32310

Место и роль ТГП в системе юридических наук

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще безотносительно к конкретным государствам или праву действующему на отдельной территории. К фундаментальным наукам относятся: o теория государства и права; o история государства и права России и зарубежных стран; o история политических и правовых учений. Эти науки изучают отдельные отрасли права. Они призваны выявить специфику той или иной отрасли ее особенности характерные черты отличия от других отраслей права.

Русский

2013-09-04

40.5 KB

19 чел.

2. Место и роль ТГП в системе юридических наук.

Все юридические науки в зависимости от стороны научного познания можно разделить на несколько блоков.

Во-первых, историко-теоретические (или фундаментальные) науки. Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук. Например, существуют уголовная ответственность, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и др. Все эти виды ответственности имеют свои особенности, однако при этом они имеют общие черты - то, что образует общее понятие юридической ответственности. Вот такие общие понятия и изучаются фундаментальными науками. К фундаментальным наукам относятся: o теория государства и права;  o история государства и права (России и зарубежных стран);  o история политических и правовых учений.

Во-вторых, отраслевые науки. Они представляют собой основной и самый крупный блок в системе юридических наук. Эти науки изучают отдельные отрасли права. Они призваны выявить специфику той или иной отрасли, ее особенности, характерные черты, отличия от других отраслей права. Важным моментом здесь является соотношение науки и отрасли права. Эти понятия различны. Наука изучает государственно-правовые явления, а отрасль права регулирует общественные отношения определенного вида. Отрасль права (уголовное, гражданское права и т. д.) состоит из норм права, которые регулируют определенные отношения, т. е. устанавливают правила поведения в той или иной ситуации. Эти нормы содержатся в различных источниках, например, в кодексах, законах, подзаконных актах (указах президента, постановлениях правительства и др.). А отдельная юридическая наука (наука уголовного права, наука гражданского права и т. д.) изучает соответствующие нормы, обобщает их, разрабатывает правила их применения, учит юристов пользоваться нормативным материалом. Кроме знания о самих правовых нормах, наука содержит теоретические положения, выявляет недостатки тех или иных норм, разрабатывает пути для совершенствования отрасли права как системы правовых норм. Например, отрасль гражданского права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан, т. е. устанавливает правила поведения в той или иной ситуации, определяет права и обязанности лиц. А наука гражданского права изучает как само гражданское право (как отрасль, как совокупность правовых норм), так и связанные с ним гражданско-правовые явления.

Некоторые авторы выделяют в этом блоке отдельно межотраслевые науки. Под межотраслевой наукой понимается наука, стоящая как бы на стыке юридических наук. Этот вопрос недостаточно разработан в юридической науке, требует специального исследования, поэтому представляется излишним включать его в обязательный учебный курс. В общих чертах, межотраслевые науки возникают на основе т. н. комплексных отраслей законодательства. Например, таможенное право включает в себя нормы из разных отраслей законодательства таможенного, административного, налогового, законодательства об охране культурных и исторических ценностей и др.), поэтому наука таможенного права (как система знаний о данных нормах) может рассматриваться как межотраслевая, т. к. аккумулирует знания разных дисциплин. К межотраслевым наукам обычно относят хозяйственное право, природоохранительное право, криминологию, прокурорский надзор, организацию правосудия (правоохранительные органы) и др.

В-третьих, прикладные науки. Они не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однако они изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и неюридических наук. К этой группе относятся такие науки, как: криминалистика; судебная медицина; правовая статистика; юридическая психология; судебная психиатрия; судебная бухгалтерия и др.

В-четвертых, науки о зарубежном государстве и праве: государственное право зарубежных стран; международное право.

Существуют и иные классификации юридических наук.

Например, фундаментальные науки, государствоведческие науки - это науки о публичном праве (государственное, административное, финансовое, уголовное, земельное); науки цивилистического профиля (гражданское, семейное, наследственное, трудовое); науки криминалистического профиля (уголовно-исполнительное право).

Место теории государства и права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами:

теория государства и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;

теория государства и права - фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;

это обобщающая наука, она "выводит за скобки", берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники; это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.

Особенности ТГП: ТГП - ведущая наука для остальных юридических наук, задаёт тон, методологию, терминологию - это способствует единению всех юридических наук. ТГП - вводная наука в систему наук о государстве и праве. ТГП - обобщающая наука, изучает государство и право в целом.

Взаимодействие ТГП с:

Историей государства и права России/Зарубежных стран. Обе науки изучают государство и право в динамике, но ТГП не придаёт значение хронологии. ТГП не ограничивает изучение государства и права рамками одной страны. Результат исследований истории государства и права - выявление ряда событий и фактов, причин и их анализ. ТГП же устанавливает закономерности их возникновения, функционирования и развития. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории.

История правовых и политических учений. Эта наука, это история самой ТГП в её развитии, т.к. она знакомит с эволюцией различных точек зрения на такие явления как государство и право.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание. Отраслевые науки иногда вынуждены работать за ТГП, к примеру, такие понятия как "юридическое лицо" (разрабатывалось гражданским правом); "вина" (уголовным правом).

ТГП  изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

ТГП играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

Теория государства и права — одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: «Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома». А профессор права Поль Френд заметил, что «самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение».

ГВ. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы — понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по теории государства и права, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки студента и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науке. Еще К.А. Гельвеции, французский философ, заметил, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К тому же, если, например, незнание конкретной статьи Уголовного кодекса РФ можно быстро восполнить, прочитав ее текст, то незнание принципов, идей, юридических конструкций не восполняется так быстро. Это все обязывает выделять общую теорию государства и права в особый, незаменимый и чрезвычайно важный предмет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31656. Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога 57 KB
  Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.
31657. Тестирование как исследовательский метод 40 KB
  Тесты представляют собой модельные ситуации с их помощью выявляются реакции свойственные индивиду которые считаются совокупностью показателей исследуемого признака. В педагогической психологии используются все типы существующих тестов однако наиболее часто востребованы тесты достижений. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; обеспечивают сопоставимость информации полученной...
31658. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной процессе 52 KB
  Тесты классифицируются по разным признакам. По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта школьной успеваемости тесты на творчество тесты на способности сенсорные и моторные тесты. Ко вторым тесты на установки на интересы на темперамент характерологические тесты мотивационные тесты.
31659. Чотири типи темпераменту 37.5 KB
  Якщо у мами і дитини темперамент схожий вони швидше порозуміються якщо ж темпераменти різко відрізняються мама холерик малюк флегматик це веде до проблем в спілкуванні з дитиною в її вихованні тому що мама часто вимагає від дитини те на що вона не здатна бути лідером в спілкуванні з однолітками бути розкутою швидко одягатися і так далі. У цьому випадку дорослому варто підстроїтися під дитину враховувати її індивідуальні особливості контролювати свої емоції щоб не зародити у малюка комплекс неповноцінності. Вона вертка і...
31660. Поняття про здібності 62.5 KB
  Психологія заперечуючи тотожність здібностей і істотно важливих компонентів діяльності знань умінь і навичок підкреслює їхню єдність. Здібності виявляються тільки в діяльності і притім тільки в такий діяльності що не може здійснюватися без наявності цих здібностей. Не можна говорити про здібності дитини до малювання якщо його не намагаються навчати малювати якщо він не здобуває ніяких навичок необхідних для образотворчої діяльності. У чому ж виражається єдність здібностей з одного боку і умінь знань і навичок з інший Здібності...
31661. Поняття про характер 42.5 KB
  Такі психологічні особливості особистості називають рисами характеру. Історія знає багатьох політичних громадських і військових діячів які завдяки силі позитивних рис свого характеру сприяли прогресу суспільства тоді як особи з негативними рисами характеру або зі слабким характером призводили до його занепаду. Структура характеру Характер як одна з істотних особливостей психічного складу особистості є цілісним утворенням що характеризує людське Я як єдність. Розуміння характеру як єдності його рис не виключає виокремлення в ньому деяких...
31662. ВІКОВА ПСИХОЛОГІЯ ЯК ГАЛУЗЬ ПСИХОЛОГІЧНОЇ НАУКИ 127.5 KB
  Вікова психологія галузь психологічної науки яка вивчає особливості психічного та особистісного розвитку людини на різних етапах її життя. Його специфіка полягає передусім у тому що протягом життя в психіці людини відбуваються різні якісні перетворення дослідження яких потребує системного з'ясування загальних закономірностей вікового розвитку. Предметом дослідження вікової психології є вікова динаміка закономірності фактори умови механізми становлення формування та розвитку особистості. Вікова психологія вивчає загальні...
31663. Психічний розвиток людини 28.5 KB
  Кожен період вік своєрідний ступінь психічного розвитку з притаманними йому відносно стійкими якісними особливостями. Відомо що вікові психологічні особливості зумовлені конкретноісторичними умовами розвитку спадковістю певною мірою характером виховання особливостями діяльності та стосунків з іншими людьми що впливає передусім на специфіку переходу від одного вікового періоду до іншого. Власне тому що навчання й виховання організовує діяльність дітей поетапно керує нею на основі накопиченого досвіду прагнучи враховувати наявні...
31664. ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ПІДЛІТКА 35 KB
  Загальна характеристика підліткового віку Підлітковий вік це один з найважливіших етапів життя людини. Вік цей нестабільний ранимий важкий і виявляється що він більше ніж інші періоди життя залежить від реальностей довкілля. Загальна характеристика підліткового віку варіює в різних теоріях залежно від їх основної ідеї. Однак всі ці і багато інших підходів об'єднує те що в них існують загальні показники які характеризують даний вік.