32174

Страховой рынок, его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Страховой рынок его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется по трем основным направлениям: Правовое; Экономическое; Социальное.

Русский

2013-09-04

44 KB

16 чел.

4

Тема 4. Страховой рынок, его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности.

  1.  Понятие и структура страхового рынка.
  2.  Государственное регулирование страховой деятельности в Украине.

1. Понятие и структура страхового рынка.

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страхового договора и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке.

Страховой рынок – это особая социально-экономическая структура, а также часть денежного финансового рынка, где продается особый товар «страховое покрытие риска» и где формируется спрос и предложение на него.

Другими словами, страховой рынок представляет собой экономическое пространство, в котором действуют страхователи, формирующие спрос на страховые услуги, страховые компании, удовлетворяющие этот спрос и страховые посредники. На рис. Приведена схема организации страхового рынка.

                                                   А

                                                             Г

                                                  

                                                                                 В

                                             Г

  

 Б                                                                                       В

 

А – прямое страхование без участия страхового посредника;

Б – прямое страхование, опосредованное участием страхового посредника;

В – перестрахование;

Г – сострахование.

Страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховых услуг: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; страховщиков, занимающихся перестрахованием; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью.

В настоящее время на страховом рынке Украины действуют в основном «прямые» страховщики. Рынок перестрахования находится на стадии становления.

Страховые компании бывают:

  •  Государственные (в настоящее время в Украине нет ни одной государственной страховой компании.
  •  частные;
  •  смешанные, среди которых особое место занимают кептивные (карманные).

Существует еще и сострахование, представляющее собой вид страхования, при котором определенный объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховыми компаниями.

Продвижением страховых услуг от страховщика к страхователям занимаются страховые посредники. В качестве посредников на страховом рынке выступают страховые агенты и брокеры.

Страховой агент выступает от имени страховщика и уполномочен заключать договоры страхования от его имени, действует на основании соглашения, заключенного между ним и страховщиком.

Страховой брокер – независимое юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на проведение посреднических операций по страхованию, действует от имени и по поручению страхователя или (в перестраховании) от имени и по поручению страховщика.

Покупателями страховых услуг могут быть любые юридические или физические лица. Страховые услуги могут быть представлены на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном).

Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Кроме видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя.

Страховщик, предлагая свои услуги, должен в доступной для страхователя форме показать их экономическую целесообразность и тот выигрыш, который получит потенциальный страхователь, заключив договор страхования. Цена на страховую услугу должна соответствовать возможностям той группы страхователей, для которой она предназначена. Эти задачи страховщиками решаются с помощью страхового маркетинга, т. е. изучения объективных страховых потребностей, формирования спроса путем рекламы.

Деятельность страховых компаний регламентирована рядом нормативных документов, среди которых основным является Закон Украины «О страховании», от 7.03. 1996 г.

Страховой рынок можно классифицировать по следующим признакам:

  1.  По участникам:
    •  рынок страховщиков;
    •  рынок страхователей;
    •  рынок третьих лиц.
  2.  По территориальному размещению:
    •  региональный;
    •  национальный;
    •  международный.
  3.  По отраслям страхования:
    •  имущества;
    •  личного страхования;
    •  ответственности.
  4.  По формам проведения:
    •  добровольный;
    •  обязательный.  

2. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется по трем основным направлениям:

  1.  Правовое;
  2.  Экономическое;
  3.  Социальное.

Правовое регулирование деятельности на страховом рынке – это нормативное упорядочение на страховом рынке. Правовое регулирование деятельности на страховом рынке состоит из двух частей: государственно-правовое регулирование и инстутиционно-правовое регулирование.

Государственно-правовое регулирование деятельности на страховом рынке Украины осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Центральным элементом которой является Кабинет Министров Украины, а непосредственным органом по вопросам надзора за страховой деятельностью – Министерство финансов Украины. В эту систему входят:

НБУ – осуществляет валютное регулирование.

Государственная налоговая администрация Украины – осуществляет налоговое регулирование.

Антимонопольный комитете – антидемпинговая и антимонопольная политика.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – осуществляет надзор за акционерными обществами.

Хозяйственный суд – рассмотрение дел, связанных со спорами в сфере страхования.

Инстутиционно-правовое регулирование деятельности на страховом рынке Украины осуществляется регуляторами-институтами, образованными в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О страховании», а именно: Лига страховых организаций Украины, Моторное (транспортное) страховое бюро, Авиационное страховое бюро, Морское страховое бюро, Ядерный страховой пул.

Государственно-правовое регулирование и инстутиционно-правовое регулирование взаимно дополняют друг-друга, но приоритет сохраняется за первым: оно может делегировать некоторые регулятивные полномочия инстутиционно-правовому регулированию, но не наоборот. Государственно-правовое регулирование является общим, а инстутиционно-правовое – конкретно-обязательным, т.е. обязательным лишь для членов этих объединений.

2. Экономическое регулирование    

  1.  Требование об обязательном лицензировании.

Порядок получения лицензии.

Документы:

  •  заявление;
    •  заверенные копии устава или учредительного договора, протоколы учредительных сборов;
    •  свидетельства о государственной регистрации страховщика как СПД;
    •  свидетельство о регистрации в органах государственной статистики;
    •  справка банка об оплаченном уставном фонде;
    •  справка о финансовом положении учредителей страховщика, подтвержденная аудитором, если страховщик создан в форме полного или командитного общества или общества с дополнительной ответственностью;
    •  правила страхования;
    •  экономическое обоснование запланированной страховой 9перестраховочной )деятельности;
    •  информация об участниках страховщика.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление страховщика о выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 календарных дней со времени получения всех документов. После чего осуществляется регистрация страховщика в государственном реестре.

  1.  Установление минимальных размеров уставного фонда.
  2.  Установление порядка оформления и размещения страховых резервов.
  3.  Регламентирование условий обеспечения платежеспособности страховщика.
  4.  Установление единых тарифов страховых сумм и условий выплат по обязательным видам страхования, а также регулирование отдельных видов тарифов по социально значимым видам добровольного страхования.

3. Социальное регулирование: публичная отчетность (Украина Бизнес).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19948. Качественные представления о двухстадийном диффузионном переносе ГПД. Обзор физических моделей и их сопоставление 47.3 KB
  Обосновать необходимость разработки двухстадийной диффузионной модели миграции ГПД для объяснения полученных экспериментальных результатов. Представить краткий обзор моделей двухстадийного переноса. Рассмотреть систему диффуравнений, условия однозначности и решение стационарной задачи.
19949. Частные случаи решения задачи и их сопоставление с экспериментальными результатами 41.7 KB
  Рассмотреть частные случаи решения задачи и сопоставить их с экспериментальными результатами. Обосновать дополнительные гипотезы о связях между параметрами переноса и необходимость их введения при решении задачи по восстановлению параметров по экспериментальным данным. Представить методику определения энергий активации и предэкпоненциальных членов коэффициентов диффузии.
19950. Связи между параметрами переноса и влияние на них дополнительных гипотез 57.09 KB
  Рассмотреть связи между параметрами переноса и влияние на них дополнительных гипотез. Представить методику определения предэкпонентных членов коэффициентов диффузии. Обосновать желание использовать дополнительные экспериментальные материалы по выходу ГПД в низкотемпературной области. Предложить модель для описания выхода ГПД при низкой температуре. Поставить и решить соответствующую задачу. Сопоставить расчет с экспериментом.
19951. Предположение о равенстве зернограничных параметров переноса в низкотемпературной и высокотемпературной области для образца с (Топливо ВВЭР) 93.93 KB
  Ввести предположение о равенстве зернограничных параметров переноса в низкотемпературной и высокотемпературной области для образца с (Топливо ВВЭР). Рассмотреть связи (аналитическая и графическая форма) между параметрами переноса и влияние на них указанного выше предположения. Представить численные значения параметров переноса и погрешности их восстановления. Сопоставить полученные результаты с данными других авторов.
19952. Результаты экспериментальных исследований влияния деформации ползучести на выход ГПД 59.44 KB
  Познакомить слушателей с результатами экспериментальных исследований влияния деформации ползучести на выход ГПД. Предложить диффузионно-конвективную модель для описания выхода ГПД при наличии пластической деформации. Поставить и решить стационарную задачу. Сопоставить аналитическое решение с экспериментом.
19953. Современный этап развития ядерной энергетики. Реакторы на тепловых и быстрых нейтронах 87.44 KB
  Конкретные пути решения задач, поставленных Президентом, представлены в «Стратегии развития ядерной энергетики России до середины XXI века», принятой Минатомом России в 2000-м году и одобренной Правительством РФ. В последующие годы были разработаны и приняты к исполнению ряд конкретных программ по направлениям. Некоторые из них включают разделы связанные непосредственно с решением проблем экологии и выводом АЭС из эксплуатации, эти задачи обеспечиваются значительной финансовой поддержкой.
19954. Элементы активной зоны ядерного реактора и реакторные испытания 30.76 KB
  Снижение затрат в процессе разработки твэлов удается достигнуть при использовании расчетных программ определения их работоспособности. Использование в программах расчета феноменологических характеристик материалов требует экспериментального исследования последних в режимах, близких к режимам эксплуатации материалов в твэлах. Знание этих характеристик особенно важно для разработчиков твэлов.
19955. Программа комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям 23.73 KB
  Рассмотреть программу комплексной стандартизации методов, облучательных устройств и технических требований к реакторным и стендовым испытаниям. Познакомить слушателей с каталогом и рубрикатором методов радиационных испытаний материалов и изделий ядерной техники в реакторах и защитных камерах и отраслевыми стандартами.
19956. Классификаций реакторных испытаний 28.86 KB
  Любую классификацию, по-видимому, следует рассматривать как, достаточно, подвижную форму упорядочения наших представлений. Именно поэтому ее не следует считать законченной и устоявшейся. К представленной ниже классификации необходимо относиться как к одному из многих возможных вариантов, который может дополняться и уточняться.