32097

Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ценностно – нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма –это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.

Русский

2013-09-03

57 KB

26 чел.

12. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности.

Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры, социальные, групповые нормы, внутриличностные нормы.

  Норма –это правила регулирующие соц-ое поведение, передаются в процессе инкультурации. Регулируют процесс разрешения/запрещения. Нормы соблюдаются тогда, когда индивид заинтересован в их соблюдении. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает, что индивиду задается должный вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., задаются должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе. Нормы определяются историческим опытом общ-х отношений (у этносов и народов ,которые живут в разных климатах, с разными языками нормы отличаются). Норма – это образец должного, с т.з. общ-ва, поведения.

Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия, помогают сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Они выражаются в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Социальные нормы -  это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций. Могут основываться на правовых и моральных нормах, обычаях и традициях.  Групповые нормы— это межличностные предписания, как должен вести себя чел-к, который принадлежит группе. Это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Внутриличностные нормы – каким чел-к себя ощущает ответственным/безответственным…

Характеристики социальных норм:

1.  регулируют типичные сит или общественные отнош (поведение в обществен месте, отнош к старшим)

2. рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну сит, соц норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная сит.

3.  имеют общественный характер, т.е. они рассчитаны не на одного или нескольких чел, а сразу на многих лиц.

Функции норм: 1) регуляция и контроль поведения 2) облегчает взаимодействие 3) выступает как ср-во стратификации (определяют объединение-разъединение людей в группы) + обеспечивают стабильность обществу,  надежность, предсказуемость, стандартность поведения.

Сфера действия норм, их изменение

Различают: - Экономические (особенно важны для России с рыночной экономикой) – регулируют хозяйственную Д; - Политические – регулируют отношения социальных групп, граждан к власти, отношения между народами, организации государства. - Религиозные - регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. - экологические и др

Моральное сознание л-ти и особенности его становления:

Моральное   сознание   личности  – способность чел осознавать нравственные требования, предъявляемые к нему обществом, контролировать свое поведение и руководствоваться нормами морали в своей практической деятельности. . На норму влияют значимый другой и референтная группа.

Моральное сознание - сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть).

Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и интериоризованности норм: (Колберг), 1. доморальный ур-нь – выполнение установленных правил, боязнь наказания; 2.Конвенциональная – ориентация на общ-во –регулятор поведения это групповая и общ-ая норма (стыдно); 3.автономная – регулятор поведения внутриличностная норма, понимание реальной  относительности морали (вина).             

Личность должна понять ,что норма необходима, нужно учитывать тот контекст в котором работает норма.          Стадии морального развития не завязаны на возрастных изменениях. На норму влияют значимый другой и референтная группа. Объяснить норму значит – разъяснить ее, продемонстрировать норму, создать ситуацию деятельности в которой норма будет практиковаться.

Девиантное поведение - социальное явление, выраженное в деятельности, не соответствующей официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Воспитание ребёнка с отклоняющимся поведением (“трудным ребёнком”) совершается только на основе активности самого  ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – чтобы ребёнок понял, что он делает неправильно, отрефлексировал, сравнил с соц нормами. Фактически цель воспитания трудного ребёнка – формирование состояния самоперевоспитания.

Соц. контроль – система методов и стратегий, с помощью кот. общество направляет поведение индивидов. Три типа процессов СК. 1) побуждающие к интернализации соц-х норм (общественное мнение, соц. предписания) 2) организующие соц. опыт людей (закрытость границ, запрет на выезд) 3) применение формальных и неформальных санкций – спец. Ср-ва поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм.

Ценности  - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Функции ценностей: 1) регуляция соц поведения л-ти;  2) побуждение л-ти к действию, направленность личности, корректировка целей личности; 3) отображение и защита идеала чел, определение ведущих принципов жизни; 4) критерий выбора альтернатив в принятии решений; 5) канал усвоения духовной культуры общества.

Типы Ц, 1 класс-общепринятые ценности(любовь, здоровье), внутригрупповые (национ, политич, религиозные(, личностные; 2 класс (Рокич) терминальные (убеждение в том, что стоит стремиться к какой-то цели – любовь, жизнь, работа…устойчивые) и инструментальные (убеждение в том, что какой-то образ действия является предпочтительным в любой ситуации – самоконтроль, образованность…определяются индивид. особенностями, более подвижны); 3. класс (Маслоу) высшие(самоактуализация) и низшие (биологические потребности); 4 класс (Олпорт) социальные, политические, экономические, эстетические, религиозные.

Иерархия Ц;  Ценности и ценностные ориентации образуют иерархическую систему, которая может меняться с возрастом и в связи с жизненными обстоятельствами.

Методы исследования. - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. - Метод конструирования образов Н, Г. Марковская, для изучения семейных и внесемейных ценностных ориентаций. - метод Роккича. - анкетный опрос

Ценностные ориентации и образ жизни.

Каждое общество на конкретном этапе своего развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе жизни, выражаются в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив.

Существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Мак-Клинток и Либранд: анализ игр с ненулевой суммой (типа Дилеммы узников) – 3 стратегии взаимодействия, 3 типа ценностных ориентаций. Сотрудничающие - заинтересованы в повышении совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером. Соперничающие - стремятся превзойти своего партнера. Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера.

Личностные ценностные ориентации и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. В группах низкого уровня развития -  доминантные поведенческие стратегии (каждый за себя), в группах высокого уровня развития на первый план - групповые ценности и нормы.

Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею – о необходимости совпадения ориентаций у членов группы. Также А.В. Петровский - изучение ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы. Развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы.

Статус и роль личности. Ролевые теории личности. Типы социальных ролей. Структура роли.

Соц. роль (Бергер) – система ожидаемого поведения, кот. определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Соц. статус – положение чел-ка в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Ролевая теория личности – это подход к изучению л-ти, согласно кот л-ть описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых соц функций и образцов поведения – ролей, кот вытекают из ее соц статуса в данном обществе или соц гр.

А) Дж. Мид: акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с кот он вступает в общение.

Б) Р. Линтон: обратил внимание на соц-культурную природу ролевых предписаний и их связь с соц позицией л-ти, а также на назначение соц и груп санкций.

В) Р. Дарендорф: Различаются ведущие соц роли, вытекающие из соц структуры общества, и роли, кот возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную соц окраску их реализации.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в кот включена л-ть.

1) Шибутани: В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук..

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями чел-ка.

2) По времени: постоянные и временные

3) Тибо и Келли: Предписанные (внешне заданные, не зависят от усилий чел) и достигнутые (чел их получает в связи с собств усилиями)

4) Линтон: Активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся)

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1) Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2) Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.

3) Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4) Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Влияние социальной роли на развитие личности (Про социализацию и видение содержания ролей в зависимости от норм общества)

Влияние достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле (возможность высвободить подавленные влечения). Используется СоциоДрама!!! Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Ролевые конфликты - столкновение с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

1) межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много разных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо для этого у него нет достаточного времени и физических возможностей, либо роли предъявляют ему несовместимые требования. 2) внутриролевые – противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными соц-ми группами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14138. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 63.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір задач що потребують для свого розв'язання вказ
14139. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 70.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити створювати математичні моделі задач складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір задач що
14140. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 69.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір більш складних задач що потребують для свого р
14141. Вказівка повторення та її опис мовою блок-схем та мовою програмування 48.5 KB
  Тема уроку: Вказівка повторення та її опис мовою блоксхем та мовою програмування. Мета уроку: Дати поняття про вказівку повторення та її використання при розвязуванні задач про типи циклів та їх оформлення мовою програмування Паскаль та мовою блоксхем. Тип уроку: Лек
14142. Використання циклу з параметром для розвязування задач 66.5 KB
  Тема уроку: Використання циклу з параметром для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з параметром для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктанту
14143. Використання циклу з передумовою для розвязування задач 66 KB
  Тема уроку: Використання циклу з передумовою для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з передумовою для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктант
14144. 120 уроков психологического развития младших школьнико 469 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Предисловие автора к третьему изданию Предисловие автора ко второму изданию Раздел I О ...
14145. Уроки психологического развития во II классе (31-60) 661.5 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития во II классе 3160 Содержание занятий во II классе Указате
14146. Уроки психологического развития в III классе (61-90) 654.5 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития в III классе 6190 Содержание занятий