32082

Мотивация просоциального поведения и социальной самореализации (по Хекхаузену)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

С незнакомым: чем сильнее ожидание успеха тем выше положительная привлекательность и наоборот все наоборот в мотиве достижения: чем выше вероятность успеха и следовательно легкость задания тем меньше привлекательность успеха и наоборот. Ответственность как устойчивая черта характера напрямую связана с такими личностными параметрами как интернальностьэкстернальность и мотивация достижения. Феномены власти чрезвычайно сложны основываются на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта возникающего изза несовместимости...

Русский

2013-09-03

61 KB

16 чел.

Вопрос 28. Мотивация просоциального поведения и социальной самореализации (по Хекхаузену)

Просоциальное поведение - это поведение, согласованное с социальной нормой, всегда в контексте социума, взаимодействия, противоположно асоциальному. Ведущими мотивами являются: мотив общения, доверительного отношения (аффилиации), помощи и ответственности.

Потребность в общении.(М.И.Лисина): Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природа данной потребности не определена. Не решен вопрос о происхождении потребности в общении. Немногие считают её врожденной, другие – складывающейся прижизненно. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития ВПФ.

Мотив аффилиации и его структура. 

Аффилиация - класс социальных взаимодействий, содержание которых заключается в общении с другими людьми (в т.ч. с незнакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Цель – взаимная и доверительная связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то принимает его, дружески поддерживает. Свзяан либо с надеждой на аффилиацию, либо со страхом отвержения.

Существует тесная связь между ожиданием и аффилиативным поведением. С незнакомым: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положительная привлекательность, и наоборот, (все наоборот в мотиве достижения: чем выше вероятность успеха и, следовательно, легкость задания, тем меньше привлекательность успеха и наоборот). Если человек знакомый, то ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга.

Измерение м.аффилиации: 1) В 1952 г. Шипли и Верофф опубликовали первую основанную на ТАТ (проективный, таблицы с ч\б картинами) методику измерения мотива аффилиации. Впоследствии многие авторы пытались усовершенствовать её, но основой был всё равно ТАТ. 2) Опросник Мехрабяна.

Мотивация помогающего и альтруистического поведения.

Разница:  мотивация альтруистического поведения – исключительно помощь, возможно даже в ущерб себе; мотивация помогающего поведения м.б. любой, даже корысть.

Шварц и Ховард представили пятиступенчатую модель помогающего поведения: восприятие нуждающегося в помощи, выбор возможных действий по оказанию помощи и оценка собственной способности их выполнить; образование чувства моральной ответственности; оценка затрат и выгод от возможных действий; определение и оценка возможных реакций; выбор действия.

Теория социального обмена(Хоманс): Теория социального обмена - теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери.

Эволюционная теория мотивации помощи. Исходит из существования двух типов альтруизма: альтруизма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном обмене. Однако большинство психологов-эволюционистов полагают, что у генов эгоистичных индивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что поэтому общество должно учить альтруизму.

Альтруистические мотивы личности: мотив морального долга и мотив сочувствия.

Синтез представлений об альтруизме некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др.) и отечественных психологов (Божович, Запорожца, Додонова и др.) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов:

  1.  Мотив морального долга. Следствие нормативного воспитания личности, интериоризация альтруистических социальных норм. Ведущее чувство – ответственность за свои поступки перед собой и другими. Действие этого мотива связано с областью моральной самооценки. Реализация мотива: чувство морального удовлетворения, самоуважения, и т.д. Нереализация: связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением. Эти моральные чувства выполняют две функции: профилактическую (предвосхищаение последствий оказания  или неоказания помощи) и компенсаторную (средство восстановления утраченного чувства морального равновесия и благополучия).
  2.  Мотив сочувствия. Основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей человека. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и носит предвосхищающий характер (будущего улучшения ситуации), побуждая к совершению акта помощи. Для некоторых самоценны сами переживания, эмоции, а не помощь.

Наиболее альтруистичными оказываются субъекты с гармоничной представленностью обоих смыслообразующих мотивов.

Экстернальная и интернальная личность. (Дж. Роттер)

Локус контроля, характерный для определенной личности, надситуативен и универсален (один и тот же тип контроля характеризует поведение Л как в случае неудач, так и в случае достижений в различных областях социальной жизни и социального поведения).

1)Экстерналы: - полагают, что их успехи и неудачи регулируются внеш. факторами (судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения).  - более конформны,  - не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. - им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов.

2)Интерналы: - сопротивляются постороннему воздействию, - в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, независимы от мнения других. - верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями. - не склонны к подчинению и подавлению др, сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы. - лучше работают в одиночестве.

Самосознание и принятие ответственности.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собств. поступков и действий, и принятия полной ответственности за них.

Стадии (этапы) развития самосознания: 1)Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. 2)К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. 3)К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). 4)Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют: 1)Оценки окружающих и статус в группе сверстников. 2)Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». 3)Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: 1)сознание своей тождественности; 2)сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; 3)осознание своих психических свойств и качеств; 4)определенная система социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания: 1)Самопознание — получение информации о себе. 2)Эмоционально-ценностное отношение к себе. 3)Саморегуляция поведения.

Значение самосознания: 1)Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.2)Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.3)Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

«Ответственность — волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности при соблюдении норм и правил общества. На принятие ответстенности за успех или неудачи существенное влияние оказывает уровень развития группы, её сплочённость, близость ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация» (Д.А. Леонтьев).

 Ответственность как устойчивая черта характера напрямую связана с такими личностными параметрами, как интернальность-экстернальность и мотивация достижения.

Повышение объема ответственности - один из главных показателей уровня развития личности. Чем больше у человека объем, круг ответственности, тем более он взрослый человек. Ответственность является качеством зрелой личности.

Ответственность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Человек с низкой ответственностью - человек-ребенок. Повышение объема ответственности - один из главных показателей уровня развития личности. Чем больше у человека объем, круг ответственности, тем более он взрослый человек. Смелость брать на себя ответственность - главный критерий в росте человеке как руководителя. Ответственность является качеством зрелой личности и компонентом профессиональной компетентности специалистов любого профиля.

Методы изучения ответственности:

  1.  Опрос (изучение представление об ответственности)
  2.  "Самооценка волевых качеств" М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой (5-ступенчатая лесенка) – модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна.
  3.  Методика диагностики уровня субъективного контроля Роттера
  4.  Изучение атрибуции ответственности (приписывание ответственности за успех и неудачу). Для изучения типа атрибуции младшим школьникам может быть предложена анкета, разработанная М.В.Матюхиной, Т.А.Саблиной.
  5.  Изучение реального проявления ответственности в учебной деятельности. Методика "Задание с пятницы на понедельник" М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой позволяет определить реальное проявление ответственности у учащихся в учебной деятельности.

Феномен власти как междисциплинарная проблема.

Феномены власти чрезвычайно сложны, основываются на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей различных людей или средств их достижения.

Различие взглядов на власть с позиции разных дисциплин:

Социолог Макс Вебер: возможность настаивать на своём, даже при наличии сопротивления,; Философ Бертран Рассел: как достижение намеченных планов; Политолог Р. Э. Дал: «Моё представление о власти: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать»; Психолог Курт Левин: максимальной силы воздействия одной стороны и минимальное сопротивление другой.  

Власть как потенциал влияния.

О власти речь идет тогда, когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей (см.определения выше).

Сущность мотивации власти.

Мак-Клелланд: мотив власти - потребность чувствовать себя сильным и проявлять своё могущество в действии. Можно говорить о двух разных тенденциях в основе этого мотива: стремление к приобретению власти; осуществление власти и влияния.

Теории мотивации власти: с одной стороны, теории в духе Уайта (власть, в смысле сил, способностей, компетентности, понимается как результат некоторого всеобщего фундаментального мотива), с другой—теории типа концепции Адлера (выявляющей особый мотив — стpемление к власти и к превосходству—из первоначальной недостаточности власти).

Проблема возникновения и развития мотива власти.

4-стадийная классификация осуществления власти Мак-Клелланда, восходит к разработанной Эриксоном психоаналитической теории развития «Я» (социоэмоционального развития). Мак-Клелланд различает источники власти и её объекты (и тем и другим может быть сам субъект либо его окружение). Так возникают четыре стадии развития мотивированности властью:

1) ассимиляция (отношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить…увеличить у индивида ощущение собственной силы - «нечто придает мне силы»)

2) автономность («я сам придаю себе силы»)

3) самоутверждение («я произвожу впечатление на других»)

4) продуктивность («мне хочется выполнить свой долг»)

Эти стадии должны представлять собой последовательные этапы созревания, которые проходит человек в процессе своего развития. Достижение более высокой стадии не аннулирует предыдущие, они могут актуализоваться в подходящей ситуации.

Понятие мотива достижения, его психологическое содержание.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в д-ти; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой д-ти зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Чел с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения даже у одного и того же чел не всегда одинакова и зависит от сит и предмета д-ти. Ученые выделяют четыре фактора определяющие уровень мотивации в конкретной д-ти:

[1]значимость достижения успеха;

[2]надежда на успех;

[3]субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

[4]субъективные эталоны достижения.

Первые исследования мотива достижения (Г.Мюррей, Д.МакКлелланд, Дж.Аткинсон)

1) Г. Мюррей: впервые выделил мотив достижения как устойчивую характеристику личности, кот. понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле.

2) Д. Мак-Клелланд: потребность в достижении - бессознательное побуждение к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства. Характерные черты людей, с выраженной мотивацией достижения: 1) предпочтение работать в усл максимального побуждения мотива достижения 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у др результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение д-ти, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству

3) Х.Хекхаузен: мотивация достижения — попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности чело ко всем видам д-ти, к кот м. б. применены критерии успешности и где выполнение подобной д-ти может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче . Характерные признаки мотивации достижения: 1) идея достижения предполагает 2 возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда д-ть предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

4)Дж. Аткинсон: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, гордились своими успехами. А люди с низким уровнем этой потребности были очень довольны тем, что им удалось избежать неудачи, «формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха перед неудачей» основную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха. Гипотеза: неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

990. Планирование деятельности предприятия 496 KB
  Составление сметы расходов на производство и реализацию продукции. Определение плановой величины материальных расходов. Расчет величины прочих расходов на производство и реализацию продукции.
991. Электропитающие системы и электрические сети 236 KB
  Баланс активной мощности и выбор генераторов ТЭЦ. Обоснование схемы и напряжения электрической сети. Регулирование напряжения. Расчет установившегося режима электрической сети. Приведение нагрузок узлов и мощности ТЭЦ к стороне ВН.
992. Методы управления рисками в системе ипотечного кредитования 422 KB
  Основные принципы и структурные элементы системы ипотечного кредитования. Европейская (одноуровневая) модель ипотечного кредитования. Современная американская (двухуровневая) модель ипотечного кредитования. Законодательное обеспечение системы ипотечного кредитования в Российской Федерации. Классификация методов управления рисками в системе ипотечного кредитования. Обеспечение кредитного обязательства рыночной стоимостью предмета ипотеки.
993. Методы поиска минимума функции на отрезке. Программная реализация 579.5 KB
  Нахождение минимума функции на заданном отрезке - одна из простейших задач в разделе численных методов анализа. Существует множество различных способов определения минимума функции с разным количеством итераций и уровнем определения точности. Так же возможно комбинировать некоторые способы для достижения большей эффективности алгоритма.
994. Математические методы и исследование операций в экономике 662.91 KB
  Диагностика функционирования рыночных механизмов на предприятии. Жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы. Внешние сигналы о возможных изменениях состояния. Сканирование внешней и внутренней среды фирмы — условие обнаружения слабых сигналов о надвигающемся кризисе.
995. Разработка технологического процесса обработки щита подшипникового 275.5 KB
  Описание конструкции и служебного назначения детали. Выбор вида и обоснование метода получения заготовки. Определение размеров, массы и стоимости детали. Проектирование технологического маршрута обработки и технологического процесса. Выбор оборудования, приспособлений, мерительного инструмента.
996. Метеонавигационный радиолокатор Контур-10СВ 556 KB
  Метеонавигационный радиолокатор Контур-10СВ предназначен для использования на борту самолетов различного класса в составе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Частота излучения МНРЛ от 9,3 до 9,5 ГГц.
997. Система социальной защиты детства в Республике Башкортостан 427 KB
  Понятие, значение и методы государственного управления социальной защитой детства. Анализ состояния социальной защиты детства в Республике Башкортостан. Правовые аспекты государственного управления социальной защитой детства в Республике Башкортостан. Возможность применения опыта США по социальной защите детства в Российской Федерации. Применение информационных технологий в системе государственного управления социальной защитой детства в Республике Башкортостан.
998. Создание локальной вычислительной сети небольшого городка 454.5 KB
  Разделение данных предоставляет возможность доступа и управления базами данных с периферийных рабочих мест. Многопользовательские свойства системы содействуют одновременному использованию централизованных прикладных программных средств. Технологии беспроводных сетей (радиотехнологии). Выбор кабельной системы.