32086

Основные этапы в развитии социальной психологии

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

История формирования социальнопсихологических идей Основные этапы в развитии социальной психологии. Выделяют 3 этапа в истории зарубежной социальной психологии: 1 философский античность – сер. Накопление социальнопсихологических знаний в сфере философии и зарождающейся в ее недрах психологии. История социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.

Русский

2013-09-03

71.5 KB

107 чел.

1. История формирования социально-психологических идей

Основные этапы в развитии социальной психологии.

 Выделяют 3 этапа в истории зарубежной социальной психологии: 1) философский (античность – сер. 19в); 2) феноменологический (сер.19 – нач.20); 3) экспериментальный (нач. 20 и по сей день).

1 этап. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и зарождающейся в ее недрах психологии.

   История «социально-психологического мышления» насчитывает тысячелетия:

Первобытное общество: ->например, в различных системах древних религий использовали психол заражение, для воздействия толпы на индивида. -> передавались обряды, табу ->Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам.

 История социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания. Зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.

Идеи социальной психологии в философии.

Платон  (V-IV вв. до н. э.): Источник познания - мир идей. Почему люди исполняют определенные  социальные  роли? Считал, что есть физиологическая обусловленность поведения. В зависимости от доминирования той или иной основной части тела: живот - ремесленник, земледелец; сердце - воин, полководец; голова - философ, правитель.

Аристотель (IV-III вв. до н. э.): Считал, что человека формируют окружающие люди. Впервые сказал, что человек - общественное животное.

В философии нового времени : Т. Гоббс (XVII в.). Человек изначально агрессивен. Необходимо сдерживать его поведение с помощью "Левиафана" - многоглазого морского чудовища по легенде. В реальной жизни его роль играет государство. Оно должно держать людей в узде, всех против всех. Дж. Локк: Теория чистой доски (человек рождается без всяческих идей, все необходимое приобретается из окружающей среды). Ж-Ж. Руссо: Главное- возврат к естественному человеку. Человек по природе добрый. Первобытные люди счастливы, потому что, не зная искусственных потребностей, не имеют ни в чём недостатка. Общество – носитель зла. Гегель – влияние мирового разума.

2 этап. Выделение описательной социальной психологии из философии и психологии в самостоятельную область знаний

Социально-психологические феномены выделялись в самостоятельный класс психологических явлений. Это связано со следующими причинами:

1. возникновение соц-психол. проблем в смежных дисциплинах, которые в то время развивались (языкознание, антропология, этнография, криминология и т.д.) - выявился целый класс проблем, которые не входили ни в одну из наук и ни 1-на из них не могла их решить самостоятельно. => развитие двух наук: социологии т психологии.

2.  вычленение соц-психол. проблематики внутри родительских дисциплин.

В конц. 19 в. большое влияние на появление соц. психол. сыграла социология. Можно выделить психологические направления в социологии: сначала все исторические процессы пытались объяснить биологическими факторами (органическая школа Спенсера), затем соц. процессы стали объяснять индивидуальной психикой (концепция Тарда), соц-историч. процессы объяснялись влиянием коллективной психики (Уорд).

В психологии: соц-психол. явления изучаются в отдельных отраслях, в частности, в ПАТОпсихол изучались формы воздействия на человека (внушение, гипноз).

3. появление 1-х соц-психол. теорий (они были описательными).

  •  Психология народов. Германия, сер.19 в.; Создатели: Лацарус, Штейнталь. главная сила истории – народ, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычиях и т.д. Индивидуальное сознание – лишь его продукт. =>Задача соц.психологии: изучить психологически сущность духа народа . Открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Методы -  анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
  •  Психология масс. Тард, Лебон Франция, сер.19в. Это время революции. Был поставлен вопрос: Влияние общества на личность и взаимоотношения личности и общества. Каковы механизмы влияния общества на личность. Тард заложил истоки ПМ (закон подражания – находясь в толпе, люди повторяют способы поведения);  Лебон. Всякое скопление людей – масса. Поведение: а) обезличивание (господство импульсивных, инстинктивных реакций); б) преобладание чувства над интеллектом; в) утрата личной ответственности. Вывод: масса по природе хаотична, неупорядочена =>нужен вождь.
  •  Теория инстинктов социального поведения.сер.19, Макдугалл. Интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели (роль бессознательных влечений в качестве движущей силы индивида).

1908- 1-ый труд по соц. психологии (Макдугалл). В это время еще 1-н труд Э.Росса – «основы соц.психологии». УСЛОВНАЯ ДАТА становления соц.психологии как самостоятельной науки.

Выводы по 1-м теориям: теории б слабыми т.к. не опирались на исследовательскую практику, являлись рассуждением о соц-психол. проблемах.=> необходимость экспериментального развития соц. психол.

3 этап. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку и ее

современное развитие 

Нач.20в. соц.психол. превратилась в эмпирическую. 1-ые эксперименты были проведены Триплетом – как влияет присутствие др. людей на деятельность человека (о соц.фассилитации). Большое развитие соц.психол. получила в Америке. Характерные черты: 1-главный метод – лабораторный эксперимент; 2- главный интерес – изучение малых групп; 3 – решение практических задач (утрата интереса к теории). 50е 20го в. – кризисное состояние соц. психологии. Привело к оживлению интереса к теоретическому знанию (в 30-е бум эксперимент. исследований; теоретич. исследований б мало, непопулярны б).Сейчас интерес к ним возрастает и концентрируется вокруг 4-х направлений.

Основные направления в социальной психологии на Западе.

БИХЕВИОРИЗМ

а) теория фрустрации – агрессии Н.Миллера и Д.Долларда; б) разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж.Тибо и Г.Келли. в) идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д.Хоманса.

  •  Центральная - идея подкрепления. Критика: большинство работ – на животных. Потом Бандура – изучал уже на людях. Исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады. Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст".

ПСИХОАНАЛИЗ

 Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий.

  •  работы Э.Фромма и Дж.Салливана.
  •  теории групповых процессов: теории Л.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, Л.Шутца. 

 В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.   Психоанализ дал толчок гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику.

КОГНИТИВИЗМ

Ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида.

Теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры (теория сбалансированных структур Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера и теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума). 

Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д.Креч, Р.Крачфилд и С.Аш.   Когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида.

Теории: теорию ролей (Т.Сарбин) и теорию референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э.Гофмана.

Сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие "взаимодействие", в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией "взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа.

Вывод по теориям: Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня – эклектизм, все теории переплетаются.  

Становление отечественной социальной психологии.

 Это дореволюционный этап. Нач. развиваться в социологии. В дореволюционной России соц психол. как самостоятельная дисциплина не существовала. Здесь Михайловский обосновывает необходимость выделения массовой психологии в специальную ветвь науки.

Формирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции (В.М.Бехтерев)-относится к дорев.этапу. 

 Выдвинул идею "коллективной рефлексологии", в предмет которой включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание коллективной рефлексологии представлялось как преодоление субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов.

В концепции В.М.Бехтерева содержалась весьма полезная идея: коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества, возможные лишь при взаимодействии людей. Однако эти взаимодействия трактовались достаточно механистически: личность объявлялась продуктом общества, но в основу ее развития были положены биологические особенности и прежде всего социальные инстинкты; для объяснения социальных связей личности привлекались законы неорганического мира (тяготение, сохранение энергии и пр.), хотя сама идея биологической редукции и подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтерева перед последующим развитием социальной психологии была огромна.

 Прочитал курс лекций по социологии в психоневрологическом институте, где поставил проблему соотношения социологии и соц. психологии.

Дискуссия 20-х годов о предмете социальной психологии.

Это следующий этап (20е до сер.30х). Доминировала марксистская философия.  

Челпанов (дискуссия: надо ли выделять соц псхол. как самостоятельную науку). Он хотел выделить 2 психологии: 1. Экспериментальную (не д. б. связана с марксисткой теорией); 2. Социальную (д. базироваться на марксистской теории). Т.к. точка зрения выражала право на самостоятельное существование соц.психол., но ценой отлучения от марксисткой философии др. части психологии =>сопротивление психологов, выступавших за полную перестройку системы психологического знания.

4 точки зрения: 1) Артемов ->не нужна отдельная наука; 2)Корнилов ->создал направление реактология, изучение группы в рамках реактологии; 3) Блонский ->психология д. входить в разряд биологических наук; 4) Бехтерев ->развивал направление рефлесксология. соц психол.не нужна. В рамках коллективной реф-гии надо изучать группы.

Вывод: ни к чему не пришли. 30-е. – Сталинские репрессии.

“Перерыв” в развитии социальной психологии.

Это след. этап (сер.30 до сер 50х).

Изучение соц.психол. проблем в других науках. Пр: В педагогике – Макаренко: воспитание неблагополучных детей, изучал личность в коллективе.

Дискуссия конца 50-х – начала 60-х годов о предмете социальной психологии и причины ее возобновления. Итоги дискуссии.

Это след. этап. Нач. после Хрущевской оттепели, смягчение идеологии.

Причины: 1) все расширяющиеся запросы практики. 2) Советская  психология превратилась в развитую дисциплину, есть и теория и практика. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так  и  в методологическом плане.

Таким образом, были созданы  и  необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах  социальной   психологии , о  ее   предмете , задачах, методах, а также о  ее  месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но  и  возможным.

2-ой съезд психологов (1963). На нем решали 2 вопроса: 1) формирование соц.психол. как самостоятельной науки - >решено положительно; 2) предмет соц.психол. 3 точки зрения:1) социологическая (изучение больших групп); 2) психологическая (изучение личности); 3)попытка создать компромисс (изучение личности в группе как большой, так и малой). Доминирует.

Предмет социальной психологии.

Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Двойственное положение социальной психологии в системе наук и его причины.

Возникнув на стыке  наук  —  психологии   и  социологии,  социальная   психология  до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность  положения  научной дисциплины имеет много различных  причин.

Причины: 1)Объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух  наук :  психологии   и  социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием  и  волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения  и  взаимодействия,  и  анализ их невозможен вне  системы  психологического знания.

2) Является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно  и  психологического,  и  социологического знания  и  в полном смысле слова родилась "на перекрестке" этих двух  наук . Все это создает немалые трудности как в определении  предмета   социальной   психологии , так  и  в выявлении круга ее проблем.

Современные представления о предмете социальной психологии.

В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. 1. расширяются запросы практики, анализируются многие проблемы общественной жизни. 2. психология – развитая дисциплина, есть и теория, и исследования.  Были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о  предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук.

О предмете -  три подхода.

1. СП – наука о "массовидных явлениях психики", в основном это социологи, почти все говорили о необходимости изучения коллективов. Предмет - исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: "общественная психология" – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и "социальная психология" – наука об этой общественной психологии).

2. Предмет – личность. Разные вариации: у одних упор на психологические черты, особенности личности, типологию личностей, у других  выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

3. 1+2 подходы: СП - наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Основная идея подходов была общей – предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.

Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе.

Главные задачи:

1. разработка модели личности, её соц-пси характеристик, типов, место и роль человека в меняющемся мире.

2. исследование общения, отношений, их деформаций – потому что появляются новые ценности, общество постоянно развивается, всё меняется.

3. значение для личности современных социальных институтов, их влияние.

4. разработка теории соц конфликтов (в школах, организациях)

5. теоретическая разработка соц-пси диагностики, консультирования и оказания помощи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41780. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ РАСТВОРОВ АМФОТЕРНЫХ ПОЛИЭЛЕКТРОЛИТОВ 118.87 KB
  Измерьте рН всех приготовленных растворов результаты внести в табл. Приготовление растворов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Объем 3 раствора желатина мл 20 20 20 20 20 20 20 20 20 Объем 005 М HCl мл 20 14 8 2 Объем 001 М NОН мл 2 8 14 20 Объем дистиллированной воды мл 6 12 18 20 18 12 6 4. Определите оптическую плотность растворов при помощи ФЭК56 со светофильтром № 4 синий и кюветой 30 мм.
41781. Программирование на языках Texno IL и Texno SFC 1.76 MB
  Создайте еще один канал. Установите период пересчета равным 1 секунде. Для удобства восприятия назовем новый канал «выключатель». Для создания выключателя необходимо щелкнуть левой клавишей мыши по иконке выключателя на рабочем столе.
41782. Изучение и анализ конструкций систем смазки транспортных двигателей 141.06 KB
  Вывод: Ознакомились с устройством систем смазки различных двигателей научились анализировать их конструктивные особенности.
41784. Создание цветных изображений с использованием цветов, контуров и инструментов заливки 6.16 MB
  Цели занятия: Научить создавать изображения с цветом контуром и инструментами заливки. Учащиеся должны научиться: Создает цветные изображения с использованием цветов контуров и инструментов заливки. Различают восемь типов заливок: однородные или сплошные заливки; градиентные заливки; заливки двухцветным узором; заливки цветным узором; заливки точечным узором; текстурные заливки; заливки растром PostScript; сетчатые заливки.
41785. Изучение метода обратного рассеяния в волоконных световодах с помощью оптического рефлектометра 437.08 KB
  Изучение метода обратного рассеяния, способов определения параметров неоднородных оптических линейных трактов по рефлектограмме, получение навыков работы с оптическим рефлектометром.
41786. Настройка фрезерного станка с числовым программным управлением ЛФ260МФЗ на обработку заданной детали 2.95 MB
  Цель работы: 1 Ознакомится с устройством и органами управления фрезерногостанка с ЧПУ ЛФ260МФЗ и системой управления НЗЗ1М. Ознакомится с технологическими возможностями станка и способами их реализации. Органы управления размещены на пульте управления станка и системе управления НЗЗ1М.
41787. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 2.7 MB
  Исследование влияния обратных связей на характеристики линейных динамических звеньев. Изучение и исследование способов повышения качества САР при различных корректирующих устройствах.
41788. Приемы обработки числовой информации в среде Excel 90.72 KB
  Введите в ячейки А1 и А2 заголовок таблицы заполнив ячейки своими данными. Выполните объединение ячеек а 1:H1 и б 2:H2 Введите текстовые значения в ячейки А3:А8 и В3:H3. Скопируйте формулу из ячейки H4 в ячейки диапазона H5:H8. Для копирования ячейки перетащите выделение удерживая нажатой кнопку мыши в ячейки блока H5:H8.