32094

Предмет социальной психологии Личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л –как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид –это природное а Л –соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.

Русский

2013-09-03

52 KB

6 чел.

9. Предмет социальной психологии Л.

Чаще всего проблемы с предметом возникают у маргинальных дисциплин. Трудности в опр Пр:

1. Трудности семантического хар-ра: семантическое содержание понятия Л достаточно обширно, и обыденное значение «Л» в разных языках различно.

2. научное значение понятия «Л»: 

Антропология: Л –как носитель общечеловеческих св-в, это родовое понятие, принадлежность к homosapiens, Л=индивид (от Феербаха, он считал, что чел-к абсолютно биологичен, без соц-ного), но в психологии индивид –это природное, а Л –соц-ное сущ-во. Философия (Маркс): Л- это совокупность общественных отношений. Проблема соц-ного статуса.

Общая психология: широчайший спектр мнений, сколько авторов, теорий столько и понятий Л.     В западной психологии личности вообще нельзя дать единого определения Л. В отеч-ой психологии легче, т.к. единство методологии. Различия - в структуре (Ананьев, Мерлин, Леонтьев…). Л –понимается как некое ядро, интегрирующее начало, связывает воедино всю психическую Д и определяет устойчивость и последовательнось поведения.

3. Если Л является Пр и СП, то тогда Пр СПЛ должен находиться на территории Пр СП. но проблема в том ,что и в СП Пр не четко определен.

Необходимость комплексного подхода к исследованию личности.

Проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу - нужен комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. Для социальной психологии важно найти отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии.

Представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

В дискуссии 60х годов впервые прозвучала тема Л и именно СП должна ее изучать. Психологию Л создал Фрейд одновременно с Олпортом, нач 20 века. Стоит ? о границах СПЛ.   Проблема д.б. изучена, но в науке сущ-ют модные/не модные темы, в СП до сер 20 в модно было МГ (засилие США), Фрейд не был понят и принят, у нас было «сознание», а Л изучалась теоретически (в модели Леонтьева). Один Мерлин изучал эмпирически. Это сохранялось до последнего времени, даже Андреева предлагает изучать Л, как члена МГ.

Различия московской и ленинградской психологических школ:

Москва (Леонтьев): берется 1 с-п св-во и изучается на горизонтальном уровне, считают, что если изучать все уровни, то это уход в др. науки. Питер (Мерлин, Русалов, Ананьев): с-п св-ва надо изучать в системе, поуровнево, т.к. надо учитывать влияние всех уровней. В конце 20 века тенденции интеграции привели к тому, что все чаще изучаются междесциплинарные проблемы Л.

Теории развития личности:

Мид: Я — соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии. Пиаже: стадии (на основе развития интеллекта): сенсомоторная стадия – 0-2, предоперациональная стадия — 2-7, стадия конкретных операций – 7-11, стадия формальных операций – 12-15. Эриксон: стадии (изучается становление Эго-идентичности, 8 стадий от младенчества до старости, на каждой – свой конфликт, если решается – то на след стадию).

Последние 20-30 лет возрос интерес к социальной психологии личности:

1. Появление и бурное развитием новой ее области — психологии социального познания. Задача -  анализ закономерностей, которым подчиняются понимание и интерпретация человеком окружающей социальной действительности, его адаптация к ней.

2.Развитие общества, новая социальная реальность, нестабильность приводят к интересу в изучении (вопросы социализации, формирование системы ценностей, особенности поведения человека в совр условиях).

Понимание личности в социологии.

Социология: изучает типы общ-ва, общ-ые отношения в различных типах общ-ва => Л –это устойчивая система соц-но значимых черт, которые характеризуют индивида; Л –продукт общ-ого развития, продукт включения индивида в систему общ-х отношений через Д и общение; м.б. Л=индивиду, т.к. не видят разницы.

Главный интерес представляет анализ объективных закономерностей общественного развития. Не смотря на то, что общественные отношения носят безличный характер, носителями их являются конкретные люди, которые придают этим отношениям личную окраску. Поэтому понять законы и механизмы общ-ого развития невозможно без изучения личности и без анализа ее действий. Личность в социологии рассматривается, как соц-ый тип, а основная проблема –это проблема соц-ой типологии личности.   

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность, как складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь – 1) взаимоотношение личности с группой, 2) проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность, 3) проблема соц. установки.

Андреева считает, что область Спсихологии Л это анализ системы соц-х связей.

Белинская отмечает, что все попытки определения Пр СП можно разделить на 2 гр.:

1 группа попыток: Определение Пр СП от противного. Главное не искать ,чем занимается СП, а выяснить позиции др. наук и из того, что не изучают выбирать. Но всей проблемы он не решает, опять ? об определении Л.

2 гр. попыток: Феноменологический подход к определению Л и ее соц-но-псих-их аспектов, т.е. подход ч/з описание и анализ тех соц-но –псих-х аспектов, где Л представлена. Это существенно обогащает 1 гр, но этот подход описательный и есть риск прийти к описательной свалке субъективных интерпретаций. Но он позволяет хотя бы назвать круг тех явлений, которые нах-ся в фокусе СП (если нельзя дать точного определения, идем ч/з описание явления).  

СП в Л изучает : Социализацию (как 2хсторонний процесс –усвоение чел-ом соц-ого опыта путем вхождения в соц-ую среду), установку (как регулятор поведения и восприятия картины мира), Ценности и нормы (как регуляторы поведения), обретение соц-ой идентичности.

Необходимо стержневое понятие. Белинская предлагает взять понятие «Социализация» (т.е. как усваивает), но подобный выбор субъективен. У Андреевой стержневое понятие соц-ая установка (т.е. что усваивает). Петербург: стержневое понятие: С-П св-ва Л (традиционный подход).

Трудности определения предмета социальной психологии личности как самостоятельной области знания.

Проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Вопрос в том, что же влияет на личность? Раз человек одновременно и социальное существо, и индивидуальность.

1.Непосредственное окружение человека, «другие люди». Дж. Г. Мид, настоял на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными Другими.

2. Влияние общества в целом: анализ социальных отношений, институты социализации, культура (или культуры), социальные представления.

Изучать влияние и близких, и социума сложно. Во 2 – учитывать весь социальный контекст, изменения, этнические особенности…

Общая логика развития проблематики личности в социальной психологии.

Развитие проблематики Л в Спсихологии. (Фасилитация, ингибиция). Деиндивидуализация (Лебон), т.е. стремление индивида следовать стандартам группы. Комформность, т.е. Л в группе отказывается от своего мнения. =>      Далее Л потерялась с начала 20 века до сер 20 века. => В психологии появилось жесткое позициониорование соц-ого и индивидуального, акцент делается на изучении ролевого поведения Л, т.е. Л является элементом некой общей структуры, связанной с др. ее элементами, и содержание Л определяется ее местом в общей системе, т.е. изучаются соц-ые роли, ролевые конфликты.

Предметом анализа явл-ся  социальное и изучаются психологические аспекты, механизмы Л, как соц-ого субъекта (соц-ые установки, адаптация). => Сер. 20 века так же изучается взаимодействие (интеракционизм –Л формируется во взаимодействии).

Сегодня: . Л –это изменчивая, активно конструирующая свой внутренний мир и мир соц-ого взаимодействия. Л рассматривается с т.з. ее внутреннего мира (когнитивизм).  Важное значение в развитии личности имеет формирование ценностей, норм, приобретённых в процессе социализации. Это и отличает от подхода к личности в общей психологии (там изучают восприятие, внимание…). Как личность влияет на группу и группа на личность.  

Андреева предлагает: СП выясняет каким образом и в каких конкретно группах, Л усваивает соц-ые влияния, а так же в каких конкретно группах она реализует свою соц-ую сущность, через какие виды Д.   Для СП важно не столько как представлены соц-но типические черты, а как и в каких условиях они сформировались и делается акцент на изучение микрогрупп и м/личностные отношения. СП рассматривает поведение и Д соц-но детерминированной Л в конкретных соц-х группах, и изучает вклад каждой Л в Д группы, акцент делается на взаимоотношения Л с группой и на результат этих взаимоотношений. Кроме того групповые процессы рассматриваются с т.з. Л (например лидерство).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52733. Створення виховної системи навчального закладу 784.5 KB
  Коменський На першому етапі створення та впровадження виховної системи була проведена робота щодо вивчення стану виховної роботи у школі зроблено аналіз досягнень та недоліків творчою групою опрацьовано літературу з питань педагогіки та психології виховного процесу на педрадах та засіданнях методоб’єднань класних керівників обґрунтовано актуальність та необхідність системного підходу до питань виховання та навчання учнів. Досить неординарним є контингент учнів нашої школи додаток 2: майже 50 учнів належать до соціально незахищених...
52734. Робота з обдарованими дітьми в умовах сільської малокомплектної школи 171.5 KB
  Науково обґрунтований підхід до процесу побудови педагогічної технології виховання інтересу в учнів до занять фізичною культурою та спортом дає змогу вчителям фізичної культури тренерам класним керівникам шкільним психологам батькам всебічно зрозуміти суть і причини явищ і процесів у розвитку масового охоплення школярів оздоровчою і фізкультурноспортивною діяльністю через самостійні заняття відвідування спортивних секцій груп ЗФП участі в спортивних змаганнях. У період навчання у школі в учнів розкриваються творчі здібності та...
52735. ІНТЕГРОВАНІ ЗАНЯТТЯ У КОНТЕКСТІ ПРОЕКТНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ 1.22 MB
  Існують три рівні інтеграції змісту навчального матеріалу: Отже одним із шляхів підвищення якості освіти є впровадження у практику викладання бінарних та інтегрованих занять особливо з дисципліни Іноземна мова за професійним спрямування які є складовою нормативної частини типових навчальних планів підготовки молодших спеціалістів у вищих навчальних закладах І ІІ рівнів акредитації усіх спеціальностей і можлива інтеграція англійської мови із дисциплінами професійноорієнтованого спрямування. Але такий шлях використання міждисциплінарних...
52736. Формування соціальної активності підлітків через використання виховного педагогічного потенціалу спадщини В.Сухомлинського 103.5 KB
  Сухомлинський А яким бути саме мені Ким бути Як жити Як бути корисним людям Які якості треба виховувати в собі сьогодні щоб комфортно почуватися в житті завтра Якою має бути особистість XXI сторіччя Ці питання соціалізації й самореалізації особистості – є найактуальнішими питаннями сьогодення. Соціальну активність особистості ще можна визначити як якість її зв’язків із суспільством. Від соціальної активності особистості залежить як правило і її соціальна мобільність. Під його керівництвом у Павлиській школі було...
52737. Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів 378.5 KB
  Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів – це проблема до якої все частіше звертається сучасна педагогічна наука. Провівши огляд та аналіз літератури з теми Створення ситуації успіху на уроках стверджую що обрана тема є актуальною для освіти залишається лише допомогти дитині в період формування її особистості ні в якому разі не позбавляти школяра чекання завтрашньої радості віри у свої можливості...
52738. Формування творчої особистості молодшого школяра через використання інтерактивних технологій на уроках читання у початкових класах 69.5 KB
  В теорії і практиці навчання особливо гостро стоїть питання про розвиток творчих здібностей учнів. Під час такого діалогу важливо навчити кожну дитину розмірковувати гнучко підходити до розв’язання проблем знаходити нові оригінальні рішення для того щоб відчути задоволення від навчання. Зацікавленість є ефективним засобом успішного навчання необхідною умовою досягнення позитивних наслідків. Ефективне навчання неможливе без активізації пізнавальної діяльності розвитку творчих здібностей.
52739. Формування комунікативно-мовленнєвих умінь і навичок молодших школярів на уроках читання 165 KB
  Розвиток мовленнєвокомунікативних умінь та навичок учнів на нетрадиційних уроках читання. Формування зв’язного мовлення та навичок міжособистісного спілкування у процесі роботи з художнім текстом Уроки читання має великі можливості для реалізації мети розвитку комунікативної культури дітей. На уроках читання та позакласного читання учні вчаться усвідомлювати фактичний зміст твору переказувати прочитане виділяти основних персонажів обговорювати оповідання та стисло висловлювати своє ставлення до нього.