32307

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения использование свойств права для достижения социально полезного результата. Субъектами реализации права являются те лица на которых право распространяет свое действие то есть субъекты права. Явич справедливо заметил что осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему ее не было когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом ее не бывает или почти не оказывается когда...

Русский

2013-09-04

63.5 KB

11 чел.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ.

Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. Задача процесса правореализации — эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и исчерпывающе выполнять его требования. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов. Однако следует сразу же заметить, что этот тезис имеет прямое отношение лишь к предоставительно-обязывающим нормам, то есть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляют основной массив юридических норм. Специальные же (или специализированные) нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с предоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов. Проф. Л.С. Явич справедливо заметил, что «осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему, ее не было, когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом, ее не бывает или почти не оказывается, когда господствует обычное право и судебный прецедент. Осуществление права приобретает исключительное значение при развитой юридической форме, в условиях обширного законодательства».

Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-либо социального результата (например, изготовление продукции определенного качества), то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.

Правовую систему можно поделить на два блока - правотворческий и правореализующий. При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом.

В своей основной массе нормы права реализуются через конкретные правоотношения. Однако они могут реализоваться и вне конкретных правоотношений: в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности, то есть постольку, поскольку данные лица являются субъектами права, и находятся в определенном правовом состоянии. Такая реализация имеет место в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юридические факты, которые могут вызвать нежелательные правовые последствия (возникновение конкретных правоотношений с нежелательными для данных субъектов юридическими обязанностями). Эта форма реализации характерна для запрещающих норм, но в ней могут реализовываться и обязывающие нормы права.

В качестве форм реализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации - применение правовых норм.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.

В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово «использование» говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.

В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).

Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается как особая форма (см. следующий вопрос).

Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права - метод убеждения и метод принуждения. Это идет от известного высказывания Ленина: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить».

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в побуждении (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со стороны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальными и общественными интересами субъектов.

История общества и права знает два классических способа побуждения субъектов к реализации государственных велений - обещание награды и угроза применения мер принуждения. Проф. В.В. Лазарев отмечает, что правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, а при осуществлении обязывающих норм, что требует затрат человеческих сил, государство обещает определенную компенсацию.

4.8 Реализация норм права

Реализация права - это применение норм права на практике путем правомерного поведения субъектов права.

Реализация права состоит в практическом осуществлении нормативных предписаний - запретов, дозволений, обязываний. Посредством реализации правовых норм достигаются цели и результаты правового регулирования, провозглашаемые законодателем в процессе правотворчества.

Способы реализации права определяются в зависимости от вида реализуемой нормы - запрещающей, обязывающей или дозволяющей:

· соблюдение - это реализация запрещающих норм права, заключающаяся в пассивном поведении, отказе от действий, определяемых правом как правонарушения;

· исполнение - это реализация обязывающих норм права, заключающаяся в активном поведении по осуществлению возложенных на лицо юридических обязанностей;

· использование - это реализация дозволяющих норм права, заключающаяся в осуществлении предоставленных лицу субъективных прав.

Таким образом, реализация права - это правомерное поведение субъектов по использованию прав, исполнению обязанностей и соблюдению запретов. Правомерным поведением является не только использование, но и неиспользование субъективных прав.

Применение права - это властная деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих реализацию права в конкретных условиях.

Применение права является разновидностью реализации права, отличающейся использованием государственно-властных полномочий.

Реализация права, как правило, осуществляется непосредственно самим субъектом права. Но иногда правомерных действий частных лиц для достижения правовых результатов недостаточно. В данной ситуации требуется властное вмешательство государства в лице уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Так, например, реализация права на судебную защиту невозможно без властного содействия государства. В этих и многих других ситуациях государственно-властный субъект активно включается в процесс реализации права, обеспечивает его, доводит до конца претворение правовых норм в реальную жизнь.

Основаниями для применения права являются:

· Необходимость создания условий для реализации частными лицами своих прав и свобод, оказать им содействие, помощь, социальную поддержку. В данном случае субъективные права и обязанности у частных лиц не могут возникнуть без властного вмешательства государства. Так, право инваидов на льготы может быть реализовано лишь путем решения компетентных государственных органов вопросов о предоставлении льгот инвалидам.

· В случае спора о применении норм права требуется отправление правосудия.

· В случае неисполнения обязанности участника правоотношения, когда имеются препятствия в осуществлении прав управомоченным лицом, требуются меры государственной защиты.

· В случае наличия в действиях субъеков правоотношений признаков неправомерного поведения или наличие признаков наличия в обществе объективно опасных ситуаций необходимо применение мер государственно-правового принуждения, прежде всего, связанных с реализацией санкций правовых норм.

Принципы применения права:

· законность;

· справедливость;

· обоснованность или мотивированность;

· целесообразность;

· эффективность.

Признаки применения права:

· Применение права осуществляется от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами в рамках предоставленной им компетенции;

· Процесс правоприменения имеет властный характер, возникающие здесь отношения носят вертикальный характер власти-подчинения.

· Применение права всегда предполагает принятие управленческих решений, оформляемых различного рода правоприменительными актами весьма разнообразными по форме: постановлениями, приказами, судебными решениями и т.п.

Целью применения права является индивидуализация норм права. применительно к конкретным условиям. В процессе применения права происходит властное разрешение уполномоченными государственными органами конкретных жизненных ситуаций.

Правоприменительная деятельность осуществляется в двух формах - регулятивной и охранительной.

Регулятивная правоприменительная деятельность направлена на реализацию диспозиций норм права.

Охранительная правоприменительная деятельность направлена на реализацию санкций норм права.

Структура применения права описывается формулой: факт - норма - юридическая квалификация. Данной трехзвенной структуре процесса применения права соответствуют три стадии правоприменения:

· установление фактических обстоятельств дела;

· установление и толкование правовых норм, относящихся к рассматриваемому делу;

· принятие решения по делу, которое сопровождается изданием правоприменительного акта.

Акт применения права - это официальное волеизъявление уполномоченного государственного органа или должностного лица, направленное на индивидуально-правовое регулирование общественных отношений.

Акты применения права выступают результатом правоприменительной деятельности. Они фиксируют принятое решение по делу, придают ему официальное значение и властный характер.

Акты применения права могут выступать в форме указов, распоряжений, команд, приговоров, судебных решений, указании, различного рода приказов и других актов.

Акты применения права классифицируются:

· по отраслевому признаку на оперативно-розыскные, арбитражно-правовые, таможенные, налоговые, административно-правовые и др.;

· по субъекту издания на судебные, исполнительно-распорядительные, прокурорские и т.п.;

· на основные и вспомогательные;

· на однократного и длящегося действия;

· на регулятивные и охранительные;

· на простые и комплексные;

· на принятые единоначально и коллегиально.

Формы актов применения права:

· Письменно-документальная.

· Устная.

· Конклюдентная - жесты, сигналы, движения, иные знаки, выражающие волеизъявление уполномоченного субъекта, например инспектора ДПС.

В структуре письменного акта выделяют несколько частей:

· вводную, содержащую обязательные реквизиты;

· описательную, констатирующую фактические обстоятельства дела - фабулу;

· мотивировочную, где дается обоснование принятою решения;

· резолютивную - решение по делу.

Среди актов применения права наиболее сложными по структуре и содержанию являются судебные решения.

Признаки акта применения права:

Подзаконный характер акта применения права. Акты применения права издаются на основе норм права и должны им соответствовать. Только в этом случае он будет отвечать требованию справедливости.

Реальный характер акта применения права. В акте применения права управленческое решение облекается в официальную форму. Это не означает обязательно документального оформления актов, они могут иметь и устную, и конклюдентную форму. Акт применения права - это четко выраженное вовне волеизъявление субъекта государственной власти.

Государственно-властный характер акта применения права. Акты применения права издаются от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами в рамках их компетенции. В них реализуются задачи и функции государственного управления. Поэтому они содержат предписания, обязательные для адресатов. Государство контролирует исполнение правоприменительного акта, применяя в случае необходимости меры принуждения.

В то же время, у остальных участников правоотношений существует возможность обжалования правоприменительных актов в суд или вышестоящий государственный орган.

Индивидуально-правовой характер акта применения права. Акты применения права содержат конкретные предписания, рассчитанные на однократное применение в определенной, фактической ситуации. Они всегда обращены к конкретным адресатам и исчерпываются однократным применением. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов.

Формализованный характер акта применения права. Акты применения права готовятся при строгом соблюдении предусмотренных стадий и процедур их подготовки, экспертизы, издания. Каждый акт издается в определенной форме, имеет соответствующее наименование и обязательные реквизиты.

Акты применения права реализуют функцию индивидуально-правового регулирования, используются как средства оперативного управления. Они всегда являются разновидностью юридических фактов, влекущих юридические последствия.

Акт применения права направлен на возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Некоторые документы носят официальный, юридический характер, но не являются правоприменительными, поскольку непосредственно не выражают государственно-властного волеизъявления, не содержат управленческого решения, не порождают правоотношения. Это различного рода справки, аттестаты, лицензии. В данном случае правоприменительным будет предшествующее им и надлежаще оформленное решение о выдаче справки, лицензии или аттестата.

Толкование норм права

Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права.

В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение.

Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц.

Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Абстрактный характер норм права, наличие в законодательстве оценочных категорий, неясностей, противоречий, правовых коллизий обостряет потребность в толковании права.

Главная цель толкования заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права. Толкование способствует приданию праву признака формальной определенности.

Рассмотрим способы толкования норм права.

Грамматическое толкование норм права - это анализ юридического текста с использованием правил языкознания - грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.

При данной разновидности толкования норм права выясняется значение отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях и т.д.

Правила грамматического толкования:

· словам и формулировкам придается общеупотребительное значение, придание словам и формулировкам иного, специального значения должно быть обоснованно;

· если в законодательстве существует нормативное определение термина, следует использовать термин именно в этом значении;

· значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Это особенно актуально, если речь идет об отраслях публичного и частного права;

· если значение термина нормативно не определено, следует руководствоваться юридической, прежде всего судебной, практикой и правовой доктриной;

· придание разным терминам одного значения, равно как и одинаковым терминам разного значения, не допускается без достаточных на то оснований;

· ни одно слово, формулировка, суждение или знак препинания не могут толковаться как излишние.

Систематическое толкование норм права - это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.

Логическое толкование норм права - это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.

Историческое толкование норм права - это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта.

Функциональное толкование норм права - это изучение сложившейся практики применения правовых норм.

Рассмотрим виды толкования норм права.

Официальное - это толкование права компетентными государственными органами, носящее общеобязательный характер. Официальное толкование осуществляется в установленной процессуальной форме, его результат оформляется специальным актом. Акты официального толкования обладают юридической силой, то есть признаком общеобязательности.

Официальное толкование классифицируют по субъекту на аутентичное или авторское и делегированное. Аутентичное толкование осуществляется самим органом, издавшим толкуемую норму. В данном случае субъект правотворчества и субъект толкования права совпадают в одном лице. Делегированное толкование осуществляется специально уполномоченным субъектом. Например, Конституционный Суд уполномочен законом официально толковать нормы Конституции России.

По содержанию официальное толкование подразделяется на нормативное и правоприменительное - казуальное.

Нормативное толкование распространяется на все юридические ситуации определенного рода.

Правоприменительное или казуальное толкование распространяется на конкретную юридическую ситуацию - казус.

Процесс нормативного толкования идентичен правотворчеству. Акты нормативного толкования содержат конкретизирующие нормы, то есть имеют нормативный характер.

Неофициальное толкование - это толкование права частными субъектами. Неофициальное толкование осуществляется в произвольной форме - устной или письменной и не обладает признаком официальной обязательности для третьих лиц. В неофициальном толковании выделяют три разновидности:

· доктринальное;

· профессионально-юридическое;

· обыденное.

По объему выделяют:

· буквальное толкование;

· расширительное толкование;

· ограничительное толкование.

При буквальном толковании результаты толкования полностью совпадают с текстом толкуемой нормы.

При расширительном толковании результаты толкования шире текстового содержания нормы.

При ограничительном толковании толкование сужает текстовое содержание нормы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24643. Організація і методика поточного аналізу господарської діяльності 28.5 KB
  Організація і методика поточного аналізу господарської діяльності. Метою цього аналізу є виявлення та усунення негативних причин характерних для даної системи використання поточних резервів які сприяють досягненню поставленої мети. Поточний аналіз найбільш повний вид економічного аналізу що вбирає в себе результати оперативного аналізу і слугує базою для перспективного аналізу.
24644. Аналіз кредитоспроможності позичальника 59.5 KB
  Аналіз кредитоспроможності позичальника. До укладання кредитної угоди фахівець банку повинен ретельно проаналізувати кредитоспроможність потенційного позичальника тобто його здатність своєчасно повернути позичку вивчити фактори які можуть спровокувати її неповернення. Тому оцінка якості потенційного позичальника є одним із важливих етапів процесу кредитування. Одним з елементів оцінки кредитоспроможності є зясування персональних якостей потенційного позичальника.
24645. Обєкти та завдання економічного аналізу. Принципи його проведення 26.5 KB
  Обєкти та завдання економічного аналізу. Метою економічного аналізу є вивчення результатів діяльності підприємств визначення впливу факторів на показники і їх роботу для виявлення недоліків і резервів а також розробка заходів спрямованих на відновлення і збільшення обсягів виробництва та реалізації підвищення ефективності діяльності. Предметом економічного аналізу є фінансово господарська діяльність підприємства. Обєкти економічного аналізу це окремі явища і процеси проблеми питання наприклад виробнича діяльність наявність і...
24646. Інформаційне забезпечення економічного аналізу 26.5 KB
  Інформація це порядкованя повідомлення про кількісний та якісний стан явищ і процесів сукупність знань і даних про них. Інформація може бутит виражена за допомогою цифр букв символів.В економіці інформація відображає процеси та явища господарської діяльності закономірності функціонування ринку та його складові.планово нормативна інформація бізнес плани норми витрат прейскуранти цін і тарифів технологічна документація 2.
24647. Організація та етапи проведення аналітичної роботи на підприємстві 26 KB
  Організація та етапи проведення аналітичної роботи на підприємстві. Аналітична робота починається з планування розрізняють загальний план аналітичної роботи та конкретну програму аналітичних робіт. Виділяють три етапи аналітичної роботи: 1.попередній попереднє ознайомлення зі станом справ визначають ступінь виконання плану за основними показниками робиться попередня оцінка роботи підприємства а також готують макети таблиць збирається і перевіряється головна інформація визначаються виконавці 2.
24648. Метод економічного аналізу. Класифікація методів економічного аналізу 51.5 KB
  Економіко математичні методи дослідження яке проводять шляхом анкетування опитування співбесіди. Загальнонаукові методи: Методи теорії пізнання аналіз синтез індукція дедукція. Евристичні методи Метод мозкового штурму анкетування морфологічний метод метод семикратного пошуку Метод асоціацій та аналогій. Економікологічні методи Методи детермінованого факторного аналізу методи елімінування логарифмічний метод інтегральний метод Методи загального аналізу методи порівняння і групування методи середніх величин та...
24649. Порівняння – основний метод економічного аналізу 25 KB
  Порівняння це один із самих розповсюджених аналіз будь якого показника починаючи із порівняння звітних даних з плановими за попередній період з базисним показниками аналітичних підприємств конкурентів; аналіз порівняння до і після впровадження інвестицій порівняння якісних ознак фактично випущеної продукції зі стандартами і технічними умовами що дає можливість визначити.
24650. Методика аналізу обсягу випуску та реалізації продукції 28.5 KB
  Методика аналізу обсягу випуску та реалізації продукції. Аналіз випуску продукції передбачає загальну оцінку виконання плану оцінку впливу факторів на його величину аналіз ритмічності якості продії і її конкурентоспроможності оновлення продукції виконання плану з номенклатури і асортименту. Випуск продукції можна аналізувати у натуральному і вартісному виразі: 1. Для оцінки ритмічності і випуск продукції здійснюється за питомою вагою виробн продії в кожній декаді до місячного випуску і за допомогою узагальнюючого показника коефіцієнтів...
24651. Методика аналізу якості продукції 33 KB
  Методика аналізу якості продукції. Показники якості продукції є одними з найважливіших показників діяльності підприємства. Якість продукції залежить від багатьох факторів таких як: техніка і технологія впровадження іновацій організація виробництва і праці організація роботи служби матеріально технічного постачання трудова дисципліна та ін. Якість продукції впливає на обсяг товарної і реаліз.