32189

Способы фиксации результатов осмотров места происшествия

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Способы фиксации результатов осмотров места происшествия. Осмотр места происшествия это неотложное следственное действие заключающееся в непосредственном восприятии исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия относящихся к делу следов и объектов их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события механизма преступления и отдельных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Осмотр места происшествия как часть процесса расследования связан не только с...

Русский

2013-09-04

34 KB

13 чел.

Способы фиксации результатов осмотров места происшествия.

Осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии, исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия, относящихся к делу следов и объектов, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события, механизма преступления и отдельных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Осмотр места происшествия как часть процесса расследования связан не только с выявлением фактических данных, имеющих отношение к исследуемому событию, но также и с их фиксацией. Закрепление обнаруженных данных при осмотре имеет две стороны: криминалистическую и процессуальную. Оно должно производиться на высоком научно-техническом уровне при строжайшем соблюдении норм уголовно-процессуального закона.

Фиксация результатов осмотра места происшествия может осуществляться несколькими способами:

1) составление протокола осмотра места происшествия;

2) производство фотографических снимков;

3) изъятие различных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств;

4) изготовление копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке;

5) вычерчивание планов и схем места происшествия;

6) различного рода измерения;

7) зарисовка.

Первым, с точки зрения последовательности, применяется такой способ фиксации обстановки происшествия, как фотосъемка.

Результаты осмотра места происшествия могут быть зафиксированы не только фотографическим путем, но и графическим, т. е. посредством составления планов, схем, чертежей и т. д. Современная техническая оснащенность органов следствия и дознания предоставляет все возможности для применения такого способа фиксации.

Значение плана места происшествия очень велико, особенно когда необходимо зафиксировать различные расстояния и взаиморасположение объектов осмотра. Присущая графическому плану ясность на снимке не достигается. Замена графического плана фотографической съемкой возможна, но только при условии фотографирования в плане, т. е. сверху, в заранее известном масштабе. Планы, составляемые на месте происшествия, в зависимости от места, где произошло исследуемое событие, можно разграничить на два вида: план открытой местности и план помещений. В зависимости от того, соблюдался ли при вычерчивании масштаб, планы делятся на масштабные и схематические.

Изготовление копий в виде слепков и отпечатков на следовой пленке особое значение приобретает при обнаружении на месте происшествия следов ног, пальцев рук и т. д.; зарисовка - при необходимости точно зафиксировать конфигурацию объектов.

Все указанные способы являются лишь вспомогательными, дополняющими, протокол осмотра места происшествия, который является основным обязательным средством фиксации.

Протокол осмотра места происшествия - основной процессуальный документ, отражающий ход и результаты этого следственного действия и служащий доказательством. В протоколе описываются все действия следователя, используемые методы и научно-технические средства, а равно все обнаруженное в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. В протоколе перечисляется и описывается также все изъятое при осмотре.

Протокол осмотра места происшествия состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

В вводной части протокола указывается:

- время производства осмотра: год, месяц, число, время начала и окончания осмотра;

- должность, звание, ФИО лица, производившего осмотр;

- повод к производству осмотра, характер происшествия;

- должность, звание, ФИО специалистов, принимавших участие в осмотре;

- ФИО понятых и их адрес;

- ФИО других лиц, принимавших участие в осмотре, а в случае необходимости - их адрес;

- статьи УПК, в соответствии с которыми производился осмотр и составлен протокол;

- место производства осмотра и составления протокола (адрес, координаты);

- условия, в которых производился осмотр (метеорологическая обстановка, освещенность);

- указание на то, что понятым разъяснены их прав и обязанности в соответствии со ст. 135 УПК, а специалисту- его права и обязанности и что он предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей.

В описательной части указывается:

- характеристика, местонахождение и границы осматриваемой территории, помещения;

- возможные пути подхода и ухода;

- взаиморасположение участков и помещений;

- характеристика обстановки и отдельных ее частей, предметов, следов, места их обнаружения, их положение, размеры, состояние, особенности, способы и средства, используемые для их обнаружения и исследования;

- особые обстоятельства, характерные для данной обстановки.

Заключительная часть содержит:

- указание на составление планов, схем, рисунков;

- перечень изъятых при осмотре объектов с указанием, куда они направлены или переданы на хранение;

- указание, с каких следов и каким способом, с применением каких технических средств изготовлены слепки, оттиски и иные копии;

- указание на применение при осмотре фото- и киносъемки, а также звукозаписи. При этом отмечается наименование объекта съемки, модель аппарата, марка объектива, вид освещения, название и чувствительность фото (кино)- пленки, марка светофильтра, способ съемки, применительно к киносъемке и звукозаписи указывается скорость съемки или записи;

- указание на то, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвовавшие в производстве осмотра;

- замечания и заявления понятых и других лиц, относящиеся к проведению осмотра, и принятые по ним решения;

- указание на то, что протокол зачитан лицам, участвовавшим в осмотре;

- подписи следователя, понятых и других лиц, участвовавших в осмотре.

Выводы, заключения, предположения следователя остаются за рамками протокола. Не заносятся в протокол и сообщения лиц о произведенных до прибытия следователя изменениях обстановки. Такие сообщения могут быть проверены путем проведения допросов, экспериментов пли иных следственных действий и оформляются самостоятельными протоколами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81112. Написание слов с удвоенными буквами в корне 46.5 KB
  Учить учащихся произносить и правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова; развивать поисково-познавательную активность и самостоятельность детей; путем наблюдения над словом вывести что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами...
81113. Письмове додавання трицифрових чисел з переходом через розряд. Легенди про весняні квіти 37 KB
  Мета: пояснити прийом додавання трицифрових чисел з переходом через десяток; опрацювати складання задачі за коротким записом; вдосконалювати обчислювальні навички; розширити знання дітей про легенди. Обладнання: картки для усних обчислень, демонстраційні слайди, індивідуальні картки, маршрутна карта.
81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.
81115. Пізнай себе. Характер і здоров’я 36 KB
  Мета уроку: сформувати уявлення про якості особистості; сприяти пізнанню себе, своїх внутрішніх характеристик; виховувати бажання самовдосконалюватися; розвивати вміння контролювати свої емоції; навчитися виховувати позитивні риси характеру і вміння стримувати негативні.
81116. Places of interest in London 57.5 KB
  London is the capital of Great Britain. It is one of the most interesting places in the world. About eight million people live here. There is a big river in London – Thames. There are lots of Bridges over the river. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old.
81117. Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ. Буквы Ш, ш 946 KB
  Цели: познакомить с согласным звуком и буквами, активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, внимание, память, фонематический слух, познавательную активность. Воспитывать положительные черты личности.
81118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на зведення до одиниці 29.38 KB
  Мета. Засвоїти таблицю множення числа 8, удосконалювати вміння розв’язувати задачі на зведення до одиниці, розвивати логічне мислення, увагу, виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: таблиці для усної лічби, малюнки овочів.
81119. Корисні копалини в рідному краї 56.5 KB
  Діти а чи вмієти ви правильно сидіти за партою Покажіть мені як же потрібно сидіти за партою. Діти давайте перевіримо чи всі готові до нашого уроку Для уроку нам знадобляться підручник з природознавства зошит ручка олівець.
81120. Здоров’я дитини – радість родини 46 KB
  Мета. Ознайомити з поняттям здоров’я, здорові діти - радість родини. Розвивати у дітей активну життєву позицію, бажання бути здоровим: займатися фізкультурою, дотримуватися чистоти, гартувати своє тіло. Виховувати охайність.