32221

Организация группового обыска и тактические особенности его производства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Организация группового обыска и тактические особенности его производства. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные дающие возможность предполагать что в определённом месте у определённого лица имеется то что нас интересует; процессуальные – те документы. Для исключения просчетов в ходе группового обыска привлекается несколько следователей один из которых ответствен за всю тактическую...

Русский

2013-09-04

40 KB

13 чел.

13. Организация группового обыска и тактические особенности его производства.

В процессе раскрытия и расследования преступлений возникает необходимость в проведении такого следственного действия, как обыск, носящего ярко выраженный принудительный характер по отношению к лицам, у которых он осуществляется.

Обыск – это следственное действие, направленное на принудительное обследование участков местности, помещений, тела человека, его одежды и личных вещей, осуществляемое в рамках уголовно-процессуального закона управомоченным на то лицом при соблюдении гарантий прав и законных интересов граждан и юридических лиц с целью поиска (обнаружения) и изъятия (задержания) конкретных источников доказательственной информации (материальных объектов), могущих иметь значение для дела. Обыск в ходе расследования может производиться и тогда, когда объектом поиска являются разыскиваемое лицо, труп или его части. Согласно закону обыск проводится в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что в определенном помещении, или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, либо другие предметы и документы, могущие иметь значение для дела. К проведению обыска необходимо относиться очень осторожно, проводить его только при наличии достаточных оснований. В отношении обыска основания разделяются на: тактические – фактические данные, дающие возможность предполагать, что в определённом месте, у определённого лица имеется то, что нас интересует; процессуальные – те документы. Которые дают нам право на проведение этого следственного действия.

Непосредственными задачами поисковых действий являются: обнаружение искомых объектов; фиксация мест их сокрытия; запечатление общих, частных, а также особых примет обнаруженных объектов; приобщение истребованных объектов к делу.

По количеству обыскиваемых одновременно объектов обыск подразделяется на одиночный – обследованию подвергается один объект и групповой – производится одновременно в нескольких местах. Последний необходим в тех случаях, когда есть основание полагать, что искомые объекты находятся у нескольких лиц, проходящих по одному делу, знакомых между собой, либо у одного лица, но в разных местах (на квартире, даче, в служебном помещении, личном транспорте). В этих случаях обыск приобретает характер тактической операции. Для исключения просчетов в ходе группового обыска привлекается несколько следователей, один из которых ответствен за всю тактическую операцию, он же координирует и деятельность всех поисковых групп.

Тактика. Обыск относится к числу наиболее трудоемких и ответственных следственных действий, которые осуществляются в напряженной психологической обстановке, а порой и в условиях конфликта. Следователь должен быть уверен в успехе осуществляемого обыска, максимально сосредоточен. Этому способствует тщательно продуманная подготовка, которая включает два этапа: 1) мероприятия, проводимые следователем с момента принятия решения о производстве обыска до прибытия на место; 2) мероприятия с момента прибытия на объект до начала поисковых работ. Первый этап подготовительных мероприятий предполагает изучение и анализ материалов дела, сбор информации не только о разыскиваемых предметах и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица, иногда и его родственников. Это позволяет правильно выбрать время начала поисковых действий, решить вопросы о тактико-техническом обеспечении эффективности поиска, численности и персональном составе следственно-оперативной группы, распределить обязанности, способ связи и взаимодействия на месте следственного действия и вне его, предусмотреть меры по охране и способу проникновения группы на объект и действия по предотвращению возможного противодействия со стороны обыскиваемых лиц.

Важнейшей частью обыска является составление тактического плана его проведения. Наличие такого плана позволяет в систематизированном виде наметить вспомогательные мероприятия по обеспечению эффективности поисковых действий и в конечном итоге влиять на общий успех обыска.

Комплекс мероприятий второго этапа направлен, главным образом, на обеспечение охраны в зоне поиска, выбор способа проникновения на обыскиваемых объект и создание условий для нормальных поисковых действий на месте обыска. По тактическим соображениям следует максимально обеспечить эффект внезапности обыска. Для этого к месту поисковых действий следственно-оперативная группа, включая понятых, должна прибывать незаметно для обыскиваемого лица (транспорт должен быть оставлен на некотором расстоянии от объекта поиска, при наличии лифта следует подниматься на несколько этажей выше, а затем спускаться пешком на нужный этаж и т.д.). За окнами и выходами устанавливается наблюдение. Если следователь располагает данными о том, что обыскиваемый вооружен или может оказать сопротивление, силами оперативного состава необходимо провести мероприятия по устранению такой опасности и лишь потом приглашать участников следственного действия к месту его проведения.

Прибыв на место обыска, следователь обязан предъявить обыскиваемому удостоверение и постановление о производстве обыска, огласить цель обыска, предложить добровольно выдать искомые предметы и документы.

Сначала следователь осуществляет обзорное обследование, позволяющее сориентироваться на месте обыска, определить границы поиска, разделить его на определенные участки, выделить наиболее вероятные места сокрытия искомых объектов, установить очередность их обследования. Следователь на этом этапе непосредственно осуществляет обход и знакомство с обстановкой на месте поиска, уточняет тактико-методическую последовательность ведения поисковых действий, в том числе с применением средств и методов криминалистической техники, наделяет конкретными обязанностями участников обыска и приступает к реализации намеченного плана с учетом внесенных корректив.

Осуществляя детальное обследование помещения или участков местности, следователь должен придерживаться выбранного плана, внося коррективы в случае необходимости. При этом в первую очередь осматриваются места общего пользования и места, куда предположительно могут быть помещены изъятые искомые вещи. При обыске в помещении (надворные постройки, подсобные помещения) следователю надо передвигаться в одном направлении (например, по часовой стрелке), обследуя один предмет за другим, затем центр помещения, стены, пол, после чего переходить в другое помещение. Выбор методов поиска (сплошного последовательного обследования или выборочного) зависит от конкретных факторов и определяется самим следователем. Метод последовательного сплошного обследования применяется в ситуации информационной неопределенности по вопросу о вероятном местонахождении искомых предметов, если при этом сам обыск производится в отсутствие обыскиваемого лица, а также, если непроизвольные реакции поведения обыскиваемого не позволяют правильно определить направление поисков. В этом случае обследование должно протекать планомерно, полно и тщательно. Выборочный метод заключается в первоочередном обследовании объектов – наиболее вероятных мест сокрытия искомых предметов, определяемых следователем исходя из полученной информации (результатов наблюдения за реакциями обыскиваемого в процессе обыска, оперативно-розыскных данных, сведений о личности обыскиваемого и других граждан, проживающих или работающих на обыскиваемом объекте). Выборочный метод включает в себя непрерывное мысленное моделирование, основанное на правилах диагностики.

Следственная практика обыска показывает, что нередко соучастники преступления пользуются аналогичными способами сокрытия искомых объектов. Это обстоятельство важно учитывать при проведении группового обыска, предусматривая возможность взаимной информации во время проведения поисковых работ.

С тактической точки зрения обыск в помещении целесообразно начинать с наиболее вероятных мест обнаружения искомых объектов, применяя необходимые научно-технические приборы. Если искомые предметы невелики по своим размерам или могут быть разобраны на составные части и вероятных мест их сокрытия много, поиск следует начинать с наиболее труднодоступных мест (вскрытие полов и др.)..Нередко преступником или по его заказу другим лицом для сокрытия ценных предметов или документов, оружия создаются тайники, поиск которых представляет дополнительные трудности. Тайники могут быть оборудованы в самых неожиданных местах (стене, полу, картине, зеркале, различных предметах мебели и обстановки, покрышках автомобильных колес, компьютерной и иной технике и др.).

Обыск в помещениях юридического лица следует проводить по возможности в нерабочее время, чтобы не нарушать нормального хода обыска из-за возможных производственных особенностей. При обыске служебного помещения необходимо тщательно осмотреть рабочее место обыскиваемого лица, ящики его рабочего (письменного) стола, сейф, и т.д. Если в служебном кабинете работает несколько человек, то их можно попросить в присутствии следователя открыть свои письменные столы, шкафы.

Обследование местности (приусадебный участок, сад, огород) следует проводить всесторонне, в определенном направлении в зависимости от характера территории. Для этого местность разбивается на участки (квадраты, сектора). Каждый такой участок закрепляется за работником следственно-оперативной группы.

Результаты произведенного обыска фиксируются в протоколе, который должен содержать сведения о ходе этих действий и их результатах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52104. Африка. Особливості географічного положення та історія дослідження материка 101 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією дослідження Африки, своєрідністю природи материка, яка пов`язана з особливостями географічного положення, сформувати уявлення про періоди дослідження материка; закріпити вміння визначити координати крайніх точок материка; розвивати творчу уяву...
52105. Внутрішні води Африки 53 KB
  Кагера що впадає в озеро Вікторія. Що таке озеро Які за походженням вони бувають Виступи дітей ОЗЕРА Більшість озер Африки розташовані уздовж Східноафриканських розломів. Найбільше з них озеро Танганьїка глибиною 1470 метрів друге за глибиною після Байкалу і найдовше світі озеро 670 км. Найбільше озеро Африки і друге за площею пріноводне озеров світі після о.
52106. Agatha Christie 72 KB
  Аgatha Mary Clarissa Christie is possibly the worlds most famous detective story writer. She wrote 79 novels and several plays. Her sales outnumber those of William Shakespeare. However, behind her 4,680,000 words was a painfully shy woman whose life was often lonely and unhappy.
52107. Я і мої друзі - лідери здоровя 269.5 KB
  Так працюючи за програмою Сприяння просвітницькій роботі Рівний –Рівному серед молоді України щодо здорового способу життя я маю можливість формувати здоров’язберігаючу компетентність учнів орієнтувати дітей та молодь на здоровий спосіб життя виховувати у них відповідальне ставлення до здоров’я. Однією із дієвих форм пропаганди учасниками програми здорового способу життя серед широких учнівських мас є створення і виступи агітбригади яка є близькою і зрозумілою для всіх томущо в ній є творче вираження та активна подача великого...
52108. Was ist Deutschland für uns 38 KB
  Die Musik ist eine Kunst. Ich habe Music gern. In Deutschland können Sie Philharmonie besuchen, und schöne Music hören. Hören die Werk des bekannten Musikers. Solche wie: Iogan Bach, Ludwig van Bethoven, Brahms Johannes. Horen die Werk des Großen Musikers.
52109. Сценарий выступления агитбригады молодых творческих педагогов 88.5 KB
  Карманова Деньгиденежки затем на мотив песни группы Гринджоли Разом нас багато Разом вас багато Всіх не прогодувати Председатель ПК: ах так Ну теперь держитесь отходит в сторону зовёт членов ПК Члены Пк берут транспаранты: ПК нас защитит и ходят по сцене со словами: Разом нас багато Всіх не подолати 3 раза Министр выглядывает кусает губыприносит приказ на повышение З п председателю ПК Все радуются обнимаютсяуходят со сцены Вера Васильевна: вот это да к самому министру не побоялись поехать Ирина Владимировна:...
52110. World AIDS Day is December 1st 70.5 KB
  Ukraine has an HIV/AIDS epidemic. UNAIDS estimates the number of people infected with HIV/AIDS to be between 260 000 and 590 000. The cases of HIV have doubled every year for the past three years. Experts estimate that 1.4 percent of the adult population is HIV positive or has AIDS. This is the highest rate of infection in Eastern Europe and the CIS states. Unfortunately, it is also estimated that about 90 percent of these people don't know, and arent registered with the government thus not receiving the treatment.
52111. Оглянись внимательно вокруг 49.5 KB
  Что по вашему мнению мы должны заложить в фундамент Дома личности способности здоровье окружение Стены можно сравнить с характером человека Их каких кирпичиков по вашему мнению мы возведём стены Дома личности доброта терпение любовь дружба понимание милосердие терпение уважение целеустремленностть Что может быть светом в окошке нашего дома Умение любить людей Что украшает наш дом жизнерадостность оптимизм внешность увлечения духовность И наконец что венчает любой дом Его крыша. Все названные...
52112. Активизация учащегося на уроке как фактор повышения его эффективности 136.5 KB
  В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся [7] 2. Приемы активизации [8] Уровни познавательной активности [9] Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. [17] Факторы побуждающие учащихся к активности.