32093

Общение и межличностные отношения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Общение и межличностные отношения. Отношение – специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.

Русский

2013-09-03

53 KB

7 чел.

8. Общение и межличностные отношения.

По Мясищеву, личность всегда рассматривается в системе отношений: к себе, к миру, к другим к Дти. Отношение – специфическая человеческая категория, потому что человек выступает в качестве субъекта,  выстраивает своим отношения с окружающим миром, этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения:

1. общественные: между группами или людьми как представителями групп. Они возникают на основе статуса (положения в обществе). Статус проявляется в конкретной соц роли (нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию). Эти отношения безличны, хотя имеют личностную окраску. 2. межличностные: основа – эмоции (симпатии-антипатии при взаимодействии людей). В общении – реализация 1 и 2 вида отношений.

Разные точки зрения на соотношение общественных и межличностных. Андреева считает, что межличностные отношения находятся внутри общественных. Платонов – межличностные отношения это отражение в сознании общественных. Кузьмин – межличностные – над общественными.

Люди не только воспринимают др др, но и формируют определенное отношение др к др, и на основе сделанных оценок появляется большое разнообразие чувств от неприятия чел до симпатии и даже любви. Эм-ая основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению др к др. Область исследований связанная с выявлением механизмов образования различных эм-ых отношений к чел получила название иссл-е аттракции.

Основные направления исследования аттракции и их практическое значение.

Межличностная аттракция – механизм соц перцепции, способ понимания одного чел другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, дружбы), кот способствует более полному и глубокому восприятию личностей. Особенности А: 1. При  А возникает положительный настрой при общении и увеличивается кол-во альтруистических поступков. 2. При А происходит усиление коммуникации. 3. А способствует более точному межличностному восприятию. 4. А способствует правильному восприятию критики со стороны чел, кот нам симпатичен. 5. А способствует тому, что чел склонен брать вину на себя, защищать симпатичного чел. 6. А влияет на групповую сплоченность и уровень развития группы.

Это сравнительно новая область иссл. в соц.психол. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Сегодня довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области. 

Направления: 1)А. как социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Исследования: ●выяснение факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. ●Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, ●о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). ●Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. ●Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

2) Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Причинами возникновения аттракции м.б. общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательный внешний вид, черты характера, способы поведения. Аттракция также возникает и в деловых отношениях. Почти любая профессиональная д-ть в сфере «чел-чел» требует развития данного механизма перцепции, поэтому людям, работающим в данной сфере, важно уметь проявлять, выражать доброжелательность, даже если они таковую не испытывают.

Выявлены различные уровни аттракции: дружба, симпатия, любовь.

1. Симпатия. – эм-ая положительная установка на объект. При взаимной симпатии эм-ые положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно).

2.Привязанность. – долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эм-но наполненные и основанные на большой потребности др в др. Привязанности чел формируются в детстве и накладывают свой отпечаток на взаимоотношения чел с близкими людьми в течение жизни. Отличие от дружбы: более близкая эмоциональная дистанция. Отличия от любви: отсутствие чувственного сексуального компонента. Типы П. выделяют по величине эмоц-ой дистанции и по своей силе (интенсивности потребности в Ob П).

3.Дружба. (Лосенков) – тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровение.

4. Любовь – чувство, в кот. присут-ет страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и человеческая близость. Три составляющие любви: интимность, страсть, преданность.

Виды любви: 1) бескорыстная – сосредоточена на благополучии любимого, нет стремления привязать его к себе, дает свободу выбора пути в жизни и спутников. 2) собственническая – сильное чувство, но в Ob Л. видит прежде всего свою собственность, кот-ой хочет владеть единолично.3) Пессимистическая – чел-к ищет в ней подтверждения своих установок, секс-х потребностей; доминирует страх потери. Присут-ет неосознанное ожидание краха, установка – любовь это поражение, лешение истинной свободы выбора. 4) Оптимистическая – снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психол-ий комфорт, психолог-ая и секс-ая сторона отношений более совершенны, нет идеализации др.др, есть трезвая оценка, полное принятие др.др.

Д.А. Ли, К и С. Хандрик 3 любовных стиля: страсть, игра, дружба, комбинации кот образуют вторичные любовные стили: 1) эрос – страстная любовь-увлечение; 2) модус – гедонистическая любовь-игра, кот. допускает измены и не отличается особой глубинной чувств. 3) строгге – теплая, нежная, спокойная любовь-дружба; 4) прагма – рассудочная Л., легко поддающаяся контролю и расчету (модус и строгге); 5) мания – Л.одержимость, иррациональная, неуверенная и полная зависимости (эрос и модус); 6) агапе – бескорыстная Л-самоотдача (эрос и строгге).

Значимые лица.

Взаимодействие людей может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно  значимыми.  Нет научного определения критериев значимости другого.

В 1988 году А.В.Петровским была предложена трехфакторная концептуальная модель "значимого другого". 3 фактора: 1) авторитет, признаваемый окружающими; 2) аттракция – способность привлекать, отталкивать окружающих; 3) репрезентативность личности – властные полномочия субъекта или статус власти. Можно увидеть место  человека в группе, его значимость, влияние.  На основе 3-х факторов м. выделять разные позиции в межл. отношениях (Пр (выделяет Петровский): позиция «кумир» - эмоционально привлекательный, авторитетный, но не имеющий формальной власти над субъектом (В=0; Р+; А+)).

Официальные и неофициальные, деловые и личные отношения.

1.Официальные отношения, кот складываются между людьми в силу их должностного положения (учитель — ученик, директор шк — учитель и т.д.). Отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм, формальные, деловые.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не сущ соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

3. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими м.б. служебные взаимоотношения, осн-ые на распределении обязанностей между членами орг-ии, производственного коллектива.

4. Личные взаимоотношения - это отнош между людьми, кот складываются помимо их совместной д-ти. Можно уважать или не уважать своего коллегу, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, кот люди испытывают по отношению др к др. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения.

Гармоничные, противоречивые, конфликтные отношения:

 Гармоничные отношения м.б. идеальными и согласованными. Идеальные отнош предполагают взаимное доверие, взаимное понимание, взаимную привязанность и заботу др о др. Под влиянием этих отнош у субъектов формируются такие черты л-ти как чуткость, внимательность, отзывчивость, заботливость, дружелюбие, доверчивость. При согласованных отнош проявляется взаимное понимание, совпадение желаний и стремлений, единство действий, взаимная терпимость, и т.д. Подобные отношения порождают такие качества л-ти как независимость, терпимость, компромиссность, уступчивость, уважительность, отзывчивость и др.

 Противоречивые отношения когда один из субъектов относится к др положительно, а тот к нему - отрицательно. Отнош имеют неустойчивый хар-р, сопровождаются различного рода осложнениями, кот устраняются за счет уступчивости одного из партнеров, моменты согласия сменяются несогласием, возникают размолвки и обиды, проявляется недоверие и неуважительное отношение одного партнера к др. Это рождает проявление противоречивых качеств л-ти у партнеров. У одного проявляется уступчивость, терпимость, податливость, у др - неуступчивость, самоуверенность, эгоистичность и т.п.

Конфликтные. субъекты не хотят уступить др другу, ссорятся и оскорбляют один другого, видят в действиях партнеров злой умысел, не уважают и недолюбливают др др. При наличии таких отношений длительное время у субъектов возникает чувство антипатии и взаимного отталкивания, что приводит в конечном итоге к распаду гр. Порождает отрицат качества л-ти: нетерпимость, озлобленность, неуступчивость, эгоистичность, агрессивность и т.п.

Измерение межличностных отношений. Социометрия Дж. Морено, ее возможности и границы применения.

Социометрия – это метод СП, разработанный Дж. Морено, предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов гр по признакам симпатии-антипатии; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Каждого члена гр просят ответить на ??, выбирая тех или иных членов гр в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с др, симпатий или антипатий и т. д. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Важно выбрать правильные критерии социометрии!!! Социометрии недостаточно, нужно наблюдение. Важно гарантировать анонимность опроса (начальство и другие не узнают).

возможности и границы применения социометрии

- м. применяться для исследования небольшой группы;

- фиксируются только поверхностные данные, не выявляется специфика групп и коллективов. (как дополнение – можно ЦОЕ Петровского – содержательные деятельностные аспекты групповой структуры)

- без дополнительных методов (наблюд, беседы) не м. установить причины, мотивы выборов.

Трудности общения (Куницына)

Ригидность – формальное следование правилам общения, одинаково общается в разных ситуациях, это и состояние, и свойство личности. Очень часто защитная реакция – агрессия. Свойства личности: предвзятость, авторитарность, ярковыраж чувство ответственности, нет гипкости в соц мышлении. Ригидность связана с особенностями НС, возраст, пол, сложившаяся мтивационная система (например, ярковыраж мотив достижения успеха). Виды: актуальнач (появилась в какой-то ситуации), динамическая (при переходе от 1 сит к другой), эмоциональная, психосоциальная (связана с личностными качествами – тщеславие, честолюбие).

Отчужденность – неосознаваемое свойство, проявляется у человека, умеющего общаться, но не желающего это делать. Проявления: кажется, что ничего не может делать; бессмысленность существования; чувство потерянности; нет понимания другими, выпадение из соц группы. Виды: временная (уехать, закрыться дома) и пограничная (в депрессию).

Одиночество – не умеют общаться, но хотят. Признаки – заниженная самоуважение, повыш тревожность, нет коммун навыков, недоверие к людям, недовольство своим одиночеством но одновр избегание идей. Нет рецептов, как помочь.

Агрессивность – м.б. свойством личности. Виды: спонтанная (у мужчин, проявление связано с природными особенностями,  с уровнем активности), реактивная (у женщин, защитная реакция), инструментальная (в ответ на поступок, непреднамеренно), интенциональная (преднамеренная, с целью нанести вред).

Застенчивость – проявляется в состоянии нервно-психического напряжения при общении. Краснеет, путается, дрожь в коленках. Виды – социальная (в результате неудачного соц опыта, особенно когда появляется стыд) и личностная (во многом обусловлена генетически (особенности НС). Типы по Куницыной: беззастенчивые (наглые), незастенчивые (уверенные в себе), ситуативно-застенчивые (большинство), застенчивые.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52240. Ароматерапія в дитячому садку 96 KB
  Застосування ефірних олій №з п Лікування та профілактика захворювань Ефірні олії Вади серцевосудинної системи вроджена аномалія серця хронічний тонзиліт Олія евкаліпта чебрецю розмарину олії валеріани собачої кропиви лаванди меліси м'яти лимона майорану. Застосування аромалампи полягає в повільному томлінні ароматичної олії в спеціальній ємності завдяки якому повітря в приміщенні набуває цілющого аромату. У аромалампах застосовуються концентровані ефірні олії а також ароматичні суміші. У будьякому випадку необхідно...
52242. Мовленнєво - комунікативний розвиток дітей дошкільного віку засобами арт — терапії 45 KB
  Хід заняття Вчитель – логопед: Діти сьогодні я прийшла до вас не одна а ось з такою красунею – Квакушою. Скажіть будь ласка діти якої пори року ці кольори Весни. Діти я пропоную вам сісти за столи і розпочати гру. Діти займають місця за столами Ось я кручу дзигу і зупиняється вона на такому гарному олівчику.
52243. Арт-рок – музыка современности 544.5 KB
  Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении артрок его разновидностях и отличительных чертах. Воспитывать эстетический вкус учащихся формировать навыки оценки рокмузыки с духовнонравственных и эстетических позиций.
52244. MASTERS AND MASTERPIECES 141.5 KB
  Objectives: to develop communictive skills bsed on the usge of the keywords which the lerner hs chosen on the given tsks; to cultivte students` good tste; to fcilitte free speking; to prctice their skills in nlyticl reding nd writing; to revise grmmr; to develop cretive thinking. Do you gree with Hippocrtes Wht is rt One of the definitions of the word rt is the study or cretion of beutiful things. Wht things do you ssocite with the word rt 2. Presenttion of the topic.
52245. Beim Arzt (у лікаря) 62 KB
  sicherlichнапевно der Hustentropfсироп від кашлю glubenсподіватися mir ist schwindligу мене запаморочення furchtbrжахливо ds tut mir leidмені шкода der Kopfschmerzголовний біль der Hlsschmerzболить горло ds Fieberтемпература ich fuhle mich unwohlя почуваю себе погано ІІ.Wenden Sie sich n den rzt wenn Sie krnk fühlen Jich wende mich n den rzt.Wie fühlen Sie sich wenn Sie Grippe oder ngin hben Ich fuhle mich unwohl.Wnn bekommen Sie Schnupfen und Husten Wenn ich krnk bin.
52246. АССЕМБЛЕР. КОМПОНОВЩИК. ЗАГРУЗЧИК. МАКРОГЕНЕРАТОР 237 KB
  LST; на трансляцию нашей программы то ОС считывает ассемблер из внешней памяти из файла MSM. Что делать Для решения проблемы со ссылками вперед ассемблер просматривает текст программы дважды. Полный просмотр текста транслируемой программы принято называть проходом транслятора поэтому ассемблер который делает два прохода называется двухпроходным. они попросту встроены в ассемблер а другие ассемблер строит в процессе трансляции конкретной программы.
52247. Теория вероятностей и математическая статистика 1.94 MB
  Определение: Вероятностью случайного события А называется отношение числа m исходов благоприятствующих событию А к числу всех равновозможных исходов испытания составляющих полную группу несовместных событий. Найти вероятность того что в случайно выбранном четырехзначном числе все цифры различны и оно образованно из цифр 2 4 6 8 9. Найти вероятность того что книги по какой либо тематике окажутся рядом. Найти вероятность того что среди выбранных окажется 6 мужчин.
52248. Греция во II – 1-й пол. I тыс. до н.э. 449.5 KB
  Учитель истории КУ Луганская СОШ IIII ступеней № 48Г. Учитель готовит наглядность объясняет правила игры контролирует ход подготовки команд. План проведения урока Учитель. Учитель.