32211

Понятие, логич структура и юр природа следственной версии. Классификация

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные оперативнорозыскные экспертные и судебные версии. Оперативнорозыскные версии выдвигаются при проведении оперативнорозыскных мероприятий экспертные в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий а экспертные также способствуют проверке судебных версий.

Русский

2013-09-04

32 KB

3 чел.

  1.  Понятие, логич структура и юр природа следственной версии. Классификация

При раскрытии и расследовании преступлений и судебном следствии происходит постепенное собирание доказательственной и иной информации, начиная от вероятных предположений и заканчивая достоверными знаниями о совершенном преступлении. В криминалистическом и уголовно-процессуальном познании события преступления основным его инструментом соответственно является криминалистическая версия как разновидность частной гипотезы. Соответственно в криминалистической деятельности построение версий и их проверка превращаются в один из собственно криминалистических методов познания.В основе версионного мышления как метода практического уровня лежат такие логические приемы, как анализ, синтез, суждение по аналогии, индуктивное и дедуктивное умозаключение.

Таким образом, криминалистическая версия - это логически построенное и основанное на фактических данных предположительное умозаключение следователя (других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу) о сути исследуемого деяния, об отдельных его обстоятельствах и деталях, направленное на выяснение истинных обстоятельств дела и требующее соответствующей проверки.

Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные версии. Оперативно-розыскные версии выдвигаются при проведении оперативно-розыскных мероприятий, экспертные - в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий, а экспертные также способствуют проверке судебных версий. Основной же криминалистической версией является следственная версия, выдвигаемая следователем при расследовании преступления. При этом всегда выдвигается несколько (не менее двух) следственных версий, ибо именно такой путь познания обеспечивает полноту, объективность, всесторонность и достоверность результатов расследования.

С точки зрения уровня (степени общности объясняемых обстоятельств) чаще всего они делятся на общие и частные. При этом общие версии выдвигаются в отношении события преступления в целом как главного факта или о сущности его отдельных обстоятельств, характеризующих основные элементы предмета доказывания. Частные версии связаны с предложениями относительно других, менее существенных доказательственных и криминалистически значимых фактов или более частных обстоятельств преступления.

Не менее распространено и трехчленное деление версий на общие, по отдельным сторонам преступления и частные. В этом случае под общей версией понимается предположение о сущности события преступления в целом (убийство, несчастный случай, естественная смерть от случайного стечения обстоятельств, самоубийство и т. д.), под версиями по отдельным сторонам преступления - версий по обстоятельствам, характеризующим все элементы состава преступления. Версии же в отношении более мелких вспомогательных (по сравнению с предыдущими) обстоятельств, имеющих главным образом поисково-следственный и ориентирующий характер, но могущие иногда играть ключевую роль в раскрытии преступления, называются частными. К ним, например, относятся версии о системе, виде оружия, примененного преступником; месте и расстоянии, с которого произведен выстрел; времени пребывания подозреваемого в определенном месте и т. д.

По степени определенности выделяются типовые и конкретные версии.

Типовые версии - версии самой высокой степени научного обобщения, строящиеся на основе и с учетом типовых ситуаций и представляют собой некие абстракции. Типовые версии обычно имеют ориентирующее значение и могут базироваться даже на незначительном объеме информации. Конкретные версии выдвигаются в связи с расследованием конкретного преступления и опираются на близкую типовую версию. При этом конкретные версии могут быть типичными и атипичными. В типичных версиях преобладают признаки какой-то типовой версии, а в атипичных - индивидуальные и не характерные для соответствующей типовой версии признаки.

По степени сложности выясняемых обстоятельств версии делятся на сложные, относящиеся к целой группе взаимосвязанных фактов, требующих объяснения (например, версия об инсценировке), и простые, направленные на выяснение единственного, обычно частного факта.

По времени построения различаются первоначальные и последующие следственные версии.

При выдвижении версий о виновности кого-либо в совершенном деянии обычно различают основные и противостоящие (или контрверсии). Так, версии о виновности привлеченного к ответственности лица при наличии, казалось бы, достаточных доказательств может противостоять версия о его невиновности. Контрверсия в данном случае служит стимулом объективности и полноты расследования. Контрверсия проверяется на равных условиях с основной версией.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55612. Сказка – цепочка. Русская народная сказка «Репка» 44.5 KB
  Русская народная сказка Репка Цели урока: познакомить с понятием сказкицепочки; совершенствовать технику чтения развивать речь пополнять словарный запас учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное...
55613. Бойові дії у 1915-1916 роках 37.5 KB
  Мета. Показати хід бойових дій у 1915 – 1916 роках, охарактеризувати основні битви цього періоду, спираючись на різні джерела; формувати вміння аналізувати історичні документи, простежити причинно-наслідкові зв’язки.
55614. Виховний захід до Дня пам’яті жертв політичних репресій 1937 – 1938 р.р 307 KB
  Ведучий: Проблема реальної спрямованості та кількісних параметрів політичних репресій за радянських часів значною мірою ще й досі залишається білою плямою в історичній науці. Ведучий: Фізичне знищення співгромадян світогляд яких відрізнявся від комуністичного розпочалося відразу після жовтневого перевороту 1917 р.
55616. Let’s have a rest 49 KB
  Yesterday was a Kate, his little sister in front of TV watching a cat and a mouse running one after the other. Then father came he was watching car racing for an hour. When Bill came back from the walk, his grandfather was busy day in Bill’s family. Bill wanted to watch TV, but couldn’t. When he came home from school, he saw watching a program about feeding hungry crocodiles. In the evening his mother and granny were watching some boring story about a poor girl.
55617. Eating out (We are creating the restaurant) 928 KB
  Hello everyone! Today we are not at a common school. We are in an unusual business school. And we are creating our own restaurants. One restaurant will be a fast food restaurant. The other one will be a very expensive restaurant. But before doing this we should determine what type of eater you are.
55618. АВТОРСЬКИЙ ЕЛЕКТРОННИЙ ОСВІТНІЙ РЕСУРС ЯК ІНСТРУМЕНТ ЗДІЙСНЕННЯ ІНТЕГРАЦІЇ ЗМІСТУ ОСВІТИ З НОВІТНІМИ ТЕХНОЛОГІЯМИ НАВЧАННЯ 1.79 MB
  У статті наведено інструментарій для створення авторських методик викладання засобами ІКТ. Актуальність створення авторського електронного освітнього ресурсу як інструменту здійснення інтеграції змісту освіти з новітніми технологіями навчання пояснюється необхідністю переосмислення теоретичних...
55619. Мінерально-сировинні ресурси України. Рудні корисні копалини 214.5 KB
  Мета: повторити тектонічну будову України закріпити знання про види паливних корисних копалин та географію їх родовищ; вивчити розміщення основних районів видобутку рудних корисних копалин в Україні...
55620. Сценарий праздника, посвященный хитам 80-ых годов 44 KB
  Всем привет Приветствую всех на нашем праздничном концерте. Сегодня я не просто создатель идеи тематического праздника не просто ведущая на концерте очаровательная девушка в этом зале но и редактор школьной газеты Школьные сплетни.