32355

Педагогическая деятельность, ее структура и специфика. Требования к личности учителя

Доклад

Психология и эзотерика

Требования к личности учителя. Содержание определяется соцфакторами место и функция учителя в обществе требования общества к учителю и соцпсихологическими факторами ожиданиями окружающих общественными ожиданиями и установками. Коммуникативный – установление и поддержание отношений с учащимися родителями администрацией учителями. Учитель должен знать и учитывать особенности ученика которые мешают или помогают ему и соответственно реагировать на них медлительность ученика связанная с его темпераментом требует терпения и такта...

Русский

2013-09-04

16.92 KB

0 чел.

№11(1) Педагогическая деятельность, ее структура и специфика. Требования к личности учителя.

Педагогическая деятельность – деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью является воспитание подрастающего поколения. Содержание определяется соцфакторами (место и функция учителя в обществе, требования общества к учителю) и соцпсихологическими факторами (ожиданиями окружающих, общественными ожиданиями и установками). Цель – создание условий для осуществления развития ребенка. Предмет – организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. Функция – развивающая (объединяющая):

  1. Гностическую (умение накапливать знания, работать с литературой, изучать опыт);
  2. Исследовательскую (определять проблему, гипотезы и задачи, анализировать);
  3. Информационную (точно, понятно излагать материал, пользоваться разными методами);
  4. Побудительную (возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности).

Структура пед.деятельности (Кузьмина):

  1. Конструктивный компонент – конструктивные уроки, внеклассного материала, подбор учебного материала в соответствии со школьной программой, учебниками и его переработка для изложения учащимся (подробный конспект урока).
  2. Организаторский – организация своего изложения на уроке, организация деятельности детей, активизация их познавательной сферы.
  3.  Коммуникативный – установление и поддержание отношений с учащимися, родителями, администрацией, учителями.
  4. Проектировочный – представления о перспективных задачах пед.деятельности.
  5. Гностический (умение накапливать знания, работать с литературой, изучать опыт).

Специфика пед.деятельности характеризуется структурой коммуникативного воздействия: Что-кому-что-как. Эффективность сообщения (степень совпадения содержания, передаваемого учителем с содержанием воспринятым учащимся). Коммуникативный компонент проявляется во всем педагогическом процессе, осуществляет индивидуальный подход, определяет успех работы. Учитель должен знать и учитывать особенности ученика, которые мешают или помогают ему и соответственно реагировать на них (медлительность ученика, связанная с его темпераментом требует терпения и такта учителя). Типы эмоционального отношения учителя к ученикам: эмоциональный положительный активный, эмоциональный положительный пассивный, эмоциональный отрицательный активный, эмоциональный отрицательный пассивный, неуравновешенный. Чем более развиты педагогическое мышление, рефлексия, самосознание, эмпатия, а также способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями, тем более продуктивной, интересной, результативной является пед.деятельность.

Требования к личности учителя:  

  1. Как к представителю общества и исполнителю соцзаказа (идейно-политические и нравственные педагогические качества, убеждения, мотивы, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности).
  2. Касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовка по преподаваемому предмету, психолого-педагогическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности, - познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие).
  3. К развитию психологических процессов (предмышление, эмоционально-волевые качества)
  4. К психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии)