32282

Роль правосознания в правотворчестве и реализации права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Роль правосознания в правотворчестве и реализации права. Уровень правосознания законодателя его представления о значимости тех или иных правовых институтов его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права создаваемых в процессе правотворческой деятельности. юристыпрактики привлеченные к разработке проектов нормативных актов помогут обеспечить реальную применимость права его соответствие общественным реалиям связь права с общественной жизнью и юридической практикой. В процессе реализации права уровень...

Русский

2013-09-04

30 KB

26 чел.

44. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания. При этом надо помнить, что законодатель - субъект коллективный, поэтому индивидуальное правосознание субъектов правотворческой деятельности несомненно сказывается на оформлении общей воли законодателя. В процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание, т.к. без него невозможно создать качественные законодательные новации. Роль профессионального правосознания также не следует преуменьшать, т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке проектов нормативных актов, помогут обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям, связь права с общественной жизнью и юридической практикой. Профессиональное правосознание в процессе подготовки правотворческих решений поможет избежать пробелов в праве, недооценки процедурных и правореализационных моментов.

В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания. При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, "реализация права" выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права.

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием. Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм применительно к конкретной жизненной ситуации, т.е. их деятельность влечет юридические последствия. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемые юридических решений. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14540. ИНСТИТУТЫ ЕС: ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД 87 KB
  Институты ЕС: Европейский Суд. Оглавление [1] Институты ЕС: Европейский Суд. [2] Оглавление [3] Введение [4] Структура Суда [5] Состав Суда [6] Рассмотрение дел [7] Юрисдикция Суда [8] Суд первой инстанц
14541. ИНСТИТУТЫ ЕС: СЧЁТНАЯ ПАЛАТА 25.22 KB
  Институты ЕС: Счётная Палата I. Европейская счетная палата 1.СозданииЕвропейской счетной палаты 2.Мандатчленов Европейской счетной палаты. Полномочия. 3.Состав Европейской счетной палаты. 4.Организационная структура Европейской счетной палаты 5.Сотрудничествос...
14542. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК 24.63 KB
  Европейский Инвестиционный Банк IV.Европейский инвестиционный банк Состав банка Роль банка Организация работы Совет управляющих Европейский инвестиционный банк Е1В финансовое учреждение Европейского союза задуман и действует как банк и в то же время как евро
14543. ЕДИНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 43.99 KB
  Единая сельскохозяйственная политика Европейского Союза Оглавление Введение2 1. Необходимость и Цели ЕСХП2 2. Начало ЕСХП4 3. Современные реформы ЕСХП5 4. Реформа Сахарного Режима 2005 20066 Введение Единая Сельскохозяйственная Политика ЕСХП Евро
14544. Шенгенские соглашения 24.59 KB
  Шенгенские соглашения 1.Общая характеристика Шенгенских соглашений 2.Шенгенское соглашение 1985 г. 3.Шенгенская конвенция 1990 г. 1.Общая характеристика Шенгенских соглашений Шенгенские соглашения система из двух договоров которые были подписаны во второй полови
14545. Образование Европейских сообществ 33.75 KB
  Образование Европейских Сообществ 1. Парижский договор 1951 года и создание Европейского Объединения Угля и Стали1 2. Римский договор 1957 года и создание ЕЭС3 3. Попытка создания сообщества по безопасности и его провал7 4. Римский договор 1957 года и создание Европейского ...
14546. Особенности интеграции в Североамериканском регионе 18.72 KB
  Особенности интеграции в Североамериканском регионе Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли называемой официально Североамериканским Соглашением о Свободной Торговле North American Free Trade Area НАФТА. В неё входят: США Канада и Мексика. Функц...
14547. ПАРИЖСКИЙ ДОГОВОР 1951 ГОДА И СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УГЛЯ И СТАЛИ 22.04 KB
  Парижский договор 1951 года и создание Европейского Объединения Угля и Стали Парижский Договор был подписан 18 апреля 1951 года вступил в силу 1 января 1952 года. Он положил начало созданию первого интеграционного объединения в Западной Европе Европейского Объединения Угля ...
14548. УГЛУБЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 18.63 KB
  Углубление и расширение Западноевропейской интеграции Середина 1968 года. На 15 года раньше намеченного срока завершение создания таможенного союза. 1971 год. Принятие плана Вернера премьерминистра Люксембурга. По его плану намечалось создание к 1980 году экономическог...