32085

Профессиональный стресс

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Профессиональный стресс Литра: Пряжников Николай Сергеевич 1. Социально экономическая значимость изучения стресса Сама проблема профессионального стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии.дистреса: 1 человек встречаясь с какойто сложностью не может полноценно реализовать накопившуюся энергию вызванную физиологическим механизмом стресса и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.Классическая теория стресса Ганса Селье современное применение теории 1936г.

Русский

2013-09-03

55.5 KB

13 чел.

31. Профессиональный стресс

Лит-ра:  Пряжников Николай Сергеевич

1. Социально экономическая значимость изучения стресса

Сама проблема профессионального стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии.

Причины проф.дистреса: 1) человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека.  Пример: не может ответить на оскорбления начальника, при конкуренции – не может нормально общаться с коллегами. 2) ущемление человеческого достоинства в условиях современного производства. 3) ущемление в справедливой оплате труда

          

2.Классическая теория стресса Ганса Селье, современное применение теории

1936г. Селье ввел термин «общее адаптационное напряжение» позднее стресс. До этого термин стресс использовался в физиологии. Стресс (Селье) - есть неспецифический (то есть подразумевает перестройку и адаптацию человека) ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Селье выделил 3 стадии стресса:1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены); 2. стадия сопротивляемости; 3. стадия истощения Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Эустресс - Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс- Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. Полная свобода от стресса означает смерть.
Г. Селье говорил о стрессе и самореализации в профессии (книга «Стресс и дистресс»). "Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…"; человек должен израсходовать запас энергии, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить свою миссию. Особо важно найти для себя именно любимую работу, «игровую» профессию (приятную, полезную).это самое лучшее для самовыражения и предупреждение дистресса.

3.Понятие «профессиональный стресс», формы проявления, СПК в орг, источники стресса

Н.В. Самоукина: Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью". Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. (К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.)

          Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса) 

1. Информационный стресс – мало времени + ответственные задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Классификация форм проявления:

- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

- в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием". 

Анализируя причины низкой удовлетворенности трудом, С. Касл выделяет следующие их основные группы:

1) Связанные с условиями труда: риск для здоровья и безопасности; интенсивность заданного темпа и физической нагрузки; большая продолжительность труда (особенно, если она навязана кем-то); вечерние и ночные смены; неопределенность заданий; недостаток контроля в течение работы.  2) Связанные с содержанием труда: недостаточное использование навыков и способностей; мелкая раздробленность повторяющейся задачи (одни и те же примитивные операции). 3) Связанные с взаимоотношениями в группе; отсутствие возможности реально взаимодействовать с коллегами; большие группы с недостаточным (реальным) взаимодействием; неприятие сослуживцами.  4) Связанные с руководством: изоляция от процесса принятия решения; невозможность наладить обратную связь с руководителем; отсутствие оценки хорошего исполнения; недостаток внимания и понимания со стороны руководства. 5) Связанные с особенностями организации: большие организации с уровневым подразделением (особенно при относительно небольшом числе уровней в организации, когда особенно очевидна иерархическая разница); штатная должность (по сравнению с карьерным перемещением, ростом в рамках одной должности); дискриминация при приеме на работу.  6) Связанные с заработной платой и служебным ростом: низкое материальное вознаграждение; ощущение несправедливости в зарплате; отсутствие перспектив в продвижении по службе.

Выделяется также характеристика "желательных" условий труда :

- Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности; не должна быть утомительной; справедливое вознаграждение; работа должна способствовать росту самооценки работника (!); факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.

Внеорганизационные источники стрессов:

в семейной жизни: распределение времени ; перенесение кризисов из одной ситуации в другую; когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.

Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства; "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…

4. Методы борьбы с проф стрессом

Психологический дебрифинг в критической ситуации; Техники НЛП в борьбе со стрессом; Нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов; Аутогенная тренировка. Классический вариант аутогенной тренировки (методика И.Г. Шульца). Модификация классического варианта.; музыкальные воздействия и мультимедийные цветомузыкальные средства; Специализированные виды гимнастики (общеукрепляющая, позотоническая, дыхательная, приемы самомассажа); Организация питания в стрессовой ситуации; Аромотерапия и фитотерапия

Основные правила поведения в условиях стресса: наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Купер и Маршалл выделяют основные направления управления производственным стрессом:

- Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.

- Построение "мостов" между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже "возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)".

- Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений).

- Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15170. Золотой век русской литературы. Романтизм, реализм 205.73 KB
  Золотой век русской литературы. Романтизм реализм Оглавление Введение 1. Романтизм как отражение русского национального самосознания 2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России Заключение Список использованной литературы Введение...
15171. Дифференциальная диагностика острого аппендицита и гинекологической патологии 81.5 KB
  Реферат на тему: Дифференциальная диагностика острого аппендицита и гинекологической патологии. В случаях типичной клинической картины неосложненного острого аппендицита подтвержденной лабораторными методами исследовани...
15172. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 4.78 MB
  Э. Л. Лимонов ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Издание третье переработанное и дополненное Рекомендовано Учебнометодическим объединением по образованию в области водного транспорта Министерства образовани...
15173. Экологическая оценка и экологическая экспертиза 1.19 MB
  Экологическая оценка и экологическая экспертиза Авторы: О.М.Черп В.Н.Виниченко М.В.Хотулёва Я.П.Молчанова С.Ю.Дайман 3е издание переработанное и дополненное Оглавление Полное оглавление Благодарности Термины и сокращения Введе
15175. Жамбыл - айтыс шебері 44 KB
  ӘОЖ ЖАМБЫЛ АЙТЫС ШЕБЕРІ Ж.Момбекова Ә. Уралбекова Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Халық поэзиясы көбіне ауызша айтылады кейін назарға түсіріліп оқылады. Оның көркемдеу құралдары да басқаша көбіне байырғы тіл әдісімен баяндалады. Оның та...
15176. Жамбыл - әлем түркілері поэзиясының алыбы 55.5 KB
  ӘӨЖ 894.342.35 Ә 20 ЖАМБЫЛ ӘЛЕМ ТҮРКІЛЕРІ ПОЭЗИЯСЫНЫҢ АЛЫБЫ Меңдібай Әбілұлы А.Ясауи атындағы халықаралық қазақтүрік университеті Тараз институты Тараз қаласы. Түрік әдебиетінің мақтанышы Мехмет Юрдақұл: Мен түрікпін дінім ұлтым ұлы ғой Өне ...
15177. Жамбыл - жырау 50.5 KB
  ӘОЖ:82.09:82.091 ЖАМБЫЛ – ЖЫРАУ Т.Мұқашев Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Жыраулық дәстүрдің соңы ХІХ ғасырмен аяқталып оның орнына ендігі жерде ақындық дәстүр жалғасын тапты. ХІХ ғасырда өмір сүрген Базар жырау Қабан жырау сияқты жыр дүлділі ...
15178. Жамбылдың ұстазы еді Майкөт ақын 46.5 KB
  ЖАМБЫЛДЫҢ ҰСТАЗЫ ЕДІ МАЙКӨТ АҚЫН Сыманова Г.Қ 10 сынып оқушысы Жамбыл облыстық ерекше дарынды балаларға арналған Дарын мектепинтернаты. Ғасыр мен ғасыр беттесіп уақыт теңізінің алып толқындары жалын желбіретіп аспанға шапшығанда тереңде қалған жақұт ...