32091

Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она результат единичных действий.

Русский

2015-01-19

48.5 KB

21 чел.

6. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается как организация совместной Д. Сущность Взаимод – в обмене действиями, этот процесс имеет своё психологическое содержание. По Ломову – 3 пункта:  1. учет при взаимодействии планов действия, которые возникают у другого человека; 2. Восприятие собственного вклада и вклада партнёра; 3. Изучается степень вовлечённости в действие каждого участника. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации  и взаимодействия, а с другой точки зрения, исключает их отрыв друг от друга (они взаимосвязаны).

При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий.

Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Пытался создать категориальный аппарат - выделил 5 элементов взаимодействияэго (я), альтер (другой), нормы взаимод, ценности, ситуация взаимод. Деятель (я,эго) мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности. Но не учёл социальный контекст и не было эмпирических разработок его теории.

Щепаньский (Польша): тоже пытался построить структуру взаимодействия через стадии. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Это последовательное осуществление (это и есть стадии): а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия , д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Эрик Берн: эффективность взаимодействия зависит от 1. позиции партнёров, 2. ситуации при взаимод, 3. стиля взаимод. Выделил 3 позиции (не совпадают с соц ролью) – ребёнок (хочу), взрослый (уравновеш Род и Реб)  и родитель (надо). Взаимодействие обозначил термином трансакция. Трансакии бывают: дополнительная (партнёры занимают равные позиции и дополняют друг друга, при неравных каждый партнёр принимает и соглашается с позицией другого), пересекающаяся (когда партнёры общаются с разных позиций, не ожидаемых друг от друга), скрытая (взаимодействие ведется на одних позициях, а подразумеваются другие, например когда М говорит Ж пошли фильмец посмотрим). Эффективные трансакции – дополнительные. Важно понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия: А.А.Леонтьев: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации.

Аргайл:  официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Э.Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Вывод: существует целая куча попыток определить структуру, самая применимая – транзактный по Берну.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий: ритуальный (привет-пока), манипулятивный (изменение поведение партнёра) и гуманистический (общение Личность-Личность, настроены на достижение общего результата).

Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация.

1. Кооперация – такое взаимодействие, в котором координируются и согласовываются усилия участников, это приводит к быстрому получению результата и положительному влиянию. Важно, чтобы все участники были включены (теснота взаимодействия) – поэтому анализируют вклады участников в дейстельность.

2. Конкуренция – чаще всего анализируют его форму – конфликт.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Две разновидности конфликтов: деструктивные (переход на личности, сопровождается расширением и углублением конфликта) и продуктивные (разработка точек зрения – проводит к продуктивным результатам, развитию обсуждаемой проблемы). Саамы опасный конфликт – эмоциональный, в основе – антипатии, а объект вторичен.

Томас: диагностическая методика, позволяет выделить стратегию поведения в конфликте: кооперация, конкуренция, консенсус (компромисс), приспособление (подчинение партнёру), уход (изоляция – физическая или психологическая).

Признаки манипуляции: (скрытая форма влияния; но выдают в общении признаки)

1. возникает чувство необычности ситуации (все идет не так);  2. Неконгруэнтное поведение партнера (человек говорит одно, а тело показывает другое). 3. Повышение психического напряжения - у вас.  (Тело реагирует: тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимается сердце - у каждого своя телесная реакция (дискомфорт). Голова еще не поняла). 4. Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения у вашего партнера. Человек только что общался с тобой нормально и вдруг «ни с того ни с сего» перешел на оскорбления, визг, начал рыдать. Любой нормальный человек чаще всего отреагирует на такой тип поведения уступкой – этого и добивается.  5. Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти – у вас (пример про интригу).  6. Преувеличение важности того, что партнер просит сделать.   Собеседник просит о некой незначительной услуге, но мимоходом замечает, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п.

Защита от манипуляции.

1. «Включить» свое осознание. Важно, чтобы любое ваше решение было принято не эмоциями, а трезвым сознанием.  2. Делайте упор на логикуСлова часто не логичны у манипулятора!!! 3. НеловкостьИногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. 4. Не стесняться задавать вопросы, прояснить ситуа.  Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», «Если можно, скажи в двух-трех фразах, что именно ты от меня хочешь?».

5. Есть конкретные приемы, направленные на нейтрализацию манипулирования.  1. Например, можно частично согласиться с манипулятором. 2. Прервите, если есть возможность, речь манипулятора вопросом не по теме. 3. Если есть возможность – можно сослаться на неотложное дело

Экспериментальные схемы регистрации характера взаимодействия.

Р. Бейлс разработал схему наблюдения, позволяющую регистрировать различные виды взаимодействия в гр. 4 категорий по 12 видов взаимодействия: 1) обл позитивных эмоций, 2) обл негативных эмоций, 3) обл решения проблем и 4) обл постановки этих проблем. Критика: 1) нет логического обоснования существования именно 12 возможных видов, как и определения именно 4 (а не трех, пяти) категорий. 2) в предложенном перечне взаимодействий нет ед-го основания, по кот они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в "действиях" (например, отталкивание др при выполнении какого-то действия и т.д.). 3) в ней схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Изучение диадического взаимодействия: Тибо и Келли (дилемма узника). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: "сознаться" и "не сознаться", то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа изберет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий "узников": оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый – нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбинации. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных комбинациях этих стратегий для каждого "игрока". Этот выигрыш и является "исходом" в каждой модели игровой ситуации. Можно описать и спрогнозировать поведение!

Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракционизма"

Мид: соц пси всю надо исследовать с точки зрения взаимодействия.  Личность формируется во взаимодействии, действуя совместно с другими. Модель такой ситуации – игра.  В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим "значимым другим". В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Общий смысл: личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Минус: все слишкоми символично и отрыв от широкого соц контекста (только взаимодействие в узком кругу).

Взаимодействие как организация совместной деятельности

В социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками. Выделяют 3 модели вкладов: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – "совместно-индивидуальная деятельность" (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – "совместно-последовательная деятельность" (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение,  как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (помогает ему корректировать свою стратегию). От меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их "обмен". Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере (это уже перцептивный компонент)

Аппаратурные методы.

 Использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

«Арка», «Эстакада», «Лабиринт», Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу.

Существуют также  аппаратурные  методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81405. Инвалиды как объект социальной работы и социологического анализа 40.01 KB
  Социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических социальных и правовых мер обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий включающий в себя отдельные виды формы объемы сроки и порядок реализации медицинских профессиональных и др....
81406. Основные категории жизнедеятельности, определяющие установление соответствующей группы инвалидности 37.26 KB
  Критериями установления І группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в значительной степени: ограничение самообслуживания III ст.; ограничение способности самостоятельно передвигаться III ст.; ограничение способности к обучению III ст.; ограничение способности к трудовой деятельности III ст.
81407. Основные институты реализации программы трудоустройства инвалидов. Приведите конкретные примеры 32.89 KB
  Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам испытывающим трудности в поиске работы путем разработки и реализации программ содействия занятости создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций включая рабочие места и организации для труда инвалидов установления квоты для приема на работу инвалидов а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в...
81408. Семья как социальный институт, структура и функции социального института семьи 36.14 KB
  Семья социальная группа основанная на родственных связях по браку по крови. В зависимости от форм брака: Моногамная семья состоящая из двух партнёров. Полигамная семья один из супругов имеет несколько брачных партнёров. В зависимости от пола супругов: Однополая семья двое мужчин или две женщины совместно воспитывающие приёмных детей искусственно зачатых или детей от предыдущих гетеросексуальных контактов.
81410. Девиантное поведение как социальный феномен. Специфика девиантного поведения подростков 41.74 KB
  Специфика девиантного поведения подростков. Основными формами девиантного поведения являются: пьянство наркомания преступность проституция самоубийство гомосексуализм. Объяснения причин девиантного поведения: Биологическое люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям взрослого отклоняющегося поведения.
81411. Факторы деструктивного поведения подростков 40.07 KB
  Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка нарушения умственного развития дефекты слуха и зрения повреждения нервной системы телесные дефекты дефекты речи и др.; психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервнопсихических заболеваниях психопатии неврастении пограничных состояниях повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка; социальнопсихологические факторы....
81412. Влияние семьи на формы и уровень проявления подростковых девиаций. Понятие социализации и основные этапы данного процесса 40.08 KB
  Понятие социализации и основные этапы данного процесса. На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы соотношение которых на разных этапах различно. В целом можно выделить пять факторов оказывающих влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт. Процесс социализации охватывает все слои общества.
81413. Типологический анализ социально-дезадаптированных семей 42.07 KB
  Семьи для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером безоговорочным доминированием одного из родителей полным подчинением ему остальных членов семьи наличием жестоких взаимоотношений держать всех в ежовых рукавицах применением физического наказания как основного средства воспитания. Дефекты в структуре родительской семьи в...