32095

Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.

Русский

2013-09-03

57.5 KB

39 чел.

10. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации.

Понятие социализации.

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация – это 2х сторонний процесс, включающий: 1) усвоение индивидом соц опыта путем вхождения в соц среду, 2) активное воспроизводство системы соц связей за счет активного включения в среду. 1ая сторона показывает как среда воздействует на чел, а 2ая как  чел на среду.  

Выделяется 2 плана С.: 1) филогенетический (объясняет пути и мех-мы формирования родовых св-в)  2)онтогенетический (становление Л в ходе индив-ого развития ч/з инеро и экстероризацию).

Факторы С:  Макроф-ы: все пространство космоса, мир, гос-во; Мезоф-ы: этнос, место и тип населения, СМИ; Микроф –семья, группы сверсников, учебные заведения, референтные гр.

Социализация явл объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии. Психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Для  Ψразвития наиболее интерересен взгляд на проблему со стороны личности,  а  для соцΨ со стороны взаимодействия личности и среды. Социология рассматривает социализацию широко: 1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе. 2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации. 3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.

Процесс социализации и его историческое изменение.

Процесс социализации  проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

Выделяются три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание.

А) Деят-ть: на протяжении процесса С-ии происходит расширение «католога» деят-ей. Три важных процесса: 1) Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы). 2) Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности). 3) Освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Б) Общение в контексте С-ии рассматривается со стороны его расширения и углубления: 1) Расширение О. понимается как увеличение контактов с др. людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте. 2) Углубление – это переход от монологичного общения к диалогичному, децентрация.

В) Самосознание (становление образа Я): 1) отделение этого образа от деят-ть 2) интерпретация «Я» 3) соотнесение этой интепретации с интерпретациями других.

Социально-психологические механизмы социализации.

Социализация чел происходит посредством специфических механизмов. Механизм социализации – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта.

1) подражание - Ребенок имитирует слова, жесты, мимику, действия и поступки своих родителей

2) полоролевой идентификации - усвоение психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о положительных чертах представителей данного пола (чаще отца или матери), затем он стремиться имитировать данный тип поведения через включение собственных личностных особенностей.

3) социальной оценки желаемого поведения осуществляются в процессе социального контроля. Подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения. Положительная соц.оценка (оценка-поддержка, оценка-одобрение) повышает самооценку, способствует творческой активности. Постоянная отрицательная оценка порождает чувство неуверенности, стыда за свои действия, позора.

4) конформность - Данное понятие тесно связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие господствующих в обществе стандартов, норм, стереотипов. Конформность может рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества.

Основные этапы социализации.

Стадии С. в отечΨ: 

*до трудовая (до поступления в школу, обучение): 1) ранняя С.  От рождения до поступления в школу 2) стадия обучения – школьные годы, студенчество.

*трудовая –весь период зрелости: 1) идея С. Как непрерывного процесса. 2) специфика социализации взрослых

*послетрудовая. 1) идея «десоциализации», свертывание соц. Функций 2) роль пожилых людей при воспроизводстве соц. Опыта.

Теории социализации:

Биогенетическая концепция (Дарвин, Ст.Холл) – социализация как детерминация социальных качеств Личности биологическими. Социогенетическая концепция (Мид, Р.Бенедикт), наоборот, - при социализации социальное подавляет в человеке биологическое. Есть теории конвергенции, механического сочетания влияния социального на биологическое, и биологического на социальное. Все эти трактовки ведут в тупик. Суть социализации состоит не в борьбе социального и биологического, а в превращении биологического в социальное. Механизм: биологические потребности индивида – осваивающая Деятельность (социальные способы удовлетворения потребностей) – социальные потребности, сознательная социальная Деятельность – новые социальные потребности и т.д.

Социальное развитие с позиции психоанализа:  Социализация: процесс обуздания природных инстинктов. Главное – биологические потребности. Фрейд: культура – источник конфликта, справится с которым можно по средствам Эго (которое ориентируется на реальность). Человек – природное существо. Адлер - с чувством неполноценности рождаются все, человек зависим и слаб, следовательно несет чувство недостаточности.  Появляется стремление к превосходству. Роль культурного фактора в социализации – Фрейд: культура блокирует природные потребности. Источник невроза – неполноценность(Адлер). Социальные факторы по Адлеру – источник угрозы, он толкает к развитию, чтобы не быть неполноценным. Юнг – либидо – общежизненная энергия. Есть общая символическая основа всего общечеловеческого. Архетип – основа социального развития. Социализация – человек изначально наделен архетипами (окультурен), соц основа обогощается и реализуется. То. Механизм социализации – идентификация. Движущие силы есть внутри человека, в зависимости от условий человек или более гармонично реализует все задатки или менее удачно – становясь невротиком.

Социальное  развитие с позиции социального научения  Бандура – человек замечает какие действия приводят к успеху, а какие к неудачам, и делают выводы. Соц развитие – развитие ч/з накапливание образцов поведения. Т.о человек рождается чистой доской, без образца реакций и образов поведения. Накопление происходит при жизни. Главная роль принадлежит авторитетным взрослым.

Когнитивная. (Пиаже, Колбер). Процесс соц. развития – это освоение совокупности норм и правил взаимодействия, подчиненного соц….. Понимание ценностной системы зависит от ур-ня когнитивного развития

Интеракционизм: акцент на анализе взаимодействия чел-ка со своим окружением. Человек осваивает мир через символические значения, кот приобретает в ходе социализации. Один осн результат соц-ии – развитие самосознания, кот. имеет соц природу. Чел создает себя, если смотрит на себя глазами другого. В соц развитии чел проходит 2 фазы: 1. Принимает роли значимых др 2. Овладение ролями. Соц развитие заключается в формировании определенного ролевого репертуара.

Социально-экологическая теория социализации У.Бронфенбреннера.

В анализе соц-ии надо учитывать всю совокупность факторов и усл ср. Теория описывает, какие соц среды и как влияют на реб. Социализация – присвоение социального опыта.Развитие л-ти – результат взаимодействия объективных особенностей соц окр и субъективных процессов и переживаний. Экологическая ср развития реб состоит из 4  систем, кот графически изображают в виде концентрических колец:

1) микросистема - семья.  Л-ть формирует его семья, родительские установки и атмосфера.

2) мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания.  влияет на развитие реб в паре с микросистемой. Влияние мезосистемы на реб преломляется не только через семью, но и через личность самого ребенк.

3)экзосистема -  социальные институты, органы власти и др.  элементы соц. ср, к кот индивид не относится, но кот оказывают влияние на него.

4)макросистема - культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку она обладает способностью воздействовать на все др уровни.

Бронфенбреннер отмечает, что экологические системы подвижны и со временем меняются. Изменения происходящие на более высоком ур-не оказывают влияние на боле низкие ур-ни. Не учитываются врожденные задатки!

Институты социализации.  

Институты С-и – конкретные группы, в кот-х Л-ть приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором соц-го опыта (Белинская,Тихомандрицкая).

1) На дотрудовой стадии: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения.

2) На трудовой стадии: трудовой коллектв, команда, организация.

3) Послетрудовая стадия: общественные орг-ии, членами кот-х явл-ся пенсионеры.

Семья: важнейший. 1)усвоение норм и ценностей, кот. пропагандируют в семье.2) усвоение роли 3) усвоение образцов поведения 4) усвоение способности к общению (правила, нормы) 5) формирование образа Я (факторы: хар-ер общения между родителями, отсутствие родителя, статус матери, размер семьи, старшенство ребенка, отношение реб-ка к себе определяется как он принят в семье.)

Роль психологической близости с родителями: исследования по депривации или отсутствию родительской заботы свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Поведение детей, которые жили взаперти или были покинуты родителями, подтверждает, что отсутствие заботы оказывает влияние на социальные навыки детей и способность к обучению. (пример про детей- маугли). Примеры социальной изоляции свидетельствуют об огромном значении для маленьких детей даже минимального человеческого общения. Отсутствие такого общения становится причиной госпитализма — вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, где дети лишены родительской ласки и любви.

Неблагополучная семья - тяжело сказывается на психическом развитии реб. Дети замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от др детей агрессивностью. При отсутствии нормальных взаимоотнош в семье нарушается практика общения детей. Общение носит поверхностный, формальный хар-тер и отличается эм-ой бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед др. Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологич особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей.

Роль религии и церкви: Основные функции религии в обществе:1) интегративную: религиозные ценности способствуют соц сплоченности, принятие определенной системы верований включает чел в религиозную общность; 2) регулятивную: приписывание определенных стандартов поведения, обусловленных религиозными ценностями;3) психотерапевтическую; 4) коммуникативную. Религия как соц институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные соц значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих соц ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

СМИ:  играют особую роль в процессе С., являются разновидностью массового общения людей. Массовая коммуникация имеет определенную социальную направленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Основные функции массовой коммуникации:  1) несет инф-ию о нормах 2) развитие межкультурных связей, 3) эмоц разрядка (развлекательные)

Детские сообщества. 1) общение в детских сообществах  - важнейший канал информации, из которого дети  черпают данные, не сообщаемые им взрослыми. 2) это специфический вид деятельности межличностных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации. 3) это специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников. Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом. 

1) усвоение соц. норм и ценностей 2) усвоение нов. Соц. Роли 3) новые навыки 4) формирование гражданской позиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85072. Система борьбы с терроризмом 29.31 KB
  Силы и средства привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Единое управление силами и средствами входящими в состав группировок включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие сотрудники и специалисты привлекаемые для проведения контртеррористической операции с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции. В заключение...
85073. Правила поведения при угрозе террористического акта 32.57 KB
  Правила поведения при угрозе террористического акта Цель урока. Обсудить с учащимися правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера. Изучаемые вопросы Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве. Не прикасайтесь к находке и не давайте этого делать другим Далее обсудить с учащимися правила безопасного поведения при следующих ситуациях.
85074. Государственная политика противодействия наркобизнесу. Профилактика наркомании 32.58 KB
  Профилактика наркомании. Привлечь внимание учащихся к факту губительного распространения наркомании среди молодежи познакомить их с нормативноправовой основой противодействия наркомании; обсудить статью Уголовного кодекса РФ в которой предусмотрены наказания за действия связанные с наркотическими и психотропными веществами. Сформировать у учащихся убеждение в том что самая эффективная профилактика наркомании это индивидуальная система самовоспитания. Познакомить учащихся с психологической основой по формированию индивидуальной системы...
85077. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек 34.63 KB
  Профилактика вредных привычек. Одна из таких угроз возникновение а главное глобальное распространение вредных привычек. Назовите социальные причины вредных привычек и их последствия. Ощущаем ли мы эти последствия в повседневной жизни Как ты сам борешься с вредными привычками Учитель предлагает обсудить проблему таких вредных привычек как пьянство и алкоголизм табакокурение и наркомания.
85078. Алкоголизм и курение, их профилактика 44.7 KB
  Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления алкоголя. К сожалению употребление алкоголя давно стало элементом человеческой культуры и так же давно передовые представители человечества говорили о пагубности этой привычки. Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 единицу то в печени оно будет равно 145 а в головном мозге 175.
85079. Наркомания – прямая угроза жизни и здоровью человека 41.3 KB
  Цель урока: Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления наркотиков Изучение нового материала. Каков возраст подавляющего большинства наркоманов В каком возрасте люди начинают приобщаться к наркотикам Как вы думаете что является главной причиной всемирного распространения наркотиков Существует ли юридическая ответственность за употребление наркотиков А за их хранение За распространение Можно ли лечением снять наркотическую зависимость Можно ли окончательно излечиться от наркомании Какая по...
85080. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование 39.44 KB
  К небесным телам относятся солнце луна звёзды. Места восхода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юговостоке а заходит на югозападе; летом солнце восходит на северовостоке а заходит на северозападе; весной и осенью солнце восходит на востоке а заходит на западе. Луна так же как и солнце всходит на востоке и заходит на западе. Для этого положите часы горизонтально так чтобы часовая стрелка указывала на Солнце.