32187

Структура бухгалтерской службы и ее виды

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Факторы влияющие на выбор структуры бухгалтерского аппарата могут быть различными например величина предприятия; специализация предприятия; количество самостоятельных подразделений; объем выполняемых учетных операций; штатный состав; количество центров ответственности и носителей затрат; объем объектов учета. Бухгалтерии крупных и средних организаций имеют более широкий круг объектов учета поэтому возникает необходимость выделить в аппарате бухгалтерии отдельные части. Должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены...

Русский

2013-09-04

39.5 KB

82 чел.

  1.  Структура бухгалтерской службы и ее виды

Исходя из формы организации учета определяется в основном и структура бухгалтерского аппарата.

Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненностъ взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции. Иными словами, под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать деление его на составные части на основе разделения труда, то есть специализации функций отдельных частей или работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий.

Факторы, влияющие на выбор структуры бухгалтерского аппарата могут быть различными, например, величина предприятия; специализация предприятия; количество самостоятельных подразделений; объем выполняемых учетных операций; штатный состав; количество центров ответственности и носителей затрат; объем объектов учета.

Влияние всех вышеперечисленных факторов обуславливает различные варианты организации бухгалтерской службы на предприятии. При этом в зависимости от периодически проходящих организационных изменений на предприятии могут меняться варианты организации бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп.

Бухгалтерии крупных и средних организаций имеют более широкий круг объектов учета, поэтому возникает необходимость выделить в аппарате бухгалтерии отдельные части. Как правило, такое деление производят по главным участкам работы бухгалтерии. Должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены, исходя из степени их загруженности, средств и каналов передачи учетных данных.

Различают четыре вида разделения труда учетного персонала: предметный, линейный, вертикальный и функциональный. В соответствии с таким разделением труда выделяют четыре вида бухгалтерских служб.

Предметный вариант организации бухгалтерской службы предполагает распределение документов в соответствии с названиями отделов: расчетный отдел; отдел сбыта; производственный отдел; общий отдел; материальный отдел.

Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе счетов, исходя из их экономической однородности. Например, расчетный отдел занимается учетом расчетов на счетах 68, 69, 70, 73, 76.

Предметный подход распространен на государственных предприятиях, а также средних и крупных акционерных обществах, где за каждым работником закрепляется весь комплекс учетных работ по балансовому счету. Этому подходу присуща специализация работников по отдельным операциям: приемка, обработка документов, их сводка, запись в учетные регистры. При этом операции по нескольким счетам каждый работник может выполнять отдельно.

Линейный вариант (иерархическая) организации бухгалтерской службы наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс осуществляется так называемыми «учетными группами». Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали (предметно-штабная) создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

Функциональный вариант предусматривает выполнение каждым работником или определенной частью аппарата однородных совокупностей функций либо операций. Например, один работник (или группа работников) принимает и проверяет первичные документы, второй исчисляет по этим документам заработную плату, третий составляет учетные регистры и т. д.

Как и любое структурное подразделение организации, бухгалтерская служба должна реализовать определенные функции. Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо следуют из задач бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

- ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и других нормативных правовых актов в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

- организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; для осуществления предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров действующему законодательству;

- оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

- обособленной функцией бухгалтерской службы является составление рабочего плана счетов. Рабочий план является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается он на основе действующего типового Плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются предприятием исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Бухгалтерская служба наделена обязанностями, в перечень которых входит:

- контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов;

- обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования;

- формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс;

- начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям;

- своевременное проведение расчетов с налоговыми органами;

- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

- участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;

- широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;

- составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности;

- хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Таким образом, бухгалтерская служба это структурное подразделение организации организованное на предприятии в соответствии с принятой формой организации бухгалтерского учета на предприятии, а также в соответствии с принятым видом разделения труда и наделенная определенными задачами, функциями и объемом обязанностей.

Вся работа бухгалтерии должна строиться с использованием принципов научной организации труда, которая основывается на достижениях науки об управлении, обобщении и распространении передового опыта учета и деятельности бухгалтерского аппарата, наилучшем использовании вычислительной и организационной техники, повышении производительности труда, достижении наилучших результатов при наименьших затратах труда.

Немаловажное значение имеет применение в работе бухгалтерии принципов организации управленческого труда, включая: непрерывность и ритмичность в работе, культуру труда, создание здоровой моральной атмосферы в коллективе, воспитание гордости за бухгалтерскую профессию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17939. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 119 KB
  2. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 2.1. Лексичне значення слова 2.2. Однозначні і багатозначні слова 2.3. Пряме і переносне значення слова 2.4. Омонімія синонімія антонімія паронімія 2.5. Стилістична диференціація слова 2.6. Фразео
17940. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 54 KB
  3. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 3.1. Морфемна структура слова 3.2. Способи словотвору 3.3. Запитання і завдання для самоперевірки 3.1. Морфемна структура слова Кожна одиниця мови має свою структуру. Структура слова є системою взаємопов'язаних і співвідносн
17941. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 440 KB
  4. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 4.1. Частини мови принципи їх виділення 4.2. Іменник 4.3. Прикметник 4.4. Числівник 4.5. Займенник 4.6. Дієслово 4.7. Прислівник 4.8. Службові частини мови 4.9. Вигук 4.10. Запитання і завдання для самоперевірки 4.1. Частини мови прин...
17942. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 187 KB
  5. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 5.1. Словосполучення сполучення слів 5.2. Поняття про речення5.3. Просте речення5.4. Складне речення5.5. Складносурядне речення5.6. Складнопідрядне речення5.7. Безсполучникове речення5.8. Складні синтаксичні конструкції5.9. Синтаксичні особ
17943. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 42 KB
  6. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 6.1. Соціальна функція писемного і усного ділового мовлення6.2. Монологічне і діалогічне ділове мовлення6.3. Особливості писемного ділового мовлення6.4. Особливості усного ділового мовлення6.5. Запитання і завдання для само
17944. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 49 KB
  7. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 7.1. Справочинство і його складові частини7.2. Визначення документу. Роль документу у діловій сфері7.3. Класифікація документів за різними ознаками7.4. Запитання і завдання для самоперевірки 7.1. Справочинство і його ск...
17945. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 64 KB
  8. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 8.1. Сучасні вимоги до мови документів8.2. Документи з низьким і високим рівнем стандартизації8.3. Реквізити управлінських документів8.4. Вимоги до мови документів8.5. Запитання і завдання для самоперевірки 8.1. Сучасні вимоги до докуме...
17946. ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ 85 KB
  ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ. Організаційно-розпорядчі документи. Довідковоінформаційні документи. Документування з кадрових питань. Особисті офіційні документи. Запитання і завдання для самоперевірки. Організаційно-розпорядчі документ
17947. СПЕЦІАЛІЗОВАНЕ ДОКУМЕНТУВАННЯ 85 KB
  10. СПЕЦІАЛІЗОВАНЕ ДОКУМЕНТУВАННЯ 10.1. Документи з господарської діяльності10.2. Документи з господарськопретензійної діяльності10.3. Система обліковофінансової документації10.4. Документи в банківській діяльності10.5. Документація в рекламній та видавничої діяльності10.6. З