32083

Мотивация асоциального поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понятие агрессии. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то каким путем агрессивная модель поведения была усвоена факторы которые спровоцировали ее проявление и условия способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии. фрустрации агрессии сформулирован Доллардом и др.

Русский

2013-09-03

42 KB

12 чел.

29. Мотивация асоциального поведения.

Понятие агрессии. Особенности агрессивного поведения.

Агрессия (Фромм) - любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая: 1) По направленности: - агрессия, направленная вовне; и - аутоагрессия, направленная на себя. 2) По цели: интеллектуальная; враждебная. 3) По методу выражения: физическая; вербальная. 4) По степени выраженности: прямая; косвенная. 5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теории:

1) Т социального научения. А. понимают как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

2) Психоаналитическая Т. А. с т.з. врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти (сила смерти – Тонатос), спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты;

3) Т. фрустрации- агрессии (сформулирован Доллардом и др. 1939г )   А. - следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта.. Утверждает: 1) А. всегда есть следствие фрустрации, 2) фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Эта теория очень проста и она получила широкое распространение. Есть недостатки: эмпирические доказательства -   фрустрация не всегда вызывает агрессию. Они предположили, что люди агрессивно реагирует на фрустрацию в тех случаях, когда они привыкли реагировать на нее агрессивным поведением.  Миллер в 1941 внес в теорию поправку о том, что агрессия вызывает различные формы поведения, а  фрустрация  является только одной из них. Второе утверждение, которое разделял и Бандура тоже не имеет твердых доказательств. Можно найти множество примеров, в которых агрессия проявилась при полном отсутствии факторов фрустрации. Таким образом, эта теория  не имеет твердых позиций и доказательств.

Экспериментальные исследования А.:

2ая пол. 50-х гг., - измерения индивидуальных различий агрессивности методиками основанными на ТАТ,  выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью ТАТ, сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками). Нач. 60-х гг. (после разработки лабораторных экспериментальных исследований) не изучали. 70-е гг. возобновились попытки диагностики мотива агрессии, но уже посредством проективных методик.

Экспериментальное исследование агрессии: испытуемый получает инструкцию, - осуществить электроразряд на другом человеке, выполняющем какое-либо задание. (В действительности этот человек никакого удара током не получал). Чтобы побудить испытуемого наказывать другого человека, требуется какой-либо фиктивный повод.

1) "машина агрессии" Басса. Испытуемый с помощью электроразряда различной интенсивности д.б. сообщать др. чел., кот. в том же или в соседнем помещении выполнял задание на научение, о допущенных тем ошибках. Испытуемым говорилось, что т. о. они смогут оказывать влияние на успешность научения др. чел. В их распоряжении находилось 10 различных интенсивностей электроразряда (минимальная из них должна означать успех). Помимо силы тока измеряли кол-во, продолжительность и латентное время наказаний.

2) незначительное видоизменение первой. Испытуемый должен оценить работу (типа сочинения) др. и выразить свое мнение ударом тока опред-ой интенсивности. Удар током осущ-ся под предлогом обратной связи, направленной на улучшение результатов, и мог, как и в случае "машины агрессии", истолковываться (что и происходило на самом деле) в качестве просоциального акта. Появились исследования, в кот. вместо электроразряда используются шумы различной силы, превосходящей болевой порог.

По данным самоотчета, испытуемых по степени агрессивности разделили на три группы: высокая степень, средняя степень, низкая степень. 

Оказалось, что у испытуемых, склонных к подавлению своей враждебности (низкая степень), в отличие от испытуемых с высокой степенью возбуждения агрессивность проявляется тем меньше, чем сильнее предшествующее оскорбление (роли меняли, кого били током – становится палачом). Минусы: ситуации являются искусственными. Сомнения во внешней (экологической) валидностью, иначе говоря, сохраняют или нет обнаруженные взаимосвязи свою силу для ситуаций повседневной жизни.

Удар током был выбран исследователями, поскольку он соответствовал строго бихевиористскому определению агрессии Басса, и поскольку причинение физической боли считалось существенным признаком нападения. Однако в действительности это оказалось не так.

2. Мотив агрессии. Спонтанная и реактивная агрессия. Ситуационные факторы формирования агрессивного побуждения. Формы проявления агрессии.

1) Мотивы агрессии (Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова.) - психологические аргументы, устойчивые внутренние причины, инициирующие агрессивное поведение, объясняющие смысл насильственных действий агрессора.

Мотивы агрессии могут быть истинными (стремление разрушить или уничтожить объект, т.н. «мотив агрессивности») и ложными (в форме мотивировки, т.е. оправдания насильственных действий).

В научной литературе различают следующие мотивы агрессии:

- мотивы патологические – побуждения, обусловленная психическими отклонениями (бред, галлюцинации, психозы, умственная отсталость и проч.);

- мотивы враждебные, обусловленные негативными эмоциональными состояниями (гнев, ненависть, ярость);

- мотивы гедонистические - агрессия ради получение удовольствия;

- мотивы авторитарные – агрессия, связанная с потребностью управлять другими людьми, доминировать над ними, а также потребность во власти и влиянии;

- мотивы защитные – мотивы, по которым совершаются акты реактивной и/или проактивной   агрессии;

- мотивы достижения и приобретения – агрессия, совершаемая с целью овладения материальными ценностями и/или социальным статусом, а также при обретения или поддержания позитивной самооценки;

- мотивы следования – агрессия, соверщаемая с целью соблюдения установленных социальных норм (социально-активное, конформистское, привычное, маргинальное поведение);

- мотивы отрицания – агрессия, совершаемая с целью нарушение установленных в обществе правил (антисоциальные, протестные мотивы);

- мотивы психической саморегуляции – агрессивные действия, совершаемые с целью стабилизации эмоционального состояния.

2) Разделение по причине появления агрессия бывает:

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

3) Х. Хекхаузен  Ситуационные факторы агрессивного поведения: намерение, приписываемое нападающему (самозащита); ожидания возмездия за осуществленную агрессию; способствующие агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами;  самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей

4) Формы проявления агрессии

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: А) целевая агрессия - осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Б) инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50549. Измерение с помощью микрометра среднего объёма металлического цилиндра. Расчет абсолютной и относительной погрешности измерения 75.5 KB
  Расчётные формулы: формула нахождения среднего объёма цилиндра; Расчёт ошибок прямых измерений. По таблице Стьюдента для доверительной вероятности 095 и числа измерений n определяем 4. Рассчитываем полные погрешности измерений по формуле: 7. Рассчитываем относительные погрешности измерений: Расчет ошибок косвенных измерений.
50551. Исследование изобарного процесса 97.5 KB
  Изучение характеристик процесса изобарного расширения воздуха. Если воздух используемый в качестве рабочего тела находится при малом давлении его можно рассматривать как идеальный газ состояние которого описывается уравнением Клапейрона-Менделеева а если относительные изменения параметров Δφ φ в процессах невелики то такие процессы являются квазиравновесными. Уравнение...
50552. Исследование изотермического процесса 113 KB
  В данной лабораторной работе осуществляется подвод тепла к воздуху при практически атмосферном давлении благодаря чему воздух может рассматриваться как идеальный газ а малые изменения параметров делают процесс квазиравновесным. Описание лабораторной установки. Схема лабораторной установки приведена на рис. Схема лабораторной установки.
50553. Исследование изохорного процесса 122.5 KB
  Изучение характеристик изохорного процесса при подводе тепла к газу. Уравнение процесса имеет вид: или Регистрируя изменение давление и температуры в ходе процесса можно построить его кривую в координатах Р Т а также определить константу и построить расчетную кривую. По результатам опыта строится кривая процесса в координатах Р Т.
50555. Инструкция по работе с программой RASTR 121 KB
  Для перемещения по меню используйте: а клавиши перемещения курсора ENTER – для входа в выбранную команду ESC – для выхода. б функциональные клавиши – нажатие клавиши lt одновременно с выделенной цветом буквой горизонтального меню приводит к попаданию в это меню где бы Вы ни находились. Нажатие выделенной цветом буквы вертикального меню приводит к началу выполнения этой команды используйте клавиши на которые нанесены русские буквы независимо от регистра.