32083

Мотивация асоциального поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понятие агрессии. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то каким путем агрессивная модель поведения была усвоена факторы которые спровоцировали ее проявление и условия способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии. фрустрации агрессии сформулирован Доллардом и др.

Русский

2013-09-03

42 KB

11 чел.

29. Мотивация асоциального поведения.

Понятие агрессии. Особенности агрессивного поведения.

Агрессия (Фромм) - любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая: 1) По направленности: - агрессия, направленная вовне; и - аутоагрессия, направленная на себя. 2) По цели: интеллектуальная; враждебная. 3) По методу выражения: физическая; вербальная. 4) По степени выраженности: прямая; косвенная. 5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теории:

1) Т социального научения. А. понимают как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

2) Психоаналитическая Т. А. с т.з. врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти (сила смерти – Тонатос), спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты;

3) Т. фрустрации- агрессии (сформулирован Доллардом и др. 1939г )   А. - следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта.. Утверждает: 1) А. всегда есть следствие фрустрации, 2) фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Эта теория очень проста и она получила широкое распространение. Есть недостатки: эмпирические доказательства -   фрустрация не всегда вызывает агрессию. Они предположили, что люди агрессивно реагирует на фрустрацию в тех случаях, когда они привыкли реагировать на нее агрессивным поведением.  Миллер в 1941 внес в теорию поправку о том, что агрессия вызывает различные формы поведения, а  фрустрация  является только одной из них. Второе утверждение, которое разделял и Бандура тоже не имеет твердых доказательств. Можно найти множество примеров, в которых агрессия проявилась при полном отсутствии факторов фрустрации. Таким образом, эта теория  не имеет твердых позиций и доказательств.

Экспериментальные исследования А.:

2ая пол. 50-х гг., - измерения индивидуальных различий агрессивности методиками основанными на ТАТ,  выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью ТАТ, сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками). Нач. 60-х гг. (после разработки лабораторных экспериментальных исследований) не изучали. 70-е гг. возобновились попытки диагностики мотива агрессии, но уже посредством проективных методик.

Экспериментальное исследование агрессии: испытуемый получает инструкцию, - осуществить электроразряд на другом человеке, выполняющем какое-либо задание. (В действительности этот человек никакого удара током не получал). Чтобы побудить испытуемого наказывать другого человека, требуется какой-либо фиктивный повод.

1) "машина агрессии" Басса. Испытуемый с помощью электроразряда различной интенсивности д.б. сообщать др. чел., кот. в том же или в соседнем помещении выполнял задание на научение, о допущенных тем ошибках. Испытуемым говорилось, что т. о. они смогут оказывать влияние на успешность научения др. чел. В их распоряжении находилось 10 различных интенсивностей электроразряда (минимальная из них должна означать успех). Помимо силы тока измеряли кол-во, продолжительность и латентное время наказаний.

2) незначительное видоизменение первой. Испытуемый должен оценить работу (типа сочинения) др. и выразить свое мнение ударом тока опред-ой интенсивности. Удар током осущ-ся под предлогом обратной связи, направленной на улучшение результатов, и мог, как и в случае "машины агрессии", истолковываться (что и происходило на самом деле) в качестве просоциального акта. Появились исследования, в кот. вместо электроразряда используются шумы различной силы, превосходящей болевой порог.

По данным самоотчета, испытуемых по степени агрессивности разделили на три группы: высокая степень, средняя степень, низкая степень. 

Оказалось, что у испытуемых, склонных к подавлению своей враждебности (низкая степень), в отличие от испытуемых с высокой степенью возбуждения агрессивность проявляется тем меньше, чем сильнее предшествующее оскорбление (роли меняли, кого били током – становится палачом). Минусы: ситуации являются искусственными. Сомнения во внешней (экологической) валидностью, иначе говоря, сохраняют или нет обнаруженные взаимосвязи свою силу для ситуаций повседневной жизни.

Удар током был выбран исследователями, поскольку он соответствовал строго бихевиористскому определению агрессии Басса, и поскольку причинение физической боли считалось существенным признаком нападения. Однако в действительности это оказалось не так.

2. Мотив агрессии. Спонтанная и реактивная агрессия. Ситуационные факторы формирования агрессивного побуждения. Формы проявления агрессии.

1) Мотивы агрессии (Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова.) - психологические аргументы, устойчивые внутренние причины, инициирующие агрессивное поведение, объясняющие смысл насильственных действий агрессора.

Мотивы агрессии могут быть истинными (стремление разрушить или уничтожить объект, т.н. «мотив агрессивности») и ложными (в форме мотивировки, т.е. оправдания насильственных действий).

В научной литературе различают следующие мотивы агрессии:

- мотивы патологические – побуждения, обусловленная психическими отклонениями (бред, галлюцинации, психозы, умственная отсталость и проч.);

- мотивы враждебные, обусловленные негативными эмоциональными состояниями (гнев, ненависть, ярость);

- мотивы гедонистические - агрессия ради получение удовольствия;

- мотивы авторитарные – агрессия, связанная с потребностью управлять другими людьми, доминировать над ними, а также потребность во власти и влиянии;

- мотивы защитные – мотивы, по которым совершаются акты реактивной и/или проактивной   агрессии;

- мотивы достижения и приобретения – агрессия, совершаемая с целью овладения материальными ценностями и/или социальным статусом, а также при обретения или поддержания позитивной самооценки;

- мотивы следования – агрессия, соверщаемая с целью соблюдения установленных социальных норм (социально-активное, конформистское, привычное, маргинальное поведение);

- мотивы отрицания – агрессия, совершаемая с целью нарушение установленных в обществе правил (антисоциальные, протестные мотивы);

- мотивы психической саморегуляции – агрессивные действия, совершаемые с целью стабилизации эмоционального состояния.

2) Разделение по причине появления агрессия бывает:

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

3) Х. Хекхаузен  Ситуационные факторы агрессивного поведения: намерение, приписываемое нападающему (самозащита); ожидания возмездия за осуществленную агрессию; способствующие агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами;  самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей

4) Формы проявления агрессии

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: А) целевая агрессия - осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Б) инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54300. Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры 16.82 KB
  Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
54301. Перший і другий закони Г. Менделя, їх статистичний характер і цитологічні основи 927 KB
  Вивчення визначеної теми в рамках усієї дисципліни сприяє формуванню у студентів знань про закони спадковості: домінування і розщеплення, про їх статистичний характер і цитологічні основи, а також формуванню умінь застосовувати ЦІ знання в вирішенні проблем людства/спадкових захворювання, селекції організмів.
54302. Luminaries of 19-th Century. Dmytro Mendeleiev. Значення періодичного закону 611 KB
  Шляхом інтеграції англійської мови та хімії розширити світогляд учнів і збагатити їхні знання в груповій роботі - вчити виділяти головне порівнювати, робити висновки, виховувати товариськість взаємодопомогу, зокрема, на прикладі багатогранної наукової діяльності Д. І. Менделєєва підкреслити оригінальність, широкий діапазон його наукових інтересів. Розвивати бажання продовжувати освіту.
54303. КОМУНІКАЦІЇ В МЕНЕДЖМЕНТІ 141 KB
  Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал: Комплект карток Ситуаційні вправи з мотивацій в менеджменті Комплект карток Вправа на розпізнавання термінів Комплект карток Характерні ознаки комунікацій Комплект карток Ситуаційні вправи з комунікацій в менеджменті Ілюстративний матеріал схеми рисунки таблиці до теми Комунікації в менеджменті Наочні посібники: ПЕОМ MS PowerPoint Куточок Менеджеру на замітку Опорний конспект з курсу Менеджмент Термінологічний словник менеджера – початківця Реферати та...
54304. Частини тіла 5 клас 169 KB
  Wir haben in der vorigen Stunde das Thema „ Der Mensch“ begonnen und haben die Körperteile des Menschen gelernt. Wie ihr diese Wörter kennt, zeigt ein Wortdiktat. Aber ihr werdet das Diktat nicht schreiben, sondern malen.
54305. СЕТЕВОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 750.5 KB
  В методических указаниях изложены основные особенности планирования и управления проектами. Рассмотрены основные шаги при составлении примерного плана-графика проекта создания требований к экономической и информационной безопасности для СДО ОАО РЖД с использованием Microsoft Project 2003 в среде Windows 2000/ХР. Рассмотрены основные средства Microsoft Project 2003 для эффективного управления всеми задачами и ресурсами проекта.
54306. Де творчість – там і успіх 73.5 KB
  А до звичайних учнів які не підходять здавалось би ні під яку категорію все якось не доходять руки. Їх можна об’єднати в три групи: високий рівень управління системою виховної роботи який забезпечує досягнення найоптимальнішого за певних умов результату; високий рівень функціонування системи виховної роботи який обумовлює успішне виконання завдань поставлених перед навчальним закладом; високий рівень вихованості учнів їх готовності до самостійного життя та праці. Велика роль при цьому відводиться учнівському самоврядуванню.
54307. Як досягти триєдиної мети уроку 3.98 MB
  Працюючи над розробкою моделей уроків, треба прагнути побудувати їх на оптимальному поєднанні традиційних, перевірених часом принципів дидактики, таких як науковість, відповідність віковим особливостям з інноваційними підходами особистісно орієнтованого навчання.
54308. Створення блогу на порталі Мета 52.5 KB
  В своїй статті я написав про створення блогу у гуглівській службі Blogger а в цій зупинюся на створенні блогу на українському порталі Мета основна аудиторія якого зосереджена в Україні. На цій сторінці зліва в колонці під словом Авторизація виконуємо авторизацію блогу з логіном та паролем клацаючи нижче на зелений прямокутник Створити свій блог. 1980 Стать жінка Країна проживання Україна Регіон проживання – Миколаївська область Місто переживання Миколаїв Додатковий еmil – можна дати з інших порталів Контрольне питання Відповідь...