32094

Предмет социальной психологии Личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид это природное а Л соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.

Русский

2013-09-03

52 KB

6 чел.

9. Предмет социальной психологии Л.

Чаще всего проблемы с предметом возникают у маргинальных дисциплин. Трудности в опр Пр:

1. Трудности семантического хар-ра: семантическое содержание понятия Л достаточно обширно, и обыденное значение «Л» в разных языках различно.

2. научное значение понятия «Л»: 

Антропология: Л –как носитель общечеловеческих св-в, это родовое понятие, принадлежность к homosapiens, Л=индивид (от Феербаха, он считал, что чел-к абсолютно биологичен, без соц-ного), но в психологии индивид –это природное, а Л –соц-ное сущ-во. Философия (Маркс): Л- это совокупность общественных отношений. Проблема соц-ного статуса.

Общая психология: широчайший спектр мнений, сколько авторов, теорий столько и понятий Л.     В западной психологии личности вообще нельзя дать единого определения Л. В отеч-ой психологии легче, т.к. единство методологии. Различия - в структуре (Ананьев, Мерлин, Леонтьев…). Л –понимается как некое ядро, интегрирующее начало, связывает воедино всю психическую Д и определяет устойчивость и последовательнось поведения.

3. Если Л является Пр и СП, то тогда Пр СПЛ должен находиться на территории Пр СП. но проблема в том ,что и в СП Пр не четко определен.

Необходимость комплексного подхода к исследованию личности.

Проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу - нужен комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. Для социальной психологии важно найти отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии.

Представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

В дискуссии 60х годов впервые прозвучала тема Л и именно СП должна ее изучать. Психологию Л создал Фрейд одновременно с Олпортом, нач 20 века. Стоит ? о границах СПЛ.   Проблема д.б. изучена, но в науке сущ-ют модные/не модные темы, в СП до сер 20 в модно было МГ (засилие США), Фрейд не был понят и принят, у нас было «сознание», а Л изучалась теоретически (в модели Леонтьева). Один Мерлин изучал эмпирически. Это сохранялось до последнего времени, даже Андреева предлагает изучать Л, как члена МГ.

Различия московской и ленинградской психологических школ:

Москва (Леонтьев): берется 1 с-п св-во и изучается на горизонтальном уровне, считают, что если изучать все уровни, то это уход в др. науки. Питер (Мерлин, Русалов, Ананьев): с-п св-ва надо изучать в системе, поуровнево, т.к. надо учитывать влияние всех уровней. В конце 20 века тенденции интеграции привели к тому, что все чаще изучаются междесциплинарные проблемы Л.

Теории развития личности:

Мид: Я — соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии. Пиаже: стадии (на основе развития интеллекта): сенсомоторная стадия – 0-2, предоперациональная стадия — 2-7, стадия конкретных операций – 7-11, стадия формальных операций – 12-15. Эриксон: стадии (изучается становление Эго-идентичности, 8 стадий от младенчества до старости, на каждой – свой конфликт, если решается – то на след стадию).

Последние 20-30 лет возрос интерес к социальной психологии личности:

1. Появление и бурное развитием новой ее области — психологии социального познания. Задача -  анализ закономерностей, которым подчиняются понимание и интерпретация человеком окружающей социальной действительности, его адаптация к ней.

2.Развитие общества, новая социальная реальность, нестабильность приводят к интересу в изучении (вопросы социализации, формирование системы ценностей, особенности поведения человека в совр условиях).

Понимание личности в социологии.

Социология: изучает типы общ-ва, общ-ые отношения в различных типах общ-ва => Л –это устойчивая система соц-но значимых черт, которые характеризуют индивида; Л –продукт общ-ого развития, продукт включения индивида в систему общ-х отношений через Д и общение; м.б. Л=индивиду, т.к. не видят разницы.

Главный интерес представляет анализ объективных закономерностей общественного развития. Не смотря на то, что общественные отношения носят безличный характер, носителями их являются конкретные люди, которые придают этим отношениям личную окраску. Поэтому понять законы и механизмы общ-ого развития невозможно без изучения личности и без анализа ее действий. Личность в социологии рассматривается, как соц-ый тип, а основная проблема –это проблема соц-ой типологии личности.   

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность, как складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь – 1) взаимоотношение личности с группой, 2) проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность, 3) проблема соц. установки.

Андреева считает, что область Спсихологии Л это анализ системы соц-х связей.

Белинская отмечает, что все попытки определения Пр СП можно разделить на 2 гр.:

1 группа попыток: Определение Пр СП от противного. Главное не искать ,чем занимается СП, а выяснить позиции др. наук и из того, что не изучают выбирать. Но всей проблемы он не решает, опять ? об определении Л.

2 гр. попыток: Феноменологический подход к определению Л и ее соц-но-псих-их аспектов, т.е. подход ч/з описание и анализ тех соц-но –псих-х аспектов, где Л представлена. Это существенно обогащает 1 гр, но этот подход описательный и есть риск прийти к описательной свалке субъективных интерпретаций. Но он позволяет хотя бы назвать круг тех явлений, которые нах-ся в фокусе СП (если нельзя дать точного определения, идем ч/з описание явления).  

СП в Л изучает : Социализацию (как 2хсторонний процесс –усвоение чел-ом соц-ого опыта путем вхождения в соц-ую среду), установку (как регулятор поведения и восприятия картины мира), Ценности и нормы (как регуляторы поведения), обретение соц-ой идентичности.

Необходимо стержневое понятие. Белинская предлагает взять понятие «Социализация» (т.е. как усваивает), но подобный выбор субъективен. У Андреевой стержневое понятие соц-ая установка (т.е. что усваивает). Петербург: стержневое понятие: С-П св-ва Л (традиционный подход).

Трудности определения предмета социальной психологии личности как самостоятельной области знания.

Проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Вопрос в том, что же влияет на личность? Раз человек одновременно и социальное существо, и индивидуальность.

1.Непосредственное окружение человека, «другие люди». Дж. Г. Мид, настоял на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными Другими.

2. Влияние общества в целом: анализ социальных отношений, институты социализации, культура (или культуры), социальные представления.

Изучать влияние и близких, и социума сложно. Во 2 – учитывать весь социальный контекст, изменения, этнические особенности…

Общая логика развития проблематики личности в социальной психологии.

Развитие проблематики Л в Спсихологии. (Фасилитация, ингибиция). Деиндивидуализация (Лебон), т.е. стремление индивида следовать стандартам группы. Комформность, т.е. Л в группе отказывается от своего мнения. =>      Далее Л потерялась с начала 20 века до сер 20 века. => В психологии появилось жесткое позициониорование соц-ого и индивидуального, акцент делается на изучении ролевого поведения Л, т.е. Л является элементом некой общей структуры, связанной с др. ее элементами, и содержание Л определяется ее местом в общей системе, т.е. изучаются соц-ые роли, ролевые конфликты.

Предметом анализа явл-ся  социальное и изучаются психологические аспекты, механизмы Л, как соц-ого субъекта (соц-ые установки, адаптация). => Сер. 20 века так же изучается взаимодействие (интеракционизм –Л формируется во взаимодействии).

Сегодня: . Л –это изменчивая, активно конструирующая свой внутренний мир и мир соц-ого взаимодействия. Л рассматривается с т.з. ее внутреннего мира (когнитивизм).  Важное значение в развитии личности имеет формирование ценностей, норм, приобретённых в процессе социализации. Это и отличает от подхода к личности в общей психологии (там изучают восприятие, внимание…). Как личность влияет на группу и группа на личность.  

Андреева предлагает: СП выясняет каким образом и в каких конкретно группах, Л усваивает соц-ые влияния, а так же в каких конкретно группах она реализует свою соц-ую сущность, через какие виды Д.   Для СП важно не столько как представлены соц-но типические черты, а как и в каких условиях они сформировались и делается акцент на изучение микрогрупп и м/личностные отношения. СП рассматривает поведение и Д соц-но детерминированной Л в конкретных соц-х группах, и изучает вклад каждой Л в Д группы, акцент делается на взаимоотношения Л с группой и на результат этих взаимоотношений. Кроме того групповые процессы рассматриваются с т.з. Л (например лидерство).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71079. ДИЛАТОМЕТРИЧНИЙ МЕТОД ДОСЛІДЖЕННЯ ЯК МЕТОД ВИВЧЕННЯ ФАЗОВИХ ПЕРЕТВОРЕНЬ І ДЕФЕКТІВ У МЕТАЛАХ І СПЛАВАХ 265 KB
  В твердих тілах і рідинах теплове розширення пов’язано з несиметричністю (ангармонізмом) теплових коливань атомів. Завдяки цьому міжатомні відстані з підвищенням температури зазвичай збільшуються. Прості співвідношення (1)-(3) є справедливими для металів і сплавів в температурних інтервалах, в яких відсутні фазові перетворення 1-го роду...
71080. Социально-психологический климат в семье 235 KB
  Интегрированные и дезинтегрированные семьи различаются по степени включенности членов семьи в семейную группу по их духовной и эмоциональной спаянности по степени их сплоченности. В интегрированных семьях каждый член семьи идентифицируется с семейной группой рассматривая себя в качестве ее обязательного и полноправного...
71081. Причины и мотивы разводов. Роль разводов, статистик разводов 34.28 KB
  От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов. Католическая церковь отрицает саму возможность расторжения брака до смерти одного из супругов; в православии допускался развод вследствие тяжелого заболевания одного из супругов бесплодия...
71082. Влияние семьи на развитие ребенка. Семья как фактор психического развития ребенка 65.42 KB
  Появление в семье ребенка всегда радость. Новый член семьи обогащает семейные отношения, задает новые цели развития личности своих родителей. Меняется структура общения, меняется содержание ролей мужа и жены, появляются новые роли – роли матери и отца. Огромное значение имеет и обратное воздействие, то есть – влияние семьи на развитие ребенка.
71083. Цели и задачи обучения информатике в школе. Общие и конкретные цели обучения основам информатики в школе 81 KB
  Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки ее роли и места в системе наук в жизни современного общества. Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики включая представления...
71084. Компетентностный подход к формированию целей образования 34.5 KB
  Компетенция совокупность взаимосвязанных качеств личности знаний умений навыков способов деятельности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность владение обладание человеком соответствующих...
71085. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы 36 KB
  Отличительными особенностями этой новой структуры является с одной стороны омоложение и снижение содержания обучения на самое младшее звено начальную школу а с другой вычисление так называемого базового содержания школьного образования в области информатики.
71086. Варочное оборудование 53.5 KB
  Режим 3 котлы типа КЭ доведение содержимого варочного сосуда до кипения на полной мощности затем автоматическое переключение на 1 6 часть мощности а в случае снижения давления в пароводяной рубашке до нижнего заданного предела переключение на 1 2 мощности нагрева. В настоящее время на предприятиях...