32350

Понятие и виды систематизации нормативных актов. Юридическая техника. Ее понятие и роль в правотворчестве и систематизации нормативных актов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Понятие и виды систематизации нормативных актов. Ее понятие и роль в правотворчестве и систематизации нормативных актов. Необходимость систематизации вызывается рядом причин среди них пробелы в праве ошибки законодателя юридикотехническое несовершенство актов наличие множества изменений и дополнений нормативноправовых актов возможные противоречия между отдельными нормами права наличие устаревших норм права большое количество разрозненных нормативных актов по какимлибо вопросам наличие недостаточно ясных неточных формулировок...

Русский

2013-09-04

45 KB

4 чел.

39. Понятие и виды систематизации нормативных актов. Юридическая техника. Ее понятие и роль в

правотворчестве и систематизации нормативных актов.

Систематизация представляет собой упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.

Необходимость систематизации вызывается рядом причин, среди них - пробелы в праве, ошибки законодателя, юридико-техническое несовершенство актов, наличие множества изменений и дополнений нормативно-правовых актов, возможные противоречия между отдельными нормами права, наличие устаревших норм права, большое количество разрозненных нормативных актов по каким-либо вопросам, наличие недостаточно ясных, неточных формулировок, терминов и т.д. Систематизация призвана обеспечить такое важное свойство права как системность, которая предполагает взаимосвязанность отдельных нормативных предписаний, что придает комплексность, целостность правовому регулированию (в первую очередь все сказанное относится к кодификации).

Традиционно в юридической литературе выделяют такие формы систематизации как кодификация, инкорпорация, консолидация, учет нормативно-правовых актов.

В дальнейшем речь будет идти о систематизации (кодификации, инкорпорации, консолидации, учете) законодательства. Здесь имеется в виду законодательство в широком смысле слова как совокупность всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов, а не только законов в собственном смысле слова.

Важнейшей формой систематизации является кодификация.

Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт. Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а его внутренняя переработка, которая затрагивает содержание нормативных предписаний. По сути, кодификация является видом законотворчества, с той разницей, что текущее законотворчество создает отдельные акты по тем или иным вопросам, а кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.

Кодификация предполагает устранение противоречий, повторений в нормативно-правовых актах, восполнение пробелов, устранение устаревших норм и включение новых нормативных предписаний. Кодификация - это всегда государственно-властная деятельность, которая носит официальный характер и имеет целью создание нового нормативно-правового акта (или группы таких актов). Результатом кодификации являются прежде всего такие акты как кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.), основы законодательства (Основы законодательства о здравоохранении, основы законодательства о нотариате и т.д.), уставы (Устав железнодорожного транспорта). Кодификационные акты являются ведущими источниками права той или иной отрасли права или законодательства.

Кодификация (в отличие от инкорпорации) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. Система права в целом, отрасли и институты права носят объективный характер, не зависят от воли законодателя (кодификатора), определяются, в конечном счете, предметом правового регулирования. Кодификация же проводится на основе субъективно избранного законодателем (кодификатором) критерия. На практике часто возникает необходимость создания т.н. "комплексных" кодификационных сборников, которые объединяют правовые нормы нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право). Система законодательства поэтому не может полностью совпадать с системой права. Но при этом система права является основанием для кодификации, для классификации, для логической обработки и размещения законодательного материала в определенном порядке, необходимом практике.

Кодификация подразделяется на два вида:

Отраслевая - кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);

Межотраслевая - кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, таможенный кодекс РФ).

Инкорпорация - это форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем его объединения в сборники в определенном порядке без изменения содержания.

В отличие от кодификации инкорпорация предполагает только внешнюю обработку нормативного материала, например, исправление типографских опечаток, грамматических или синтаксических ошибок в тексте нормативного акта, исключение правовых актов или их частей, официально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под нормативными актами и т.п. Результатом инкорпорации являются сборники, объединяющие нормативный материал по каким-либо критериям в целях удобства пользования. Основными критериями инкорпорации являются хронологический и тематический, что предопределяет ее деление на два вида:

§ Хронологическая инкорпорация предполагает объединение нормативного материала в единые сборники в зависимости от даты издания и вступления нормативно-правовых актов в силу (например, "Собрание законодательства РФ");

§ Систематическая инкорпорация (отраслевая, тематическая) предполагает объединение нормативного материала в сборники по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение и т.д.), по отдельным видам общественных отношений, урегулированных данными актами (например, сборник Правила торговли. - М., 1999. содержит Положение о комитете РФ по торговле, Правила продажи отдельных видов товаров, Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли и другие акты, касающиеся вопросов деятельности торговых предприятий; эти акты изданы различными государственными органами и в различное время, поэтому объединение их в одном сборнике значительно облегчает работу заинтересованных лиц).

В зависимости от субъектов, занимающихся инкорпорацией, ее можно подразделить на:

Официальную, которая проводится компетентными государственными органами и содержит официальные тексты документов (например, "Собрание законодательства РФ", которое является источником официального опубликования нормативно-правовых актов, представляет собой акт официальной хронологической инкорпорации);

Неофициальную, которая проводится неофициальными субъектами - физическими или юридическими лицами - в целях достижения удобства пользования нормативно-правовым материалом. Эти акты издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.

Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Иными словами, консолидация нормативного материала - это укрупнение нормативно-правового акта.

Новый укрупнений акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным государственным органом и имеет собственные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица.

Классическим примером консолидации, приводимом в учебной литературе, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.10.80г. "О праздничных и памятных днях", который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих актов в свое время вводился праздничный или памятный день, а принятый Указ, не меняя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ.

Консолидация - это своеобразный правотворческий прием. Он имеет достаточно очевидные отличия и от инкорпорации, и от кодификации. От кодификации консолидация отличается тем, что содержание правового регулирования в этом случае не меняется, она не затрагивает сути нормативных предписаний. Однако этот признак консолидации, хотя и роднит ее с инкорпорацией, все же не дает оснований для объединения этих форм систематизации, рассмотрения одного их них в качестве вида другого. При анализе этих явлений можно указать минимум три отличия консолидации и инкорпорации.

Во-первых, они относятся к разным сторонам правовой деятельности государства. Инкорпорация - это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.

Во-вторых, они отличаются по кругу применяющих субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями, юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении актов, ими же принятых.

В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный акт.

Учет законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержании в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации (либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов).

Существуют следующие виды учета действующего нормативно-правового материала:

§ Журнальный учет. Ведется путем регистрации в журнале нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.

§ Картотечный учет. Ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке. В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записываются наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.

§ Компьютерный учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченных количествах и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

Основная задача учета законодательства - это сбор материала и поддержание его в таком состоянии, которое бы позволяло оперативно находить требуемую информацию.

На сегодняшний день существуют различные способы учета. Особое значение на сегодняшний день имеют справочные компьютерные программы. Используемые в настоящее время информационные системы (Консультант Плюс, Гарант, ЮрИнформ, Кодекс, ЮСИАС и т.п.) содержат несколько тысяч нормативно-правовых актов и позволяют вести поиск по различным параметрам (вид акта, название, орган, принявший акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34153. Объем предложения товара 16.06 KB
  Объем предложения товара это количество товара которое продавцы желают продать за некоторый период например день или год. Объем предложения зависит от цены товаров от цены используемых в производстве ресурсов имеющихся в распоряжении товаропроизводителей и других факторов. Важно отличать объем предложения от объема производства: не все что создано производителем предлагается к продаже и не все что продается обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов тогда как объем продаж определяется и...
34154. Равновесная цена 14.49 KB
  Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены. Равновесная цена это цена при которой объем спроса равен объему предложения и этот объем является соответственно равновесным. Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения: 1 возрастание спроса на товар кривая его двигается вправо; 2 уменьшение спроса на товар кривая его двигается влево; 3 возрастание предложения на товар кривая его двигается вправо; 4 уменьшение предложения на товар кривая его двигается влево.
34155. Главный фактор потребности выбора 16.57 KB
  Потребляя те или иные блага люди тем самым как бы оценивают их полезность для себя. Главный фактор потребности выбора полезность того или иного товара это категория применяемая для характеристики результатов эффективности экономических решений или деятельности. В более ограниченном смысле полезность определяется как субъективная польза извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. Полезность означает способность экономического блага товара услуги удовлетворять определенные потребности людей.
34156. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР 22.98 KB
  Изменение цены какоголибо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает поскольку изменение цены данного товара увеличивает при снижении цены или уменьшает при повышении цены реальный доход или покупательную способность потребителя. Эффект замещения замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение и сокращение потребления товара или быть...
34157. Инфраструктура рынка 15.91 KB
  Основные элементы инфраструктуры рынка. Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений баз субъектов инфраструктуры главная задача которых обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений выделяют: 1 организационные объединения рыночной инфраструктуры биржи оптовые брокерские дилерские и другие посреднические организации коммерческие структуры крупных промышленных объединений комбинатов концернов предприятия мелкооптовой и розничной торговли; 2 материальную базу рыночной инфраструктуры...
34158. Фирма 14.37 KB
  Фирма может быть огромной и небольшой но в любом объеме обладает определенными преимуществами: а сокращение трансакционных издержек; б сокращение средних издержек производства; в эффект организованного процесса. В процессе производства товаров и услуг затрачивается живой и прошлый труд. издержки производства. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путем изменения интенсивности использования своих мощностей.
34159. Издержки производства в долгосрочном периоде 21.87 KB
  Особенность изменения затрат и издержек производства в долгосрочном периоде рождает необходимость анализа этих затрат и издержек на основе долгосрочных средних и предельных издержек. Закономерностью изменения долгосрочных средних издержек является их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако в итоге ввод все больших и больших мощностей приведет к увеличению долгосрочных средних издержек. Графическим выражением связи между издержками производства единицы продукции и объемом выпуска в...
34160. Монополистическая конкуренция 17.96 KB
  Понятие чистой монополии обычно является абстрактным. Цель монополии получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Основные черты чистой монополии: 1 единственный продавецпроизводитель; 2 товарная дифференциация отсутствует отсутствие товаровзаменителей; 3 продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4 очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. Искусственные монополии.
34161. Причины государственного регулирования 17.87 KB
  А неоправданно высокие цены сводят на нет социальный эффект экономии от масштаба. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL потерь мёртвого груза . Поскольку цены на продукцию монополий велики то бывает так что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. Но чего государство может добиться управляя фирмами...