32349

Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта. Обсуждение проекта осуществляется самим правотворческим органом а иногда выносится за его пределы вынесение проекта на всенародное обсуждение заключение специалистовэкспертов. Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган который будет принимать закон. Принятие и утверждение проекта нормативноправового акта компетентным государственным органом.

Русский

2013-09-04

40.5 KB

15 чел.

37. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

3. Принятие и утверждение проекта нормативно-правового акта компетентным государственным органом.

4. Обнародование правотворческого решения - его доведение до сведения населения, без чего принятые законодательные акты не могут исполняться. В Конституции РФ (ст.15) прямо закреплено, что неопубликованные акты не применяются и на них невозможно ссылаться в суде в подтверждение своих доводов.

Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие решения о подготовке проекта.

Утверждаются планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или иному органу разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе субъектов обладающих правом законодательной инициативы (Президент, Правительство, постоянные комитеты Государственной Думы, субъекты федерации через их высшие органы законодательной власти).

2). Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. Выявляется общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. Здесь же должны быть просчитаны последствия принятия нового акта, а также возможные затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка первоначального текста проекта. Обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости создаются подкомиссии, рабочие и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное обсуждение проекта. Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Проекты публикуются в центральной и местной печати, рассматриваются на заседаниях представительных органов различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д. 5) Проект окончательно обрабатывается и редактируется. Делается это после учета всех замечаний и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли в закон. (деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

1). Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

Вместе с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение проекта.

4). Официальное принятие проекта.

Эти стадии тесно связаны. Их процедура детально регламентируется. Законопроекты рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

В РФ действует практика принятия законов в 3-х чтениях. Принятый во втором чтении проект направляется в ответственный комитет Государственной Думы. При третьем чтении не допускается внесение в проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по частям.

Президент, министры и др. органы единоличного подчинения утверждают свои акты (указы, инструкции и пр.) в персональном порядке.

5). Официальное обнародование принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законотворчество - стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В то же время, свойства законов, как приоритетной формы существования права. В частности их высшая юридическая сила в системе нормативных правовых актов, обуславливает определенную специфику их принятия, более детальных характер законодательной процедуры по сравнению с процедурой принятия иных нормативных правовых актов.

Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится в законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78153. Роль и психологические функции руководителя в системе управления 55.01 KB
  Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений не обязательно связанных с данной группой решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы Сфера действий руководителя шире поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе Сфера деятельности лидера в основном малая группа Однако несмотря на приведенные...
78154. Самосовершенствование личности 53.53 KB
  Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед но и движение вверх к высшим более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности завершение жизни достижение не старости упадка и смерти а достижение личностного совершенства. Причем предъявляемые требования должны быть несколько...
78155. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития 45.34 KB
  Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования на всех уровнях. Направление совершенствования высшего образования в Республике Беларусь.
78156. Социализация личности. Семейное воспитание 52.23 KB
  Признаки и функции коллектива методика его формирования. Признаки развитого коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей; включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; связь коллектива с обществом; наличие положительных традиций и перспектив; атмосфера взаимопомощи доверия и требовательности; развитые критика и самокритика сознательная дисциплина и др. Это результат упорного целенаправленного и длительного труда всего коллектива результат...
78157. Социальная подструктура личности 33.17 KB
  Стадии социализации личности. Полученные в процессе социализации знания приобретенные личностные качества не станут лишь индивидуальным достоянием а станут достоянием общества так как человек не только обогащается опытом но и реализует себя как личность влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Механизмы социализации: Имитация механическое повторение воспроизведение наблюдаемых человеком социальных действий без понимания их подлинного смысла.
78158. Эмоции и психические состояния личности 115.54 KB
  Эмоции имеются и у животных но у человека они приобретают особую глубину имеют множество оттенков и сочетаний. Эмоции различают по интенсивности и длительности а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение собственно эмоции и аффекты.
78159. Биологическая и психологическая подструктуры личности 129.43 KB
  Механизмы развития и тренировки памяти. Этот образ соотносится с информацией хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов: представления памяти т. Особенности памяти: память немыслима без других психических процессов так как она запечатляет сохраняет и воспроизводит психические продукты этих процессов когда мы воспринимаем чтото оно запоминается; память это сквозной психический процесс так как присутствует в течение...
78160. Введение в курс «Основы психологии» 196.17 KB
  Психология и очень старая и совсем молодая наука. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа 1679-1754 опубликовавшего книги Рациональная психология 1732 и Экспериментальная психология 1734 в которых он использовал термин психология. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Возникли такие ее отрасли как педагогическая юридическая военная управленческая спортивная психология и т.