32087

Теоретические направления западной социальной психологии: социальный бихевиоризм и социальный психоанализ

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Суть теорий: все действия человек совершает под воздействием внешнего стимула. Факторы влияющие на исходы взаимодействия: экзогенные внешние – сходство дополняемость и внутренние эндогенные – на основе прошлого опыта взаимодействия влияет величины исходов в прошлом чел решает взаимодействовать ли дальше. необихевиаристская ориентация сводит всю активность челка в основном к пассивному приспособлению к сущим усл. Психоанализ: Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения потребности и образы формирующиеся...

Русский

2013-09-03

43.5 KB

7 чел.

2. Теоретические направления западной социальной психологии: социальный бихевиоризм и социальный психоанализ.

Основные понятия теории научения в контексте социально-психологических исследований.

Основная проблема научение. через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Суть теорий: все действия человек совершает под воздействием внешнего стимула. Драйв (drive) — побуждение, импульс к действию.

В развитии теорий агрессии и подражания два активных этапа: 30-50е годы, связанные с исследованиями Миллера, Долларда, и 60-70е годы, связанные с работами Бандуры.  

1) Миллер, Доллард: сформулирована гипотеза фрустрации – агрессии: агрессивное поведение вызывается фрустрацией (условие, блокирующее достижение желаемой цели).Агрессия поведение ,цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок. Сдерживание –относится к тенденции сдерживать действия вследствие ожидаемых негативных последствий вовлечения в них. Смещенная агрессия – агрессия направленная не против непосредственного источника фрустрации, а на к-л др, как правило безобидный объект.

В 40е годы авторы модифицировали свою гипотезу: агрессия – естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Путем научения м.б. приобретены и не агрессивные формы реакции на фрустрацию (но только в том случае если агрессивная реакция наказывалась). А фрустрация по-прежнему рассматривалась как неизбежный предшествующий акт агрессии.

Теория социального научения: люди могут научаться через поведение других людей путём подражания (имитации). То есть подражание – инструмент научения. Научение: сигнал -» внутренняя реакция драйв - внешняя реакция -> вознаграждение. Основной тезис: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает. Авторами подчеркивается роль подкрепления как необходимого условия приобретения имитирующего поведения.

2) Берковиц: фрустрация рождает гнев (эмоц-ая готовность к агресс-ым действиям). Гнев возникает тогда, когда у того, кто вызвал фрустрацию была возможность действовать иначе. Но со временем (критика Левин, Дембо) положение о неразрывной связи агрессии и фрустрации не подтвердилось. Теория надстраивалась,  дополнялась к ней.     Одно из направлений пересмотра и усложнения теории связано с исследованиями Бандуры.

3) А. Бандура: Рассматривает подкрепление как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. С его т.з. 1) наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели; 2) подкрепление необязательно, оно нужно только для усиления и поддержания поведенческих реакций.   Образцы поведения могут приобретаться 1)через прямой личный опыт, 2) через наблюдение поведения других и его последствий для них, т.е. через влияние примера.

Фрустрация — это только один и необязательно наиболее важный фактор, влияющий на агрессивное поведение.

4) Теория взаимодействия исходов, теория диадического взаимодействия (Тибо, Келли). Качество взаимоотношений людей зависит от суммы «вознаграждений», получаемых каждым из участников. Всякое межличностное отношение – взаимодействие. Всякое взаимодействие приводит к исходу: вознаграждению или потере. Взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений > суммы потерь. Факторы, влияющие на исходы взаимодействия: экзогенные (внешние – сходство, дополняемость) и внутренние (эндогенные – на основе прошлого опыта взаимодействия, влияет величины + исходов в прошлом, чел решает, взаимодействовать ли дальше).

Основным техническим приемом является матрица исходов. Представление соц взаимодействия в форме матрицы заимствовано социальной психологией из теории игр. Матрица исхода: в таблицу заносится весь возможный репертуар поведения каждого участника взаимодействия. Например, по горизонтали размещается поведенческий репертуар участника В, по вертикали — то же самое для участника А. В клетках матрицы представлены все соответствующие издержки и вознаграждения.

Тибо и Келли выделяют два типа контроля, кот одна личность может иметь по отношению к исходам другой, — фатальный и поведенческий. Суть фатального контроля состоит в том, что один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой.

«минус»: универсализация важного, но не единственного, регулятора межлич-го отношений, как принцип вознаграждения/издержек. Так же достаточно сложно кол-но измерить и оценить полезность/вредность взаимодействия людей в диаде.  Т.О. необихевиаристская ориентация сводит всю активность чел-ка в основном к пассивному приспособлению к сущ-им усл.

Психоаналитическая интерпретация социально-психологических феноменов.

Психоанализ: Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения.

П/А не получил распространения в СΨ, в ходе соц-но-Ψ иссл-ий используются отдельные положения, предполагающем перенесение схемы инд-ого развития чел-ка на соц-ый контекст.

1) Фрейд – Изучение психологич механизмов функционирования семьи. Затем эти механизмы легли в основу интерпретации межличностных отношений в гр. Ключевое понятие теории гр динамики - десексуализированное либидо (сублимированная любовь), идентификации.  Существо гр составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей.

Первичная гр -  совокупность индивидов, кот принимают одну и ту же личность — лидера — за свой идеал, идентифицируют себя с ним и идентифицируют себя др с др. Т о, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами гр и между каждым членом гр и лидером.  В гр психологии ключевой фигурой оказывается лидер. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим. Это качество нарциссизма делает его лидером.

2) Адлер. Чел-ом управляет б\соз-ое, отношения чел-ка и общ-ва м.б. гармоничными. Отвергается положение Фрейда о роли сексуальных детерминант. Чел-к развивается, т.к. стремиться преодолеть субъективное чув-во неполноценности посредством компенсаций. То, какую компенсацию мы выбираем зависит от социума (родителей) Человек д. решаить задачи: работа, дружба, любовь.

3) Хорни: 1. чел-ом управляет б\соз-ое2. Общ-во важно для развития здорового чел-ка. Врожденны не только биол-е, но и соц-е потребности. Если не удовлетворяются Ψе потребности (потребность в нежности)=> тревога (чув-во беспомощности, одиночества), т.е. антагонизм чел-ка и общ-ва формируется в сознании чел-ка при неблагоприятных условиях. Тревога порождает зависимость и неадекватный образ Я. Я –реальное, идеальное, в глазах других. 

4) Фромм: 1. опирается на фрейдизм, но своей методологией считал марксизм. 2. бытие чел-ка определяет соц-ое окружение (не только семья, но и соц-но-псих-ая стр-ра общ-ва). Удовлетворение врожденных потребностей зависит от соц-ного окружения. Возможно 2 варианта: -дефицит любви (порождает внутр конфликт –невроз); -безусловная любовь (приводит к гармонии) => формируется 2 типа Л: 1. Тип иметь –демонстрация себя, достижений, 2. Тип быть –гармоничность, уверенность в себе.

Динамическая теория функционирования групп Байона: Объект наблюдений - терапевтические гр.  Гр представляет собой макровариант индивида, и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная л-ть, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п.  Группа представлена в двух планах: 1. она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены гр вполне рационально, осознанно принимают участие; 2) аспекты гр культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов гр. Возможен конфликт между 2 уровнями гр жизни, и вычленяются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.

Теория развития группы Бенниса и Шеппарда: Теория гр развития касается главным образом процессов изменения в Т-гр на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий гр развития. Основная помеха установления валидной коммуникации - ситуация неопределенности, в кот оказывается каждый из участников на старте Т-группы. Участники скованны в выражении своих истинных отношений, реакций, чувств, потому что они не знают, что можно ожидать от других. Неопределенность касается двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости. В теории выделяется 2 фазы гр развития. 1) решение вопроса о лидере, 2) взаимоотношения членов гр. В каждой фазе 3 подфазы, т.е. всего в развитии группы просматривается шесть этапов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1792. Виховна година. Будь обережним на дорозі 55 KB
  Поглибити знання учнів про правила дорожнього руху, повторити основні правила пішоходів, велосипедистів, мотоциклістів, пасажирів, водіїв, сприяти розвитку мислення, мовлення, пам'яті, навичок поведінки на дорозі, виховувати повагу до оточуючих, увагу, правила ввічливості
1793. Виховна година: Правильне харчування та здоровий сон – запорука гарного сомопочуття 20.46 KB
  Продовжити знайомство з резервами самопочуння людини, значенням раціонального харчування в системі здорового способу життя, навчити розділяти індивідуальну програму харчової поведінки, продовжити знайомство з компонентами етноздоров'я населення України
1794. Виховна година: Розуміння себе 42 KB
  Довести учням ідею неповторності й унікальності кожної особистості, розвивати здібності аналізувати себе та свої вчинки, виховувати любов до себе та оточуючих, почуття справедливості та гуманності, естетичні смаки та уподобання.
1795. Виховна година: Місія 25.79 KB
  Навчити учнів правильно використовувати свої знання з різних предметів. Виховати в учнів почуття відповідальності не тільки за себе, але і за своїх знайомих і рідних,вміння правильно розприділяти свій час. Розвинути логічне мислення, правильно робити передбачення з даної теми.
1796. Толерантність. Позитивне значення толерантності у формуванні цілісної особистості молодої людини 70.5 KB
  Психологічна установка. Поняття про толерантність. Діагностика толерантної особистості. Мудрість з дерева пізнання (Обговорення висловів видатних людей про толерантність). Виконання творчого завдання в групах.
1797. Друг — це означає другий Я 74 KB
  Учити дітей сприймати різні життєві ситуації, аналізувати їх і знаходити шляхи виходу з них, виховувати у дітей правильне ставлення до таких понять як друг, дружба, розвивати в учнів загальнолюдські чесноти.
1798. Урок-виховний захід. Я і мій класний колектив 23.54 KB
  Навчати учнів культури спілкування, пошуку конструктивних способів вирішення проблемних ситуацій у класі, сприяти поліпшенню психологічного клімату в класі, налагодженню доброзичливих стосунків, виховувати в учнів повагу одне до одного, відповідальність за власні слова і вчинки.
1799. Критерії успішної виховної діяльності вчителя 16.85 KB
  Утримування рівня організованості учнівського колективу як у навчанні так і в позаурочній роботі. Підвищення рівня розвитку учнівського колективу (його згуртованість, активність, ініціативність учнів, виховний вплив колективу на його членів).
1800. Виховний захід: Весвітній день Космонавтики 22.38 KB
  Познайомити з історією святкування Всесвітнього дня авіації і космонавтики, ознайомити з біографією першого космонавта України – Леонідом Каденюком, розвивати творчі здібності, мислення, знання про космос, фізичні основи польоту, прививати цікавість до пізнання космічних просторів.