32293

Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных государствах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того о ком идет речь но прежде всего как осуществление власти основанное на прочно установленных общеизвестных законах в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того что справедлива и что несправедливо критериев которыми должны руководствоваться суды при разрешении конфликтов касающихся жизни общества . Ленина который сначала писал о том что диктатура пролетариата власть не связанная никакими законами а затем...

Русский

2013-09-04

56 KB

3 чел.

46. Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных государствах.

ЗАКОННОСТЬ - политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением  правовых предписаний всеми субъектами права.         

О необходимости соблюдения законов писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже. Так, немецкий теоретик права Г. Кленнер считает, что концепция формально-юридического равенства, соответствующая становлению буржуазного способа производства, постепенно переросла в теорию и практику 3. "При этом 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того о ком идет речь, но, прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу  всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедлива и что несправедливо, - критериев, которыми должны руководствоваться суды при разрешении конфликтов, касающихся жизни общества".

Окончательная формализация идеи 3. , по мнению А.Б. Лисюткина, происходит по схеме: "по справедливости - по закону - законность", а сам термин "3"  появляется на рубеже нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки.         

В юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим).  Так, И. С. Самощенко утверждал, что 3. есть не требование, не обязанность, а фактически существующий режим, атмосфера общественно-политической жизни в стране. По мнению 0.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, принцип - это определенное правило поведения, которое в понятии социалистической 3. выражается в том, что все государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане обязаны строго соблюдать законы и основанные на них нормативные акты.

Представляется, что принципиальных различий в характеристике 3. посредством той или иной категории не содержится.         

В отечественной юриспруденции долгое время господствовал классовый подход в понимании 3. Неоднозначно было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой законности.         

В 1934 г. народный комиссар юстиции РСФСР Н.В. Крыленко видел в социалистической 3. три основных элемента: 1. борьба с классовым врагом, 2. принуждение к исполнению советских законов, 3. гарантирование каждому трудящемуся возможности приложить свой" труд в пределах, которые ему дает советский закон.         

После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А. Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем - как метод осуществления общенародным государством его задач и функций.         

После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием. В результате дефиниция освобождается от классово-идеологического аспекта правопонимания.         

Неоднозначно трактуется в юридической литературе проблема соотношения 3. и демократии. По мнению С.С. Алексеева, "отдельные стороны 3. (такие как выражение общеобязательности права и как идея 3.) могут существовать в любом обществе. И в феодальных монархиях и при антидемократических диктаторских режимах современных государств господствующий класс стремиться обеспечить строгое  проведение в жизнь общеобязательных норм, - следовательно, здесь есть 3. как выражение общеобязательности норм; в    этих же условиях постепенно формируется, утверждается в общественном сознании людей и идея 3.. Однако только в условиях демократии 3. обретает полный набор свойственных ей элементов.

Интересна позиция М.Д. Шаргородского, который полагал, что 3. в советском обществе - объективно необходимое, но не объективно присущее социалистическим общественным отношениям свойство и явление.   

И.С. Самощенко утверждает, что 3. как общественно-политический режим возникает вместе с демократией. Поэтому нет 3. без демократии и нет демократии без 3. Сходной позиции придерживается и В. В. Клочков. 3., по его мнению, должна рассматриваться как необходимый элемент демократического общества. Однако 3. - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов.         

Кроме того, в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. Поэтому нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.         

Таким образом, 3. в демократическом обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных   требований общества к государству, праву и права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение этих требований в общественном сознании; реализацию данных требований в социальной практике.   

Методология изучения состояния законности. Аналитический доклад о состоянии законности в РФ  (1993-1995). НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3. Так, А.Б. Лисюткин рассматривает 3. как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

3., по мнению Н.В. Витрука, означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание 3. составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.                 

Исходя из российского правопонимания необходимо отметить, что 3. - это не абстрактные требования, предъявляемые к исполнению правовых норм. Посредством осуществления в государстве режима 3. правовые предписания реально претворяются в жизнь. Поэтому 3. можно рассматривать как неотъемлемую составляющую правовой системы, как принцип организации и деятельности общества и государства. И.С. Самощенко подчеркивал, что "3. как особое общественное явление означает не просто реализацию требований права в отдельных конкретных случаях. Это - господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, в отношениях между властью и личностью.

Субъектами 3. являются все участники общественных отношений (физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица, общество и государство в целом).

Однако вопрос о субъектах 3. является дискуссионным. Так, Н.Г. Александров считал, что субъектами законности являются преимущественно должностные лица. 3. и заключается в том, что должностные лица точно и неуклонно исполняют законы, соблюдают права и интересы граждан. Не соглашаясь с этим М.С. Строгович отстаивал позицию единства 3. , ее одинаковой обязательности как для органов власти и их должностных лиц, так и для граждан.         

По мнению С.С. Алексеева, если понимать 3. как особый общественный режим, то станет очевидным, что нарушение законов отдельными лицами и государственными органами имеют далеко не одинаковое социальное значение. Несоблюдение юридических норм отдельными  гражданами еще не означает нарушения режима 3.         

Юридическая наука рассматривает 3. как сложное общественно-правовое явление, имеющее социальный, политически, юридический и психологический аспекты.         

Социальный аспект 3. включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.         

Политический аспект 3. представляет собой необходимость принятия и выполнения таких политических решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права.         

Юридический аспект 3. проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм.         

Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнения правовых предписаний и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.         

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.,  целесообразность и реальность 3.         

Верховенство закона понимается как подчиненность закону всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. Реализация этого принципа предполагает не противоречие подзаконных актов закону. В случае такого противоречия применяются только предписания закона, а подзаконный акт должен быть отменен.         

Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол.         

Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность для всех субъектов права требований действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например, в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства.         

Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной  деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям, обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы, а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использование и усмотрения в правоприменительной практике.

Неисполнение законов, постановление неправосудных  приговоров, издание противоречащих конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности является грубейшим нарушением 3. Однако бывают случаи, когда, например, принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем, отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона.         

Реальность 3. представляет собой возможность достижения фактического исполнения предписаний всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения.         

Реализация этого принципа достигается посредством: 1. предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; 2. создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.         

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3., которые представляют собой обусловленные содержанием правовых норм и общественными потребностями обязанности субъектов 3. Так, для осуществления верховенства закона (принципа 3.) все граждане, должностные лица и государственные органы обязаны соблюдать правовые предписания, содержащиеся в законе; министерства и ведомства должны принимать подзаконные акты не противоречащие закону; судьи - постановлять приговоры и выносить решения строго на основе закона (требования 3.).         

Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: 1. Соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами. 2. Обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина. 3. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. 4. Равенство граждан перед законом и судом.         

Требованиями 3. к действующему законодательству являются: (1)  Адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений, которые поддаются регулированию только не правовыми социальными нормами; (2) Строгая иерархичность законодательства. Это требование представляет собой подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; (3) Беспробельность и непротиворечивость законодательства; (4) Соблюдение установленного порядка принятие, изменения, отмены нормативных правовых актов.         

Под нарушениями 3. следует понимать нарушение любого требования З., поскольку      это затрудняет или делает невозможным реализацию на практике одного или нескольких принципов 3. Нарушение 3. всегда причиняет вред правам и свободам человека и гражданина, государственным или общественным интересам.         

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается совершение любого правонарушения. Нарушения законов, совершенные гражданами, не выступают в качестве нарушений 3., они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.         

По мнению Н.В. Витрука, не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение 3. "Нарушением 3. следует признавать не просто нарушение закона, а тем более подзаконного акта, которое может быть ошибкой в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица". Н.В. Витрук считает, что несущественные нарушения закона, конкретизирующего нормы Конституции, нарушения служебной дисциплины не следует признавать нарушениями 3.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: (1) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); (2)  политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); (3) духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); (4) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальными (юридическими) гарантиями  3. являются правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3.  К специальным (юридическим) гарантиям 3. относятся: (1) меры надзора и контроля за состоянием законности; (2) эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; (3) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; (4) меры по совершенствованию действующего законодательства; (5) меры по профилактике нарушений 3.; (6) меры по выявлению нарушений 3.         

Таким образом, проблема укрепления 3. является не только правовой, но и общесоциальной. Поэтому необходимо, чтобы вышеуказанные мероприятия для большей эффективности осуществлялись в комплексе.         

Кроме того, меры по обеспечению 3., согласно ст. 72 Конституции РФ, должны осуществляться как на .федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34065. Сравнение физических свойств и химического состава морской воды 834.27 KB
  Изучение литературных и интернет-источников по данной теме. Освоение методик ведения физических и химических исследований по изучению свойств и химического состава морской воды. Определение физических свойств морской воды: плотности, мутности, электропроводности. Определение химических компонентов воды: гидрокарбонат -ионов, сульфат- ионов, нитрат- ионов, хлорид ионов, бромид-ионов, уровень рН.
34066. Переоформление прав на земельные участки: основания, порядок 101 KB
  Любое из перечисленных прав подлежит государственной регистрации осуществляемой уполномоченным государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним . Именно с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. 8 ГК РФ права на имущество подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него если иное не установлено законом.
34067. Оборотоспособность земельных участков 41 KB
  Земельные участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и...
34068. Классификация, основания возникновения и прекращения земельных правоотношений 30 KB
  Классификация основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений по основному хозяйственному назначению земель. Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам в зависимости от того какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить...
34069. Управление в сфере использования и охраны земель 39 KB
  Управление в сфере использования и охраны земель. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства которое позволяет с одной стороны осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав напр. любое лицо может получить выписку из земельного кадастра с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры....
34070. Система и полномочия органов управления земельными ресурсами 24 KB
  Система и полномочия органов управления земельными ресурсами. Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях исходя из принятых для конкретного административнотерриториального образования критериев эффективности рационального использования земель. Система органов государственного управления земельными...
34071. Государственный земельный кадастр: понятие, структура, порядок ведения 38 KB
  Государственный кадастр недвижимости. â€œО государственном кадастре недвижимости†вступил в силу с 01. Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуальноопределённой вещи подтверждают прекращение существования такой недвижимости а также иные сведения предусмотренные ФЗ â€œО†государственном кадастре недвижимостиâ€. Государственный кадастр недвижимости –...
34072. Землеустройство: назначение, содержание, организация и порядок ведения 39 KB
  Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель планированию и организации рационального использования земель и их охраны по описанию местоположения и или установлению на местности границ объектов землеустройства организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни....
34073. Возмещение убытков по положениям земельного законодательства 26 KB
  Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда причиненного земле речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ. определяет размер вреда причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков в том числе упущенной...