32090

Общение как обмен информацией

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны – перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...

Русский

2013-09-03

43 KB

55 чел.

5. Общение как обмен информацией.

Сказать, что Г.М. Андреева, рассматривая проблему общения, выделяет в ней 3 стороны – перцептивную (восприятие партнёров), коммуникативную (обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие). Все они взаимосвязаны, разделение на стороны очень условно. Оно нужно для диагностики.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Коммуникация в узком смысле – обмен информацией (идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.).  Но передача инфо - только формальная сторона общения, всегда информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно.

Особенности человеческой коммуникации:

1. Активная позиция партнёров. В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а активный обмен ею. Особую роль для каждого из участников играет значимость информации, важно чтобы инфо была не просто получена, но и понята. В каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Обязательно у обоих партнёров по общению должны быть сходные системы кодификации и декодификации информации, "все должны говорить на одном языке". Знаки и их значения должны быть общими, общий тезаурус. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы, но и понимание ситуации общения, это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

4. коммуникативные барьеры – проблема смысла. Социальные: разные социальные группы - политические, религиозные, профессиональные различия, - разная интерпретация и разное мировоззрение, миропонимание, поэтому коммуникация усложняется. Психологические: из-за индивидуальных особенностей (застенчивость, скрытность), из-за отношений (неприязнь, недоверие). Неосознаваемые: связаны с доверием-недоверием к источнику информации, это либо избегание источника сообщения, либо непонимание сообщение и как следствие отталкивание его (4 уровня непонимания: фонетический – звуки, семантический – жаргон, сленг, стилистический, противоречие нашей логике).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Должно быть общее понимание ситуации общения!

При диалоге: важно помнить, что его ведут личности. Посредством речи не просто "движется информация", но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. В процессе общения постоянно меняются ролями. Самое важное: понимание друг друга, общая система знаков. Это и есть проблема тезауруса.

Понятие «Тезаурус» обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы.

Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

ПРИМЕР: Муж, встреченный у двери словами жены: "Я купила сегодня несколько электрических лампочек", не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

Речевые стереотипы и речевой этикет

Речевые стереотипы: РС, особенно традиционно выделяемый класс этикетных высказываний, отличаются социально-ролевой обусловленностью. РС несут информацию о ролевых характеристиках: об индивидуальных свойствах, о социально-групповых признаках. РС обыкновенно связаны с операцией правильного выбора средств в соответствии с целью высказывания. Этот выбор зависит от традиции и истории народа и подразумевает овладение нормами пользования. Речевой этикет: правила речевого поведения, система "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения, имеющих свою специфику в разных национальных культурах и ментальностях. Типичными ситуациями, требующими соблюдения РЭ., являются: знакомство, приветствие, обращение к собеседнику для привлечения его внимания, и т. п. Каждый этот "стереотип общения" обслуживает в языке определенный набор формул и выражений, а также способы пасимологии (язык жестов). РЭ. учитывает такие социальные показатели для участников общения, как возраст, образование и культурное воспитание, служебное и общественное положение (социальная "роль"), пол, в некоторых ситуациях - место жительство. правила употребления речевого этикета, утверждаются.

Речевые правила установления, поддержания и выхода из контакта.

Основу  речевого  этикета составляют  речевые  формулы ->3 группы: 1)  речевые  формулы для начала общения, 2)  речевые  формулы применяемые в процессе общения, 3)  речевые  формулы для окончания общения.

1): Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия - здравствуйте. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи (Доброе утро). Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения. Приветствие часто сопровождается рукопожатием.  Речевой  этикет приветствий предусматривает  и  характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину;— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);

— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;— младший по должности — старшего;— член делегации — ее руководителя (независимо от того, сбоя делегация или зарубежная). 2) – это формулы вежливости  и  взаимопонимания; 3) прощание, резюмирование  и  комплименты

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация

Включает следующие основные знаковые системы (по Лабунской):

1) оптико-кинетическую – жесты, мимика, пантомимика.

2) паралингвистика (тональность, тембр) и экстралингвистическую (кашель, вздох, смех),

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),

4) визуальный контакт

Функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты (коммуникативный, напр прощание; описательный ; отношение к другому –показать пальцем), мимику (Экман – методика ФАСТ, лицо можно разделить на 3 части – анализ  мимики по каждой части лица в отдельности, вообще очень много попыток анализа, методик), пантомимику (открытая, закрытая, полузакрытая). Отображает эмо реакции человека. Есть культурные различия в жестах (Алан Пиз – язык телодвижений).  Наука – кинесика.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистика -  система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Организация пространства и времени, доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. 45 – интимное пространство, 45-120 – личное, 120-140 – социальное, 400-750 – публичное. Расположение в пространстве: фронтальное (стоит перед всеми и вещает, цель – быстрая передача инфо, но нет обратной связи), круговое (для обсуждения и принятия решений, хорошая обратная связь, но не быстро передается инфо).

Контакт глаз - позволяет передать своё эмоц состояние и понять состояние собеседника, а также управлять беседой. Различия по частоте и по длительности.

Важна конгруэнтность – совпадение вербалики и невербалики. Часто могут возникнуть ошибки при интерпретации: Нельзя делать поспешных выводов!!!

- принимают за невербалику физиологические реакции;

- привычки за невербалику;

- трактовка поотдельности, а не в комплексе;

- компенсаторное поведение – за невербалику.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42565. Текстовый редактор Microsoft Word 427 KB
  Харьков 2010 Цель работы: получить практические навыки работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Порядок выполнения работы: Запустить текстовый редактор Word. Выполнить рисунок в графическом редакторе Pint и поместить его на лист редактора Word.
42566. Организация HTML-документов с помощью фреймов 48 KB
  Организация HTMLдокументов с помощью фреймов Фреймы это области которые создаются в окне браузера для одновременного просмотра нескольких документов. При создании страницы с фреймами разрабатывается несколько HTMLфайлов которые отличаются по своему назначению. Шаблон элемента FRMESET Для создания WEBстраницы с фреймами в языке HTML существует элемент FRMESET. Второй этап создания страницы с фреймами: подготовка HTMLфайлов для каждой области деления экрана с помощью элемента FRME В документе раскладки элемент FRMESET используется...
42567. Понятие социального статуса. Виды статусов 15.41 KB
  Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом
42569. Управление режимами энергосистем и автоматизации 101.5 KB
  Харьков 2011 ТЭС1 : Рэ1=8952 МВт Ропт1=1164 МВт ТЭС2 : Рэ2=1243 МВт Ропт2=1536 МВт ТЭС3 : Рэ3=4899 МВт Ропт3=4867 МВт – необходимо оптимизировать. Блок 31 Блок 32 Блок 33 Отключаем блок №3 ТЭС3 ТЭС1 : Рэ1=8952 МВт Ропт1=1164 МВт ТЭС2 : Рэ2=1243 МВт Ропт2=1536 МВт ТЭС3 : Рэ3=3298 МВт Ропт3=3744 МВт.
42570. Дослідження базових схем підсилюваньних каскадів на польових транзисторах 168 KB
  Среди базовых каскадов на полевых транзисторах на практике наибольше распространение получили каскады с общим истоком аналог ОЭ и истоковые повторители аналог ОК показанные в двух модификациях на рис.4 и отличающиеся способом реализации статического режима: смещение обеспечивается или за счет падения напряжения на резисторе включенном в цепь истока рис. 4 а в или за счет подачи на затвор дополнительного напряжения рис. Рис.
42571. Найти минимальную сумму элементов в строках двумерного массива 45 KB
  Тот же самый результат можно получить и в результате компьютерной проверки. В результате ручной проверки мы доказали, что программа работает правильно.
42572. Командный процессор операционной системы Windows Xp 2000 40 KB
  Харьков 2010 Результаты выполнения работы C: md p10b C: cd p10b C: p10b md Kunchenko C: p10b md Sterlik C: p10b cd Sterlik C: p10b Sterlik copy con Sterlik.txt Sterlik Dmutro p10b ^Z^Z Ctrl Z Z Скопировано файлов: 1 C: p10b Sterlik cd p10b C: p10b cd Kunchenko C: p10b Kunchenko copy con Kunchenko.txt Kunchenko leksey p10b Dir ^Z^Z Ctrl Z Z Скопировано файлов: 1 C: p10b Kunchenko cd p10b C: p10b cd Sterlik C: p10b Sterlik dir w Содержимое папки C: p10b Sterlik [.] sterlik.
42573. Файловый менеджер FAR 33.5 KB
  040 Memory lod 57 106 bytes in 4 files Sterlik Sterlik Kunchenko Kunchenko lexey.doc Sterlik2.doc Sterlik1.doc...