32085

Профессиональный стресс

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Профессиональный стресс Литра: Пряжников Николай Сергеевич 1. Социально экономическая значимость изучения стресса Сама проблема профессионального стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии.дистреса: 1 человек встречаясь с какойто сложностью не может полноценно реализовать накопившуюся энергию вызванную физиологическим механизмом стресса и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.Классическая теория стресса Ганса Селье современное применение теории 1936г.

Русский

2013-09-03

55.5 KB

13 чел.

31. Профессиональный стресс

Лит-ра:  Пряжников Николай Сергеевич

1. Социально экономическая значимость изучения стресса

Сама проблема профессионального стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии.

Причины проф.дистреса: 1) человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.  Пример: не может ответить на оскорбления начальника, при конкуренции – не может нормально общаться с коллегами. 2) ущемление человеческого достоинства в условиях современного производства. 3) ущемление в справедливой оплате труда

          

2.Классическая теория стресса Ганса Селье, современное применение теории

1936г. Селье ввел термин «общее адаптационное напряжение» позднее стресс. До этого термин стресс использовался в физиологии. Стресс (Селье) - есть неспецифический (то есть подразумевает перестройку и адаптацию человека) ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Селье выделил 3 стадии стресса:1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены); 2. стадия сопротивляемости; 3. стадия истощения Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Эустресс - Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс- Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. Полная свобода от стресса означает смерть.
Г. Селье говорил о стрессе и самореализации в профессии (книга «Стресс и дистресс»). "Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…"; человек должен израсходовать запас энергии, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить свою миссию. Особо важно найти для себя именно любимую работу, «игровую» профессию (приятную, полезную).это самое лучшее для самовыражения и предупреждение дистресса.

3.Понятие «профессиональный стресс», формы проявления, СПК в орг, источники стресса

Н.В. Самоукина: Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью". Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. (К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.)

          Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) 

1. Информационный стресс – мало времени + ответственные задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Классификация форм проявления:

- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

- в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием". 

Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, С. Касл выделяет следующие их основные группы:

1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.  2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции). 3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.  4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства. 5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.  6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяется также характеристика "желательных" условий труда :

- Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности; не должна быть утомительной; справедливое вознаграждение; работа должна способствовать росту самооценки работника (!); факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Внеорганизационные источники стрессов:

в семейной жизни: распределение времени ; перенесение кризисов из одной ситуации в другую; когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.

Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства; "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…

4. Методы борьбы с проф стрессом

Психологический дебрифинг в критической ситуации; Техники НЛП в борьбе со стрессом; Нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов; Аутогенная тренировка. Классический вариант аутогенной тренировки (методика И.Г. Шульца). Модификация классического варианта.; музыкальные воздействия и мультимедийные цветомузыкальные средства; Специализированные виды гимнастики (общеукрепляющая, позотоническая, дыхательная, приемы самомассажа); Организация питания в стрессовой ситуации; Аромотерапия и фитотерапия

Основные правила поведения в условиях стресса: наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Купер и Маршалл выделяют основные направления управления производственным стрессом:

- Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.

- Построение "мостов" между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже "возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)".

- Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).

- Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47088. Типы линий связи. Аппаратура линий связи 54.95 KB
  Все алгоритмы компьютерной связи соответствующие протоколы и коммуникационное оборудование были рассчитаны именно на такой пульсирующий характер трафика поэтому необходимость передавать мультимедийный трафик требует внесения принципиальных изменений как в протоколы так и в оборудование. Типы линий связи. В компьютерных сетях существуют следующие типы линий связи: проводные линии связи кабельные линии связи линии связи на основе электромагнитных излучений Давайте после перечислений всех существующих типов линий связи расмотрим...
47090. Основные этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов 55 KB
  Оценка произведения решение вопроса о публикации оформление юридических документов; прием авторского оригинала издательское рецензирование разработка концепции издания доработка произведения автором редактирование произведения подготовка и редактирование аппарата подготовка комплектование и вычитка издательского оригинала; разработка плана иллюстрирования оформления и полиграфического исполнения издания редакционнотехническая подготовка издательского оригинала корректурные работы контроль за полиграфическим исполнением издания...
47092. Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе 55.08 KB
  Формы организации занятий учащихся на уроках технологии. Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам электротехники.
47093. Граница деятельности государства. Расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Эффективность государственного сектора 55.36 KB
  Исторически первым возникло натуральное производство при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве было развито слабо. К примеру внутри латифундий имело место разделение труда между рабами которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существовало был лишь идентичный набор видов работ.
47094. Ресурсы и человеческий капитал 58.68 KB
  Отраслевой рынок и дифференциация продукта Как показывает практика трудно найти на отраслевом рынке два одинаковых товара не из одной партии. установления степени дифференциации продукта. В зависимости от того насколько модифицируются различные свойства продукта выделяют четыре'главных вида дифференциации продукта. Вовторых существуют различия в качестве продукта: например туфли могут быть сделаны из натуральной кожи или кожезаменителя.