32083

Мотивация асоциального поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понятие агрессии. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то каким путем агрессивная модель поведения была усвоена факторы которые спровоцировали ее проявление и условия способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии. фрустрации агрессии сформулирован Доллардом и др.

Русский

2013-09-03

42 KB

12 чел.

29. Мотивация асоциального поведения.

Понятие агрессии. Особенности агрессивного поведения.

Агрессия (Фромм) - любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая: 1) По направленности: - агрессия, направленная вовне; и - аутоагрессия, направленная на себя. 2) По цели: интеллектуальная; враждебная. 3) По методу выражения: физическая; вербальная. 4) По степени выраженности: прямая; косвенная. 5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теории:

1) Т социального научения. А. понимают как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

2) Психоаналитическая Т. А. с т.з. врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти (сила смерти – Тонатос), спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты;

3) Т. фрустрации- агрессии (сформулирован Доллардом и др. 1939г )   А. - следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта.. Утверждает: 1) А. всегда есть следствие фрустрации, 2) фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Эта теория очень проста и она получила широкое распространение. Есть недостатки: эмпирические доказательства -   фрустрация не всегда вызывает агрессию. Они предположили, что люди агрессивно реагирует на фрустрацию в тех случаях, когда они привыкли реагировать на нее агрессивным поведением.  Миллер в 1941 внес в теорию поправку о том, что агрессия вызывает различные формы поведения, а  фрустрация  является только одной из них. Второе утверждение, которое разделял и Бандура тоже не имеет твердых доказательств. Можно найти множество примеров, в которых агрессия проявилась при полном отсутствии факторов фрустрации. Таким образом, эта теория  не имеет твердых позиций и доказательств.

Экспериментальные исследования А.:

2ая пол. 50-х гг., - измерения индивидуальных различий агрессивности методиками основанными на ТАТ,  выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью ТАТ, сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками). Нач. 60-х гг. (после разработки лабораторных экспериментальных исследований) не изучали. 70-е гг. возобновились попытки диагностики мотива агрессии, но уже посредством проективных методик.

Экспериментальное исследование агрессии: испытуемый получает инструкцию, - осуществить электроразряд на другом человеке, выполняющем какое-либо задание. (В действительности этот человек никакого удара током не получал). Чтобы побудить испытуемого наказывать другого человека, требуется какой-либо фиктивный повод.

1) "машина агрессии" Басса. Испытуемый с помощью электроразряда различной интенсивности д.б. сообщать др. чел., кот. в том же или в соседнем помещении выполнял задание на научение, о допущенных тем ошибках. Испытуемым говорилось, что т. о. они смогут оказывать влияние на успешность научения др. чел. В их распоряжении находилось 10 различных интенсивностей электроразряда (минимальная из них должна означать успех). Помимо силы тока измеряли кол-во, продолжительность и латентное время наказаний.

2) незначительное видоизменение первой. Испытуемый должен оценить работу (типа сочинения) др. и выразить свое мнение ударом тока опред-ой интенсивности. Удар током осущ-ся под предлогом обратной связи, направленной на улучшение результатов, и мог, как и в случае "машины агрессии", истолковываться (что и происходило на самом деле) в качестве просоциального акта. Появились исследования, в кот. вместо электроразряда используются шумы различной силы, превосходящей болевой порог.

По данным самоотчета, испытуемых по степени агрессивности разделили на три группы: высокая степень, средняя степень, низкая степень. 

Оказалось, что у испытуемых, склонных к подавлению своей враждебности (низкая степень), в отличие от испытуемых с высокой степенью возбуждения агрессивность проявляется тем меньше, чем сильнее предшествующее оскорбление (роли меняли, кого били током – становится палачом). Минусы: ситуации являются искусственными. Сомнения во внешней (экологической) валидностью, иначе говоря, сохраняют или нет обнаруженные взаимосвязи свою силу для ситуаций повседневной жизни.

Удар током был выбран исследователями, поскольку он соответствовал строго бихевиористскому определению агрессии Басса, и поскольку причинение физической боли считалось существенным признаком нападения. Однако в действительности это оказалось не так.

2. Мотив агрессии. Спонтанная и реактивная агрессия. Ситуационные факторы формирования агрессивного побуждения. Формы проявления агрессии.

1) Мотивы агрессии (Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова.) - психологические аргументы, устойчивые внутренние причины, инициирующие агрессивное поведение, объясняющие смысл насильственных действий агрессора.

Мотивы агрессии могут быть истинными (стремление разрушить или уничтожить объект, т.н. «мотив агрессивности») и ложными (в форме мотивировки, т.е. оправдания насильственных действий).

В научной литературе различают следующие мотивы агрессии:

- мотивы патологические – побуждения, обусловленная психическими отклонениями (бред, галлюцинации, психозы, умственная отсталость и проч.);

- мотивы враждебные, обусловленные негативными эмоциональными состояниями (гнев, ненависть, ярость);

- мотивы гедонистические - агрессия ради получение удовольствия;

- мотивы авторитарные – агрессия, связанная с потребностью управлять другими людьми, доминировать над ними, а также потребность во власти и влиянии;

- мотивы защитные – мотивы, по которым совершаются акты реактивной и/или проактивной   агрессии;

- мотивы достижения и приобретения – агрессия, совершаемая с целью овладения материальными ценностями и/или социальным статусом, а также при обретения или поддержания позитивной самооценки;

- мотивы следования – агрессия, соверщаемая с целью соблюдения установленных социальных норм (социально-активное, конформистское, привычное, маргинальное поведение);

- мотивы отрицания – агрессия, совершаемая с целью нарушение установленных в обществе правил (антисоциальные, протестные мотивы);

- мотивы психической саморегуляции – агрессивные действия, совершаемые с целью стабилизации эмоционального состояния.

2) Разделение по причине появления агрессия бывает:

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

3) Х. Хекхаузен  Ситуационные факторы агрессивного поведения: намерение, приписываемое нападающему (самозащита); ожидания возмездия за осуществленную агрессию; способствующие агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами;  самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей

4) Формы проявления агрессии

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: А) целевая агрессия - осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Б) инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81147. Виды и характеристика больших социальных групп 35.42 KB
  Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы как интеллигенция служащие представители умственного и физического труда население города и деревни. Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции включающее всех работников умственного труда в том числе служащих секретарей контролеров банка и т. Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций: научнотехническое и экономическое обеспечение материального производства; профессиональное управление производством...
81148. Инертная, оптимальная и агрессивная среда. Управление в условиях агрессивной среды 38.71 KB
  Источниками конфликта может служить конкуренция соперничество враждебность противоречивые намерений и т. В результате конфликта происходит столкновение двух или более противоборствующих сторон и выражается в том что они осознаются на уровне социального субъекта: отдельной личности или социальной группы. В сущности конфликта важное место занимают такие понятия как участник и субъект конфликта. Участником конфликта может быть отдельный человек организация или группа лиц которые не отдают себе отчет о целях и задачах конфликтного...
81149. Способы управления организацией в условиях агрессивной среды 35.04 KB
  Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть: социальное прогнозирование; социальное планирование; социальное регулирование. Деловые организации пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве вынуждены применять такие способы управления как: нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том чтобы по возможности ее избегать.
81150. Социология управления как отрасль социологического знания 34.51 KB
  В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Удальцовой наука изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений называется социологией и психологией управления в организации. Как научная дисциплина социология управления пересекается с такими разделами социологической науки...
81151. Объект, предмет, функции и задачи социологии управления 37.25 KB
  Выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления проблемы социального взаимодействия внутри организации между руководителем и подчиненными. управленческие отношения: в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом и вступают в управленческие отношения Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории...
81152. Социология управления и смежные дисциплины 46.67 KB
  Важно понять взаимодействие менеджмента с другими науками используемыми для осуществления процессов управления такими как менеджмент информатика социология психология см. Таким образом на стыке менеджмента и социологии возникает новая отрасль человеческих знаний социология управления которая была вызвана естественным развитием общества и философии управленческих концепций. Интеграция науки управления школа научного менеджмента и социологии школа человеческих отношений происходит в середине XXв.
81153. Административная система управления 38.24 KB
  Субъект менеджмента это человек или группа людей создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента это все то на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации ее конкуренты финансы организации производство сбыт поставщики ресурсов информация т. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.
81154. Отечественная социология управления: становление и развитие 37.23 KB
  Особенности и основные причины развития социологии в России Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Во-первых в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств поэзии прозы публицистики и т. Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Вовторых возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал...