32219

Понятие следственного эксперимента, его цели, задачи

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Под следственным экспериментом понимается следственное действие производимое с целью выяснения объективной возможности наличия существенного для дела обстоятельства путем воспроизведения условий проверяемого события и производства опытов. Следственные эксперименты могут проводиться для решения следующих задач: установления возможности существования какоголибо факта или возникновения явления при данных условиях; установления возможности осуществления определенного механизма события или отдельных его элементов при определенных условиях; ...

Русский

2013-09-04

31 KB

8 чел.

11. Понятие следственного эксперимента, его цели, задачи.

При исследовании обстоятельств расследуемого преступления в ряде случаев необходимо выяснить реальную возможность того или иного события в условиях конкретной следственной ситуации. В соот-вии с законом следователь в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, вправе провести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий. Под следственным экспериментом понимается следственное действие, производимое с целью выяснения объективной возможности наличия существенного для дела обстоятельства путем воспроизведения условий проверяемого события и производства опытов.

Согласно УПК, следственный эксперимент проводится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события.

Следственные эксперименты могут проводиться для решения следующих задач:

- установления возможности существования какого-либо факта или возникновения явления при данных условиях;

- установления возможности осуществления определенного механизма события или отдельных его элементов при определенных условиях;

- установления возможности совершения каких-либо действий;

- установления возможности восприятия каких-либо фактов или явлений;

- установления времени, которое необходимо затратить на совершение определенных действий.

Необходимо отличать следственный эксперимент от близких к нему следственного осмотра и экспертизы. Основная задача следственного осмотра состоит в изучении объектов осмотра, выявлении и фиксации их существенных материальных признаков, имеющих отношение к событию преступления. При производстве эксперимента следователь не ограничивается наблюдением и фиксацией обнаруженного, а воссоздает определенные условия изучаемого события и производит опыты, с тем чтобы установить, могло или не могло при определенных условиях иметь место какое-либо обстоятельство или явление.

Сходство следственного эксперимента с экспертизой состоит в том, что в этих процессуальных действиях могут производиться опыты. Однако следственный эксперимент не может заменить экспертизу. В случаях, когда выяснение существенных для дела обстоятельств требует специальных познаний, аппаратуры, лабораторных условий, например установления, с какого расстояния произведен выстрел в потерпевшего, данным ли орудием нанесено повреждение на преграде, следует назначать экспертизу. Необходимые для разрешения возникшего вопроса эксперименты (например, выстрелы в мишень с различных расстояний, получение опытных следов) производятся в процессе экспертизы.

Не может проверяться путем эксперимента расследуемое событие в целом. Воспроизведение систем объективных и субъективных обстоятельств расследуемого преступления было бы противозаконным, не говоря уже об отсутствии практической возможности полного воспроизведения расследуемого события в целом. Следственный эксперимент поэтому должен рассматриваться как метод исследования отдельных обстоятельств расследуемого события.

Обстоятельства, объективная возможность которых проверяется путем следственного эксперимента, могут быть самыми разнообразными. Чаще всего эксперименты проводятся с целью выяснения объективной возможности, во-первых, воспринимать какие-либо явления в определенных условиях, во-вторых, совершать какие-то действия в определенных условиях и, в-третьих, возможности наличия отдельных элементов механизма расследуемого события.

Примером экспериментов первой группы является проверка возможности видеть и слышать в определенной обстановке (на местности или в помещении, при определенных условиях освещения, погоды, с определенного расстояния и т.д.).

Ко второй группе можно отнести эксперименты по проверке возможности проникновения лиц через определенные преграды и преодоления ими препятствий, совершения данным лицом определенных действий, например, переноса тяжестей, пешего перехода от одного пункта к другому за определенный период времени и т.п. В числе экспериментов этой группы определенную специфику в тактике проведения и оценки имеет проверка возможности совершения действий, требующих специальных навыков черчения, рисования, перевода с другого языка, управления автомашиной и т.п.

Примером экспериментов третьей группы являются эксперименты, разрешающие вопросы, могло ли определенное количество товаров разместиться в данном хранилище, возможна ли естественная убыль веса при хранении определенных продуктов в условиях данного склада, можно ли распилить дужку запертого замка без повреждения прилегающих запоров и участков двери.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84772. Суффикс. Представление о «суффиксе» 41 KB
  Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...
84773. Кодирование и обработка звуковой информации 61.5 KB
  Цель: знакомство учащихся со звуковой информацией, способами кодирования и обработки звуковой информации в компьютере. Познавательные: осмыслить и усвоить принципы двоичного кодирования при оцифровке звука, формировать умения оценивать числовые параметры информационных объектов.
84774. Урок чтения по теме «Сказки» 71.5 KB
  Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.
84775. Исторические источники 27.5 KB
  Содержание материала учебника позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока применяя современные технологии: ИКТ на этапе получение новых знаний связанных со зрительным восприятием исторических источников; деятельностный подход на этапе самостоятельного получения новых знаний...
84776. Площадь прямоугольника 69.5 KB
  Наш урок мне бы хотелось начать со слов: «Только то и приятно, что трудно достать» М.Твен Как эти слова можно отнести к нашему уроку математики? Я думаю, мы сегодня испытаем удовольствие от работы. Вам известен автор этих слов? Внимательно посмотрите на экран. Слайд с эпизодом.
84777. Конспект урока обществознания: «Богатые» 33 KB
  Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...
84778. Основы религиозных культур и светской этики 35.5 KB
  Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.
84779. Условный оператор на языке Pascal 81 KB
  Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...
84780. «В очаровании русского пейзажа». Природа в очерках Константина Паустовского 73 KB
  А природу нашей земли Константин Паустовский знал хорошо. Как была открыта эта земля Паустовский описал в очерке Коротко о себе. Что обозначает этот термин Поэтический прием при котором один предмет или явление сравнивается с другим Давайте вспомним их: Мещерские леса величественны...