32091

Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она результат единичных действий.

Русский

2015-01-19

48.5 KB

19 чел.

6. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается как организация совместной Д. Сущность Взаимод – в обмене действиями, этот процесс имеет своё психологическое содержание. По Ломову – 3 пункта:  1. учет при взаимодействии планов действия, которые возникают у другого человека; 2. Восприятие собственного вклада и вклада партнёра; 3. Изучается степень вовлечённости в действие каждого участника. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации  и взаимодействия, а с другой точки зрения, исключает их отрыв друг от друга (они взаимосвязаны).

При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий.

Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Пытался создать категориальный аппарат - выделил 5 элементов взаимодействияэго (я), альтер (другой), нормы взаимод, ценности, ситуация взаимод. Деятель (я,эго) мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности. Но не учёл социальный контекст и не было эмпирических разработок его теории.

Щепаньский (Польша): тоже пытался построить структуру взаимодействия через стадии. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Это последовательное осуществление (это и есть стадии): а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия , д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Эрик Берн: эффективность взаимодействия зависит от 1. позиции партнёров, 2. ситуации при взаимод, 3. стиля взаимод. Выделил 3 позиции (не совпадают с соц ролью) – ребёнок (хочу), взрослый (уравновеш Род и Реб)  и родитель (надо). Взаимодействие обозначил термином трансакция. Трансакии бывают: дополнительная (партнёры занимают равные позиции и дополняют друг друга, при неравных каждый партнёр принимает и соглашается с позицией другого), пересекающаяся (когда партнёры общаются с разных позиций, не ожидаемых друг от друга), скрытая (взаимодействие ведется на одних позициях, а подразумеваются другие, например когда М говорит Ж пошли фильмец посмотрим). Эффективные трансакции – дополнительные. Важно понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия: А.А.Леонтьев: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации.

Аргайл:  официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Э.Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Вывод: существует целая куча попыток определить структуру, самая применимая – транзактный по Берну.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий: ритуальный (привет-пока), манипулятивный (изменение поведение партнёра) и гуманистический (общение Личность-Личность, настроены на достижение общего результата).

Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация.

1. Кооперация – такое взаимодействие, в котором координируются и согласовываются усилия участников, это приводит к быстрому получению результата и положительному влиянию. Важно, чтобы все участники были включены (теснота взаимодействия) – поэтому анализируют вклады участников в дейстельность.

2. Конкуренция – чаще всего анализируют его форму – конфликт.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Две разновидности конфликтов: деструктивные (переход на личности, сопровождается расширением и углублением конфликта) и продуктивные (разработка точек зрения – проводит к продуктивным результатам, развитию обсуждаемой проблемы). Саамы опасный конфликт – эмоциональный, в основе – антипатии, а объект вторичен.

Томас: диагностическая методика, позволяет выделить стратегию поведения в конфликте: кооперация, конкуренция, консенсус (компромисс), приспособление (подчинение партнёру), уход (изоляция – физическая или психологическая).

Признаки манипуляции: (скрытая форма влияния; но выдают в общении признаки)

1. возникает чувство необычности ситуации (все идет не так);  2. Неконгруэнтное поведение партнера (человек говорит одно, а тело показывает другое). 3. Повышение психического напряжения - у вас.  (Тело реагирует: тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимается сердце - у каждого своя телесная реакция (дискомфорт). Голова еще не поняла). 4. Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения у вашего партнера. Человек только что общался с тобой нормально и вдруг «ни с того ни с сего» перешел на оскорбления, визг, начал рыдать. Любой нормальный человек чаще всего отреагирует на такой тип поведения уступкой – этого и добивается.  5. Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти – у вас (пример про интригу).  6. Преувеличение важности того, что партнер просит сделать.   Собеседник просит о некой незначительной услуге, но мимоходом замечает, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п.

Защита от манипуляции.

1. «Включить» свое осознание. Важно, чтобы любое ваше решение было принято не эмоциями, а трезвым сознанием.  2. Делайте упор на логикуСлова часто не логичны у манипулятора!!! 3. НеловкостьИногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. 4. Не стесняться задавать вопросы, прояснить ситуа.  Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», «Если можно, скажи в двух-трех фразах, что именно ты от меня хочешь?».

5. Есть конкретные приемы, направленные на нейтрализацию манипулирования.  1. Например, можно частично согласиться с манипулятором. 2. Прервите, если есть возможность, речь манипулятора вопросом не по теме. 3. Если есть возможность – можно сослаться на неотложное дело

Экспериментальные схемы регистрации характера взаимодействия.

Р. Бейлс разработал схему наблюдения, позволяющую регистрировать различные виды взаимодействия в гр. 4 категорий по 12 видов взаимодействия: 1) обл позитивных эмоций, 2) обл негативных эмоций, 3) обл решения проблем и 4) обл постановки этих проблем. Критика: 1) нет логического обоснования существования именно 12 возможных видов, как и определения именно 4 (а не трех, пяти) категорий. 2) в предложенном перечне взаимодействий нет ед-го основания, по кот они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в "действиях" (например, отталкивание др при выполнении какого-то действия и т.д.). 3) в ней схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Изучение диадического взаимодействия: Тибо и Келли (дилемма узника). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: "сознаться" и "не сознаться", то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа изберет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий "узников": оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый – нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбинации. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных комбинациях этих стратегий для каждого "игрока". Этот выигрыш и является "исходом" в каждой модели игровой ситуации. Можно описать и спрогнозировать поведение!

Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракционизма"

Мид: соц пси всю надо исследовать с точки зрения взаимодействия.  Личность формируется во взаимодействии, действуя совместно с другими. Модель такой ситуации – игра.  В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим "значимым другим". В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Общий смысл: личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Минус: все слишкоми символично и отрыв от широкого соц контекста (только взаимодействие в узком кругу).

Взаимодействие как организация совместной деятельности

В социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками. Выделяют 3 модели вкладов: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – "совместно-индивидуальная деятельность" (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – "совместно-последовательная деятельность" (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение,  как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (помогает ему корректировать свою стратегию). От меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их "обмен". Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере (это уже перцептивный компонент)

Аппаратурные методы.

 Использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

«Арка», «Эстакада», «Лабиринт», Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу.

Существуют также  аппаратурные  методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона €œО з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...
13925. GLAD TO MEET YOU 472.5 KB
  GLAD TO MEET YOU Unit 1 1A Meeting people. Read the dialogues and guess who is speaking and where they are. Good afternoon Miss Bright Good afternoon Mr. Johnson Hows life No complaints. Thank you. How are things with you Nothing to boast of. I have loads of work again. Sorry to hear that Hi Mike Hey Jack Nice tracksuit Oh thank you. I jog in it every morning. H...
13926. Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних 37 KB
  Тема урока: Труд: право или обязанность Трудовые права несовершеннолетних. Учебное пособие: Е.Н. Салыгин Основы правоведения Издательский дом Новый учебник М. 2006. Материалы и оборудование: доска наглядное пособие нормативноправовые акты: Конституци
13927. Реализация и защита своих прав. Каждый имеет право 54.5 KB
  Цель: повышение социально правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав. Ожидаемый результат в субъекте: осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоен
13928. Семейное право 39 KB
  Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями семейного права; готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия; развивать навыки решения практических задач практической работы с нормативными документами. Ход урока I. Организационна...