32174

Страховой рынок, его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Страховой рынок его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется по трем основным направлениям: Правовое; Экономическое; Социальное.

Русский

2013-09-04

44 KB

16 чел.

4

Тема 4. Страховой рынок, его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности.

  1.  Понятие и структура страхового рынка.
  2.  Государственное регулирование страховой деятельности в Украине.

1. Понятие и структура страхового рынка.

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страхового договора и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке.

Страховой рынок – это особая социально-экономическая структура, а также часть денежного финансового рынка, где продается особый товар «страховое покрытие риска» и где формируется спрос и предложение на него.

Другими словами, страховой рынок представляет собой экономическое пространство, в котором действуют страхователи, формирующие спрос на страховые услуги, страховые компании, удовлетворяющие этот спрос и страховые посредники. На рис. Приведена схема организации страхового рынка.

                                                   А

                                                             Г

                                                  

                                                                                 В

                                             Г

  

 Б                                                                                       В

 

А – прямое страхование без участия страхового посредника;

Б – прямое страхование, опосредованное участием страхового посредника;

В – перестрахование;

Г – сострахование.

Страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховых услуг: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; страховщиков, занимающихся перестрахованием; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью.

В настоящее время на страховом рынке Украины действуют в основном «прямые» страховщики. Рынок перестрахования находится на стадии становления.

Страховые компании бывают:

  •  Государственные (в настоящее время в Украине нет ни одной государственной страховой компании.
  •  частные;
  •  смешанные, среди которых особое место занимают кептивные (карманные).

Существует еще и сострахование, представляющее собой вид страхования, при котором определенный объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховыми компаниями.

Продвижением страховых услуг от страховщика к страхователям занимаются страховые посредники. В качестве посредников на страховом рынке выступают страховые агенты и брокеры.

Страховой агент выступает от имени страховщика и уполномочен заключать договоры страхования от его имени, действует на основании соглашения, заключенного между ним и страховщиком.

Страховой брокер – независимое юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на проведение посреднических операций по страхованию, действует от имени и по поручению страхователя или (в перестраховании) от имени и по поручению страховщика.

Покупателями страховых услуг могут быть любые юридические или физические лица. Страховые услуги могут быть представлены на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном).

Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

Кроме видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя.

Страховщик, предлагая свои услуги, должен в доступной для страхователя форме показать их экономическую целесообразность и тот выигрыш, который получит потенциальный страхователь, заключив договор страхования. Цена на страховую услугу должна соответствовать возможностям той группы страхователей, для которой она предназначена. Эти задачи страховщиками решаются с помощью страхового маркетинга, т. е. изучения объективных страховых потребностей, формирования спроса путем рекламы.

Деятельность страховых компаний регламентирована рядом нормативных документов, среди которых основным является Закон Украины «О страховании», от 7.03. 1996 г.

Страховой рынок можно классифицировать по следующим признакам:

  1.  По участникам:
    •  рынок страховщиков;
    •  рынок страхователей;
    •  рынок третьих лиц.
  2.  По территориальному размещению:
    •  региональный;
    •  национальный;
    •  международный.
  3.  По отраслям страхования:
    •  имущества;
    •  личного страхования;
    •  ответственности.
  4.  По формам проведения:
    •  добровольный;
    •  обязательный.  

2. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется по трем основным направлениям:

  1.  Правовое;
  2.  Экономическое;
  3.  Социальное.

Правовое регулирование деятельности на страховом рынке – это нормативное упорядочение на страховом рынке. Правовое регулирование деятельности на страховом рынке состоит из двух частей: государственно-правовое регулирование и инстутиционно-правовое регулирование.

Государственно-правовое регулирование деятельности на страховом рынке Украины осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Центральным элементом которой является Кабинет Министров Украины, а непосредственным органом по вопросам надзора за страховой деятельностью – Министерство финансов Украины. В эту систему входят:

НБУ – осуществляет валютное регулирование.

Государственная налоговая администрация Украины – осуществляет налоговое регулирование.

Антимонопольный комитете – антидемпинговая и антимонопольная политика.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – осуществляет надзор за акционерными обществами.

Хозяйственный суд – рассмотрение дел, связанных со спорами в сфере страхования.

Инстутиционно-правовое регулирование деятельности на страховом рынке Украины осуществляется регуляторами-институтами, образованными в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О страховании», а именно: Лига страховых организаций Украины, Моторное (транспортное) страховое бюро, Авиационное страховое бюро, Морское страховое бюро, Ядерный страховой пул.

Государственно-правовое регулирование и инстутиционно-правовое регулирование взаимно дополняют друг-друга, но приоритет сохраняется за первым: оно может делегировать некоторые регулятивные полномочия инстутиционно-правовому регулированию, но не наоборот. Государственно-правовое регулирование является общим, а инстутиционно-правовое – конкретно-обязательным, т.е. обязательным лишь для членов этих объединений.

2. Экономическое регулирование    

  1.  Требование об обязательном лицензировании.

Порядок получения лицензии.

Документы:

  •  заявление;
    •  заверенные копии устава или учредительного договора, протоколы учредительных сборов;
    •  свидетельства о государственной регистрации страховщика как СПД;
    •  свидетельство о регистрации в органах государственной статистики;
    •  справка банка об оплаченном уставном фонде;
    •  справка о финансовом положении учредителей страховщика, подтвержденная аудитором, если страховщик создан в форме полного или командитного общества или общества с дополнительной ответственностью;
    •  правила страхования;
    •  экономическое обоснование запланированной страховой 9перестраховочной )деятельности;
    •  информация об участниках страховщика.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление страховщика о выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 календарных дней со времени получения всех документов. После чего осуществляется регистрация страховщика в государственном реестре.

  1.  Установление минимальных размеров уставного фонда.
  2.  Установление порядка оформления и размещения страховых резервов.
  3.  Регламентирование условий обеспечения платежеспособности страховщика.
  4.  Установление единых тарифов страховых сумм и условий выплат по обязательным видам страхования, а также регулирование отдельных видов тарифов по социально значимым видам добровольного страхования.

3. Социальное регулирование: публичная отчетность (Украина Бизнес).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75891. Межнациональные отношения внутри империи. Метрополия и колонии. Сравнительный анализ Российской империи, Австро-Венгрии, Великобритании. «Внутренний колониализм» 18.63 KB
  Сравнительный анализ Российской империи АвстроВенгрии Великобритании. Характер интеграции присоединенных территорий материальные духовные связи метрополии с завоеванными территориями определяют будущее империи. Сравним Британскую Российскую и АвстроВенгерскую империи.
75892. СССР как «империя»: сохранился ли имперский характер государства в советский период? Является ли современная Россия империей 17.35 KB
  Империя: слово и его значения Ливен Д. Российская империя и её враги с XVI века до наших дней. Она расширялась в соперничестве с имперскими континентальными государствами Австрийской и Османской империями на западе Китаем и Северо-Американскими Штатами на востоке.
75893. Неудобные регионы современной России: в чем их специфика, будущее этих регионов в составе России? (анализ одного-двух примеров на выбор семинариста – Кавказ, Сибирь, Крым, Дальний Восток, «крайний север», Калининград и т.п.) 14.13 KB
  Население регионов все активнее пытается привлечь внимание Центра к своим социальноэкономическим и экологическим проблемам; все большее число людей обращают внимание на региональные культурные особенности и проявляют интерес к истории своего края. Предварительные результаты последней переписи населения проведенной в октябре 2010 года свидетельствуют о том что в графе национальность жители ряда регионов указывали новые национальные самоидентификации.
75894. Понятие «центр» - «периферия» в современной России и их границы 15.2 KB
  Результаты многочисленных социологических исследований показывают что такие ощущения присущи населению субъектов РФ вне зависимости от их географического положения и связаны они во-первых с повсеместными представлениями об удаленности интересов и политических решений центра от насущных проблем периферии и во-вторых с уверенностью в том что влиять на центральные интересы и решения фактически невозможно.
75895. Соотношение светской и церковной власти в Древней и Средневековой Руси 14.01 KB
  В Новгородских землях и Смоленских церкви обеспечивались к половине 12 в. К тому же во время феодальной раздробленности авторитет главы церкви значительно вырос. Территориально-административная организация церкви повторяла систему подчинения древнерусских княжеств Киеву один митрополит и несколько.
75896. Сущность российского самодержавия. Когда оно возникло? В чем его отличия от западноевропейских монархий 15.64 KB
  САМОДЕРЖАВИЕ - форма правления, при которой власть всецело и нераздельно принадлежит царю. Идея самодержавия возникла уже в самом замысле крещения Руси, то есть возникновение централизованного государства объединенного единой религией.
75897. Этапы становления и развития представительной власти в России: вече, Земский собор, Государственная Дума 14.92 KB
  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ законосовещательный орган созданный при Александре. СЪЕЗД СОВЕТОВ представительный и законодательный орган в СССР состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ к представительным органам РФ относятся после 1993 г: Федеральное собрание высший представительный орган законодательные органы субъектов РФ органы местного самоуправления.
75898. Советская власть: теория и практика. Ленинская идея Советов и ее реализация 29.69 KB
  К сожалению с принятием Конституции 1936 года указанная определяющая особенность Советской власти была утрачена и с этого времени постепенно начала меняться классовая природа государственной власти. Большинством правящей партии большинством рабочего класса и большинством народа не был осознан советский принцип организации власти как власти формируемой в трудовых коллективах. Советский характер власти был вроде бы юридически закреплен но лишь по форме а не по существу. Организация власти не была увязана с организацией экономической...
75899. Принципиальные изменения в российском конституционном праве в 1990-2000-е гг.: дрейф в сторону авторитаризма 26.58 KB
  Следствием запрета КПСС стало разрушение всей прежней системы власти которая в меньшей степени коснулась низов политического класса но имела самые радикальные последствия для его верхушки. Запрет КПСС вызвал: ликвидацию традиционных институтов советской власти; ликвидацию института номенклатуры с ее порядком подбора и продвижения руководящих кадров для всех сфер жизни общества; передачу полномочий союзных органов власти российским и другие. Вакуум образовавшийся после распада СССР был одновременно и шансом и угрозой для новой власти....