32208

Тактические основы следственного осмотра помещений и участков местности не являющимися местом преступления

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Тактич основы след осмотра помещ и участков местности не явл местом происш. Осмотр следст действие заключающееся в восприятии следлем доз обстановки помещ не явл МП для установления харра и обстоятельств престя установления лиц возможных пределов события. В ходе расслед следлю прих пров осмотр помещ и учков местн не явл МП в целях обнар на них следов престя тела челка для выявлен следов престя или налич особых примет а также иных объектов кот приобщся к УД в качве докв. Следственный осмотр одно из наиболее...

Русский

2013-09-04

37 KB

13 чел.

40. Тактич основы след осмотра помещ и участков местности, не явл местом происш.

Осмотр – следст действие, заключающееся в восприятии след-лем (доз) обстановки помещ, не явл МП, для установления хар-ра и обстоятельств прест-я, установления лиц, возможных пределов события. В ходе расслед след-лю прих пров осмотр помещ и уч-ков местн не явл МП в целях обнар на них следов прест-я, тела чел-ка для выявлен следов прест-я или налич особых примет, а также иных объектов, кот приобщ-ся к УД в кач-ве док-в. Следственный осмотр - одно из наиболее распространенных следственных действий. Это - основной способ непосредственного восприятия следователем различных объектов, относящихся к делу. Следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 178-181 УПК РСФСР).

Следственный осмотр можно определить как следственное действие, заключающееся в непосредственном выявлении, изучении и фиксации следователем различных материальных объектов и следов на них, которые могут иметь отношение к делу, их признаков, состояния, свойств и взаиморасположения.

Решая вопрос о необходимости производства осмотра, и в частности осмотра места происшествия, следователь всегда исходит из конкретных обстоятельств дела. Однако, как показывает практика, следственный осмотр в том или ином его виде должен проводиться при расследовании большинства преступлений - всегда, когда путем осмотра могут быть обнаружены вещественные следы события. Осмотр также позволяет следователю полнее ознакомиться с обстановкой места события, глубже понять сущность расследуемого преступления.

Существует несколько классификаций видов следственного осмотра. Так, по объекту различаются: осмотр места происшествия; первоначальный наружный осмотр трупа на месте его обнаружения (или просто осмотр трупа); осмотр предметов; осмотр документов; осмотр животных; осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия. Особый вид следственного осмотра - осмотр живых людей (освидетельствование).

По времени различаются первоначальный и повторный осмотр; по объему - основной и дополнительный. Первоначальный - это первый осмотр следователем данного объекта; повторный - любой последующий осмотр объекта, который ранее уже подвергался следственному осмотру. При повторном, как и при первоначальном осмотре, объект исследуется полностью, вместе со всеми обнаруженными на нем следами (в тактическом отношении повторный осмотр существенных особенностей не имеет).

Дополнительный осмотр - это осмотр отдельных элементов объекта, который прежде уже был осмотрен в целом. Обычно необходимость в дополнительном осмотре возникает, когда какие-то участки места происшествия, следы или вещественные доказательства при основном (первоначальном) осмотре остались неисследованными или были исследованы недостаточно полно, однако в целом первоначальный осмотр был проведен на должном уровне и проводить повторный осмотр нецелесообразно.

В соответствии с законом следственный осмотр всегда проводится в присутствии понятых. Следователь вправе привлечь к осмотру подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Он может также пригласить для участия в осмотре лицо, обладающее специальными познаниями (специалиста). При осмотре трупа участие специалиста - судебного медика (а при отсутствии его - иного врача) является обязательным.

Осмотр всех объектов, обнаруженных при осмотре места происшествия, обыске, выемке, производится по месту соответствующего следственного действия; ход и результаты осмотра фиксируются в протоколе соответствующего следственного действия. Если для осмотра предметов или документов требуется продолжительное время, или по иным основаниям (темнота, погодные условия, скопление людей) следователь может произвести осмотр у себя в кабинете.

При осмотре не допускаются действия, унижающие честь, достоинство или опасные для здоровья его участников.

Сущность и задачи осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия - это самый сложный и трудоемкий вид следственного осмотра, имеющий огромное значение для расследования преступлений. Однако в практике очень часто встречаются случаи неквалифицированного и небрежного проведения этого следственного действия; обычно это приводит к невосполнимым утратам следов и вещественных доказательств, т. к. компенсировать пробелы, допущенные при первоначальном осмотре, путем повторного осмотра, как правило, уже не удается.

Осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов в целях получения фактических данных, имеющих значение для дела.

Необходимо различать два различных понятия - место происшествия и место преступления. Место происшествия - это помещение или участок местности, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления (похищенное имущество, труп или части трупа, спрятанное преступником оружие и т. д.). Само преступление при этом могло быть совершено и в ином месте. Место преступления - это помещение или участок территории, где непосредственно было совершено преступление, хотя следы этого преступления могут быть обнаружены и в ином месте или в нескольких местах. В ряде случаев место происшествия и место преступления совпадают. В начале расследования следователь, как правило, еще точно не знает, где было совершено преступление, т. е. является ли данное место происшествия местом преступления или нет.

Осмотр места происшествия может производиться на любой стадии расследования, но всегда должен быть произведен незамедлительно - сразу, как только следователь решил, что провести осмотр необходимо. Поэтому его называют неотложным следственным действием.

Общая задача осмотра места происшествия - установить, что же произошло на данном месте. Чтобы ответить на этот вопрос, следователю необходимо вначале решить ряд частных задач: установить характер исследуемого события (что произошло - кража, хулиганство, убийство и т. д.); установить место, время и иные обстоятельства события; выявить, изучить и зафиксировать следы, оставленные преступником, иные следы, а также вещественные доказательства; выявить изменения в расположении и свойствах отдельных объектов до исследуемого события и после него; выявить и зафиксировать так называемые негативные обстоятельства.

Негативные обстоятельства - это любые фактические данные, имеющие отношение к делу, которые невозможно объяснить, исходя из первоначальной версии (из версии, кажущейся вначале наиболее вероятной). Например, начиная осмотр места происшествия по делу о краже из помещения, следователь обнаруживает лежащий на земле навесной замок с перепиленной дужкой; естественно, вначале выдвигается версия о том, что преступник проник в помещение, перепилив дужку замка. Однако в ходе дальнейшего осмотра выясняется, что на полу рядом с дверью нет никаких следов металлических опилок (это обстоятельство устанавливается с помощью магнита); поскольку распилить дужку, не оставив опилок, невозможно, следователь выдвигает новую версию - преступник имел свободный доступ в помещение, а дужку замка перепилил где-то в другом месте и подбросил замок к двери, чтобы запутать следы.

Негативные обстоятельства имеют особо важное значение для выявления инсценировок, т. е. фактов искусственного создания лицом, заинтересованным в определенном исходе следствия, обстановки, не соответствующей обстоятельствам действительно происшедшего события.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52740. Компетентностный подход к формированию личности средствами проектных технологий 470.5 KB
  Использование проектного метода делает студента самостоятельным приспособленным к жизни умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях способствует развитию познавательных творческих навыков умений самостоятельно конструировать свои знания умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления навыков информационной деятельности. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний умений навыков и отношений соответствующих определенному содержанию...
52741. Диференційоване навчання в початковій школі 89.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистіснорозвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сімєю школою. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно конструювати диференційовані завдання для школярів з різними навчальними можливостями. Такі завдання мають поєднувати навчальний процес усього...
52742. Формування предметно-культурологічних компетентностей учнів через моделювання культурно-освітнього середовища 139 KB
  предметнокультурологічних компетентностей учнів має особливу практичну значущість та дозволяє досягти нової якості освіти. Основна ідея досвіду її інноваційна значущість Формування компетентної особистості учня в процесі вивчення літератури здійснюється через моделювання культурноосвітнього середовища як дидактичної одиниці інноваційного освітнього процесу на засадах поєднання дІяльнісного особистісноорієнтованого компетентнісного підходів шляхом забезпечення міжпредметної інтеграції використання розвиваючих інтерактивних технологій...
52743. Орієнтоване читання як компонент технології розвитку критичного мислення учнів в системі 501.5 KB
  Ефективність А працюють всі учні; Б розвивається логічне мислення; В використання опорних ключових слів в багаткратному повторенні під час уроку полегшує засвоєння матеріалу при виконанні домашніх завдань; Г для здібних учнів залишається простір для самостійного оволодіння додатковою інформацією. А на практиці є учні які приходять на урок без виконаного домашнього завдання які за своїм рівнем відстають від основної групи дітей. Пояснюють факти правила прогнозують наслідки які базуються на отриманих даних Які слова матері...
52744. Інтерактивні уроки історії в навчальному процесі 583 KB
  Втретіх виховується почуття колективізму відповідальності взаємодопомоги поваги до чужої думки бо інколи завдання які розглядаються на таких уроках можуть мати декілька альтернативних варіантів відповіді. Першим завданням як правило є кросворд або чайнворд. На виконання даної роботи відводиться певний час тому за раніше виконане завдання при наявності всіх правильних відповідей присуджується додаткове очко. Зазвичай учень який відповідає призначається вчителем тому навіть слабкі чи не підготовлені до цього уроку школярі...
52745. ІНТЕГРАЦІЙНІ ПРОЦЕСИ НА УРОКАХ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИ 552.5 KB
  Інтеграційні процеси на уроках світової літератури. Автор досвіду ставив мету у даній роботі систематизувати та описати методологію впровадження інтеграційних процесів на уроках світової літератури. Практичне бачення інтеграційних процесів на уроках світової літератури автор відобразив схемами.
52746. Інноваційні технології у формуванні комунікативної компетенції учнів на уроках німецької мови як другої іноземної 378 KB
  В Інноваційні технології у формуванні комунікативної компетенції учнів на уроках німецької мови як другої іноземної У школі не повинні мати місце зайва теоретизація вербальне заучування граматичних положень та правил. Стрімкі зміни що відбуваються в українському суспільстві осучаснення освітньої системи досягнення в галузі практики викладання іноземної мови поставили перед кожним педагогом необхідність оновлення змісту і методів навчання іноземної мови. Це зумовило вибір теми педагогічного дослідження: Інноваційні технології у формуванні...
52747. Люди перестають мислити, коли перестають читати. Інтерактивне навчання 3.76 MB
  На сучасному етапі навчання літератури значну роль відведено вихованню вдумливого читача людини з розвиненим критичним мисленням здатної оцінювати себе і навколишній світ що не можливо без формування базових якостей особистості розвитку її активного начала. Над проблемою Критичне мислення як засіб розвитку творчої особистості учня в процесі соціалізації працюю з 2007 року. У дзеркалі соціології читання відображає наші цінності та погляди стереотипи свідомості та алгоритми мислення реакцію на своє оновлення та духовне...
52748. Біоадекватна технологія як умова розвитку творчого мислення школярів 59 KB
  Проект Концепції літературної освіти в 11річній загальноосвітній школі визначає головною метою літературної освіти виховання читацької особистості з розвиненим естетичним смаком самостійним критичним мисленням гуманістичним світоглядом. Обєкт літературної освіти особистість учня його духовноемоційний світ моральні цінності та орієнтації творче мислення уява читацькі компетенції мовлення. Вивчення літератури за біологічно адекватною технологією БАТ якраз і сприяє розвязанню таких завдань як формування в...