32195

Тактика задержания и личного обыска

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тактика задержания и личного обыска Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо подозреваемое в совершении преступления доставить и водворить в изолятор временного содержания. Подготовка к задержанию и аресту включает в себя: 1 изучение лица подлежащего задержанию и аресту; 2 определение времени и места задержания; 3 решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания; 4 определение обязанностей участников задержания какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до...

Русский

2013-09-04

33 KB

21 чел.

Тактика задержания и личного обыска

Задержание это неотложное следственное действие с целью захватить лицо, подозреваемое в совершении преступления, доставить и водворить в изолятор временного содержания.

Подготовка к задержанию и аресту включает в себя:

1) изучение лица, подлежащего задержанию и аресту;

2) определение времени и места задержания;

3) решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания;

4) определение обязанностей участников задержания, какие действия и в какой последовательности им надлежит совершать до, в момент и после задержания;

5) инструктаж участников задержания;

6) оснащение участников задержания необходимыми техническими средствами, средствами индивидуальной защиты и т. п.

Тактические приемы задержания

Успех при задержании обусловлен конспиративностью подготовки к нему, четкой организацией и внезапностью.

Участники задержания скрытно, приближаясь к задерживаемому, вступают в непосредственный контакт под видом прохожих, обращающихся с каким-либо вопросом, предложением, просьбой и т. п. Затем следует внезапный и решительный захват, ограничивается свобода действий, блокируются попытки оказать сопротивление, бежать, избавиться от каких-либо предметов или документов. Судя по обстоятельствам, могут потребоваться меры, предупреждающие покушение на самоубийство. Обеспечивается надежная изоляция задержанного от окружающих и немедленное водворение его в спецтранспорт.

Действия оперативной группы должны быть так спланированы и осуществлены, чтобы не пострадали посторонние лица, чтобы задерживаемый не смог захватить заложника.

Значительно сложнее задержать подозреваемого в помещении. Задача группы захвата скрытно проникнуть туда через неизвестные задерживаемому входы или с помощью лиц, которые не вызывают у задерживаемого подозрений. Когда преступник отказывается открыть дверь, то, учитывая его психическое напряжение и возможность импульсивных действий, следует вступить с ним в переговоры, убедить в бессмысленности занятой позиции. Если переговоры не достигнут цели, могут быть применены специальные химические средства, преграды взламываются и группа осуществляет захват.

Как правило, лицо подвергается личному обыску на месте задержания. Если тщательный обыск в данной ситуации невозможен, в любом случае должны быть изъяты оружие и иные средства нападения, личные документы и предметы, находящиеся в одежде задержанного. При этом следует предусмотреть возможность сопротивления или внезапного нападения со стороны обыскиваемого. Поэтому личный обыск, как правило, проводится двумя сотрудниками, один из которых производит поиск и изъятие искомых предметов или документов, а другой внимательно следит за поведением обыскиваемого, не допуская возможности использования имеющегося у него оружия, передачи обнаруженных предметов другим лицам или иных попыток избавиться от них.

Личный обыск проводится в два этапа. Первый этап носит предварительный характер: следователь должен обезоружить обыскиваемого, предложить встать лицом к стене (или автомобилю) и поднять руки вверх, прощупать одежду, проверить карманы, изъять предметы, которыми можно нанести повреждения, – оружие, нож, ключи, бритву, табак, порошки, которыми можно засыпать глаза, а также лишить преступника средств самоубийства (яды и т.д.). Надо иметь в виду, что оружие может храниться во многих сопутствующих предметах (трость, радиотехнические устройства и др.). Второй этап обыска заключается в тщательном обследовании головного убора, одежды, белья, обуви и иных носильных вещей (мундштук, портсигар, предметы личной гигиены, бумажник и т.д.).

В органе дознания (изоляторе временного содержания) составляется протокол задержания. В протоколе отражаются сведения о личности задержанного, его психическом и физическом состоянии, признаках алкогольного или наркотического опьянения, его одежде, обуви, предметах, бывших при нем или в его одежде, повреждениях тела и одежды. В протоколе описываются обстоятельства задержания, поведение задержанного в ходе этой операции, отмечаются его попытки избавиться от тех или иных объектов (выбросить, проглотить, уничтожить), совершить побег и т. п.

Для личного обыска выделяется отдельное помещение, из которого удаляются все посторонние. Тактически оправданно проводить личный обыск сверху вниз и от носильных вещей к телу человека. При осмотре одежды исследуются швы, подкладка, пуговицы, клапаны, капюшоны, знаки фирмы-изготовителя, утолщения и заплатки на одежде, нарукавные знаки и др. Распарывать швы или другие части одежды следует лишь в том случае, когда есть уверенность в том, что там спрятаны искомые объекты. При осмотре обуви нужно проверить, не спрятаны ли разыскиваемые предметы под стелькой, подкладкой, внутри каблука, под заплатками и другими следами ремонта. При личном обыске можно обнаружить также следы пребывания обыскиваемого на месте происшествия (частицы грунта и другие вещества), а также следы преступных действий, следы крови, специфической пыли при взломе сейфов, психотропные вещества, которые могут храниться в волосах, между пальцами ног.

Как правило, перед водворением задержанного в камеру он должен быть допрошен. Ему сообщают об основаниях задержания, разъясняют его права. Задержанный может быть подвергнут освидетельствованию, его одежда осмотру; об этих следственных действиях составляются отдельные протоколы.

Не позднее 24 часов о задержании письменно уведомляется надзирающий прокурор. О задержании осведомляются и члены семьи или иные близкие задержанному лица.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61684. Генетическая связь между классами неорганических веществ 16.78 KB
  Цель урока: Выполнение опытов демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. Задачи урока: Образовательные: формирование у учащихся знаний позволяющих выявить чёткие различия между основными классами неорганических веществ...
61685. Олег Кургузов «Сухопутный или морской» 15.8 KB
  Цель: Рассмотреть как автор О. Выяснить главную мысль рассказа Сухопутный или морской 2. морской котик морская свинка морской конек морской еж. Рассказ с которым мы сегодня познакомимся называется Сухопутный или морской...
61686. В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница» 218.13 KB
  Цель: познакомить учащихся с новой сказкой, жизнью и творчеством В. М. Гаршина. Задачи: - развивающие: развить память, речь, мышление, навык чтения. - обучающие: учить правильно выражать свои мысли, учить правильно работать с учебником.
61687. Конспект урока по лёгкой атлетике. Бег на средние дистанции 23.34 KB
  Задачи урока: 1. Обучить технике высокого старта и стартового разгона. 2. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм. 3. Развивать быстроту, координацию, силу.
61688. Деление двузначных чисел на двузначные 24.34 KB
  Содержание учебных заданий: задание для создания проблемной ситуации на мультимедийной презентации задание в учебнике и задание на странице 26 в тетради на печатной основе.
61689. Вычитание «круглых» сотен 17.54 KB
  Цели: Изучить приемы вычитания круглых сотен. Мы учились складывать сотни. Тема урока Давайте вспомним как можно складывать сотни А теперь давайте узнаем как можно вычитать сотни 7 сот.
61690. Нахождение доли от числа 21 KB
  Цели и задачи урока: - учить находить долю от числа - тренироваться в чтении сравнении долей - тренировать навыки решения текстовых задач - развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес...
61691. Умножение суммы на число 58.49 KB
  Формирование у обучающихся представлений по теме данного урока «Умножение суммы на число». Совершенствование навыков разложения числа по разрядам. Владение системой знаний и понятий отдельных математических разделов...
61692. Скорость, время, расстояние 27.16 KB
  Цель: Закрепление полученных знаний о данных математических величинах и способах их нахождения. Задачи: 1) Образовательные: Закрепить знания о величинах, сформировать вычислительные навыки...