32097

Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ценностно – нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма –это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.

Русский

2013-09-03

57 KB

25 чел.

12. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности.

Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры, социальные, групповые нормы, внутриличностные нормы.

  Норма –это правила регулирующие соц-ое поведение, передаются в процессе инкультурации. Регулируют процесс разрешения/запрещения. Нормы соблюдаются тогда, когда индивид заинтересован в их соблюдении. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает, что индивиду задается должный вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., задаются должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе. Нормы определяются историческим опытом общ-х отношений (у этносов и народов ,которые живут в разных климатах, с разными языками нормы отличаются). Норма – это образец должного, с т.з. общ-ва, поведения.

Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия, помогают сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Они выражаются в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Социальные нормы -  это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций. Могут основываться на правовых и моральных нормах, обычаях и традициях.  Групповые нормы— это межличностные предписания, как должен вести себя чел-к, который принадлежит группе. Это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Внутриличностные нормы – каким чел-к себя ощущает ответственным/безответственным…

Характеристики социальных норм:

1.  регулируют типичные сит или общественные отнош (поведение в обществен месте, отнош к старшим)

2. рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну сит, соц норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная сит.

3.  имеют общественный характер, т.е. они рассчитаны не на одного или нескольких чел, а сразу на многих лиц.

Функции норм: 1) регуляция и контроль поведения 2) облегчает взаимодействие 3) выступает как ср-во стратификации (определяют объединение-разъединение людей в группы) + обеспечивают стабильность обществу,  надежность, предсказуемость, стандартность поведения.

Сфера действия норм, их изменение

Различают: - Экономические (особенно важны для России с рыночной экономикой) – регулируют хозяйственную Д; - Политические – регулируют отношения социальных групп, граждан к власти, отношения между народами, организации государства. - Религиозные - регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. - экологические и др

Моральное сознание л-ти и особенности его становления:

Моральное   сознание   личности  – способность чел осознавать нравственные требования, предъявляемые к нему обществом, контролировать свое поведение и руководствоваться нормами морали в своей практической деятельности. . На норму влияют значимый другой и референтная группа.

Моральное сознание - сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть).

Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и интериоризованности норм: (Колберг), 1. доморальный ур-нь – выполнение установленных правил, боязнь наказания; 2.Конвенциональная – ориентация на общ-во –регулятор поведения это групповая и общ-ая норма (стыдно); 3.автономная – регулятор поведения внутриличностная норма, понимание реальной  относительности морали (вина).             

Личность должна понять ,что норма необходима, нужно учитывать тот контекст в котором работает норма.          Стадии морального развития не завязаны на возрастных изменениях. На норму влияют значимый другой и референтная группа. Объяснить норму значит – разъяснить ее, продемонстрировать норму, создать ситуацию деятельности в которой норма будет практиковаться.

Девиантное поведение - социальное явление, выраженное в деятельности, не соответствующей официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Воспитание ребёнка с отклоняющимся поведением (“трудным ребёнком”) совершается только на основе активности самого  ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – чтобы ребёнок понял, что он делает неправильно, отрефлексировал, сравнил с соц нормами. Фактически цель воспитания трудного ребёнка – формирование состояния самоперевоспитания.

Соц. контроль – система методов и стратегий, с помощью кот. общество направляет поведение индивидов. Три типа процессов СК. 1) побуждающие к интернализации соц-х норм (общественное мнение, соц. предписания) 2) организующие соц. опыт людей (закрытость границ, запрет на выезд) 3) применение формальных и неформальных санкций – спец. Ср-ва поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм.

Ценности  - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Функции ценностей: 1) регуляция соц поведения л-ти;  2) побуждение л-ти к действию, направленность личности, корректировка целей личности; 3) отображение и защита идеала чел, определение ведущих принципов жизни; 4) критерий выбора альтернатив в принятии решений; 5) канал усвоения духовной культуры общества.

Типы Ц, 1 класс-общепринятые ценности(любовь, здоровье), внутригрупповые (национ, политич, религиозные(, личностные; 2 класс (Рокич) терминальные (убеждение в том, что стоит стремиться к какой-то цели – любовь, жизнь, работа…устойчивые) и инструментальные (убеждение в том, что какой-то образ действия является предпочтительным в любой ситуации – самоконтроль, образованность…определяются индивид. особенностями, более подвижны); 3. класс (Маслоу) высшие(самоактуализация) и низшие (биологические потребности); 4 класс (Олпорт) социальные, политические, экономические, эстетические, религиозные.

Иерархия Ц;  Ценности и ценностные ориентации образуют иерархическую систему, которая может меняться с возрастом и в связи с жизненными обстоятельствами.

Методы исследования. - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. - Метод конструирования образов Н, Г. Марковская, для изучения семейных и внесемейных ценностных ориентаций. - метод Роккича. - анкетный опрос

Ценностные ориентации и образ жизни.

Каждое общество на конкретном этапе своего развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе жизни, выражаются в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив.

Существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Мак-Клинток и Либранд: анализ игр с ненулевой суммой (типа Дилеммы узников) – 3 стратегии взаимодействия, 3 типа ценностных ориентаций. Сотрудничающие - заинтересованы в повышении совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером. Соперничающие - стремятся превзойти своего партнера. Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера.

Личностные ценностные ориентации и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. В группах низкого уровня развития -  доминантные поведенческие стратегии (каждый за себя), в группах высокого уровня развития на первый план - групповые ценности и нормы.

Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею – о необходимости совпадения ориентаций у членов группы. Также А.В. Петровский - изучение ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы. Развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы.

Статус и роль личности. Ролевые теории личности. Типы социальных ролей. Структура роли.

Соц. роль (Бергер) – система ожидаемого поведения, кот. определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Соц. статус – положение чел-ка в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Ролевая теория личности – это подход к изучению л-ти, согласно кот л-ть описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых соц функций и образцов поведения – ролей, кот вытекают из ее соц статуса в данном обществе или соц гр.

А) Дж. Мид: акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с кот он вступает в общение.

Б) Р. Линтон: обратил внимание на соц-культурную природу ролевых предписаний и их связь с соц позицией л-ти, а также на назначение соц и груп санкций.

В) Р. Дарендорф: Различаются ведущие соц роли, вытекающие из соц структуры общества, и роли, кот возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную соц окраску их реализации.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в кот включена л-ть.

1) Шибутани: В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук..

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями чел-ка.

2) По времени: постоянные и временные

3) Тибо и Келли: Предписанные (внешне заданные, не зависят от усилий чел) и достигнутые (чел их получает в связи с собств усилиями)

4) Линтон: Активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся)

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1) Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2) Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.

3) Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4) Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Влияние социальной роли на развитие личности (Про социализацию и видение содержания ролей в зависимости от норм общества)

Влияние достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле (возможность высвободить подавленные влечения). Используется СоциоДрама!!! Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Ролевые конфликты - столкновение с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

1) межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много разных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо для этого у него нет достаточного времени и физических возможностей, либо роли предъявляют ему несовместимые требования. 2) внутриролевые – противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными соц-ми группами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

922. Разработка схемы калибровки валков при производстве шестигранной стали 801.5 KB
  Разработка схемы калибровки валков при производстве шестигранной стали, расчет рациональной калибровки по критерию прорабатываемости структуры металла при производстве шестигранника №48 на среднесортном стане 350 ОАО Северсталь.
923. Моделирование и проектирование привода ленточного транспортёра 368 KB
  Предварительные расчеты при подготовке данных для расчета передач на ЭВМ. Эскизное проектирование редуктора. Конструктивные размеры зубчатых колес редуктора. Выбор типа и схемы установки подшипников. Расчет валов редуктора и приводного вала на прочность. Расчет промежуточного вала.
924. Разработка маршрутно-операционный технологический процесс изготовления детали Вал 437.5 KB
  Разработка маршрутно-операционного технологического процесса механической обработки детали по чертежу. Технический анализ чертежа детали и его корректировка в соответствии со стандартами ЕСКД. Выбор методов и последовательности обработки элементарных поверхностей. Расчет режимов механической обработки, основного и вспомогательного времени на переходы.
925. Информационные технологии 764 KB
  Понятие о медицинской информатике. Степень интеграции микросхемы. Системы управления базами данных. Принципы взаимодействия между клиентскими и серверными частями. Преимущества протоколов удаленного вызова процедур. Локальные вычислительные сети. Численные методы решения уравнений с одной переменной.
926. Теория налогов и налогообложения 803.5 KB
  Понятие, сущность и функции налогов и сборов. Принципы определения цены для целей налогооблажения. Классификация налогов и сборов. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
927. Расчет ленточного транспортера 744.5 KB
  Краткие сведения о ленточном транспортере. Выбор электродвигателя. Определение передаточного отношения привода. Проектирование червячного редуктора. Расчет подшипников быстроходного вала. Соединение тихоходного вал – червячное колесо. Сварное соединение на приводном валу. Расчет муфты.
928. Усовершенствование технологического процесса сборки-сварки конструкции Каркас передка 52997 682.5 KB
  Высокие показатели прочности и надежности сварных соединений. Производство миниатюрных деталей и элементов. Сварка плавящимся электродом в углекислом газе. Комплектация сварной конструкции. Механические свойства стали используемой при сварке. Обоснование выбора способа сварки. Сварочный выпрямитель ВДУ-506.
929. Методы программирования 2.94 MB
  Моделирование и анализ параллельных вычислений. Описание схемы выполнения параллельного алгоритма. Программирование параллельных алгоритмов. Структура параллельной программы с использованием MPI. Передача данных от одного процесса всем процессам программы. Организация неблокирующих обменов данными между процессами. Факторы, влияющие на производительность, и способы ее повышения. Режимы параллельных вычислений с общей памятью. Обзор средств параллельного и распределенного программирования.
930. Применение моделей пассивных компонентов 541 KB
  Моделирование последовательного колебательного контура с гиратором в качестве индуктивности. Использование модели индуктивности в колебательном контуре. Параметры последовательного контура. Исследование модели конденсатора.