32324

Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Функции государства в сфере науки образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов. Функция развития культуры науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурновоспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. 13 идеологического многообразия согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Русский

2013-09-04

49 KB

24 чел.

15. Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах  различных типов.

Функция развития культуры, науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования базируется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции “каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания”, охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ “Об образовании” (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации “О государственной поддержке Российского фонда культуры”, “О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ” и др.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме (см. схему 8).

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Можно выделить и культурно-воспитательную функцию. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К вопросам №№12-15

Рабовладельческое государство

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор.

Наиболее ярко это проявлялось в Др.Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой стороны – как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов и рабов.

Рабовладельческое государство Др.Египта, наряду с другими древневосточными государствами, в целях поддержания экономики страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовлад.государства были также функции охраны рабовлад.частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями  свободных, но разоренных социальных группи слоев теми непримиримыми протитворечиями и борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования раб.строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Например, восстание Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.).

Осуществляя функцию охраны рабовлад.собственности и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, раб.государство широко использовало свойственные ему принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные, узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью устрашения и удержания в подчинении угнетенных, представителями господ.класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов – гос.рабов в Риме, согласно многократно применявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся в момент убийства  под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные док-ва того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни.

Широко и методически применялись господ.классом в процессе повседневного угнетения и подавления масс, наряду с местами устрашения, террора и физ.уничтожения непокорных, также и разнообразные средства их духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая взгляды, согласно которым физ.труд является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.

История развития рабовлад.строя знала немало разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Все ни, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане линию, идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, отстаивали раб.экономический и социально-политический строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям раб.государства относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных во время войны территорий; с установлением и поддержанием с другими гос-ми дипломатических, торговых и иного рода мирных связей. Внешние функции раб.государства находились в неразрывной связи с внутренними функциями; ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-исторических условий развития раб.общества, а также общественно-полит.значимости событий (восстания рабов, войны и др.), имевших место  той или иной стране, внутренние и внешние функции раб.гос-ва попеременно выдвигались на первый или второй план. Во время внутр.социальны потрясений более значимую роль естественно, приобретали внутр.функции раб.гос-ва, в то время как при ведении захват.или оборонит.войн на первый план выступали его внеш.функции.

Феодальное гос-во

Выполняя волю и интересы господ.класса феодалов, крепостнич.гос-во осущ-ло ряд внутр.функций. Внутр.функции состояли в удержании крепост.крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феод.собственности на землю и др. средства производства; в идеологич.обработке и духов.подавлении труд-хся масс; в орг-ции и консолидации сил класса феодалов и регул-нии отношений внутри господ-щего класса; в создании наиболее благоприят.условий для осущ-ния господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и др.слоев населения.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерар-кая система общественно-полит.надстройки, вассальной завис-сти одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественых, позволяли феод.гос-ву даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экон-кого и социально-полит.строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значит.степени способствовало почти безраздельное господство в духов.сфере жизни феод.общества церкви, осуществляющей на протяжении многих веков управление делами образования и культуры.

Внешние функции феод.гос-ва соответствовали внешнеполит-кому курсу господ.класса, отражали хар-р его активности на международ.арене, выступали как основные направления деят-сти феод.гос-ва в отношениях с др.гос-ми. Эти функции состояли в захвате и ограблении феод.гос-вом чужих тер-рий, в установлении и поддержании торгово-эконом.связей с др.гос-ми, а также в защите своей тер-рии от нападения извне.

Действовавшее право, особенно в раннефеод.период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захват.войн и присвоения чужих тер-рий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия.

Становление и развитие феод.строя, переход его от одной стадии к другой соотв-но отражался на функциях феод.гос-ва и на хар-ре его деят-сти. В раннефеод.период – на стадии зарождения и формирования феодализма гос-во функционировало как средство формирования и утверждения феод.типа собственности, захвата чужих тер-рий и подавления сопротивления крепост.крестьян. В более поздний период – на стадии развитого феодализма гос-во направляло основные свои усилия на закрепление сложившегося способа производства, на охрану феод.частной собственности, на ее приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприят.условий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян.

В позднефеодальный период – на стадии разложения феод-зма и появления зачатков капитализма феод.гос-во использовало все находящиеся в его распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экон-кого и социально-полит.строя, для сохранения феод.способа производства и поддержания сложившейся системы эксплуатации трудящихся масс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31119. Предпринимательство. Экономическая природа предпринимательства 64.97 KB
  Экономическая природа предпринимательства Предпринимательство одна из важнейших составляющих современной экономики. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких...
31120. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 33.39 KB
  Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов как количество участников наличие барьеров входа и выхода с этого рынка степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какомулибо из видов: полиполия совершенная конкуренция олигополия монополия или монопсония. concurenti от concurrere сталкиваться это тип...
31121. Рынки факторов производства и формирование доходов 256.46 KB
  Рынки факторов производства и формирование доходов. Рынки факторов производства и формирование доходов Спрос на факторы производства Рынки факторов производства это рынки труда капитала земли полезных ископаемых информации знаний интеллектуальных способностей предпринимательского таланта. Рынки факторов производства имеют свои особенности которые необходимо учитывать. Все факторы производства используемые в хозяйственной деятельности можно разделить на две группы: 1 материальные к которым относятся капитал и земля; 2 социальные...
31122. Антимонопольное регулирование 197.06 KB
  Представляет собой комплекс экономических административных и законодательных мер осуществляемых государством и направленных на то чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности противодействие монополизму и противодействие...
31123. Национальная экономика: цели и результаты развития 26.72 KB
  Кризисы сопровождаются безработицей расстройством денежной системы банкротствами ухудшением жизни населения. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы финансы населения и финансы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80 90 формируется за счет налогов с предприятий и населения. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной...
31124. Система классификаций и кодирования информации. Проектирование фактографических и документальных БД 105.84 KB
  Система кодирования – совокупность знаков и правил их использования для представления информации. Системы кодирования могут носить локальный характер в рамках одного предприятии и глобальный для всей страны. Существуют следующие системы кодирования: Порядковая – объекты кодируются числами натурального ряда и используются для кодирования небольших и устойчивых номенклатур объектов; Серийная – является развитием порядковой системы кодирования и предусматривает выделение серии номеров для кодирования каждого класса объектов.
31125. Автоматизированное проектирование ИС 114.56 KB
  CSE технологии –совокупность методов анализа проектирования разработки и сопровождения информационной системы. Основная цель CSE технологии состоит в том чтобы отделить процесс проектирования информационной системы от ее кодирования и последующих этапов разработки а так же максимально автоматизировать процесс разработки и функционирования системы. Которые поддерживают одну или несколько методологий анализа и проектирования ИС. Графический редактор диаграмм – предназначен для отображения в заданных нотациях всех диаграмм...
31126. Типовое проектирование ИС 248.38 KB
  Рисунок 1 – Классификация методов типового проектирования ИС. Элементный метод типового проектирования. В качестве типового элемента системы используется ТПР по задаче или по отдельному виду обеспечения информационному техническому. Достоинства метода: Применение модульного подхода к проектированию и документированию ИС Недостаток метода: Большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной программной и технической несовместимости ТПР Плохая адаптивность элементов к особенностям объекта применения ИС...
31127. Организация процесса конструирования 54.29 KB
  Технология конструирования программного обеспечения ТКПО – система инженерных принципов для создания экономичного ПО которое надежно и эффективно работает в реальных компьютерах. Стратегии: Однократный проход или водопадная стратегия – это линейная последовательность этапов конструирования с определением всех требований вначале процесса. Быстрая разработка достигается за счет использования компонентноориентированного конструирования.