32090

Общение как обмен информацией

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Андреева рассматривая проблему общения выделяет в ней 3 стороны перцептивную восприятие партнёров коммуникативную обмен информацией и интерактивную взаимодействие. Но передача инфо только формальная сторона общения всегда информация не только передается но и формируется уточняется развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы но и понимание ситуации общения это возможно лишь в случае включения коммуникации в...

Русский

2013-09-03

43 KB

55 чел.

5. Общение как обмен информацией.

Сказать, что Г.М. Андреева, рассматривая проблему общения, выделяет в ней 3 стороны – перцептивную (восприятие партнёров), коммуникативную (обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие). Все они взаимосвязаны, разделение на стороны очень условно. Оно нужно для диагностики.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Коммуникация в узком смысле – обмен информацией (идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.).  Но передача инфо - только формальная сторона общения, всегда информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому рассмотрения общения только с этой стороны недостаточно.

Особенности человеческой коммуникации:

1. Активная позиция партнёров. В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а активный обмен ею. Особую роль для каждого из участников играет значимость информации, важно чтобы инфо была не просто получена, но и понята. В каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Обязательно у обоих партнёров по общению должны быть сходные системы кодификации и декодификации информации, "все должны говорить на одном языке". Знаки и их значения должны быть общими, общий тезаурус. У общающихся должно быть не только одинаковые лексические и синтаксические системы, но и понимание ситуации общения, это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

4. коммуникативные барьеры – проблема смысла. Социальные: разные социальные группы - политические, религиозные, профессиональные различия, - разная интерпретация и разное мировоззрение, миропонимание, поэтому коммуникация усложняется. Психологические: из-за индивидуальных особенностей (застенчивость, скрытность), из-за отношений (неприязнь, недоверие). Неосознаваемые: связаны с доверием-недоверием к источнику информации, это либо избегание источника сообщения, либо непонимание сообщение и как следствие отталкивание его (4 уровня непонимания: фонетический – звуки, семантический – жаргон, сленг, стилистический, противоречие нашей логике).

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Должно быть общее понимание ситуации общения!

При диалоге: важно помнить, что его ведут личности. Посредством речи не просто "движется информация", но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. В процессе общения постоянно меняются ролями. Самое важное: понимание друг друга, общая система знаков. Это и есть проблема тезауруса.

Понятие «Тезаурус» обозначает общую систему значений, принимаемых всеми членами группы.

Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

ПРИМЕР: Муж, встреченный у двери словами жены: "Я купила сегодня несколько электрических лампочек", не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

Речевые стереотипы и речевой этикет

Речевые стереотипы: РС, особенно традиционно выделяемый класс этикетных высказываний, отличаются социально-ролевой обусловленностью. РС несут информацию о ролевых характеристиках: об индивидуальных свойствах, о социально-групповых признаках. РС обыкновенно связаны с операцией правильного выбора средств в соответствии с целью высказывания. Этот выбор зависит от традиции и истории народа и подразумевает овладение нормами пользования. Речевой этикет: правила речевого поведения, система "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения, имеющих свою специфику в разных национальных культурах и ментальностях. Типичными ситуациями, требующими соблюдения РЭ., являются: знакомство, приветствие, обращение к собеседнику для привлечения его внимания, и т. п. Каждый этот "стереотип общения" обслуживает в языке определенный набор формул и выражений, а также способы пасимологии (язык жестов). РЭ. учитывает такие социальные показатели для участников общения, как возраст, образование и культурное воспитание, служебное и общественное положение (социальная "роль"), пол, в некоторых ситуациях - место жительство. правила употребления речевого этикета, утверждаются.

Речевые правила установления, поддержания и выхода из контакта.

Основу  речевого  этикета составляют  речевые  формулы ->3 группы: 1)  речевые  формулы для начала общения, 2)  речевые  формулы применяемые в процессе общения, 3)  речевые  формулы для окончания общения.

1): Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия - здравствуйте. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи (Доброе утро). Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения. Приветствие часто сопровождается рукопожатием.  Речевой  этикет приветствий предусматривает  и  характер поведения, т. е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:

— мужчина — женщину;— младший (младшая) по возрасту — старшего (старшую);

— младшая по возрасту женщина — мужчину, который значительно старше ее;— младший по должности — старшего;— член делегации — ее руководителя (независимо от того, сбоя делегация или зарубежная). 2) – это формулы вежливости  и  взаимопонимания; 3) прощание, резюмирование  и  комплименты

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

Невербальная коммуникация

Включает следующие основные знаковые системы (по Лабунской):

1) оптико-кинетическую – жесты, мимика, пантомимика.

2) паралингвистика (тональность, тембр) и экстралингвистическую (кашель, вздох, смех),

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),

4) визуальный контакт

Функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты (коммуникативный, напр прощание; описательный ; отношение к другому –показать пальцем), мимику (Экман – методика ФАСТ, лицо можно разделить на 3 части – анализ  мимики по каждой части лица в отдельности, вообще очень много попыток анализа, методик), пантомимику (открытая, закрытая, полузакрытая). Отображает эмо реакции человека. Есть культурные различия в жестах (Алан Пиз – язык телодвижений).  Наука – кинесика.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистика -  система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Организация пространства и времени, доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. 45 – интимное пространство, 45-120 – личное, 120-140 – социальное, 400-750 – публичное. Расположение в пространстве: фронтальное (стоит перед всеми и вещает, цель – быстрая передача инфо, но нет обратной связи), круговое (для обсуждения и принятия решений, хорошая обратная связь, но не быстро передается инфо).

Контакт глаз - позволяет передать своё эмоц состояние и понять состояние собеседника, а также управлять беседой. Различия по частоте и по длительности.

Важна конгруэнтность – совпадение вербалики и невербалики. Часто могут возникнуть ошибки при интерпретации: Нельзя делать поспешных выводов!!!

- принимают за невербалику физиологические реакции;

- привычки за невербалику;

- трактовка поотдельности, а не в комплексе;

- компенсаторное поведение – за невербалику.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10713. Місто - Підмогильний Валерян 21.33 KB
  Місто Підмогильний Валерян Частина перша Степан стояв на палубі корабля що плив до Києва по Дніпру оглядав береги прощався подумки з рідним селом селами що виднілися на березі. Він їде до великого міста щоб учитись і жити щоб здійсни ти свою давню мрію. Разом із ним...
10714. Мойсей - Франко Іван 19.03 KB
  Мойсей Франко Іван Автор звертається у пролозі до свого замученого розбитого народу який стоїть на роздоріжжі й не знає куди йти. Саме його майбутнім і тривожиться поет не вірить що судилося йому в сусідів бути гноєм що його долею буде укрита злість облудлива пок
10715. Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей 24.5 KB
  Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 29 1 Напишите сочинениерассуждение раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: Русский языкбогат глаголами и существительными разнообразен формами выражающими оттенки чувств и мыслей. Глагол и существительное с...
10716. Сочинение по теме Исскуство 27.5 KB
  Сочинение Искусство это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям а всему человечеству живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архит...
10717. Намагатись бути самим собою - єдиний засіб досягти успіху 29 KB
  Тема: Намагатись бути самим собою єдиний засіб досягти успіху. Стендаль Світ для тих хто вміє хотіти... Подивіться навкруги... Ви неодмінно побачите навколо себе безліч копій. Озирніться ще разІ помітите що усі люди наче злилис...
10718. Моя будущая профессия - психолог 29 KB
  Сочинение на тему: Кем я буду когда вырасту Моя будущая профессия психолог Как и все дети ответ на вопрос взрослых Кем ты хочешь быть когда вырастешь я изменяла едва ли не каждый день: когда я была маленькая я хотела быть
10719. Образец сочинения на тему Что такое красота - дар или проклятие? 31 KB
  Образец сочинения на тему Что такое красота дар или проклятие ТЕКСТ Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. 2Жизнь таких известных красавиц как Елены царицы Спарты и Клеопатры Мэрилин Монро и принцессы Диа
10720. Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого) 76.51 KB
  Проблема исторической памяти ответственность за горькие и страшные последствия прошлого Проблема ответственности национальной и человеческой была одной из центральных в литературе в середине 20ого века. Например А.Т.Твард
10721. Прозові тексти (оповідання) для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури 652.5 KB
  Прозові тексти оповідання для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури Укладач Б.І.Ніколаєв ЗМІСТ 1.Джойс Керол Оутс ЗДІЙСНЕННЯ БАЖАНЬ 2. Джон Чівер АНГЕЛ НА МОСТУ 3. Трумен Капоте ДІТИ В ДЕНЬ НАРОДЖЕННЯ 4. БОРИС ВІАН СТАТИСТ 5. ВОЛОДИМИР ДАНИЛЕНК...