32228

Составление плана расследования. Основные и вспомогательные формы планов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Составление плана расследования. Это приводит к необходимости планирования расследования различных дел во времени подготовка документов отчётов и т. 2 План расследования по конкретному преступлению. Составляется план расследования по версиям.

Русский

2013-09-04

35 KB

25 чел.

20. Составление плана расследования. Основные и вспомогательные формы планов.

 Заканчивается планирование составлением письменного плана. В плане должен быть отражён тактический и технический замысел следователя. Составление письменного плана – это техника планирования. Криминалистка рекомендует несколько видов плана: 1) Календарный план. Обычно у следователя несколько дел, разных по срокам, времени. Это приводит к необходимости планирования расследования различных дел во времени, подготовка документов, отчётов и т.д. 2) План расследования по конкретному преступлению. Гораздо чаще следователи планируют расследование по конкретному делу. Обычно планирование проводится по следственным версиям. Составляется план расследования по версиям. Обстоятельства должны дать категоричный ответ – подтверждается либо не подтверждается версия. План расследования помимо задач и путей разрешения демонстрирует организационные способности следователя, его умение распоряжаться своими способностями, знаниями. 3) План по эпизодам (обстоятельствам) преступления. 4) План конкретного следственного действия. Например, план допроса, план обыска. В этом плане следователь определяет цели, задачи следственного действия, каким образом участники решают вопрос о применении технических средств (видеокамера, щуп, магнитный подъёмник, металлоискатель, трупоискатель). Планируя конкретное следственное действие следователь должен определить время, а некоторых случаях и место проведения этого следственного действия.

План расследования по форме может быть устным и письменным. В следственной практике чаще всего используется письменная форма, как наиболее эффективная, не требующая от следователя удерживать в памяти содержание плана, перечень выясняемых обстоятельств, мероприятий, сроков и очередности их выполнения.

Устным (мысленным) планом следователь ограничивается главным образом в начале расследования, когда выполняет неотложные следственные действия на месте происшествия и у него пока нет возможности составить письменный план. В этот момент он также не может обойтись без планирования расследования и должен с самого начала действовать по определенному, пусть мысленному, но всесторонне продуманному плану, иначе его работа по делу сразу, же приобретает хаотический характер и, как правило, малоэффективна.

Выполнив все неотложные мероприятия, следователь приступает к составлению письменного плана расследования. В нем находят отражение выдвинутые им следственные версии, вопросы (обстоятельства), подлежащие выяснению по каждой из них, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, необходимые для проверки версий, сроки и очередность их выполнения.

Если применяется бригадный метод расследования, руководителем следственно-оперативной группы с участием всех ее членов составляется общий план расследования по делу и, кроме того, каждый следователь составляет свой, индивидуальный план расследования.

Конкретное содержание индивидуальных планов зависит от того, как распределены обязанности между членами группы и какое задание получил каждый.

На практике распределение обязанностей происходит по-разному.

В одних случаях работа группы строится по версиям, когда каждый следователь осуществляет проверку одной или нескольких намеченных версий; в других - она организуется поэпизодно, и каждому члену группы поручается исследовать тот или иной эпизод или несколько взаимосвязанных эпизодов преступления; в-третьих, - если преступления совершались в нескольких городах, регионах, члены группы распределяются по этим регионам, выезжают на места м проводят расследование.

Иногда бывает целесообразным кому-то из членов следственно-оперативной группы поручить выполнение определенных следственных действий, например, производство обысков, подготовку всех экспертных исследований и т.д. По групповому уголовному делу нередко практикуется распределение работы следственно-оперативной группы в зависимости от количества обвиняемых. При этом каждому следователю поручается исследование всех фактов преступной деятельности того или иного обвиняемого, привлеченного по делу.

Структура и содержание индивидуальных планов расследования во всех приведенных случаях будут различны. Например, при региональном и поэпизодном принципе распределения работы следственно-оперативной группы индивидуальные планы будут походить на типовой план расследования и содержать все его основные реквизиты. Если же следователю (или оперативному работнику) поручена лишь подготовка и проведение по делу каких-то определенных следственных (или оперативно-розыскных) действий, то, очевидно, его индивидуальный план расследования будет фрагментарным, ограниченным рамками следственного действия (или оперативно-розыскного мероприятия).

По групповым и многоэпизодным уголовным делам наряду с общим и индивидуальными планами расследования используются вспомогательные средства планирования (документация):

1. схема структуры преступной группы

2. схема преступных связей соучастников

3. схемы документооборота, движения товарно-материальных ценностей, структуры предприятия (организации), технологического процесса производства (преимущественно по делам о должностных хищениях и преступных нарушениях правил охраны труда)

4. карточки на обвиняемых с указанием инкриминируемых каждому эпизодов преступления, наличия доказательств и др.

5. список связей обвиняемых

6. сетевой график расследования.

В настоящее время криминалистической наукой и оперативной практикой выработаны требования, которым должен удовлетворять план следственной работы:

1. Максимальная обоснованность плана относительно существенных компонентов будущего действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий, способствующих факторов, ожидаемых событий.

2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.

3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для расследования определенного дела или группы дел.

4. Гибкость и подвижность плана.

5. Непрерывность плана.

6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным показателям.

7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он разрабатывается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6497. А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных 112.5 KB
  А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных В прошлый раз мы остановились на проблеме происхождения психики и на основных механизмах наиболее простых форм поведения. Мы видели, какое решающее значение имеет факт возникновения реакций на нейтральные...
6498. Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения 303.5 KB
  Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения Предыдущее исследование, проведенное с целью объяснения феномена идентификации на основе случайного научения, показало, что дети с готовностью имитируют поведение, демонстрируемо...
6499. Запоминание законченных и незаконченных действий 1.26 MB
  Запоминание законченных и незаконченных действий Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению намеченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности), которая...
6500. О двух типах условного рефлекса 118 KB
  О двух типах условного рефлекса Работа Скиннера о двух типах условного рефлекса представляет значительный интерес в качестве попытки внести больше ясности и точности, чем было ранее сделано, в ту старую и часто обсуждаемую тему условного рефлек...
6501. Психологическое влияние окружающей среды 319.5 KB
  В данной работе речь пойдет лишь о психологическом влиянии окружающей среды. Это не означает, что физическое воздействие окружения, например воздействие питания или климата, не имеет психологического значения. Напротив, мы считаем, что ребенок...
6502. Намерение, воля и потребность 503 KB
  Намерение, воля и потребность Предисловие Основная часть данной работы представляет собою расширенный вариант доклада, предназначавшегося для XI Конгресса по экспериментальной психологии (Мюнхен, 1925 г.), от участия в котором мне пришлось отказатьс...
6503. Психологическая ситуация награды и наказания 620.5 KB
  Психологическая ситуация награды и наказания Проблему награды и наказания мы будем обсуждать здесь не во всей ее полноте. Ибо в качестве педагогической проблемы вопрос о том, возможно ли вообще избежать наказания и вознаграждения, является частью...
6504. Интеллектуальное поведение животных 100.5 KB
  Р. Лурия. Интеллектуальное поведение животных В прошлом занятии мы дали характеристику двух типов поведения животных: один мы назвали типом сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально...
6505. Корреляционный анализ 43.88 KB
  Корреляционный анализ Исходные данные Построим выборку, состоящую из 20 значений двух случайных величин (xi, yi). В качестве случайной величины X была выбрана средняя заработная плата стран мира, за Y размер внешнего долга (таблица 1). Таблица 1. Ст...