32195

Тактика задержания и личного обыска

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тактика задержания и личного обыска Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо подозреваемое в совершении преступления доставить и водворить в изолятор временного содержания. Подготовка к задержанию и аресту включает в себя: 1 изучение лица подлежащего задержанию и аресту; 2 определение времени и места задержания; 3 решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания; 4 определение обязанностей участников задержания какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до...

Русский

2013-09-04

33 KB

24 чел.

Тактика задержания и личного обыска

Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо, подозреваемое в совершении преступления, доставить и водворить в изолятор временного содержания.

Подготовка к задержанию и аресту включает в себя:

1) изучение лица, подлежащего задержанию и аресту;

2) определение времени и места задержания;

3) решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания;

4) определение обязанностей участников задержания, какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до, в момент и после задержания;

5) инструктаж участников задержания;

6) оснащение участников задержания необходимыми техническими средствами, средствами индивидуальной защиты и т. п.

Тактические приемы задержания

Успех при задержании обусловлен конспиративностью подготовки к нему, четкой организацией и внезапностью.

Участники задержания скрытно, приближаясь к задерживаемому, вступают в непосредственный контакт под видом прохожих, обращающихся с каким-либо вопросом, предложением, просьбой и т. п. Затем следует внезапный и решительный захват, ограничивается свобода действий, блокируются попытки оказать сопротивление, бежать, избавиться от каких-либо предметов или документов. Судя по обстоятельствам, могут потребоваться меры, предупреждающие покушение на самоубийство. Обеспечивается надежная изоляция задержанного от окружающих и немедленное водворение его в спецтранспорт.

Действия оперативной группы должны быть так спланированы и осуществлены, чтобы не пострадали посторонние лица, чтобы задерживаемый не смог захватить заложника.

Значительно сложнее задержать подозреваемого в помещении. Задача группы захвата скрытно проникнуть туда через неизвестные задерживаемому входы или с помощью лиц, которые не вызывают у задерживаемого подозрений. Когда преступник отказывается открыть дверь, то, учитывая его психическое напряжение и возможность импульсивных действий, следует вступить с ним в переговоры, убедить в бессмысленности занятой позиции. Если переговоры не достигнут цели, могут быть применены специальные химические средства, преграды взламываются и группа осуществляет захват.

Как правило, лицо подвергается личному обыску на месте задержания. Если тщательный обыск в данной ситуации невозможен, в любом случае должны быть изъяты оружие и иные средства нападения, личные документы и предметы, находящиеся в одежде задержанного. При этом следует предусмотреть возможность сопротивления или внезапного нападения со стороны обыскиваемого. Поэтому личный обыск, как правило, проводится двумя сотрудниками, один из которых производит поиск и изъятие искомых предметов или документов, а другой внимательно следит за поведением обыскиваемого, не допуская возможности использования имеющегося у него оружия, передачи обнаруженных предметов другим лицам или иных попыток избавиться от них.

Личный обыск проводится в два этапа. Первый этап носит предварительный характер: следователь должен обезоружить обыскиваемого, предложить встать лицом к стене (или автомобилю) и поднять руки вверх, прощупать одежду, проверить карманы, изъять предметы, которыми можно нанести повреждения, – оружие, нож, ключи, бритву, табак, порошки, которыми можно засыпать глаза, а также лишить преступника средств самоубийства (яды и т.д.). Надо иметь в виду, что оружие может храниться во многих сопутствующих предметах (трость, радиотехнические устройства и др.). Второй этап обыска заключается в тщательном обследовании головного убора, одежды, белья, обуви и иных носильных вещей (мундштук, портсигар, предметы личной гигиены, бумажник и т.д.).

В органе дознания (изоляторе временного содержания) составляется протокол задержания. В протоколе отражаются сведения о личности задержанного, его психическом и физическом состоянии, признаках алкогольного или наркотического опьянения, его одежде, обуви, предметах, бывших при нем или в его одежде, повреждениях тела и одежды. В протоколе описываются обстоятельства задержания, поведение задержанного в ходе этой операции, отмечаются его попытки избавиться от тех или иных объектов (выбросить, проглотить, уничтожить), совершить побег и т. п.

Для личного обыска выделяется отдельное помещение, из которого удаляются все посторонние. Тактически оправданно проводить личный обыск сверху вниз и от носильных вещей к телу человека. При осмотре одежды исследуются швы, подкладка, пуговицы, клапаны, капюшоны, знаки фирмы-изготовителя, утолщения и заплатки на одежде, нарукавные знаки и др. Распарывать швы или другие части одежды следует лишь в том случае, когда есть уверенность в том, что там спрятаны искомые объекты. При осмотре обуви нужно проверить, не спрятаны ли разыскиваемые предметы под стелькой, подкладкой, внутри каблука, под заплатками и другими следами ремонта. При личном обыске можно обнаружить также следы пребывания обыскиваемого на месте происшествия (частицы грунта и другие вещества), а также следы преступных действий, следы крови, специфической пыли при взломе сейфов, психотропные вещества, которые могут храниться в волосах, между пальцами ног.

Как правило, перед водворением задержанного в камеру он должен быть допрошен. Ему сообщают об основаниях задержания, разъясняют его права. Задержанный может быть подвергнут освидетельствованию, его одежда осмотру; об этих следственных действиях составляются отдельные протоколы.

Не позднее 24 часов о задержании письменно уведомляется надзирающий прокурор. О задержании осведомляются и члены семьи или иные близкие задержанному лица.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55661. Впровадження інноваційних технологій в навчальний процес 87 KB
  У перекладі з грецької мови інновація означає оновлення новизна зміна. Батишев вважає що інновація є комплексним процесом створення розповсюдження та використання нового практичного засобу в галузі техніки технології педагогіки наукових досліджень Інновація в освіті необхідна...
55662. В земле наши корни 76 KB
  Родители моих учеников выращивают хлеб это чудо земли которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но к сожалению приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий.
55663. Будем вечно прославлять женщину, чье имя - Мать! 76.5 KB
  Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить великое, загадочное чувство - любовь к женщине. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, посвященных женщине.
55664. Хай дитина знає кожна жартувать з вогнем не можна 45 KB
  Учень Вогонь дає тепло та світло І затишок приносить в дім. Але уважним треба бути Тоді вогонь добро несе. Учитель Напевне ви вже здогадалися що сьогодні ми поговоримо про вогонь який для кожного з нас може бути і другом і ворогом. Поміркуйте коли вогонь наш друзігріває нас наше житло слугує в побуті та виробництві.
55665. Будителі національного відродження в Західній Україні 201.5 KB
  Саме томуальманах став маніфестом національного відродження і засвідчив початок нової літератури на західноукраїнських землях. Пресконференція на тему Будителі національного відродження в Західній Україні Завдання нашої конференції...
55666. Подорож до країни Ввічливості та Доброти 49 KB
  Вступна бесіда Діти сьогодні на вас чекає подорож до Країни Ввічливості та Доброти. Діти послухайте яка пригода сталась з одним неввічливим хлопчиком.
55667. Адаптація дитини стосовно розлучення батьків (методичні рекомендації щодо організації психологічної допомоги дітям, батьки яких розлучилися) 81.5 KB
  У деяких батьків саме з нього починається новий виток ворожнечі та взаємного звинувачення в очах власних дітей які стають жертвами батьківських маніпуляцій. Враховуючи що дитина пізнає світ через батьків...
55669. Робота з обдарованими дітьми, спрямована на розвиток академічної обдарованості молоді 190 KB
  У Державній національній програмі Освіта Україна XXI століття серед пріоритетних напрямків реформування шкільної освіти визначено: своєчасне виявлення ранньої обдарованості забезпечення умов для розвитку талановитих дітей а також удосконалення...