителя на основе операционног
16605. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 336.61 KB
  Отчет по лабораторной работе № 1 макет № 18 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОННОГО УСИЛИТЕЛЯ К140УД1408 Цель работы Изучение возможностей практическог...
16606. Исследование усилителя, построенного на основе микросхемы К118УН1 235.75 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 по дисциплине Электротехника электроника и схемотехника на тему: Исследование усилителя построенного на основе микросхемы К118УН1 Цель работы Изучение принципов построения транзисторных усилителей устройств с резис...
16607. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 112.73 KB
  ОТЧЕТ о лабораторной работе №6 по курсу Электроника ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ Цель работы Исследование принципа построения и основных характеристик компенсационного стабилизатора напряжения Схемы Принципи...
16608. Изучение Программы Libedit пакета Orcad 11.99 KB
  Лабораторная работа 1. Изучение Программы Libedit пакета Orcad. Цель работы: изучить назначение возможности и основные команды программы Libedit. Порядок выполнения работы: 1. Открыть подкаталог exe каталога Orcad и запустить на выполнение программу libedit.exe. 2. Внимател