32089

Основные методологические проблемы и специфика СП исследования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Виды: стандартизированное нестандартизированное включенное участвующее взаимодействие наблюдателя и группы и невключенное простое со стороны наблюдение. Проблема определения единиц наблюдения: Объектом наблюдения являются отдельные люди малые группы и большие социальные общности например толпа и социальные процессы происходящие в них например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. Референтометрия методический...

Русский

2013-09-03

67 KB

5 чел.

4. Основные методологические проблемы и специфика СП исследования

Понятие методологии научного исследования

 Проблемы методологии важны для любой науки. Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике исследования одновременно методологических принципов двух научных дисциплин, это вызывает трудности (наложение). Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных терминологических словарей.

 В современной науке термином методология обозначают 3 уровня научного знания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Пример: принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи.

3. Методологические приемы. Это совокупность методик.

 Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.

Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

Объединение данных в принципы, построение гипотез и теорий в социальной психологии имеет следующую специфику.

1. грамотное определение гипотез. Неграмотное построение гипотез – это важная причина слабости исследований.

2. На основании гипотез - сбор данных, после чего делаются обобщения, т. е. формулируются теории. На данном уровне развития социальной психологии представляется доступной разработка теорий среднего ранга, которые охватывают отдельные сферы предмета социальной психологии (например, теория лидерства, теория групповой сплоченности и т. д.). Создание специальных теорий очень важно, так как без них не возможно построение прогнозов социального поведения.

3. проверка гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Сложности: значительную часть социально-психологических характеристик нельзя подвергнуть верификации (например, исследования массовых процессов, больших групп). Данное противоречие привело к возрастанию интереса к качественным методам исследования, которые широко применяются в социологии.

Рассмотренные выше требования к научному исследованию увеличивают методологические трудности, стоящие перед социальной психологией.

Общенаучные методы и специфика их применения в социальной психологии.

Наблюдение и эксперимент. Ниже описаны.

Метод наблюдения в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Виды: - стандартизированное, - нестандартизированное, включенное (участвующее, взаимодействие наблюдателя и группы) и невключенное (простое, со стороны) наблюдение.

Проблема определения единиц наблюдения:

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты повеления индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. => речевые акты (содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность); => выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); => физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена.

Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Виды эксперимента

Специфические признаки: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Виды эксперимента: 

=> по специфике задачи — научные и практические;

=> по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после*);

=> по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные;

=> по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные эксперименты.

Дискуссионные вопросы применения эксперимента

- ограниченные возможности лабораторного эксперимента (можно ли переносить на реальную жизнь, проблема репрезентативности – сложно собрать нужную группу);

- квазиэксперименты –когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже сущ. группами для изучения интересующ. его процессов. Выводы, полученные в результате К, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия.

Количественные методы: тест, анкетный опрос, стандартизированное интервью, контент-анализ. Ограничения количественных методов. Проблема выборки.

Основные характеристики количественных методов – «формализм» и «массовость». Исследуемые переменные заданы разработчиком заранее и отступление от них в процессе сбора уже невозможно, а массовый сбор однотипных данных предшествует их количественной, цифровой обработке.  Достоинства: объективность и возможность перепроверки, можно изучить многих людей и быстро обобщить данные, можно математически проверить. Недостатки: слишком стандартизировано (не изучают уникальные свойства), нет обратной связи, не всё можно измерить количественно. Относятся: тест, анкетный опрос, стандарт интервью, контент-анализ (анализ текста – перевод в количественную информацию текстовой – потом статистика).

Проблема выборки: основные критерии обоснованности выводов исследования  - это репрезентативность выборки и статистическая достоверность (эмпирических) результатов.

1.Репрезентативность – способность выборки представлять изучаемые явления достаточно полно (с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности(ГС)). Приемы получения Р: а) случайный (рандомизированный) отбор – обеспечение таких условий, чтобы каждый член генеральной совокупности имел равные с другими шансы попасть в выборку. б) стратифицированный случайный отбор – предполагает предварительное определение тех качеств, которые могут влиять на изменчивость изучаемого свойства (пол, уровень образования…). Затем определяется %-ое соотношение численности различающихся по этим качествам групп в ГС и обеспечивается идентичное процентное соотношение соответствующих групп в выборке.

2. Статистическая достоверность. с помощью методов статистического вывода.

Специфические методы СП

Социометрия: Морено. Он ввел термин «социометрия». Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Не можем выявлять причины и мотивы выбора ->дополнительно применяем беседу и наблюдение. Вопросов небольшое количество; Составляем матрицу ответов->представляем результаты.

Процедура метода ГОЛ (групповая оценка личности) предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Оцениваемые качества (какие)- зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне от 20 до 180.

Референтометрия - методический прием, способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Метод позволяет выявить мотивы выборов межличностных предпочтений в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого субъекта. Полученные данные обрабатываются математически; могут представляться графически.

Метод полярных профилей - способ описания анализируемых субъектов (присущих им понятий, социальных установок, социальных стереотипов и т. п.) с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных или развернутых высказываний (напр., твердый - мягкий, теплый - холодный и т. п.). На основе обобщения ответов испытуемого о характере того или иного объекта по всей шкале (более мягкий или более твердый и т. п.) делается вывод о том, каково его субъективное отношение к данному объекту. В отличие от метода семантического дифференциала, М. п. п. не требует проведения факторного анализа и группировки шкал в более емкие категории. (В. Ф. Петренко.)

Качественные методы исследования: индивидуальные

Глубинное фокусированное интервью: неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает интервьюер для определения его основных побуждений, эмоций, отношений, убеждений по определенной теме. ГИ напоминают фокус-гр., но с 1-м человеком. Продолжительность:30-1,5 ч.

Качественные методы исследования: групповые

Фокус-группы: - глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников "фокусируют" на вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации. Особенность: в групповом обсуждении участники включены в общение с себе подобными, вследствие чего психологические барьеры снимаются намного эффективнее, а эмоциональные реакции проявляются намного ярче. Анализ результатов - контент-анализ, которому м. б. подвергнуты аудио- и видеоматериалы, стенограммы групповых дискуссий, отчеты модераторов и наблюдателей. Оптимальное число участников фокус-группы - 6-10 человек (мин. 2-3 человека).

Брейнсторминг (или «мозговой штурм») применяется для творческого продуцирования новых идей. Участников группы инструктируют выдвигать идеи, не взирая на стоимость, практичность и реальность их осуществления, и не критиковать идеи, выдвигаемые другими. Чем больше выдвинуто идей, тем больше вероятность того, что некоторые из них хорошие. Этот метод используют для проблем, не имеющих однозначного решения. Такие группы могут обходиться и без модератора.

Десантные группы - они проводятся в реальной обстановке, например в магазине, в офисе и т.д. Пр: анализ проблем организации.

Номинальные группы – это группы только по названию. Каждый участник группы интервьюируется индивидуально. Номинальные группы используют, когда невозможно собрать определенную интересующую группу: ученых, руководителей, правительственных официальных лиц высокого уровня. Номинальные группы позволяют избежать влияния мнения группы, влияния большинства на мнения отдельных участников.

Delphi группы – группы, в которых выдвигаются идеи о будущем, с целью получения прогнозов (например, развитие средств массовой коммуникации), основанных на коллективном мнении хорошо осведомленных экспертов. Создается список экспертов, которых просят высказаться о событиях, которые, по их мнению, должны произойти, и обосновать, на чем основаны их предположения.

 Группы обсуждения без лидера – это средство для оценки умения индивида давать распоряжения и получать результаты в такой ситуации. В таких группах нет модератора или лидера. Группе даются инструкции, которые варьируются от общих и нечетких (например, «сделайте что-нибудь продуктивное в течение ближайших 90 минут») до очень специфичных, таких как представить результат или отчет. Во время выполнения задачи за группой ведется наблюдение, и модели взаимодействия членов группы записываются.

Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противоположными взглядами. Например, читатели разных газет. Такое столкновение противоречивых мнений в ситуации, когда каждый участник старается убедить противника, очень часто дает много новых продуктивных идей.

Сензитивные группы больше всего похожи на тренинговые. Их особенность заключается в том, что участников обучают определенным образом воспринимать то или иное явление. В результате таких групп исследователь узнает, насколько вероятны ожидаемые им реакции.

Группы модификации поведения используют для изучения того, насколько необходим респондентам тот или иной предмет, например газеты, телевидение и т.д. Участников групп лишают этих предметов и анализируют их поведение. Иногда возможен обратный вариант, когда респондентам предлагают новые предметы и анализируют, как они вписываются в их повседневную жизнь.

Адаптационные группы применяются для того, чтобы определить, чем обусловлено отношение к тому или иному предмету, товару. Респондентам последовательно предъявляют «фирменные» и немаркированные товары и просят, так или иначе, выразить свое отношение к ним. Например, в исследовании газет можно предложить участникам статью или фотографию из определенной газеты и попросить оценить ее. Затем предъявить статью из той же газеты без объявления названия газеты.

Расширенные творческие, или креативные группы (ECG). Организация и основные процедурные моменты этих групп такие же, как и в фокус-группах. Главное их отличие состоит в том, что основное внимание уделяется различным проективным техникам. При этом выполнение проективных заданий сопровождается обязательным обсуждением. Длительность расширенной творческой группы около 3-4 часов. Часто расширенная творческая группа дополняется глубинными интервью.

.

Проективные методы и тесты, условия их применения в социальной психологии

Использование в соц-психол. исследованиях отличается тем, что они, как правило, применяются не столько для того, чтобы выявить глубинные особенности личности, сколько для того, чтобы выявить различие либо сходство между группами, общие либо резко различные для всех представителей некоторой соц.гр. мотивы.

Классификация методов социально-психологического воздействия (по А.Л. Журавлеву, 1990)

Оптимизирующие - Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсифицирующие - Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управляющие - Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развивающие - Групповая подготовка, обучение и воспитание

Профилактические - Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Диагностические - Аттестация, самоаттестация

Информирующие -  Психологическое консультирование


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5387. Расчёт экономической эффективности внедрения нового типа ВС 83.5 KB
  Задание. Рассчитать экономическую эффективность сравниваемых типов ВС: Ту-214 и А-320 (количество пассажирских кресел - 160) на основании расчёта себестоимости рейса и квартальной программы полётов по следующим статьям расходов: Расходы н...
5389. Строительство автомобильной дороги в Кировской области 444.5 KB
  К реконструкции участка автомобильной дороги относятся работы по замене изношенных и устаревших элементов более прочными и экономичными, обеспечивающими (с учетом деления на перспективу) повышение транспортно-эксплуатационных характеристик...
5390. Політологія як наука. Предмет і методи політології. Конспект лекцій 854 KB
  Предмет і методи політології. План Політика як суспільне явище. Об'єкт, предмет, структура та функції політології. Категорії політології. Методи політології. Зв'язок політології з суспільними науками. Політика...
5391. Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека 23.87 KB
  Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека. Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в систе...
5392. Суспільне виробництво та його результати 54.5 KB
  Суспільне виробництво та його результати Поняття суспільного виробництва. Основні фактори суспільного виробництва. НТП та НТР і їх наслідки. Результативні показники суспільного виробництва. Економ...
5393. Товарне виробництво 52 KB
  Товарне виробництво Форми суспільного господарства: натуральне і товарне виробництво. Товарне виробництво: ознаки, умови, історичні види. Основні властивості товару. Величина вартості товару. Історично визначають два основні ...
5394. Классификация болезней периодонта 73 KB
  Классификация болезней периодонта На основании проведённого клинического исследования пациента установляется диагноз согласно принятой классификации болезней периодонта. Международная классификация болезней десны и периодонта (МКБ -10) КО 5.0 Острый...
5395. Законодательные основы предпринимательской деятельности в фармации 27.93 KB
  Законодательные основы предпринимательской деятельности в фармации 1.Проверка делового партнёра 2.Понятие и значение сделки. 3.Основные виды сделок 4.Недействительность сделок 5.Сроки исковой давности. ЗАДАЧА—установление честности, добропорядо...