32195

Тактика задержания и личного обыска

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тактика задержания и личного обыска Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо подозреваемое в совершении преступления доставить и водворить в изолятор временного содержания. Подготовка к задержанию и аресту включает в себя: 1 изучение лица подлежащего задержанию и аресту; 2 определение времени и места задержания; 3 решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания; 4 определение обязанностей участников задержания какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до...

Русский

2013-09-04

33 KB

22 чел.

Тактика задержания и личного обыска

Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо, подозреваемое в совершении преступления, доставить и водворить в изолятор временного содержания.

Подготовка к задержанию и аресту включает в себя:

1) изучение лица, подлежащего задержанию и аресту;

2) определение времени и места задержания;

3) решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания;

4) определение обязанностей участников задержания, какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до, в момент и после задержания;

5) инструктаж участников задержания;

6) оснащение участников задержания необходимыми техническими средствами, средствами индивидуальной защиты и т. п.

Тактические приемы задержания

Успех при задержании обусловлен конспиративностью подготовки к нему, четкой организацией и внезапностью.

Участники задержания скрытно, приближаясь к задерживаемому, вступают в непосредственный контакт под видом прохожих, обращающихся с каким-либо вопросом, предложением, просьбой и т. п. Затем следует внезапный и решительный захват, ограничивается свобода действий, блокируются попытки оказать сопротивление, бежать, избавиться от каких-либо предметов или документов. Судя по обстоятельствам, могут потребоваться меры, предупреждающие покушение на самоубийство. Обеспечивается надежная изоляция задержанного от окружающих и немедленное водворение его в спецтранспорт.

Действия оперативной группы должны быть так спланированы и осуществлены, чтобы не пострадали посторонние лица, чтобы задерживаемый не смог захватить заложника.

Значительно сложнее задержать подозреваемого в помещении. Задача группы захвата скрытно проникнуть туда через неизвестные задерживаемому входы или с помощью лиц, которые не вызывают у задерживаемого подозрений. Когда преступник отказывается открыть дверь, то, учитывая его психическое напряжение и возможность импульсивных действий, следует вступить с ним в переговоры, убедить в бессмысленности занятой позиции. Если переговоры не достигнут цели, могут быть применены специальные химические средства, преграды взламываются и группа осуществляет захват.

Как правило, лицо подвергается личному обыску на месте задержания. Если тщательный обыск в данной ситуации невозможен, в любом случае должны быть изъяты оружие и иные средства нападения, личные документы и предметы, находящиеся в одежде задержанного. При этом следует предусмотреть возможность сопротивления или внезапного нападения со стороны обыскиваемого. Поэтому личный обыск, как правило, проводится двумя сотрудниками, один из которых производит поиск и изъятие искомых предметов или документов, а другой внимательно следит за поведением обыскиваемого, не допуская возможности использования имеющегося у него оружия, передачи обнаруженных предметов другим лицам или иных попыток избавиться от них.

Личный обыск проводится в два этапа. Первый этап носит предварительный характер: следователь должен обезоружить обыскиваемого, предложить встать лицом к стене (или автомобилю) и поднять руки вверх, прощупать одежду, проверить карманы, изъять предметы, которыми можно нанести повреждения, – оружие, нож, ключи, бритву, табак, порошки, которыми можно засыпать глаза, а также лишить преступника средств самоубийства (яды и т.д.). Надо иметь в виду, что оружие может храниться во многих сопутствующих предметах (трость, радиотехнические устройства и др.). Второй этап обыска заключается в тщательном обследовании головного убора, одежды, белья, обуви и иных носильных вещей (мундштук, портсигар, предметы личной гигиены, бумажник и т.д.).

В органе дознания (изоляторе временного содержания) составляется протокол задержания. В протоколе отражаются сведения о личности задержанного, его психическом и физическом состоянии, признаках алкогольного или наркотического опьянения, его одежде, обуви, предметах, бывших при нем или в его одежде, повреждениях тела и одежды. В протоколе описываются обстоятельства задержания, поведение задержанного в ходе этой операции, отмечаются его попытки избавиться от тех или иных объектов (выбросить, проглотить, уничтожить), совершить побег и т. п.

Для личного обыска выделяется отдельное помещение, из которого удаляются все посторонние. Тактически оправданно проводить личный обыск сверху вниз и от носильных вещей к телу человека. При осмотре одежды исследуются швы, подкладка, пуговицы, клапаны, капюшоны, знаки фирмы-изготовителя, утолщения и заплатки на одежде, нарукавные знаки и др. Распарывать швы или другие части одежды следует лишь в том случае, когда есть уверенность в том, что там спрятаны искомые объекты. При осмотре обуви нужно проверить, не спрятаны ли разыскиваемые предметы под стелькой, подкладкой, внутри каблука, под заплатками и другими следами ремонта. При личном обыске можно обнаружить также следы пребывания обыскиваемого на месте происшествия (частицы грунта и другие вещества), а также следы преступных действий, следы крови, специфической пыли при взломе сейфов, психотропные вещества, которые могут храниться в волосах, между пальцами ног.

Как правило, перед водворением задержанного в камеру он должен быть допрошен. Ему сообщают об основаниях задержания, разъясняют его права. Задержанный может быть подвергнут освидетельствованию, его одежда осмотру; об этих следственных действиях составляются отдельные протоколы.

Не позднее 24 часов о задержании письменно уведомляется надзирающий прокурор. О задержании осведомляются и члены семьи или иные близкие задержанному лица.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59146. Поетизація римської доблесті, патріотичного служіння державі, величі Риму як провідні настанови й основний пафос поеми 362.5 KB
  Мета: узагальнити знання про римську культуру та літературу, перевірити знання біографії Вергілія, проаналізувати уривок із 6-ї книги Енеїди, розвивати вміння порівнювати та виділяти головне, за допомогою мистецтвознавчої паралелі дати характеристику головному герою...
59147. Ідеологія тоталітарного режиму очима Довженка. Щоденник - звинувачувальний документ системі 29.5 KB
  Довженко і саме своїм Щоденником зробив першу досить вдалу спробу становити в нашому національному телескопі головне дзеркало на місце усунути в ньому бодай найбільші дефекти. Клас ділиться на дві групи кожна з яких має змогу представити ворогуючі політичн...
59148. Правда, обпалена війною... (Аналіз кіноповісті Україна в огні) 28 KB
  Мета: ознайомити учнів зі змістом кіноповісті проаналізувати твір; закріпити вивчене про кіноповість характеротворення поетику; розвивати творчу уяву і аналітичне мислення; виховувати національну гідність.
59150. Написання рядкової літери н (ен), складів, слів із нею 30.5 KB
  Мета: Вчити учнів писати малу букву н, склади та слова з нею; розвивати вміння правильно розміщувати букви на рядках, закріплювати знання назв елементів букв, виховувати у дітей увагу, старанність, спостережливість.
59151. Уроки з розвитку звязного мовлення. А вже весна, а вже красна... 58.5 KB
  Як правило на цих уроках більше говорить учитель навчаючи дітей переказувати а учні слухають як це робити. Учитель при необхідності коректує відповіді допомагає та згадує батьків тих учнів які працюють у журналістиці акцентуючи увагу на тому що робить спеціаліст кожного профілю.
59152. Козацькі забави. Уроки з фізичної культури 75.5 KB
  Вихідне положення руки зчеплені внизу 12 руки вгору піднятися на носки і потягнутися 34 опускаючи руки через сторони повернутися у вихідне положення. Вихідне положення ноги нарізно руки на пояс 1 нахил вправо з одночасним поворотом тулуба вправо 2 вихідне положення 34 те ж але в іншу сторону.
59153. Якими є моральні норми і правила співжиття у людському суспільстві 61 KB
  Хід: Звучить п’єса Боккерині Менует Вчитель: Ми з вами діти живемо в оточенні інших людей і нам не байдуже те як вони відносяться до нас. Вчитель: До питань співіснування в суспільстві зверталися ще в Стародавній Греції.