32349

Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.

Русский

2013-09-04

40.5 KB

14 чел.

37. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84026. Вклад П. Друкера в развитие мировой управленческой мысли 23.5 KB
  Друкера в развитие мировой управленческой мысли Живя и работая в Лондоне Питер Друкер выпускает свои первые книги 1939 и 1942 гг. Идеи высказанные Друкером в данных работах заинтересовали одного из руководителей Дженерал Моторс который пригласил его провести исследование высшего управленческого звена компании и основных принципов его функционирования. На основе данного исследования и опыта работы в консалтинговых проектах выполнявшихся им для других крупных корпораций Дженерал Электрик Сиарс Робак Друкер выпустил еще две работы:...
84027. Паркинсон С.Н. и его теоретические мировоззрения 24.1 KB
  Обратное этому утверждение гласит, что: «самым занятым является тот человек, который имеет свободное время». Причины разрастания работы заключаются в желании чиновников «множить число подчиненных, а не соперников» и «создавать работу друг для друга»
84028. Советская школа управления- теоретические взгляды Н.К. Гастева 21.38 KB
  Гастева В основе педагогической доктрины Гастева идея социального инженеризма воплотилась в установочном методе ЦИТа который Гастев расценивал как основу реформы всей системы обучения и воспитания общепедагогический метод формирования человеческих способностей. Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания. Особым элементом системы ЦИТа были поэтапный контроль и экспертиза качества обучения. Для организации обучения создавались установочные цехи.
84029. Вклад А.А. Богданова в развитие советской школы управления 22.91 KB
  Богданова в развитие советской школы управления Сформулированная и разработанная А. Богдановым Тектология явилась одной из первых концепций общего учения об организации. Богданов отмечал взаимосвязь организации с внешней средой. Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к изучению организационной науки дал характеристику системы и ее элементов показав что организационное целое оказывается больше простой суммы его частей.
84030. Отечественная школа управления и теоретические воззрения О. А. Ерманского 20.09 KB
  Дав определение рациональной организации как теории наилучшего оптимального использования всех видов энергии и всех факторов производства он высказал убеждение что предметом этой теории являются три основных принципа закона: 1 принцип положительного подбора; 2 закон организационной суммы; 3 принцип оптимума. Помимо этих основополагающих по мнению Ерманского принципов теория должна формулировать частные принципы практической рационализации производства и управления. Главным принципом является принцип оптимума который он назвал...
84031. Характерные черты и недостатки советской системы управления 23.39 KB
  Хаотический характер капиталовложений в свою очередь приводит к нерациональной структуре основных фондов. Низкаярентабельость капиталовложений постепенно приводит к разорению экономики страны Принципиальная неопределенность будущего делает невозможным планирование инноваций. Техника и технология часто развиваются на основе копирования идей из стран с рыночной экономикой что в свою очередь приводит к перманентному технологическому отставанию Централизация стратегических решений приводит к централизации рисков. В случае ошибочного выбора...
84032. Характеристика российской теории и практики управления 23 KB
  После революции 1917г. в стране стала формироваться плановая экономика. Позже были созданы институты по формиров. системы организации труда на предприятии. Появились институты по разработке НОТ (науч. орг. труда). Система управления была реформирована в 1965г. в результате первое время показатели деятельности предприятий значительно улучшились. В нач. 1970х произошло ухудшение всех показателей, снижение реальных доходов населения по причинам...
84033. Менеджмент и управление. Основные категории и понятия 17.72 KB
  Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели объект и субъект управления взаимодействующие в определенной окружающей среде. Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие отношения реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им. Процесс управления включает сбор переработку и передачу информации используемой для выработки решений.
84034. Классификация подходов к определению понятия менеджмент 22.31 KB
  Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.