32097

Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Ценностно – нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма –это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.

Русский

2013-09-03

57 KB

27 чел.

12. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности.

Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры, социальные, групповые нормы, внутриличностные нормы.

  Норма –это правила регулирующие соц-ое поведение, передаются в процессе инкультурации. Регулируют процесс разрешения/запрещения. Нормы соблюдаются тогда, когда индивид заинтересован в их соблюдении. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает, что индивиду задается должный вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., задаются должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе. Нормы определяются историческим опытом общ-х отношений (у этносов и народов ,которые живут в разных климатах, с разными языками нормы отличаются). Норма – это образец должного, с т.з. общ-ва, поведения.

Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия, помогают сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Они выражаются в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

Социальные нормы -  это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций. Могут основываться на правовых и моральных нормах, обычаях и традициях.  Групповые нормы— это межличностные предписания, как должен вести себя чел-к, который принадлежит группе. Это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Внутриличностные нормы – каким чел-к себя ощущает ответственным/безответственным…

Характеристики социальных норм:

1.  регулируют типичные сит или общественные отнош (поведение в обществен месте, отнош к старшим)

2. рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну сит, соц норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная сит.

3.  имеют общественный характер, т.е. они рассчитаны не на одного или нескольких чел, а сразу на многих лиц.

Функции норм: 1) регуляция и контроль поведения 2) облегчает взаимодействие 3) выступает как ср-во стратификации (определяют объединение-разъединение людей в группы) + обеспечивают стабильность обществу,  надежность, предсказуемость, стандартность поведения.

Сфера действия норм, их изменение

Различают: - Экономические (особенно важны для России с рыночной экономикой) – регулируют хозяйственную Д; - Политические – регулируют отношения социальных групп, граждан к власти, отношения между народами, организации государства. - Религиозные - регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. - экологические и др

Моральное сознание л-ти и особенности его становления:

Моральное   сознание   личности  – способность чел осознавать нравственные требования, предъявляемые к нему обществом, контролировать свое поведение и руководствоваться нормами морали в своей практической деятельности. . На норму влияют значимый другой и референтная группа.

Моральное сознание - сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть).

Первичными элементами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и интериоризованности норм: (Колберг), 1. доморальный ур-нь – выполнение установленных правил, боязнь наказания; 2.Конвенциональная – ориентация на общ-во –регулятор поведения это групповая и общ-ая норма (стыдно); 3.автономная – регулятор поведения внутриличностная норма, понимание реальной  относительности морали (вина).             

Личность должна понять ,что норма необходима, нужно учитывать тот контекст в котором работает норма.          Стадии морального развития не завязаны на возрастных изменениях. На норму влияют значимый другой и референтная группа. Объяснить норму значит – разъяснить ее, продемонстрировать норму, создать ситуацию деятельности в которой норма будет практиковаться.

Девиантное поведение - социальное явление, выраженное в деятельности, не соответствующей официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Воспитание ребёнка с отклоняющимся поведением (“трудным ребёнком”) совершается только на основе активности самого  ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – чтобы ребёнок понял, что он делает неправильно, отрефлексировал, сравнил с соц нормами. Фактически цель воспитания трудного ребёнка – формирование состояния самоперевоспитания.

Соц. контроль – система методов и стратегий, с помощью кот. общество направляет поведение индивидов. Три типа процессов СК. 1) побуждающие к интернализации соц-х норм (общественное мнение, соц. предписания) 2) организующие соц. опыт людей (закрытость границ, запрет на выезд) 3) применение формальных и неформальных санкций – спец. Ср-ва поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм.

Ценности  - это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Функции ценностей: 1) регуляция соц поведения л-ти;  2) побуждение л-ти к действию, направленность личности, корректировка целей личности; 3) отображение и защита идеала чел, определение ведущих принципов жизни; 4) критерий выбора альтернатив в принятии решений; 5) канал усвоения духовной культуры общества.

Типы Ц, 1 класс-общепринятые ценности(любовь, здоровье), внутригрупповые (национ, политич, религиозные(, личностные; 2 класс (Рокич) терминальные (убеждение в том, что стоит стремиться к какой-то цели – любовь, жизнь, работа…устойчивые) и инструментальные (убеждение в том, что какой-то образ действия является предпочтительным в любой ситуации – самоконтроль, образованность…определяются индивид. особенностями, более подвижны); 3. класс (Маслоу) высшие(самоактуализация) и низшие (биологические потребности); 4 класс (Олпорт) социальные, политические, экономические, эстетические, религиозные.

Иерархия Ц;  Ценности и ценностные ориентации образуют иерархическую систему, которая может меняться с возрастом и в связи с жизненными обстоятельствами.

Методы исследования. - методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. - Метод конструирования образов Н, Г. Марковская, для изучения семейных и внесемейных ценностных ориентаций. - метод Роккича. - анкетный опрос

Ценностные ориентации и образ жизни.

Каждое общество на конкретном этапе своего развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе жизни, выражаются в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив.

Существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Мак-Клинток и Либранд: анализ игр с ненулевой суммой (типа Дилеммы узников) – 3 стратегии взаимодействия, 3 типа ценностных ориентаций. Сотрудничающие - заинтересованы в повышении совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером. Соперничающие - стремятся превзойти своего партнера. Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера.

Личностные ценностные ориентации и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. В группах низкого уровня развития -  доминантные поведенческие стратегии (каждый за себя), в группах высокого уровня развития на первый план - групповые ценности и нормы.

Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею – о необходимости совпадения ориентаций у членов группы. Также А.В. Петровский - изучение ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы. Развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы.

Статус и роль личности. Ролевые теории личности. Типы социальных ролей. Структура роли.

Соц. роль (Бергер) – система ожидаемого поведения, кот. определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Соц. статус – положение чел-ка в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Ролевая теория личности – это подход к изучению л-ти, согласно кот л-ть описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых соц функций и образцов поведения – ролей, кот вытекают из ее соц статуса в данном обществе или соц гр.

А) Дж. Мид: акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с кот он вступает в общение.

Б) Р. Линтон: обратил внимание на соц-культурную природу ролевых предписаний и их связь с соц позицией л-ти, а также на назначение соц и груп санкций.

В) Р. Дарендорф: Различаются ведущие соц роли, вытекающие из соц структуры общества, и роли, кот возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную соц окраску их реализации.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в кот включена л-ть.

1) Шибутани: В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук..

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями чел-ка.

2) По времени: постоянные и временные

3) Тибо и Келли: Предписанные (внешне заданные, не зависят от усилий чел) и достигнутые (чел их получает в связи с собств усилиями)

4) Линтон: Активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся)

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1) Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2) Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек рассчитывает на определенное к себе отношение.

3) Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4) Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Влияние социальной роли на развитие личности (Про социализацию и видение содержания ролей в зависимости от норм общества)

Влияние достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле (возможность высвободить подавленные влечения). Используется СоциоДрама!!! Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Ролевые конфликты - столкновение с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

1) межролевые – конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много разных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо для этого у него нет достаточного времени и физических возможностей, либо роли предъявляют ему несовместимые требования. 2) внутриролевые – противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными соц-ми группами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21685. Физические процессы в линия связи на оптических волокнах 224.5 KB
  Апертура волоконного световода; 3.Критическая частота и критическая длина волны воло конного световода; 5.Затухание сигнала в волоконных световодах. Отличие от радиоканалов состоит в том что волна распространяется не в свободном пространстве а концентрируется в самом объеме световода и передаётся по нему в заданном направлении.
21686. Предельно-допустимые значения опасных и мешающих влияний и меры защиты 257.5 KB
  Повышение тока вызывает у человека дрожание пальцев рук сокращение мускулов боли и судороги а при I  10 мА создаётся опасность для его жизни. При кратковременном прохождении I через тело человека опасность поражения снижается и тем больше чем меньше время действия тока. Чтобы оценить воздействие токов различных частотах принято сравнивать их акустическое воздействие с акустическим воздействием тока такой же амплитуды но с f = 800 Гц которая является в технике связи расчётной для каналов НЧ. Отношение акустического воздействия тока в...
21687. Меры защиты от взаимных влияний 177 KB
  При скрещивании цепи токи влияния поступающие в нагрузки включенные на концах цепей с каждых двух соседних участков имеют противоположное направление и общее влияние между цепями уменьшается. При скрещивании обеих цепей в одном месте уменьшение влияния не будет так как K0 и Kl дважды изменяют свой знак. Однако полная компенсация токов влияния скрещиванием все таки невозможна так как токи влияния на ближний конец с отдельных участков отличаются по амплитуде и фазе. Взаимные влияния возникают в результате наличия между цепями...
21688. ПОСТРОЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 70 KB
  3 а также об объектах 4го порядка. Рассмотрим систему объектов 1го порядка связанную универсальным интерфейсом и рассмотрим её в виде полносвязного ориентированного графа. Вершины графа означают объекты 1го порядка рёбра объекты 2го порядка. Направление стрелки на ребре указывает от какого объекта 1го порядка к какому передаётся взаимодействие.
21689. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ 394 KB
  НЕЙРОННЫЕ СЕТИ Нейронные сети начали активно распространяться 20 лет назад они позволяют решать сложные задачи обработки данных. Нейронные сети названы так потому что их архитектура в некоторой степени имитирует построение биологической нервной ткани из нейронов в мозге человека. Первый шаг был сделан в 1943 году с выходом статьи нейрофизиолога Уоррена Маккалоха и математика Уолтера Питтса про работу искусственных нейронов и представления модели нейронной сети на электрических схемах.htm Итак нейронные сети появились как результат...
21690. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 181 KB
  Он составляет основу для большинства схем нейронного управления. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Во многих реальных системах имеются нелинейные характеристики сложные для моделирования динамические элементы неконтролируемые шумы и помехи а также множество обратных связей и другие факторы затрудняющие реализацию стратегий управления. За последние два десятилетия новые стратегии управления в основном развивались на базе современной и классической теорий управления. Как современная в частности адаптивное и оптимальное управление так и...
21691. Расширение последовательной схемы нейронного управления 106 KB
  Простая процедура обучения для эмулятора выглядит так: {рис. 109} Целью обучения является минимизация ошибки предсказания . 109} Для ускорения сходимости процесса обучения можно использовать другую модель эмулятора: {рис.
21692. Нейронный контроллер 225 KB
  Сегодня мы посмотрим что внутри у нейроконтроллера а также займёмся повышением эффективности оперативного управления. Нейронный контроллер Предположим что объект управления описываемый уравнением является обратимым. Если выход близок к выходу при соответствующих входах то многослойная нейросеть может рассматриваться как контроллер в прямой цепи управления.
21693. Обучение контроллера: подход на основе прогнозируемой ошибки выхода 361.5 KB
  Шаг 1. read ; Шаг 2. {Обучение эмулятора} for := downto 0 do begin :=; ; end; Шаг 3. {Генерация управляющего входного сигнала} :=; или :=; :=; Шаг 4.