32096

Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.

Русский

2013-09-03

50.5 KB

20 чел.

11. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки.

Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе.

В общем, установка - отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В самом общем виде под отношением понимается взаимная связь, взаимозависимость каких-либо объектов или их свойств. Соц установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека, т.е. как проявляется социальный опыт в действиях и поступках человека.

Нужно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия "социальных установок". Концепция Д.Н. Узнадзе: Установка – целостное динамическое состояние готовности Sb к определенной активности, обусловленное потребностью Sb и Ob-ой ситуацией (физиологические потребности). Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). По Узнадзе, 2 вида установок – фиксированные и ситуативные. Установка в контексте теории Узнадзе касается реализации простейших физиологич потребностей чел. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного, не связана с анализом социальных факторов (SET).

Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной психологии.

1) В.Н. Мясищев: концепция отношений чел (не было термина установка). Отношение – система временных связей чел как Л-ти со всей действительностью или с ее отдельными частями, это предрасположенность к каким то Ob-ам, в т.ч. и к соц-ым.

2) Л.И. Божович: термин «внутренняя позиция личности» (направленность Л-ти). Когда формируется личность в детском возрасте, направленность личности складывается как внутренняя позиция по отношению к окружению, к отдельным объектам соц среды. Позволяет прогнозировать поведение Л-ти по отношению к Ob-ам, даже ранее неизвестным.

3) А.Н. Леонтьев: понятие личностный смысл – субъективная значимость какого то Ob. Если объект значим, то направленность личности меняется в соответствии с личностным смыслом. Установка у Леонтьева - личностный смысл, порождаемый соотношением мотива и цели.

Традиции изучения социальной установки в западной социологии.  

У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г), изучали адаптацию польских эмигрантов в Америке - установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Они предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий "социальная ценность" (для хар-ки соц. организации) и "соц. установка", "аттитюд" (для хар-ки индивида) =>впервые в соц-психол-й терминологии было внесено понятие «аттитюда» (психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности).                                   

=> "бум" в  исследовании «аттитюда» =>  несколько различных толкований «А», Много противоречивых его определений. В 1935 г. Г.Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Аттитюд понимался всеми как:

- определенное состояние сознания и нервной системы,

- выражает готовность к реакции,

- организовано на основе предшествующего опыта,

- оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены  зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Парадокс Лапьера. – ездил со студентами-китайцами по отелям Америки. У американцев негативное отношение к людям другой расы. В первый раз не отказали, а во второй отказали в поселении. Вывод: между аттитюдами по отношению к китайцам и реальным поведением есть различие. Установка на объект существует, но в реальной жизни не работает. Объяснение: Рокич – предположил, что существует 2 установки (на объект - китайцы и на ситуацию – обслуживание, сервис) и включается то одна, то другая. Катц – в разных ситуациях проявляется разный компонент установки, то когнитивный, то аффективный.

Не удалось создать единую модель т.к.: 1) все исследования  в условиях лаборатории: это и упрощает исследовательские ситуации  и отрывает их от реального социального контекста.  2)  даже если эксперименты и выносятся в поле, объяснения все равно строятся лишь при помощи апелляций к микросреде, в отрыве от рассмотрения поведения личности в более широкой социальной структуре.  Вывод: Изучение социальных установок вряд ли может быть продуктивным при соблюдении лишь предложенных норм исследования.

Структура соц-ой установки: Смит первым заговорил о структуре У: *Когнитивный компонент –осознание об-та соц. установки (знание об Об-те)* Аффективный ком-нт – эмоц-ая оценка Об-та, чувство симпатии или антипатии  к нему. *Поведенческий – намерения связанные с объектом, схемы возможного поведения ,ожидания связанные с объектом.

Диспозиционная концепция Ядова. Разрешение парадокса Лапьера – в его работе. Провел много исследований, очень большой эмпирический материал и большая выборка. Ядов выделил 4 сферы активности личности: 1. Семья, 2. Малая группа, 3. Более широкая сфера Д (труд, быт, досуг), 4. Социально-классовая структура (одна идеология и культура). Выделил иерархию ситуации (по длительности существования): 1. Предметные ситуации, быстро изменяются, 2. Групповые ситуации (больше, чем 1.), 3. Устойчивые условия Д, 4. Наиболее длительные, устойчивые.

Основная идея: чел-к обладает сложной системой диспозиций (предрасположенностей=установок), кот. регулируют его поведение и д-ть. В основе концепция Узнадзе.

Эти диспозиции образуют иерархию:

1. Элементарные фиксированные установки (как у Узнадзе, set): потребность-семья; регулирует поведенческий акт; сит-ия-предметные.

2. Соц-ые фиксированные установки (аттитюды): потребность в общении в конкретной группе; регулирует поступки личности; сит-ия групповое  общение.

3. Базовые соц. установки: потребность ; регулирует систему поступков, образующих поведение в различных сферах жизнеД; сит-ия - профессиональные

4. Ценностные ориентации Л-ти.: регулирует целостность поведения, саму Д личности. социальная деятельность

Диспозиционная концепция В. А. Ядова определяет социальное поведение в зависимости от сформированности личностных диспозиций.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет приобретают более конкретную форму - связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет –кристаллизация социальных установок, формирование на их основе системы убеждений,

4) от 30 лет – стабильность У,  плохо поддаются изменениям.

Изменение установок. Главное показать непривлекательность цели, и сформировать положительную реакцию на новый объект. Прямой способ (убеждающее воздействие). Информация не должна слишком расходиться с имеющейся. Должна присутствовать двусторонняя подача (представление в виде диалога м/д двумя оппонентами) с учетом мотивации и особенностей  личности. + подкрепление.

  •  Бихевиористская традиция: принцип научения – изменение аттитюдов через систему вознаграждений и наказаний.
  •  Когнитивистская традиция: теории когнитивного соответствия – изменение У. происходит в случае, если в когнитивной структуре чел-ка возникает несоответствие.
  •  Т. д-ти: объективные соц. изменения – У. измен-ся при изменении д-ти или личностного смысла д-ти.

Влияние социальной установки на поведение человека. Влияние поведения на социальную установку.

Влияние повед на устан (во многих случ): стремясь произвести благоприятное впечатление на др для достижения цели люди демонстр опред-ое поведение. Также наше поведение часто противоречит сущ-им аттитюдам, и тогда, оправдывая себя, мы изменяем старые установки , создавая новые (брать чужое плохо – нашел 100000€ -оставляет их себе).

Социальные стереотипы и их устойчивость. Национальные, этнические, профессиональные и гендерные стереотипы.

Стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права.

Свойства стереотипов: 1) эмоционально-оценочный характер 2) устойчивость (но она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться). 3) согласованность, или консенсус (представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей). 4) неточность

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых.

Образуются в ходе опыта соц жизни (опыт соц взаимодействия).  Стереотип это схема, а мы имеем дело с реальными людьми. Все стереотипы имеют «+» и «-» аспекты. В  мирное время упрощенное восприятие экономит время, стереотипы обращаются негативной стороной в сит неблагополучия.

На когнитивном уровне. Предрассудок – навязанное мнение, нет личного контакта, негативный опыт на эмоциональном уровне. Преодоление предрассудков: противопоставление другого опыта. Стереотип более гибок, предрассудок выключает сознание.

Виды стереотипов: этнические, профессиональные, национальные, гендерные, профессиональные.

Стереотипы этнические — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Национальные стереотипы – это относительно устойчивое мнение обобщенного хар-ра, всегда содержащее элементы оценок той или иной нации.

Профессиональные стереотипы – это персонифицированный образ профессии, т.е. обобщенный образ типичного профессионала Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48799. Зеркальная антенна 895.5 KB
  Расчёт геометрических параметров зеркала и облучателя. Широко используются зеркала с параболической формой поверхности параболоид вращения усечённый параболоид вращения параболический цилиндр также распространены сферические зеркальные антенны двухзеркальные антенны.Расчёт геометрических параметров зеркала и облучателя. Форма излучающей поверхности и профиль зеркала выбирается исходя из назначения антенны и требований предъявляемых к ее электрическим характеристикам.
48800. Будівництво міжміської волокно-оптичної лінії Тернопіль -- Новоград-Волинський 515.5 KB
  Використовуючи коефіцієнти заломлення розраховуємо відношення коефіцієнтів заломлення по формулі: Згасання розсіювання розраховується по формулі дБ км: Згасання на поглинання розраховується по формулі дБ км: Згасання на поглинання в інфрачервоному спектрі...
48803. Расчет тепловой схемы комбинированных парогазовых установок 1.88 MB
  Указанные особенности позволяют существенно повысить КПД производства электроэнергии путем объединения в одной парогазовой установке (ПГУ) высокотемпературного подвода в ГТУ и низкотемпературного отвода тепла в конденсаторе паровой турбины