32207

Источники информации и тактические основы розыска преступников

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Источники инфции и тактич основы розыска престков. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов представляющих интерес для расследования. Следователь информирует работников патрульнопостовой службы ГИБДД участковых инспекторов сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города на территории которого ведется розыск об индивидуальноопределенных признаках объектов розыска. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий учреждений организаций...

Русский

2013-09-04

44.5 KB

7 чел.

39. Источники инф-ции и тактич основы розыска прест-ков.

Сл д-я – допрос родв, соседей, соуч-в. Операт источники. Сообщ инф-ции о местонах прест-ка – обыск. Возм-ти ОРМ (засада, наруж наблюд-е).

При проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий складываются различные следственно-розыскные ситуации, правильное разрешение которых позволяет установить местонахождение разыскиваемых объектов.

Для разрешения следственно-розыскных ситуаций в процессе расследования наиболее часто проводятся:

осмотры (различные виды);

предваительные исследования объектов;

применение служебно-розыскной собаки и прочесывание

местности;

поквартирные (подворные) обходы;

проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях;

обследование мест возможного сбыта похищенного;

выявление свидетелей, очевидцев;

допросы;

создание достоверных моделей разыскиваемых лиц, трупов и их частей, а также других объектов;

подготовка розыскных ориентировок;

информирование сотрудников и подразделений органов

внутренних дел;

рассылка запросов на предприятия, в учреждения и организации;

обыски;

привлечение общественности;

проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам;

наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и др.

> Осмотры. Наибольший объем исходной информации, способствующей как розыскной, так и всей поисковой деятельности следователя, дают качественный осмотр места происшествия и предварительные исследования обнаруженных следов, логический анализ всех обстоятельств, возникших в результате действий преступника во время подготовки, совершения и сокрытия преступления.

Исследование следов ног (обуви) позволяет установить: направление, темп или скорость передвижения разыскиваемого; способ его проникновения в помещение; приблизительно возраст, пол, рост, вес, физические недостатки (например, хромота); число участвовавших в преступлении лиц; вид обуви; характерные особенности обуви, оставившей след и т.п.

Предварительное исследование следов зубов позволяет установить: особенности строения зубного аппарата разыскиваемого человека (размеры, прикус, дефекты отдельных зубов, отсутствие некоторых из них); вид зубов, оставивших следы (коренные, резцы,

клыки нижней или верхней челюсти, правой или левой стороны); факт оставления следов зубными протезами и др.

При исследовании микрочастиц можно установить данные об одежде разыскиваемого, его специфических особенностях (по частицам из его жилища, места работы, оставленным на месте происшествия); профессию преступника, свидетеля, потерпевшего (по специфическим микрочастицам на одежде, теле, окружающих предметах, например, по частицам металла, характерным для токаря, слесаря; частицам цемента, кирпича (характерным для строителей) и др.

Применение служебно-розыскной собаки и прочесывание местности. В процессе розыскной деятельности следователь должен сочетать осмотр места происшествия с применением служебно-розыскной собаки и прочесыванием местности. Для прочесывания местности задействованные лица выстраиваются в цепочку и по заранее определенному маршруту ведут обследование местности. Последнее предназначено для целенаправ­ленного розыска различных объектов, представляющих интерес для расследования.

> Поквартирные (подворные) обходы. При розыске поквар-тирные (подворные) обходы проводятся как с целью обнаружения разыскиваемого, так и с целью выявления свидетелей и очевидцев происшедшего, получения соответствующих сведений от них.

> Выявление свидетелей, очевидцев. Прежде всего устанавливаются лица, случайно или в силу выполнения служебных обязанностей оказавшиеся на месте происшествия: дворники; сторожа; рабочие (занятые уборкой территории, строительными, дорожными, монтажными работами); почтальоны; продавцы; родители, гуляющие с детьми; лица, выгуливающие собак, и т.д. Если противоправное деяние совершено в момент, близкий к началу или окончанию работы расположенных в данном районе предприятий и учреждений, то лиц, осведомленных о случившемся, следует искать среди работающих в них.

> Допрос. Следователь должен производить допрос, по возможности, сам. Это позволяет ему сконцентрировать всю информацию (материальную и идеальную), позволяющую целенаправленно вести розыскную деятельность.

Предмет допроса меняется и зависит от ряда обстоятельств, однако всякий раз необходимо выяснять комплекс обстоятельств, предопределяющих целенаправленность розыскной деятельности следователя.

> Создание достоверных моделей разыскиваемых лиц, трупов и их частей, предметов; подготовка розыскных ориентировок. Получив определенный объем информации о личности, следователь приступает к ее осмыслению, обработке и организации описания внешности по методу словесного портрета.

Субъективные портреты желательно составлять при непосредственном участии лиц, видевших разыскиваемого. В этих целях используются разнообразные компьютерные программы.

В розыскную ориентировку целесообразно включать следующие признаки: пол, рост, возраст, телосложение, антропологический тип (целесо­образно говорить не о типе лица, а о его сходстве с национальностями, обладающими типичными, характерными чертами внешности, например, разыскиваемый похож на цыгана, русского, татарина, прибалта и т.п.); цвет волос, цвет глаз. Остальные признаки внешности, внесенные в ориентировку, должны представлять собой элементы особых или броских примет, а также отклонения от средних характеристик отдельных признаков внешнего облика.

> Информирование сотрудников и подразделений органов внутренних дел. Следователь информирует работников патрульно-постовой службы, ГИБДД, участковых инспекторов, сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города, на территории которого ведется розыск, об индивидуально-определенных признаках объектов розыска.

> Рассылка запросов на предприятия, в учреждения и организации. Как показывает практика, привлечение общественности дает дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий, учреждений, организаций (особенно к тем из них, которые расположены недалеко от места происшествия) и населению с просьбой о том, чтобы лица, осведомленные о местонахождении объекта розыска, сообщили следователю или в милицию.

>■ Проверки по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам. Результаты розыскной деятельности следователя, полученные на первоначальном этапе расследования, должны использоваться для активизации розыска с использованием возможностей региональных учетов.

В информационных центрах МВД, ГУВД, УВД можно  получить сведения:

об осужденных, арестованных и привлеченных в качестве

обвиняемых на территории республики, края, области;

об осужденных в других республиках, краях, областях к

исключительной мере наказания и лишению свободы,

поступивших для исполнения приговора либо отбывания

наказания в данную республику, край, область;

о лицах, совершивших преступления;

о лицах, совершивших общественно-опасные деяния и

помещенных по решению суда в психиатрические больницы.

В экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД можно получить информацию: о лицах, совершивших преступления против личности; карманных ворах; квартирных ворах и лицах, скупающих краденое; ворах (угонщиках) транспортных средств; алкоголиках, нарко­манах, содержателях притонов и др.; лицах, находящихся под административным надзором; поддельных денежных знаках и ценных бумагах; поддельных документах, изготовленных полиграфическим способом.

> Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Важное значение для эффективности розыска лиц, а также

других объектов имеет наложение ареста на почтово-теле-графную корреспонденцию, поступающую не только в адрес скрывшегося лица, но и его связей, и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях. Арест может быть наложен как на входящую, так и на исходящую корреспонденцию. При необходимости наложения ареста на корреспонденцию и проведения ее осмотра и выемки следователем выносится об этом мотивированное постановление. После санкционирования его прокурором следователь направляет постановление надлежащему почтово-телеграфному учреждению, предлагает задерживать корреспонденцию и уведомляет о времени своего прибытия для производства осмотра и выемки задержанной корреспонденции (ст. 174 УПК РСФСР).

Выявление свидетелей с последующим их целенаправленным допросом позволяет получить ценные данные о местах возможного нахождения разыскиваемого. Следует иметь в виду, что допрос соседей, знакомых, лиц, имевших возможность наблюдать за частной жизнью обвиняемого, нередко позволяет получить информацию о связях обвиняемого, о прежних местах жительства, работы, знакомствах, принадлежности различных подсобных помещений, строений и посредством этого установить места сокрытия орудий преступлений, похищенного имущества.

В процессе организации розыска имущества, ценностей необходимо исходить из их дефицитности, размера и объема, времени, необходимого для его реализации, возможностей сбыта, предполагаемого способа транспортировки, количества лиц, задействованных на погрузочно-разгрузочных работах и т.п. На всем протяжении розыска на контроле следует держать как места традиционной, так и нетрадиционной реализации предметов, товаров и т.п., например, временные дорожные стоянки автомобилей, перевозящих грузы на большие расстояния.

Постановление об объявлении розыска должно быть без промедления направлено в орган дознания, которому поручается осуществление мероприятий по установлению местонахождения обвиняемого. К постановлению необходимо приложить: копию постановления об избрании меры пресечения, ориентировку (желательно с копией фотографии обвиняемого), иные материалы, обеспечивающие целенаправленность розыска.

Если обвиняемый скрылся до предъявления ему обвинения, то после его обнаружения в течение времени, необходимого на пересылку постановления на этапирование и препровождение его по этапу, он содержится под стражей без предъявления обвинения. По смыслу же ст. 148 УПК РСФСР обвинение должно быть предъявлено разысканному в кратчайший срок, ибо препятствующие тому обстоятельства уже устранены.

На основе постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск. В случае местного розыска они осуществляют комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро. При федеральном ро­зыске -комплекс перечисленных действий с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

В процессе международного розыска правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...