32356

Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения

Доклад

Психология и эзотерика

Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...

Русский

2013-09-04

17.22 KB

1 чел.

№12(1) Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения.

Обучение является планомерным организуемым и сознательно управляемым процессом. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности.

Компоненты обучения:

  1. Целевой (цели и задачи)
  2. Содержание (учебная программа)
  3. Деятельностный (деятельность педагога и учащихся)
  4. Результативный (оценка, самооценка)

Функции обучения:

  1. Образовательная (усвоение ЗУНов)
  2. Воспитательная (ценностное отношение к миру)
  3. Развивающая (установление взаимосвязи между явлениями и факторами)

Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими систем знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике. В учении всегда участвует установка личности на овладение знаниями, умениями и навыками как продуктами учения. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретает усваиваемые им знания. Смысл учения в отечественной психологии рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых ЗУН или изменение старых.

Структура учебной деятельности: 

  1. Мотивационный компонент (совокупность мотивов учения – должно стать желание и стремление овладеть ЗУ, чтобы стать полезным человеком общества)
  2. Операционный компонент – четко ставить учебную задачу перед учеником и специально отрабатывать операции (способ действий по решению учебной задачи)
  3. Контрольно-оценочный – контроль (вначале с помощью учителя затем самоконтроль) правильностью и полнотой выполнения операций, а также их оценка (а затем самооценка) того как выполнена учебная задача.

Модели обучения:

  1. Традиционное. В основе обучения лежит коммуникативная модель обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям ученика нечто новое своим сообщением; отвечая, ученики сообщают учителю о том, что им понятно из его сообщения. Используя эту форму обучения следует предусмотреть следующее: мотивировку учеников к восприятию учебного материала; внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованном его общении с учениками по материалу урока; привлечение технических средств обучения, позволяющих через восприятие образов подойти к пониманию материала; продуманная логика изложения; подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.
  2. Проблемное. Вид обучения, при котором у учеников организуется относительно самостоятельная деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательская активность, формируются творческие способности. Учитель выполняет функцию руководителя, степень его участия зависит от сложности материала подготовленности и уровня развития учеников. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера материала, неподготовленность учащихся, квалификация учителя, требует много времени.
  3. Программированное. Предлагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего шага в усвоении, не овладев предыдущим, учебный материал расчленяется на небольшие порции располагающиеся в логической последовательности. Эти небольшие порции последовательно предъявляются учащимся, прежде чем получить следующую порцию знаний ученик должен определенным образом доказать, что он усвоил предыдущую (дать правильный ответ, решить задачу).  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82016. Последовательность монтажных и санитарно-технических работ 1.29 MB
  Предполагается, что поскольку изначально при сборке механизмов основным этапом работ был подъем деталей, которые в древности были не только очень большими, но и тяжелыми, монтажниками называли тех людей, которые умели поднимать многотонные запчасти.
82017. Эффективность применения фунгицидов в защите картофеля от фитофтороза и альтернариоза 87.17 KB
  Проблема борьбы с фитофторозом и альтернариозом картофеля приобретает особую актуальность. Поэтому целью наших исследований было: подобрать наиболее эффективные препараты для опрыскивания картофеля против данных заболеваний и разработка более совершенной системы с учетом достижений науки и передового опыта.
82018. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Чеченской республики и пути их решения 104.12 KB
  На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.
82019. Строительство GPON (Гигабитной пассивной оптической сети) сети доступа в городе Тирасполь 1.27 MB
  Нисходящий поток (от центра к абонентам) и восходящий поток (от абонента в центр) передаются в одном волокне на разных длинах волн. Нисходящий поток – широковещательный, для защиты информации используется шифрование с открытым ключом.
82020. Деятельность интернет-подразделения в организации ООО “АСК-2” 221.77 KB
  Целью дипломной работы является создание и продвижение проекта, изучение специфики и особенности интернет-бизнеса, основные проблемы в данной сфере, разработка интернет-подразделения в компании и оценка экономической целесообразности проекта.
82021. Изображение социальной манипуляции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 274.58 KB
  Целью нашей работы, прежде всего, является выявление социальных манипуляций среди персонажей романа «Господа Головлевы». На примере романа осуществляется попытка показать, как в литературном произведении осуществился процесс манипуляции, какими возможностями его изображения обладает художественный текст.
82022. ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВ 124.21 KB
  В данной дипломной работе представлено основные виды регламентирующих документов, федеральных законов и форм по управлению финансовом потоком во 2-м отряде федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
82023. Проектирование базы данных. Защита информации 429.13 KB
  Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных.
82024. Основы работы в программе Excel. Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel 1.69 MB
  Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора...