32092

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии Процесс восприятия одним человеком другого обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный оценка другого когнитивный познание другого выстраивание своей концепции поведения – процессы могут происходить одновременно. На соц воспр влияют наши ожидания желания намерения прошлый опыт восприятия; 4. Механизмы межличностного восприятия: идентификация...

Русский

2013-09-03

51 KB

80 чел.

7. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.

Про Андрееву – выделила 3 стороны общения, это очень многогранный феномен.

Специфика анализа перцептивых процессов в социальной психологии

Процесс восприятия одним человеком другого - обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция – очень сложная система. В ходе восприятия другого человека работают 3 процесса: эмоциональный (оценка другого), когнитивный (познание другого), выстраивание своей концепции поведения – процессы могут происходить одновременно.

Особенности по Бодалёву: 1. Воспр не только физич параметры, но и поведение чела в целом (его мотивы, цели, интересы); 2. Большое значение дополнительных факторов (стереотипы, пристрастия); 3. На соц воспр влияют наши ожидания, желания, намерения, прошлый опыт восприятия; 4. В соц воспр представление о другом зависит от уровня нашего самосознания (чем богаче представление о себе – тем точнее восприн других, чем точнее раскрывается другой – тем точнее представление о себе),

В воспр формируются представления о партнёре, о мыслях, способностях, установках, эмоциях. В общем, восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или 2) как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, и т. п., что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения - отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению.

Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, эмпатия

Идентификация -  уподобление себя другому. Предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Процесс И. в межличностном общении изучали Р. Л. Кричевский и Е. М Дубовская.. Они выделили 3 группы И.: 1. желание следовать другому в чем-то, стремление обладать отдельными его свойствами, но конкретные факты идентификации отсутствуют (то есть это низкий уровень идентификации); 2. идентификация проявляется в поведении (частичная идентификация); 3. характеристики другого значимого человека становятся эталоном и регулятором поведения

 Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм Э.и И.сходен: присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Проявляя эмпатию, индивид принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить по-иному.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания

Когда нет необходимости в атрибуции, работает механизм децентрации  или психологическая способность отбросить груз собственного опыта отойти от своего “Я”  и  приблизиться к “Я” другого человека (преодоление эгоцентризма, если по Пиаже). При  Д.  субъект сам приближается к другому, отказываясь от собственной эгоистической позиции. Децентрироваться - значит встать на точку зрения другого человека, посмотреть на мир  его  глазами.

Эффекты межличностного восприятия

Более всего исследованы: эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

Эффект ореола –"ореол"-ранее сущ. образ, мешающий видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.  ЭО проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот.

Эффект новизны – при восприятии знакомого человека последняя о нем информация оказывается наиболее значимой. Первичности – при восприятии незнакомого чел. более значима первичная информация. (ВСЕ ЭФФЕКТЫ выше - проявление стереотипизации).

Стереотипизация– это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов. Следствия С.: 1) упрощение процесса познания другого человека -> не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом; -> необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. 2) возникновение предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Роль стереотипов в восприятии людьми друг друга

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

роль: - упрощение процесса познания другого человека; - может оказывать влияние на отношение к партнеру по общению: несоответствие познаваемого объекта (его поведения, внешнего облика, личностных качеств) содержанию используемого стереотипа вызывает у субъекта познания неприятные эмоциональные переживания, раздражение (по механизму когнитивного диссонанса), которое переносится на отношение к познаваемому объекту, обуславливая неприязнь, антипатию (Пр: дворничиха, а вырядилась, как актриса …)

Формирование первого впечатления

3 схемы, в соответствии с которыми протекает этот  процесс . Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. 1) Фактор превосходства - человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. 2) Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по  общению  как привлекательного внешне, стереотип привлекательности : что красиво - то хорошо. 3) Фактор отношения к себе - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю (к себе). Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта  межличностного   восприятия  состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного "прочтения" его внешних данных.

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен “каузальной атрибуции” (приписывание причин)

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, в условиях дефицита информации, начинается процесс приписывания друг другу, как причин поведения, так и самих образцов поведения или какие-либо другие более общие характеристики.

Приписывание осуществляется : 1) на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте; 2) на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.  – это каузальная атрибуция.

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Структура атрибутивного процесса

Элементами структуры являются субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям: причины могут быть "адресованы" субъекту, объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного  процесса , которые составляют "каузальное пространство" индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт "личностную атрибуцию", объекту действия - "стимульную атрибуцию", ситуации - "обстоятельную атрибуцию". Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип "личностно-стимульной атрибуции". Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной , обстоятельственной или личностной атрибуцией.

Проблема точности межличностного восприятия. Ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок.

Точность межличностного восприятия - это соответствие суждений воспринимающего субъекта о наличии или степени выраженности у объекта восприятия определенных свойств, черт, качеств, характеристик, состояний действительному положению дел, то есть реально существующему наличию, отсутствию или степени выраженности этих характеристик у объекта восприятия. Это интерпретируется как степень согласованности перцептивного образа со свойствами объекта восприятия. При этом данные о свойствах объекта, полученные различными способами с помощью тестов и опросников, на основании мнений экспертов, групповой оценки личности и т.д. служат критериями, сравнение с которыми позволяет дать оценку степени точности восприятия

 тесты: которым присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не сама реальность.

 метод экспертных оценок, так как и в данном случае, мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик.   Одно из решений данной проблемы – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении ее меры.

Практические средства повышения точности межличностного восприятия; использование специальных программ СПТ

В социальной психологии разрабатываются специальные приемы, ориентированные на повышение персептивной «сензитивности», т. е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Сразу видно, что неполучается, как себя ведёт в разных ситуациях (очень эффективно).

Различные игры. Жесткие – когда по условиям человека игнорируют, не воспринимают – почувствовать это!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12786. Идентификация и группирование элементов (class и id) 15.12 KB
  Идентификация и группирование элементов class и id Иногда вам нужно будет применить особый стиль к определённому элементу или конкретной группе элементов. В этой лабораторной работе мы подробно разберём как можно использовать class и id для специфицирования свойств выбран
12787. Группирование элементов (span и div) 15.67 KB
  Группирование элементов span и div Элементы span и div используются для структурирования документа часто совместно с атрибутами class и id. В этом уроке мы подробно рассмотрим как использовать span и div поскольку эти элементы HTML имеют важнейшее значение в CSS. Группиро...
12788. Боксовая модель в CSS 24.21 KB
  Боксовая модель Боксовая модель в CSS описывает боксы генерируемые для HTMLэлементов. Боксовая модель также имеет детальные опции для определения полей рамок заполнения и содержимого каждого элемента. На диаграмме далее показано как построена боксовая модель: Боксов...
12789. Поля и заполнение 13.38 KB
  Поля и заполнение В предыдущем уроке мы рассмотрели боксовую модель. В этом уроке объясним как можно изменять представление элементов свойствами margin и padding. Установим поля элемента Установим заполнение элемента Установим поля элемента У элемента ест
12790. Рамки. Примеры определения рамок 23.33 KB
  Рамки Рамки имеют многообразное применение например как декоративный элемент или для отделения двух объектов. CSS предоставляет бесчисленное множество вариантов использования рамок. borderwidth bordercolor borderstyle Примеры определения рамок border Толщи
12791. height/высота и width/ширина 12.79 KB
  height/высота и width/ширина До сих пор мы особо не заботились о размерах элементов с которыми работали. На этой лабораторной посмотрим как легко можно определять высоту и ширину элемента. width height Установка ширины [width] Свойством width вы можете определять шири
12792. Всплывающие элементы (поплавки) 39.32 KB
  Всплывающие элементы поплавки Элемент может всплывать вправо или влево с помощью свойства float. То есть бокс с его содержимым может всплывать вправо или влево в окне документа или содержащего бокса см. в лабораторной №7 описание боксовой модели. Принципы показаны на ...
12793. Позиционирование элементов 41.88 KB
  Позиционирование элементов При помощи CSSпозиционирования вы можете разместить элемент точно в нужном месте страницы. Вместе с поплавками см. лаб. № 11 позиционирование даёт вам большие возможности для создания точного и навороченного дизайна. В этом уроке мы обсуди
12794. Наслоение с помощью z-index (Слои) 21.24 KB
  Наслоение с помощью zindex Слои CSS оперирует в трёх измерениях высота ширина и глубина. Мы работали в двух измерениях на протяжении всех предшествующих уроков. В этом уроке мы научимся создавать слои/layers. Коротко говоря упорядочивать элементы так чтобы они перекрывали...