32088

Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм. соц. эксперименты о соц. Большое развитие соц.

Русский

2013-09-03

52.5 KB

17 чел.

3. Теоретические направления западной социальной психологии: когнитивизм и интеракционизм.

Нач.20в. соц.психол. превратилась в эмпирическую. 1-ые эксперименты были проведены Триплетом – как влияет присутствие др. людей на деятельность человека (наматывание слезки детьми…и др. эксперименты о соц.фассилитации). Большое развитие соц.психол. получила в Америке. Характерные черты: 1-главный метод – лабораторный эксперимент; 2- главный интерес – изучение малых групп, а не больших (т.к. эксперимент лабораторный); 3 – решение практических задач (утрата интереса к теории). 50е 20го в. – кризисное состояние соц. психологии. Привело к оживлению интереса к теоретическому знанию (в 30-е бум эксперимент. исследований; теоретич. исследований б мало, непопулярны б).Сейчас интерес к ним возрастает и концентрируется вокруг 4-х направлений: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм и интеракционизм.

Интеракционизм в социальной психологии.

1) Главное понятие «интеракция» - социальное взаимодействие, т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе.

2) Особенность интеракционизма: пришел в социальную психологию из социологии.

3) Отправной пункт анализа  не отдельный индивид, а соц процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в гр, обществе.

4) Большой интерес, к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

Выделены следующие направления: 1) Символический интеракционизм. 2)Ролевые теории. 3) Теории референтной группы.

Деление условно, направления часто тесно переплетаются между собой.

3 основных направления:

1. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун) -теоретические взгляды на значимость в общении символов (мимики, жестов), внимание проблемам «символической коммуникации».

Мид («Сознание, личность, общество») идеи прагматизма, чел-е Я имеет соц-ую природу и формируется в процессе соц-ого взаимод-я.  Теорет-ая суть: 1. Л –продукт соц-ого взаимод-я. В процессе взаимод-я движения, жесты (т.е. символы) вызывают реакцию у собеседника => значение символа надо искать в реакции того, кому символ  адресован. 2. для успешной комм-ции чел-к должен уметь принять роль собеседника. Роль связана со способностью видеть себя глазами другого. 3. накопление опыта взаимод-я → образ обобщенного другого (т.е. интеграция установок у индивида в отношении тех людей, кот-е видят его со стороны). Стр-ра Л: Я, импульсивное, творческое, движущее начало личности. (аналог у Фрейда Оно).  Меня, т.е. каким меня должны видеть другие, это рефлексивное нормативное Я, внутренний соц-ый контроль над импульсивным Я в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного осуществления соц-ого взаимодействия (у Фрейда сверх Я).  Самость человека, Л (поле сотрудничества Я+Меня). Человек познает себя через «обобщённого другого», через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление. Человек познаёт себя косвенно, с отдельных частных точек зрения других членов его группы или с обобщенной точки зрения социальной группы, к которой он принадлежит

 2 школы: Чикагская (Блумер) и Айовская (М. Кун).  Чикагская школа: против тестов, шкалирования, эксперимента (они и не нужны, с-п характеристики нельзя выявить математически, личность постоянно взаимодействует с другими и изменяется). Применимы лишь описательные методы., которые выявляют наиболее общие характеристики и тенденции (документы, наблюдения, интервью). Важен процесс! Во взаимодействии личность меняется, а не просто реагирует, осознает свои поступки и ведёт себя определённым образом. Социальные установки непостоянны, поведение личности можно объяснить, но не предсказать. Личность – активная, творческая, сама делает себе роль, конструирует своё поведение в зависимости от того, как воспринимает окружающее.

Айовская школа:  задача -  доказать отдельные теоретические положения Дж. Мида эмпирическим путем – нужна операционализация, структура. Кун – теория самооценки личности. Поведение зависит от того, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность и себя, поэтому поведение можно предсказать. Личность – структура  социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей.  Зная с/оценку Л, мы можем предсказать поведение. Ролевое поведение – это исполнение, проигрывание, принятие роли (оно не творческое). Тест «Кто я» - ролевые позиции являются наиболее значимыми для личности, так как они оказались ведущими в иерархии самооценок.

Заслуги интеракционистов:

- стремились подойти к личности как к социальному явлению, найти социально-психологические механизмы формирования личности во взаимодействии с другими людьми в группе, обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности

Минусы:

- все социальные связи сводятся к межличностному общению, а при анализе общения они игнорируют его содержание и предметную деятельность индивидов.

- чикагская – неопределённость понятий, не проверяются эмпирически, а в айовской –

-можно узнать, как происходит взаимодействие, но не может объяснить, почему человек поступает тем или иным образом

- не учитывают роль эмоций, культурного влияния, социального положения общества…

2. Ролевые теории (Гофман, Гросс). Соц-ая роль – совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия чел-ка, занимающего определенное место в общ-ве. Роль – динамический аспект статуса (набор ролевых ожиданий). Виды ролей: формальные (в отношении них обществе есть четкие, общепринятые представления) и неформальные (нет единых представлений); предписанные и достигнутые; активные и латентные (потенциальные). Когда чел-к не выполняет предъявленные ролью требования – ролевой конфликт (межролевой, внутриролевой).  Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман (творческий, оригинальный, необычный).  Концепция «социальной драматургии»: проводит аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Люди  как актеры, исследует технологию ролевого поведения (особенно его символические формы). Методы – наблюдения, нестандартизированные. Также анализировал мемуары, автобиографии, газеты, журналы.

Человек – носитель различных ролей, заданных извне, не связанных между собой и с особенностями личности.  Человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия. Смысл ролевого поведения - создание определенного впечатления о себе у партнера. Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге (средства – внешность, опыт взаимодействия с подобными людьми, окружение). Самая значимая информация - в словах и делах партнеров по взаимодействию + управляя своими словами и поступками можно создать «имидж».

Очень много критики.

3. Теории референтной группы. (Хайман, Ньюком, Шериф, Г. Келли). Термин 1942 Хайманом (Реф гр –группа людей, с кот-ми чел-к сравнивал себя при определении своего соц-ого статуса, т.е. с/оценка статуса). В наст время, реф гр –группа, к кот-ой индивид относит себя психологически, ориентируясь на ценности и нормы данной группы, кот-ая помогает ему оценивать себя и др, формирует соц-е установки и ценности. В основе теории: идеи Дж. Мида об «обобщенном другом».  

Ньюком выделил референтные гр: позитивные (вызывают стремление быть принятым этой группой) и отрицательные (вызывают стремление выступить против нее, напр. бунт ребенка против родит).

Шериф («Основы СΨ»). также подчеркивал важность референтной группы (ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, формируется «картина мира»).  Предложил различать актуальную группу «членства» и референтную группу к кот-ой индив относит себя психол-ки (сознательно или бессознательно).

Келли: понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами, отсюда Функции реф гр: нормативная (устанавливает стандарты поведения) и сравнительно-оценочная (эталон для оценки себя и др).

По теориям реф группы: обратили внимание на значимость процесса самооценки для поведения личности и на связь самооценки с принадлежностью к группе, а также показали большее влияние ценностей и норм внешних групп на социальные установки и поведение индивида. Понятие референтной группы может служить инструментом для изучения социально-психологических механизмов взаимодействия объективного социального положения личности и ее социальных установок, для выявления некоторых механизмов взаимодействия между мотивацией индивида и социальной структурой.

Когнитивистская ориентация: стремление объяснить соц-ое поведение ч/з систему познав-х процессов и установления баланса когнитивных стр-р (аттитюды, идеи, ожидания), кот-е выступают регуляторами соц-ого поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). Человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Г. М. Андреева считает, что когнитивизм дал начало такому направлению, как психология социального познания, которое исследует проблемы познания социальных явлений человеком.

Теория стр-ного баланса Хайдера –объясняет поведение чел-ка его стремлением к сбалансированности и потребностью поиска причин для объяснения поведения др, своих действий на уровне жит-ой психологии. Суть: Чел-к изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окр-им миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, кот-ая выр-ся в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению можно определить эти установки, мотивы, кот-ми он руководствуется (упор на особенностях и закономерностях восприятия).

Теория коммуникативных актов Ньюкома: Когда 2а чел-ка позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снять возникший дисбаланс. Возникает необходимость менять либо отношение к объекту, либо к человеку. «-» не позволяет определенно предсказать будущую направленность изменения их взглядов. Взаимодействие в триаде, не изучаю групповые процессы.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера:   когнитивный диссонанс –один из главных факторов управляющих поведением чел-а –это противоречие в системе знаний чел-ка, порождающее у него неприятные переживанияи побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. «-» анализ мотивирующих поведение чел-ка факторов сосредоточен на рассмотрении и взвешивании двух изолированных когнитивных Эл-ов. Не учитывается роль б\с, т.к. чел-к не всегда может однозначно определить, какие именно когнитивные Эл-ты вызывают диссонанс.

Теория соц-ой идентичности Тэджфела. Я концепция Л м.б. представлена виде когнитивной системы, регулирующей все формы соц-ого поведения. 2 основные подсистемы: личностная идентичность (в терминах физических, интел-ых, личностных кач-в чел-ка) и групповая идентичность (самоопределение чел-ка определяется в терминах суммы его групповых членств –этнической, проф-ой, соц-ой принадлежности). В чув-ве групповой общности 3 компонента: 1. когнитивный (осознание) 2 эмоц-ый (переживание факта принадлежности) 3. ценностный (+/- оценка принадлежности).

Теория соц-ой категоризации Тернера: соц-ая категоризация →соц-ая идент-ция→идентичность (т.е. у нас есть прототип (лидер), по кот-му мы себя сравниваем как члена гр).

Концепция соц-х представлений Московичи. .  Соц представление - обыденное представление какой-либо гр о тех или иных соц явл-х, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи соц представлений каждая гр строит определенный образ соц мира, его институтов, власти, законов, норм. Соц представления – инструмент гр соц познания, поскольку "представление" вырабатывается на основе опыта, д-ти гр, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Через анализ соц представлений различных больших гр познается их психологич облик.  

Механизм связи гр и соц представления: гр фиксирует некоторые аспекты соц действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о соц явл в выработке отношения к нему. С др стороны, уже созданное гр соц представление способствует интеграции гр, как бы "воспитывая" сознание ее членов, доводя до них привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию гр идентичности. Соц представления, порожденные гр  долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут меняться со временем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37353. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1.61 MB
  Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
37355. Средства и технологии разработки приложений Windows CGI 91.1 KB
  Протокол CGI - Common Gateway Interface служит для связи веб-сервера с другими программами. На его основе работают гостевые книги, форумы, интернет-магазины и любые другие интерактивные сайты. Заполняя HTML-форму на сайте, нажимая кнопку Отправить, после чего обозреватель передает данные веб-серверу
37356. Основний навчально-програмний матеріал з філософії 48.5 KB
  Періодизація античної давньогрецької і давньоримської філософії. Підперіоди античної філософії. Головний зміст досократичної філософії.
37357. ВАЛЕОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ 2.88 MB
  Это стиль и право автора преподносить информацию в таком виде Высокий профессионализм автора имеющего медицинское психологическое и педагогическое образование позволил осветить избранный круг вопросов по здоровому образу жизни медикосоциальным психологическим и юридическим аспектам долголетия сердечнососудистым заболеваниям алкоголизму абортам двигательной активности и другим социально значимым вопросам. Надеюсь что студенты и преподаватели педагогических вузов колледжей и лицеев с гуманитарным уклоном а также многочисленные...
37358. Общие требования и порядок выполнения курсовой работы 339 KB
  Что оценивает научный руководитель в твоей курсовой работе При оценке работы учитывается актуальность степень самостоятельности качество проведенного лингвистического анализа уровень общей и профессиональной грамотности. Работа над курсовым исследованием Нужно знать что работа над курсовым исследованием состоит из нескольких этапов: формирование замысла работы определение объекта и предмета исследования цели работы; поиск и обработка специальной литературы по проблеме исследования; отбор и подготовка фактического материала;...
37359. Упаковка и брендинг продукта: шоколад 5.99 MB
  Бренд - известная торговая марка, окружённая набором ожиданий, ассоциированных с продуктом или услугой, которые типично возникают у людей. Создание бренда (брендинг) - один из самых важных этапов формирования потребительской аудитории товара, продукта или услуги.