32083

Мотивация асоциального поведения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Понятие агрессии. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то каким путем агрессивная модель поведения была усвоена факторы которые спровоцировали ее проявление и условия способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии. фрустрации агрессии сформулирован Доллардом и др.

Русский

2013-09-03

42 KB

12 чел.

29. Мотивация асоциального поведения.

Понятие агрессии. Особенности агрессивного поведения.

Агрессия (Фромм) - любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая: 1) По направленности: - агрессия, направленная вовне; и - аутоагрессия, направленная на себя. 2) По цели: интеллектуальная; враждебная. 3) По методу выражения: физическая; вербальная. 4) По степени выраженности: прямая; косвенная. 5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теории:

1) Т социального научения. А. понимают как социальное явление, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. Для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена, факторы, которые спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.

2) Психоаналитическая Т. А. с т.з. врожденного инстинкта смерти. Согласно З. Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т. е. агрессия – это инстинкт смерти (сила смерти – Тонатос), спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты;

3) Т. фрустрации- агрессии (сформулирован Доллардом и др. 1939г )   А. - следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта.. Утверждает: 1) А. всегда есть следствие фрустрации, 2) фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Эта теория очень проста и она получила широкое распространение. Есть недостатки: эмпирические доказательства -   фрустрация не всегда вызывает агрессию. Они предположили, что люди агрессивно реагирует на фрустрацию в тех случаях, когда они привыкли реагировать на нее агрессивным поведением.  Миллер в 1941 внес в теорию поправку о том, что агрессия вызывает различные формы поведения, а  фрустрация  является только одной из них. Второе утверждение, которое разделял и Бандура тоже не имеет твердых доказательств. Можно найти множество примеров, в которых агрессия проявилась при полном отсутствии факторов фрустрации. Таким образом, эта теория  не имеет твердых позиций и доказательств.

Экспериментальные исследования А.:

2ая пол. 50-х гг., - измерения индивидуальных различий агрессивности методиками основанными на ТАТ,  выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью ТАТ, сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками). Нач. 60-х гг. (после разработки лабораторных экспериментальных исследований) не изучали. 70-е гг. возобновились попытки диагностики мотива агрессии, но уже посредством проективных методик.

Экспериментальное исследование агрессии: испытуемый получает инструкцию, - осуществить электроразряд на другом человеке, выполняющем какое-либо задание. (В действительности этот человек никакого удара током не получал). Чтобы побудить испытуемого наказывать другого человека, требуется какой-либо фиктивный повод.

1) "машина агрессии" Басса. Испытуемый с помощью электроразряда различной интенсивности д.б. сообщать др. чел., кот. в том же или в соседнем помещении выполнял задание на научение, о допущенных тем ошибках. Испытуемым говорилось, что т. о. они смогут оказывать влияние на успешность научения др. чел. В их распоряжении находилось 10 различных интенсивностей электроразряда (минимальная из них должна означать успех). Помимо силы тока измеряли кол-во, продолжительность и латентное время наказаний.

2) незначительное видоизменение первой. Испытуемый должен оценить работу (типа сочинения) др. и выразить свое мнение ударом тока опред-ой интенсивности. Удар током осущ-ся под предлогом обратной связи, направленной на улучшение результатов, и мог, как и в случае "машины агрессии", истолковываться (что и происходило на самом деле) в качестве просоциального акта. Появились исследования, в кот. вместо электроразряда используются шумы различной силы, превосходящей болевой порог.

По данным самоотчета, испытуемых по степени агрессивности разделили на три группы: высокая степень, средняя степень, низкая степень. 

Оказалось, что у испытуемых, склонных к подавлению своей враждебности (низкая степень), в отличие от испытуемых с высокой степенью возбуждения агрессивность проявляется тем меньше, чем сильнее предшествующее оскорбление (роли меняли, кого били током – становится палачом). Минусы: ситуации являются искусственными. Сомнения во внешней (экологической) валидностью, иначе говоря, сохраняют или нет обнаруженные взаимосвязи свою силу для ситуаций повседневной жизни.

Удар током был выбран исследователями, поскольку он соответствовал строго бихевиористскому определению агрессии Басса, и поскольку причинение физической боли считалось существенным признаком нападения. Однако в действительности это оказалось не так.

2. Мотив агрессии. Спонтанная и реактивная агрессия. Ситуационные факторы формирования агрессивного побуждения. Формы проявления агрессии.

1) Мотивы агрессии (Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова.) - психологические аргументы, устойчивые внутренние причины, инициирующие агрессивное поведение, объясняющие смысл насильственных действий агрессора.

Мотивы агрессии могут быть истинными (стремление разрушить или уничтожить объект, т.н. «мотив агрессивности») и ложными (в форме мотивировки, т.е. оправдания насильственных действий).

В научной литературе различают следующие мотивы агрессии:

- мотивы патологические – побуждения, обусловленная психическими отклонениями (бред, галлюцинации, психозы, умственная отсталость и проч.);

- мотивы враждебные, обусловленные негативными эмоциональными состояниями (гнев, ненависть, ярость);

- мотивы гедонистические - агрессия ради получение удовольствия;

- мотивы авторитарные – агрессия, связанная с потребностью управлять другими людьми, доминировать над ними, а также потребность во власти и влиянии;

- мотивы защитные – мотивы, по которым совершаются акты реактивной и/или проактивной   агрессии;

- мотивы достижения и приобретения – агрессия, совершаемая с целью овладения материальными ценностями и/или социальным статусом, а также при обретения или поддержания позитивной самооценки;

- мотивы следования – агрессия, соверщаемая с целью соблюдения установленных социальных норм (социально-активное, конформистское, привычное, маргинальное поведение);

- мотивы отрицания – агрессия, совершаемая с целью нарушение установленных в обществе правил (антисоциальные, протестные мотивы);

- мотивы психической саморегуляции – агрессивные действия, совершаемые с целью стабилизации эмоционального состояния.

2) Разделение по причине появления агрессия бывает:

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

3) Х. Хекхаузен  Ситуационные факторы агрессивного поведения: намерение, приписываемое нападающему (самозащита); ожидания возмездия за осуществленную агрессию; способствующие агрессии ключевые раздражители; удовлетворение, приносимое достигнутыми в ходе агрессии результатами;  самооценка (чувство вины); оценка со стороны других людей

4) Формы проявления агрессии

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: А) целевая агрессия - осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Б) инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46444. Модернизм XX век 15.87 KB
  Модернизм это масштабное культурное явление которое возникло на рубеже 19 и 20 веков и затронуло практически все сферы человеческой жизни. Модернизм отрицает культурное наследие и реальное воспроизведение действительности использует деформацию образов и субъективное восприятие художника т. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейнохудожественных течений: экспрессионизм кубизм конструктивизм сюрреализм абстракционизм попарт.
46445. Организация производственной деятельности 15.95 KB
  Любая производственная деятельность начинается с моделирования идеального проекта включающего в себя: цели и задачи деятельности; способы и средства реализации целей и задач деятельности; исполнителей решающих задачи и обеспечивающих достижение целей деятельности. Моделирование деятельности наряду с организационноэкономическим проектированием является и психологическим процессом реализации личностной активности. Своеобразная готовность реализовать в процессе деятельности весь личностный комплекс мотивационнопотребностных...
46446. Абсцессы и гангрена легких. Понятие. Классификация: клинико-морфологические формы, по этиологии, по механизму проникновения повреждающего агента, по предрасполагающим факторам, по распространению, по тяжести течения 15.98 KB
  Абсцессы А и гангрена Г легких. гангрена. По распространению:I односторонние поражения 1 абсцессы а одиночные б множественные 2 гангрена а лобарная б субтотальная в тотальная II двусторонние поражения1 абсцессы множественные 2 гангрена 3 абсц одного легк и гангрена др.
46447. Органы государственной власти 15.99 KB
  Его структура официальное наименование и численность депутатов устанавливаются конституцией уставом субъекта РФ с учетом местных национальных и иных исторических особенностей. Количество депутатов законодательного представительного органа субъекта РФ устанавливается конституцией основным законом субъекта РФ. При выборах законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ не менее 50 процентов депутатов данного органа должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов...
46448. Субъекты PR и общественных коммуникаций. Общественность как объект PR-деятельности и как субъект публичных коммуникаций 16.05 KB
  Общественность как объект PRдеятельности и как субъект публичных коммуникаций. В качестве субъекта PR может выступать заказчик инициатор а также исполнитель PR деятельности. Субъектзаказчик может быть обозначен как базисный субъект PR а исполнитель как технологический субъект PR. Базисный субъект PR субъект публичной сферы на оптимизацию коммуникационной среды которого направлена деятельность определенной PR структуры технологического субъекта PR.
46450. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации 16.07 KB
  Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правоприемницы бывшего Советского Союза в ООН. В том числе о признании суверенности России о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 19931994 гг. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе Партнерство во имя мира попросив в последствии НАТО заключить с ним отдельное соглашение.
46451. Уголовное право и процесс в 1930-е годы. Советское законодательство о государственных и имущественных преступлениях как юридическая основа массовых репрессий 16.12 KB
  Основная цель уголовного права в 1930е гг. Принципы уголовного процесса: 1 неприкосновенность личности; 2 гласность; 3 участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве только на стадии судебного разбирательства; 4 всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу; 5 свободная оценка судом доказательств. Стадии уголовного процесса: 1 возбуждение уголовного дела; 2 дознание и предварительное следствие; 3 предание суду; 4 судебное разбирательство; 5 вынесение приговора; 6 кассационное...
46452. Основные ступени в образовании понятий 16.16 KB
  Первая ступень проявляется в поведении ребенка раннего возраста образование неоформленного и неупорядоченного множества выделение кучи какихлибо предметов которые выделяются ребенком без достаточного внутреннего основания. Первый этап образования синкретического нерасчлененного образа или кучи предметов. Группа новых предметов берется ребенком наугад с помощью отдельных проб которые сменяют друг друга тогда когда обнаруживается их ошибочность. Второй этап синкретический образ или куча предметов образуется на основе...