32293

Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных государствах

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того о ком идет речь но прежде всего как осуществление власти основанное на прочно установленных общеизвестных законах в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того что справедлива и что несправедливо критериев которыми должны руководствоваться суды при разрешении конфликтов касающихся жизни общества . Ленина который сначала писал о том что диктатура пролетариата власть не связанная никакими законами а затем...

Русский

2013-09-04

56 KB

3 чел.

46. Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных государствах.

ЗАКОННОСТЬ - политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением  правовых предписаний всеми субъектами права.         

О необходимости соблюдения законов писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже. Так, немецкий теоретик права Г. Кленнер считает, что концепция формально-юридического равенства, соответствующая становлению буржуазного способа производства, постепенно переросла в теорию и практику 3. "При этом 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того о ком идет речь, но, прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу  всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедлива и что несправедливо, - критериев, которыми должны руководствоваться суды при разрешении конфликтов, касающихся жизни общества".

Окончательная формализация идеи 3. , по мнению А.Б. Лисюткина, происходит по схеме: "по справедливости - по закону - законность", а сам термин "3"  появляется на рубеже нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки.         

В юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим).  Так, И. С. Самощенко утверждал, что 3. есть не требование, не обязанность, а фактически существующий режим, атмосфера общественно-политической жизни в стране. По мнению 0.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, принцип - это определенное правило поведения, которое в понятии социалистической 3. выражается в том, что все государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане обязаны строго соблюдать законы и основанные на них нормативные акты.

Представляется, что принципиальных различий в характеристике 3. посредством той или иной категории не содержится.         

В отечественной юриспруденции долгое время господствовал классовый подход в понимании 3. Неоднозначно было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой законности.         

В 1934 г. народный комиссар юстиции РСФСР Н.В. Крыленко видел в социалистической 3. три основных элемента: 1. борьба с классовым врагом, 2. принуждение к исполнению советских законов, 3. гарантирование каждому трудящемуся возможности приложить свой" труд в пределах, которые ему дает советский закон.         

После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А. Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем - как метод осуществления общенародным государством его задач и функций.         

После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием. В результате дефиниция освобождается от классово-идеологического аспекта правопонимания.         

Неоднозначно трактуется в юридической литературе проблема соотношения 3. и демократии. По мнению С.С. Алексеева, "отдельные стороны 3. (такие как выражение общеобязательности права и как идея 3.) могут существовать в любом обществе. И в феодальных монархиях и при антидемократических диктаторских режимах современных государств господствующий класс стремиться обеспечить строгое  проведение в жизнь общеобязательных норм, - следовательно, здесь есть 3. как выражение общеобязательности норм; в    этих же условиях постепенно формируется, утверждается в общественном сознании людей и идея 3.. Однако только в условиях демократии 3. обретает полный набор свойственных ей элементов.

Интересна позиция М.Д. Шаргородского, который полагал, что 3. в советском обществе - объективно необходимое, но не объективно присущее социалистическим общественным отношениям свойство и явление.   

И.С. Самощенко утверждает, что 3. как общественно-политический режим возникает вместе с демократией. Поэтому нет 3. без демократии и нет демократии без 3. Сходной позиции придерживается и В. В. Клочков. 3., по его мнению, должна рассматриваться как необходимый элемент демократического общества. Однако 3. - это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов.         

Кроме того, в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. Поэтому нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.         

Таким образом, 3. в демократическом обществе представляет собой совокупность взаимосвязанных   требований общества к государству, праву и права к государству и иным участникам общественных отношений; отражение этих требований в общественном сознании; реализацию данных требований в социальной практике.   

Методология изучения состояния законности. Аналитический доклад о состоянии законности в РФ  (1993-1995). НИИ при Генеральной прокуратуре РФ.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3. Так, А.Б. Лисюткин рассматривает 3. как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

3., по мнению Н.В. Витрука, означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание 3. составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.                 

Исходя из российского правопонимания необходимо отметить, что 3. - это не абстрактные требования, предъявляемые к исполнению правовых норм. Посредством осуществления в государстве режима 3. правовые предписания реально претворяются в жизнь. Поэтому 3. можно рассматривать как неотъемлемую составляющую правовой системы, как принцип организации и деятельности общества и государства. И.С. Самощенко подчеркивал, что "3. как особое общественное явление означает не просто реализацию требований права в отдельных конкретных случаях. Это - господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, в отношениях между властью и личностью.

Субъектами 3. являются все участники общественных отношений (физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица, общество и государство в целом).

Однако вопрос о субъектах 3. является дискуссионным. Так, Н.Г. Александров считал, что субъектами законности являются преимущественно должностные лица. 3. и заключается в том, что должностные лица точно и неуклонно исполняют законы, соблюдают права и интересы граждан. Не соглашаясь с этим М.С. Строгович отстаивал позицию единства 3. , ее одинаковой обязательности как для органов власти и их должностных лиц, так и для граждан.         

По мнению С.С. Алексеева, если понимать 3. как особый общественный режим, то станет очевидным, что нарушение законов отдельными лицами и государственными органами имеют далеко не одинаковое социальное значение. Несоблюдение юридических норм отдельными  гражданами еще не означает нарушения режима 3.         

Юридическая наука рассматривает 3. как сложное общественно-правовое явление, имеющее социальный, политически, юридический и психологический аспекты.         

Социальный аспект 3. включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.         

Политический аспект 3. представляет собой необходимость принятия и выполнения таких политических решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права.         

Юридический аспект 3. проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм.         

Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнения правовых предписаний и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.         

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.,  целесообразность и реальность 3.         

Верховенство закона понимается как подчиненность закону всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. Реализация этого принципа предполагает не противоречие подзаконных актов закону. В случае такого противоречия применяются только предписания закона, а подзаконный акт должен быть отменен.         

Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол.         

Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность для всех субъектов права требований действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например, в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства.         

Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной  деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям, обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы, а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использование и усмотрения в правоприменительной практике.

Неисполнение законов, постановление неправосудных  приговоров, издание противоречащих конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности является грубейшим нарушением 3. Однако бывают случаи, когда, например, принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем, отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона.         

Реальность 3. представляет собой возможность достижения фактического исполнения предписаний всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения.         

Реализация этого принципа достигается посредством: 1. предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; 2. создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.         

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3., которые представляют собой обусловленные содержанием правовых норм и общественными потребностями обязанности субъектов 3. Так, для осуществления верховенства закона (принципа 3.) все граждане, должностные лица и государственные органы обязаны соблюдать правовые предписания, содержащиеся в законе; министерства и ведомства должны принимать подзаконные акты не противоречащие закону; судьи - постановлять приговоры и выносить решения строго на основе закона (требования 3.).         

Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: 1. Соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами. 2. Обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина. 3. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. 4. Равенство граждан перед законом и судом.         

Требованиями 3. к действующему законодательству являются: (1)  Адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений, которые поддаются регулированию только не правовыми социальными нормами; (2) Строгая иерархичность законодательства. Это требование представляет собой подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; (3) Беспробельность и непротиворечивость законодательства; (4) Соблюдение установленного порядка принятие, изменения, отмены нормативных правовых актов.         

Под нарушениями 3. следует понимать нарушение любого требования З., поскольку      это затрудняет или делает невозможным реализацию на практике одного или нескольких принципов 3. Нарушение 3. всегда причиняет вред правам и свободам человека и гражданина, государственным или общественным интересам.         

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается совершение любого правонарушения. Нарушения законов, совершенные гражданами, не выступают в качестве нарушений 3., они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.         

По мнению Н.В. Витрука, не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение 3. "Нарушением 3. следует признавать не просто нарушение закона, а тем более подзаконного акта, которое может быть ошибкой в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица". Н.В. Витрук считает, что несущественные нарушения закона, конкретизирующего нормы Конституции, нарушения служебной дисциплины не следует признавать нарушениями 3.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: (1) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); (2)  политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); (3) духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); (4) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальными (юридическими) гарантиями  3. являются правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3.  К специальным (юридическим) гарантиям 3. относятся: (1) меры надзора и контроля за состоянием законности; (2) эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; (3) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; (4) меры по совершенствованию действующего законодательства; (5) меры по профилактике нарушений 3.; (6) меры по выявлению нарушений 3.         

Таким образом, проблема укрепления 3. является не только правовой, но и общесоциальной. Поэтому необходимо, чтобы вышеуказанные мероприятия для большей эффективности осуществлялись в комплексе.         

Кроме того, меры по обеспечению 3., согласно ст. 72 Конституции РФ, должны осуществляться как на .федеральном уровне, так  и на уровне субъектов РФ.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45396. Форма государства: понятие и общая характеристика вопросов 51.9 KB
  форма государства: понятие и общая характеристика вопросов Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти административнотерриториальное устройство и составляет форму государства или форму организации государственной власти. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими способы организации высших органов...
45397. Форма правления. Понятие и виды 68.28 KB
  Толкование права:понятие цели способы виды Толкование правовых норм важнейшее условие их правильного понимания и применения. Толкование древнейший правовой институт. В данном случае под толкованием понимается выяснение точного смысла содержания толкуемой право вой нормы. При этом толкование прибавляя новое знание о норме ни в коей мере не изменяет и не заменяет её; тем более не создаёт новой.
45398. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды 49.33 KB
  Буржуазные в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти в частности назначает министров ответственных перед ним и парламентарные когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и в частности назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента например Великобритания Швеция. Система права: понятие признаки элементы Под системой права понимается определённая внутренняя его структура...
45399. Республика как форма правления, понятие, виды, признаки 49.09 KB
  Наличие у президента права вето на законы принимаемые парламентом. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. критерии отраслевого деления системы права В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования. Под методом понимаются определённые приёмы способы средства воздействия права на общественные отношения.
45400. Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика 51.88 KB
  Субъекты федерации - территориальные единицы обладающие не всеми а некоторыми признаками государства например конституцией законодательными органами. Поэтому современное понимание федерации означает что это такое государство в состав которого входят территориальные образования субъекты федерации штаты кантоны провинции обладающие определенным суверенитетом т. Таким образом субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными...
45401. Унитарное государства: понятие, признаки, виды 57.48 KB
  Взаимодействие этих тенденций центробежных и центростремительных представляет большой интерес для исследователей работающих в области теории государства и права и сегодня. lw juridicl legl institution совокупность норм права обособленных в рамках определенной отрасли права регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений напр. Отрасль права чаще всего складывается не непосредственно из юридических норм а из П. III и IV ГК РФ содержат общую и особенную части обязательственного права; разд.
45402. Федеративное государство: понятие признаки виды 64.9 KB
  Они не обладают суверенитетом правом одностороннего выхода из союза юридически лишены права участия в международных отношениях. Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов когда строго соблюдены права и свободы граждан. публичное и частное право : общая характеристика и критерии разграничения...
45403. Конфедерация как переходная форма гос.устройства 59.81 KB
  Правотворчество: понятие принципы виды процесс. Правотворчество это деятельность прежде всего государственных органов по принятию изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является составной частью более широкого процесса правообразования под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности выработка взглядов и концепций о будущем правового регу лирования а также разработка и принятие нормативных предписаний....
45404. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 60.45 KB
  Понятие политический режим включает в себя следующие параметры признаки: − степень участия народа в механизмах формирования политической власти а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;...