32093

Общение и межличностные отношения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Общение и межличностные отношения. Отношение специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.

Русский

2013-09-03

53 KB

7 чел.

8. Общение и межличностные отношения.

По Мясищеву, личность всегда рассматривается в системе отношений: к себе, к миру, к другим к Дти. Отношение – специфическая человеческая категория, потому что человек выступает в качестве субъекта,  выстраивает своим отношения с окружающим миром, этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения:

1. общественные: между группами или людьми как представителями групп. Они возникают на основе статуса (положения в обществе). Статус проявляется в конкретной соц роли (нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию). Эти отношения безличны, хотя имеют личностную окраску. 2. межличностные: основа – эмоции (симпатии-антипатии при взаимодействии людей). В общении – реализация 1 и 2 вида отношений.

Разные точки зрения на соотношение общественных и межличностных. Андреева считает, что межличностные отношения находятся внутри общественных. Платонов – межличностные отношения это отражение в сознании общественных. Кузьмин – межличностные – над общественными.

Люди не только воспринимают др др, но и формируют определенное отношение др к др, и на основе сделанных оценок появляется большое разнообразие чувств от неприятия чел до симпатии и даже любви. Эм-ая основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению др к др. Область исследований связанная с выявлением механизмов образования различных эм-ых отношений к чел получила название иссл-е аттракции.

Основные направления исследования аттракции и их практическое значение.

Межличностная аттракция – механизм соц перцепции, способ понимания одного чел другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, дружбы), кот способствует более полному и глубокому восприятию личностей. Особенности А: 1. При  А возникает положительный настрой при общении и увеличивается кол-во альтруистических поступков. 2. При А происходит усиление коммуникации. 3. А способствует более точному межличностному восприятию. 4. А способствует правильному восприятию критики со стороны чел, кот нам симпатичен. 5. А способствует тому, что чел склонен брать вину на себя, защищать симпатичного чел. 6. А влияет на групповую сплоченность и уровень развития группы.

Это сравнительно новая область иссл. в соц.психол. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Сегодня довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области. 

Направления: 1)А. как социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Исследования: ●выяснение факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. ●Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, ●о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). ●Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. ●Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

2) Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Причинами возникновения аттракции м.б. общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательный внешний вид, черты характера, способы поведения. Аттракция также возникает и в деловых отношениях. Почти любая профессиональная д-ть в сфере «чел-чел» требует развития данного механизма перцепции, поэтому людям, работающим в данной сфере, важно уметь проявлять, выражать доброжелательность, даже если они таковую не испытывают.

Выявлены различные уровни аттракции: дружба, симпатия, любовь.

1. Симпатия. – эм-ая положительная установка на объект. При взаимной симпатии эм-ые положительные установки создают целостное внутригрупповое (внутрипарное) состояние удовлетворения взаимодействием (непосредственно или опосредованно).

2.Привязанность. – долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эм-но наполненные и основанные на большой потребности др в др. Привязанности чел формируются в детстве и накладывают свой отпечаток на взаимоотношения чел с близкими людьми в течение жизни. Отличие от дружбы: более близкая эмоциональная дистанция. Отличия от любви: отсутствие чувственного сексуального компонента. Типы П. выделяют по величине эмоц-ой дистанции и по своей силе (интенсивности потребности в Ob П).

3.Дружба. (Лосенков) – тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровение.

4. Любовь – чувство, в кот. присут-ет страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и человеческая близость. Три составляющие любви: интимность, страсть, преданность.

Виды любви: 1) бескорыстная – сосредоточена на благополучии любимого, нет стремления привязать его к себе, дает свободу выбора пути в жизни и спутников. 2) собственническая – сильное чувство, но в Ob Л. видит прежде всего свою собственность, кот-ой хочет владеть единолично.3) Пессимистическая – чел-к ищет в ней подтверждения своих установок, секс-х потребностей; доминирует страх потери. Присут-ет неосознанное ожидание краха, установка – любовь это поражение, лешение истинной свободы выбора. 4) Оптимистическая – снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психол-ий комфорт, психолог-ая и секс-ая сторона отношений более совершенны, нет идеализации др.др, есть трезвая оценка, полное принятие др.др.

Д.А. Ли, К и С. Хандрик 3 любовных стиля: страсть, игра, дружба, комбинации кот образуют вторичные любовные стили: 1) эрос – страстная любовь-увлечение; 2) модус – гедонистическая любовь-игра, кот. допускает измены и не отличается особой глубинной чувств. 3) строгге – теплая, нежная, спокойная любовь-дружба; 4) прагма – рассудочная Л., легко поддающаяся контролю и расчету (модус и строгге); 5) мания – Л.одержимость, иррациональная, неуверенная и полная зависимости (эрос и модус); 6) агапе – бескорыстная Л-самоотдача (эрос и строгге).

Значимые лица.

Взаимодействие людей может быть эффективным лишь в том случае, если его участники являются взаимно  значимыми.  Нет научного определения критериев значимости другого.

В 1988 году А.В.Петровским была предложена трехфакторная концептуальная модель "значимого другого". 3 фактора: 1) авторитет, признаваемый окружающими; 2) аттракция – способность привлекать, отталкивать окружающих; 3) репрезентативность личности – властные полномочия субъекта или статус власти. Можно увидеть место  человека в группе, его значимость, влияние.  На основе 3-х факторов м. выделять разные позиции в межл. отношениях (Пр (выделяет Петровский): позиция «кумир» - эмоционально привлекательный, авторитетный, но не имеющий формальной власти над субъектом (В=0; Р+; А+)).

Официальные и неофициальные, деловые и личные отношения.

1.Официальные отношения, кот складываются между людьми в силу их должностного положения (учитель — ученик, директор шк — учитель и т.д.). Отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм, формальные, деловые.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не сущ соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

3. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими м.б. служебные взаимоотношения, осн-ые на распределении обязанностей между членами орг-ии, производственного коллектива.

4. Личные взаимоотношения - это отнош между людьми, кот складываются помимо их совместной д-ти. Можно уважать или не уважать своего коллегу, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, кот люди испытывают по отношению др к др. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения.

Гармоничные, противоречивые, конфликтные отношения:

 Гармоничные отношения м.б. идеальными и согласованными. Идеальные отнош предполагают взаимное доверие, взаимное понимание, взаимную привязанность и заботу др о др. Под влиянием этих отнош у субъектов формируются такие черты л-ти как чуткость, внимательность, отзывчивость, заботливость, дружелюбие, доверчивость. При согласованных отнош проявляется взаимное понимание, совпадение желаний и стремлений, единство действий, взаимная терпимость, и т.д. Подобные отношения порождают такие качества л-ти как независимость, терпимость, компромиссность, уступчивость, уважительность, отзывчивость и др.

 Противоречивые отношения когда один из субъектов относится к др положительно, а тот к нему - отрицательно. Отнош имеют неустойчивый хар-р, сопровождаются различного рода осложнениями, кот устраняются за счет уступчивости одного из партнеров, моменты согласия сменяются несогласием, возникают размолвки и обиды, проявляется недоверие и неуважительное отношение одного партнера к др. Это рождает проявление противоречивых качеств л-ти у партнеров. У одного проявляется уступчивость, терпимость, податливость, у др - неуступчивость, самоуверенность, эгоистичность и т.п.

Конфликтные. субъекты не хотят уступить др другу, ссорятся и оскорбляют один другого, видят в действиях партнеров злой умысел, не уважают и недолюбливают др др. При наличии таких отношений длительное время у субъектов возникает чувство антипатии и взаимного отталкивания, что приводит в конечном итоге к распаду гр. Порождает отрицат качества л-ти: нетерпимость, озлобленность, неуступчивость, эгоистичность, агрессивность и т.п.

Измерение межличностных отношений. Социометрия Дж. Морено, ее возможности и границы применения.

Социометрия – это метод СП, разработанный Дж. Морено, предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов гр по признакам симпатии-антипатии; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Каждого члена гр просят ответить на ??, выбирая тех или иных членов гр в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с др, симпатий или антипатий и т. д. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Важно выбрать правильные критерии социометрии!!! Социометрии недостаточно, нужно наблюдение. Важно гарантировать анонимность опроса (начальство и другие не узнают).

возможности и границы применения социометрии

- м. применяться для исследования небольшой группы;

- фиксируются только поверхностные данные, не выявляется специфика групп и коллективов. (как дополнение – можно ЦОЕ Петровского – содержательные деятельностные аспекты групповой структуры)

- без дополнительных методов (наблюд, беседы) не м. установить причины, мотивы выборов.

Трудности общения (Куницына)

Ригидность – формальное следование правилам общения, одинаково общается в разных ситуациях, это и состояние, и свойство личности. Очень часто защитная реакция – агрессия. Свойства личности: предвзятость, авторитарность, ярковыраж чувство ответственности, нет гипкости в соц мышлении. Ригидность связана с особенностями НС, возраст, пол, сложившаяся мтивационная система (например, ярковыраж мотив достижения успеха). Виды: актуальнач (появилась в какой-то ситуации), динамическая (при переходе от 1 сит к другой), эмоциональная, психосоциальная (связана с личностными качествами – тщеславие, честолюбие).

Отчужденность – неосознаваемое свойство, проявляется у человека, умеющего общаться, но не желающего это делать. Проявления: кажется, что ничего не может делать; бессмысленность существования; чувство потерянности; нет понимания другими, выпадение из соц группы. Виды: временная (уехать, закрыться дома) и пограничная (в депрессию).

Одиночество – не умеют общаться, но хотят. Признаки – заниженная самоуважение, повыш тревожность, нет коммун навыков, недоверие к людям, недовольство своим одиночеством но одновр избегание идей. Нет рецептов, как помочь.

Агрессивность – м.б. свойством личности. Виды: спонтанная (у мужчин, проявление связано с природными особенностями,  с уровнем активности), реактивная (у женщин, защитная реакция), инструментальная (в ответ на поступок, непреднамеренно), интенциональная (преднамеренная, с целью нанести вред).

Застенчивость – проявляется в состоянии нервно-психического напряжения при общении. Краснеет, путается, дрожь в коленках. Виды – социальная (в результате неудачного соц опыта, особенно когда появляется стыд) и личностная (во многом обусловлена генетически (особенности НС). Типы по Куницыной: беззастенчивые (наглые), незастенчивые (уверенные в себе), ситуативно-застенчивые (большинство), застенчивые.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41329. Измерение токов и напряжений 188.76 KB
  Цель работы: сравнение две возможные схемы включения амперметра и вольтметра; определение сопротивления амперметра и вольтметра. Приборы: три реостата (30 Ом, 5А; 30 Ом, 5А; 100 Ом, 2А), амперметр (класс точности 0.2; цена деления 0,05 А), вольтметр (точность 0.2; цена деления 1.5 В), выключатель и два переключателя
41330. Измерение токов и напряжений. Дополнение к лабораторной работе 40.5 KB
  Гадуировка шкалы – до 100 В; установка – до 150 В, относительно всей шкалы. Тогда одно деление равно 150/100 = 1,5 В. Vотсч = 0,5 * 1,5 = 0,75 В
41331. Определение отношения e/m при помощи фокусировки электронного пучка в продольном магнитном поле 219 KB
  Приборы: потенциометр 100 Ом 2А вольтметр градуировка 600 В вся шкала 1200 В класс точности 10 амперметр градуировка 150 А вся шкала 3 А класс точности 05. а Ищем Vград Класс точности = 10; Vград Vномин = 001; Vград = 1200 001 = 12 В Vград = 12 В б Ищем Vотсч Градуировка шкалы до 600 В; установка до 1200 В относительно всей шкалы. Общая формула: а Ищем Iград Класс точности = 05; Iград Iномин = 0005; Iград = 3 0005 = 0015 А Iград = 0015 А б Ищем Iотсч Градуировка шкалы до 150 А; установка до 3...
41332. Определение моментов инерции тела 329.5 KB
  Отчет по работе № 90 “Определение моментов инерции тела” студента 12 группы I курса Василькова Сергея Дмитриевича. Приборы: штангенциркуль (0,05 мм); весы (гиревые) (1 г); секундомер (0,1 с). Изучаемый прибор...
41334. Определение моментов инерции тела. Дополнение к отчету по работе 37 KB
  Момент инерции для известного тела: К = К2 К1 = 0028 0002 кгм2 Параметры известного тела: s = 21375 мм; p = 175 мм; l = 25 мм Аналитическое вычисление:.
41337. Регулировка токов и напряжений 916.5 KB
  Приборы: два реостата 500 Ом; 06А амперметр точность 0. Задание 1: изучение реостата. Исследуемая схема: где  сопротивление потребляющей ток нагрузки; R сопротивление полностью введенного реостата;  электродвижущая сила источника тока А амперметр; V1 вольтметр для нагрузки; V2 вольтметр для источника тока; К ключ.