32091

Общение как взаимодействие. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации и взаимодействия а с другой точки зрения исключает их отрыв друг от друга они взаимосвязаны. При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий. Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении она – результат единичных действий.

Русский

2015-01-19

48.5 KB

18 чел.

6. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию.

В отечественной психологии взаимодействие рассматривается как организация совместной Д. Сущность Взаимод – в обмене действиями, этот процесс имеет своё психологическое содержание. По Ломову – 3 пункта:  1. учет при взаимодействии планов действия, которые возникают у другого человека; 2. Восприятие собственного вклада и вклада партнёра; 3. Изучается степень вовлечённости в действие каждого участника. Такое понимание взаимод исключает отождествление коммуникации  и взаимодействия, а с другой точки зрения, исключает их отрыв друг от друга (они взаимосвязаны).

При изучении структуры взаимодействия фиксируются его элементы и выявляются доминирующие факторы мотивации действий.

Парсонс: В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Пытался создать категориальный аппарат - выделил 5 элементов взаимодействияэго (я), альтер (другой), нормы взаимод, ценности, ситуация взаимод. Деятель (я,эго) мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности. Но не учёл социальный контекст и не было эмпирических разработок его теории.

Щепаньский (Польша): тоже пытался построить структуру взаимодействия через стадии. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Это последовательное осуществление (это и есть стадии): а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия , д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Эрик Берн: эффективность взаимодействия зависит от 1. позиции партнёров, 2. ситуации при взаимод, 3. стиля взаимод. Выделил 3 позиции (не совпадают с соц ролью) – ребёнок (хочу), взрослый (уравновеш Род и Реб)  и родитель (надо). Взаимодействие обозначил термином трансакция. Трансакии бывают: дополнительная (партнёры занимают равные позиции и дополняют друг друга, при неравных каждый партнёр принимает и соглашается с позицией другого), пересекающаяся (когда партнёры общаются с разных позиций, не ожидаемых друг от друга), скрытая (взаимодействие ведется на одних позициях, а подразумеваются другие, например когда М говорит Ж пошли фильмец посмотрим). Эффективные трансакции – дополнительные. Важно понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия: А.А.Леонтьев: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации.

Аргайл:  официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Э.Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Вывод: существует целая куча попыток определить структуру, самая применимая – транзактный по Берну.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Различают три основных стиля действий: ритуальный (привет-пока), манипулятивный (изменение поведение партнёра) и гуманистический (общение Личность-Личность, настроены на достижение общего результата).

Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфронтация.

1. Кооперация – такое взаимодействие, в котором координируются и согласовываются усилия участников, это приводит к быстрому получению результата и положительному влиянию. Важно, чтобы все участники были включены (теснота взаимодействия) – поэтому анализируют вклады участников в дейстельность.

2. Конкуренция – чаще всего анализируют его форму – конфликт.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Две разновидности конфликтов: деструктивные (переход на личности, сопровождается расширением и углублением конфликта) и продуктивные (разработка точек зрения – проводит к продуктивным результатам, развитию обсуждаемой проблемы). Саамы опасный конфликт – эмоциональный, в основе – антипатии, а объект вторичен.

Томас: диагностическая методика, позволяет выделить стратегию поведения в конфликте: кооперация, конкуренция, консенсус (компромисс), приспособление (подчинение партнёру), уход (изоляция – физическая или психологическая).

Признаки манипуляции: (скрытая форма влияния; но выдают в общении признаки)

1. возникает чувство необычности ситуации (все идет не так);  2. Неконгруэнтное поведение партнера (человек говорит одно, а тело показывает другое). 3. Повышение психического напряжения - у вас.  (Тело реагирует: тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимается сердце - у каждого своя телесная реакция (дискомфорт). Голова еще не поняла). 4. Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения у вашего партнера. Человек только что общался с тобой нормально и вдруг «ни с того ни с сего» перешел на оскорбления, визг, начал рыдать. Любой нормальный человек чаще всего отреагирует на такой тип поведения уступкой – этого и добивается.  5. Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти – у вас (пример про интригу).  6. Преувеличение важности того, что партнер просит сделать.   Собеседник просит о некой незначительной услуге, но мимоходом замечает, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п.

Защита от манипуляции.

1. «Включить» свое осознание. Важно, чтобы любое ваше решение было принято не эмоциями, а трезвым сознанием.  2. Делайте упор на логикуСлова часто не логичны у манипулятора!!! 3. НеловкостьИногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. 4. Не стесняться задавать вопросы, прояснить ситуа.  Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», «Если можно, скажи в двух-трех фразах, что именно ты от меня хочешь?».

5. Есть конкретные приемы, направленные на нейтрализацию манипулирования.  1. Например, можно частично согласиться с манипулятором. 2. Прервите, если есть возможность, речь манипулятора вопросом не по теме. 3. Если есть возможность – можно сослаться на неотложное дело

Экспериментальные схемы регистрации характера взаимодействия.

Р. Бейлс разработал схему наблюдения, позволяющую регистрировать различные виды взаимодействия в гр. 4 категорий по 12 видов взаимодействия: 1) обл позитивных эмоций, 2) обл негативных эмоций, 3) обл решения проблем и 4) обл постановки этих проблем. Критика: 1) нет логического обоснования существования именно 12 возможных видов, как и определения именно 4 (а не трех, пяти) категорий. 2) в предложенном перечне взаимодействий нет ед-го основания, по кот они были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов (например, высказывание мнения), так и непосредственные проявления их в "действиях" (например, отталкивание др при выполнении какого-то действия и т.д.). 3) в ней схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Изучение диадического взаимодействия: Тибо и Келли (дилемма узника). В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: "сознаться" и "не сознаться", то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа изберет каждый. Могут сложиться четыре ситуации из комбинаций различных стратегий "узников": оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый – нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбинации. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных комбинациях этих стратегий для каждого "игрока". Этот выигрыш и является "исходом" в каждой модели игровой ситуации. Можно описать и спрогнозировать поведение!

Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракционизма"

Мид: соц пси всю надо исследовать с точки зрения взаимодействия.  Личность формируется во взаимодействии, действуя совместно с другими. Модель такой ситуации – игра.  В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим "значимым другим". В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Общий смысл: личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Минус: все слишкоми символично и отрыв от широкого соц контекста (только взаимодействие в узком кругу).

Взаимодействие как организация совместной деятельности

В социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками. Выделяют 3 модели вкладов: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – "совместно-индивидуальная деятельность" (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – "совместно-последовательная деятельность" (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение,  как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (помогает ему корректировать свою стратегию). От меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их "обмен". Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере (это уже перцептивный компонент)

Аппаратурные методы.

 Использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик и в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

«Арка», «Эстакада», «Лабиринт», Все они предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия, согласования действий членами группы, приспособления их друг к другу.

Существуют также  аппаратурные  методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса («Полуавтоматическая анкета»). Использование данных методик совместно с компьютерной техникой значительно повышает их эффективность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...
8103. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей 28.09 KB
  Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репро...
8104. Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания 26.28 KB
  Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личнос...
8105. Синхронизация процессов при помощи семафоров 48 KB
  Синхронизация процессов при помощи семафоров Цель работы: получить представление о синхронизации процессов в ОС UNIX при помощи флагов в разделяемой памяти и процессных семафоров. Иcпользуемые средства: ОС Linux, графическая оболочка KDE, среда разр...
8106. Электрофильтры. Тиристорные пускатели. Козловые краны. Портальные краны 3.16 MB
  Электрофильтры Электрическая очистка(электрофильтры) - один из наиболее совершенных видов очистки газов от взвешенных в них частиц пыли и тумана. Электрофильтры - это высоковольтное электротехническое оборудование, в кот...
8107. Детали машин. Конспект лекций 3.63 MB
  Детали машин Содержание курса Механические передачи Элементы, обеспечивающие вращательное движение (валы и подшипники) Соединения Муфты приводов Цель курса ДМ и ОК: изучение, расчёт и проектирование деталей общемашиностроител...
8108. Организационно-экономическая характеристика хозяйства 212 KB
  Организационно-экономическая характеристика хозяйства Общие сведения о предприятии, его специализация Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие Коленское Житковичского района Гомельской области образовано на базе со...
8109. Экспертиза наличных денежных средств, определение платежеспособности валюты РФ, обмен денежных купюр, виды приборов, с помощью которых определяют подлинность денежных знаков 4.2 MB
  Введение История возникновение денег. Деньги появились как некий необходимый при возникновении товарообмена универсальный измеритель. Деньги за свою историю принимали самые различные и необычные формы. Постепенно люди перешли к деньгам в виде металл...
8110. Разработка комплекта полиграфической продукции для индивидуального заказчика 2.24 MB
  Разработка комплекта полиграфической продукции для индивидуального заказчика Введение Реклама за последние годы стала частью нашей жизни. Она нужна бизнесу для повышения своей известности и популярности, продвижения товаров и услуг. Реклама...