32324

Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Функции государства в сфере науки образования культуры. Их изменение и особенности в государствах различных типов. Функция развития культуры науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурновоспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. 13 идеологического многообразия согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Русский

2013-09-04

49 KB

23 чел.

15. Функции государства в сфере науки, образования культуры. Их изменение и особенности в государствах  различных типов.

Функция развития культуры, науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования базируется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции “каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания”, охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре. Закон РФ “Об образовании” (с изменениями и дополнениями), указы Президента Российской Федерации “О государственной поддержке Российского фонда культуры”, “О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ” и др.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме (см. схему 8).

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Можно выделить и культурно-воспитательную функцию. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К вопросам №№12-15

Рабовладельческое государство

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор.

Наиболее ярко это проявлялось в Др.Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой стороны – как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов и рабов.

Рабовладельческое государство Др.Египта, наряду с другими древневосточными государствами, в целях поддержания экономики страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовлад.государства были также функции охраны рабовлад.частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями  свободных, но разоренных социальных группи слоев теми непримиримыми протитворечиями и борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования раб.строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Например, восстание Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.).

Осуществляя функцию охраны рабовлад.собственности и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, раб.государство широко использовало свойственные ему принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные, узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью устрашения и удержания в подчинении угнетенных, представителями господ.класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов – гос.рабов в Риме, согласно многократно применявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся в момент убийства  под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные док-ва того, что они оказывали всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни.

Широко и методически применялись господ.классом в процессе повседневного угнетения и подавления масс, наряду с местами устрашения, террора и физ.уничтожения непокорных, также и разнообразные средства их духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая взгляды, согласно которым физ.труд является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.

История развития рабовлад.строя знала немало разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Все ни, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном плане линию, идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, отстаивали раб.экономический и социально-политический строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям раб.государства относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных во время войны территорий; с установлением и поддержанием с другими гос-ми дипломатических, торговых и иного рода мирных связей. Внешние функции раб.государства находились в неразрывной связи с внутренними функциями; ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-исторических условий развития раб.общества, а также общественно-полит.значимости событий (восстания рабов, войны и др.), имевших место  той или иной стране, внутренние и внешние функции раб.гос-ва попеременно выдвигались на первый или второй план. Во время внутр.социальны потрясений более значимую роль естественно, приобретали внутр.функции раб.гос-ва, в то время как при ведении захват.или оборонит.войн на первый план выступали его внеш.функции.

Феодальное гос-во

Выполняя волю и интересы господ.класса феодалов, крепостнич.гос-во осущ-ло ряд внутр.функций. Внутр.функции состояли в удержании крепост.крестьян в полной зависимости и подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феод.собственности на землю и др. средства производства; в идеологич.обработке и духов.подавлении труд-хся масс; в орг-ции и консолидации сил класса феодалов и регул-нии отношений внутри господ-щего класса; в создании наиболее благоприят.условий для осущ-ния господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и др.слоев населения.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерар-кая система общественно-полит.надстройки, вассальной завис-сти одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественых, позволяли феод.гос-ву даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экон-кого и социально-полит.строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значит.степени способствовало почти безраздельное господство в духов.сфере жизни феод.общества церкви, осуществляющей на протяжении многих веков управление делами образования и культуры.

Внешние функции феод.гос-ва соответствовали внешнеполит-кому курсу господ.класса, отражали хар-р его активности на международ.арене, выступали как основные направления деят-сти феод.гос-ва в отношениях с др.гос-ми. Эти функции состояли в захвате и ограблении феод.гос-вом чужих тер-рий, в установлении и поддержании торгово-эконом.связей с др.гос-ми, а также в защите своей тер-рии от нападения извне.

Действовавшее право, особенно в раннефеод.период, практически не ограничивало феодалов в вопросах ведения захват.войн и присвоения чужих тер-рий. При подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих вассалов в виде живой силы, денег или оружия.

Становление и развитие феод.строя, переход его от одной стадии к другой соотв-но отражался на функциях феод.гос-ва и на хар-ре его деят-сти. В раннефеод.период – на стадии зарождения и формирования феодализма гос-во функционировало как средство формирования и утверждения феод.типа собственности, захвата чужих тер-рий и подавления сопротивления крепост.крестьян. В более поздний период – на стадии развитого феодализма гос-во направляло основные свои усилия на закрепление сложившегося способа производства, на охрану феод.частной собственности, на ее приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприят.условий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян.

В позднефеодальный период – на стадии разложения феод-зма и появления зачатков капитализма феод.гос-во использовало все находящиеся в его распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экон-кого и социально-полит.строя, для сохранения феод.способа производства и поддержания сложившейся системы эксплуатации трудящихся масс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52320. Цикли з параметром. Площа криволінійної трапеції 49 KB
  Тема уроку з алгебри: Площа криволінійної трапеціїâ€. Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу. Учитель математики: Що собою являє криволінійна трапеція Як знайти площу криволінійної трапеції Який метод використовується для цього Відповідь на це питання повинна бути проілюстрована малюнком і подана детальна...
52321. Народна казка (українська література), література і фольклор - скарбниця духовних багатств людства (зарубіжна література), виконання ілюстрацій до казки (образотворче мистецтво) 39 KB
  Мета: Розширити знання учнів про казки як вид усної народної творчості; повязати розвиток духовного багатства людства з розвитком фольклору і літератури; удосконалювати навички виразного читання та розуміння прочитаного; розвивати усне мислення; дати поняття про ілюстрацію та працю художників - ілюстраторів дитячої книжки
52322. Розмноження й розвиток рослин 48 KB
  Біологічний диктант вибрати окремо ознаки вітро та комахозапильних рослин Квітки дрібні безбарвні запаху не мають. Квітки великі яскраві. Дрібні квітки зібрані в суцвіття. Квітки розцвітають рано до розпускання листя.
52323. Розвиткове навчання засобами пропонованої технології 161 KB
  Та чи всяка діяльність учня є проявом його розумових зусиль Альтернатива тут така: якщо після виконання якогось завдання учень не прагне вдосконалення чи пізнання нового то він досяг рівня дії; якщо ж стає на шлях пошуку нових способів діяльності в біології – хоча б до самостійного порівняння аналізу тощо тоді це є ознакою пізнавальної діяльності яка є інструментом розвиткового навчання. Засобами розвиткового навчання на уроці за пропонованою технологією є завданнякарточки друковані на папері чи в комп’ютерному вираженні. Вони є...
52324. Сучасний урок. Яким він повинен бути 163 KB
  Стимулюючу роль в організації навчального процесу відіграють заняття учнів у малих групах парна групова колективна форми. Це найпрогресивніша група тварин. Що їх таких різних об’єднує в один тип Від яких тварин вони походять Вивчення нового матеріалу План: Класифікація типу Членистоногі Тип Членистоногі Клас Ракоподібні Клас Павукоподібні Клас Комахи Особливості зовнішньої будови і покривів членистоногих порівняно з кільчаками робота в...
52325. ПРОЦЕСИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ РОСЛИННОГО ОРГАНІЗМУ. УСТАНОВЧО-МОТИВАЦІЙНИЙ ЕТАП НАВЧАЛЬНОГО МОДУЛЯ З БІОЛОГІЇ 440.5 KB
  ПРОЦЕСИ ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ РОСЛИННОГО ОРГАНІЗМУ. Гельмонт здійснив такий дослід з рослинами. Рослину поливали дощовою водою упродовж п'яти років. Ломоносов припустив що рослина живиться з повітря.
52326. ВИКОРИСТАННЯ НАРОДОЗНАВЧОГО МАТЕРІАЛУ НА УРОКАХ БІОЛОГІЇ 343 KB
  Вивчаючи рослини з класу однодольні можна використати досить таки різноманітний народознавчий матеріал: легенди звичаї і обряди загадки прислівя та приказки про агротехніку вирощування злакових: казав ячмінь: Кидай мене в болото то я буду як золото посієш кукурудзу впору матимеш зерна гору; жито говорить: Сій мене в золу аби в пору овес каже: Топчи мене в грязь я буду як князь ; сій овес у кожусі а жито в брилі; сій просо густо у дітей не буде пусто. За таку вдачу барвінок став символом мужності символом справжнього козака:...
52327. Тесты по биологии, 8 класс 103.5 KB
  Какие простейшие относятся к классу корненожек а амеба обыкновенная; б амеба дизентерийная; в эвглена зеленая. На какие внешние раздражители реагируют одноклеточные а физические; б химические; в земное притяжение. Какие функции митохондрий у простейших организмов а синтез АТФ; б синтез белков; в дыхания; г расщепления АТФ. Какие из перечисленных клеток имеются в теле гидры а кожномускульные; бпромежуточные; в мускульные; г эпителиальные.
52328. Групові форми і методи навчання на уроках біології 155.5 KB
  Тому в сучасній системі України головною метою навчання біології є інтелектуальний розвиток учнів засобами навчального предмету формування особистостей виховання громадян демократичного суспільства закладання підвалин екологічного стилю мислення підготовка до життя у високотехнологічному суспільстві. В умовах оновлення системи шкільної освіти і біології зокрема розроблено проект концепції що передбачає різнорівневе навчання впроваджуються нові навчальні технологи створюються нові програми підручники та навчальні посібники....