32356

Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения

Доклад

Психология и эзотерика

Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...

Русский

2013-09-04

17.22 KB

1 чел.

№12(1) Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения.

Обучение является планомерным организуемым и сознательно управляемым процессом. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности.

Компоненты обучения:

  1. Целевой (цели и задачи)
  2. Содержание (учебная программа)
  3. Деятельностный (деятельность педагога и учащихся)
  4. Результативный (оценка, самооценка)

Функции обучения:

  1. Образовательная (усвоение ЗУНов)
  2. Воспитательная (ценностное отношение к миру)
  3. Развивающая (установление взаимосвязи между явлениями и факторами)

Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими систем знаний, приобретение умений и навыков для последующего их применения на практике. В учении всегда участвует установка личности на овладение знаниями, умениями и навыками как продуктами учения. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки. Психологическая сторона сознательности учения заключается в том, какой смысл для ученика приобретает усваиваемые им знания. Смысл учения в отечественной психологии рассматривается не только как приобретение знаний, а главным образом как изменение, обогащение самого ребенка.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых ЗУН или изменение старых.

Структура учебной деятельности: 

  1. Мотивационный компонент (совокупность мотивов учения – должно стать желание и стремление овладеть ЗУ, чтобы стать полезным человеком общества)
  2. Операционный компонент – четко ставить учебную задачу перед учеником и специально отрабатывать операции (способ действий по решению учебной задачи)
  3. Контрольно-оценочный – контроль (вначале с помощью учителя затем самоконтроль) правильностью и полнотой выполнения операций, а также их оценка (а затем самооценка) того как выполнена учебная задача.

Модели обучения:

  1. Традиционное. В основе обучения лежит коммуникативная модель обучения, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям ученика нечто новое своим сообщением; отвечая, ученики сообщают учителю о том, что им понятно из его сообщения. Используя эту форму обучения следует предусмотреть следующее: мотивировку учеников к восприятию учебного материала; внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованном его общении с учениками по материалу урока; привлечение технических средств обучения, позволяющих через восприятие образов подойти к пониманию материала; продуманная логика изложения; подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.
  2. Проблемное. Вид обучения, при котором у учеников организуется относительно самостоятельная деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательская активность, формируются творческие способности. Учитель выполняет функцию руководителя, степень его участия зависит от сложности материала подготовленности и уровня развития учеников. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера материала, неподготовленность учащихся, квалификация учителя, требует много времени.
  3. Программированное. Предлагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего шага в усвоении, не овладев предыдущим, учебный материал расчленяется на небольшие порции располагающиеся в логической последовательности. Эти небольшие порции последовательно предъявляются учащимся, прежде чем получить следующую порцию знаний ученик должен определенным образом доказать, что он усвоил предыдущую (дать правильный ответ, решить задачу).  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34824. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материя для медика 44.5 KB
  В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции это первоначальная форма материализма в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов Фалес. Существуют и такие разновидности материализма как например последовательный материализм в рамках которого принцип...
34825. Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения 40.5 KB
  Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения. Логично предположить что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением свойством отражения. присущее всей материи свойство отражения.
34826. Сущность сознания. Проблема идеального. Критика альтернативных концепций сознания 38 KB
  Критика альтернативных концепций сознания. Таким образом речь как и орудия труда это важнейший фактор формирования сознания человека и его мира. Еще раз отметим что идеальное главнейший признак сознания обусловленный социальной природой человека.
34827. Сознание как субъективный образ объективного мира. Творческая природа сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия и интенсивность. Проблема формирования человеческой психики у слепоглухих детей 40 KB
  Творческая природа сознания. Способность к целеполаганию специфически человеческая способность составляющая кардинальную характеристику сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей а также переживание т. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.
34828. Структура сознания. Разум, чувства и воля. Соотношение сознательного и бессознательного. З. Фрейд и К. Юнг. Интуиция, интуиция врача 48.5 KB
  В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей а также переживание т. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. рациональный уровни сознания.
34829. Отбор альтернативных проектов по критерию ЧДД и по показателю внутренней нормы доходности капитальных вложений 36 KB
  Какой проект лучше Для того чтобы выбрать лучший проект нужно для каждого проекта построить графики функций NPV i. Обычно эти графики выглядят следующим образом: NPV Если i iкр то лучше проект Б поскольку у него NPV больше. В диапазоне i =0iкр два показателя вступают NPV и r вступают в противоречия: NPVБ NPVА – лучше Б и rБ rА – лучше А. В диапазоне i iкр: NPVБ NPVА – лучше А и rБ rА – лучше А.
34830. Номинальная, периодическая и эффективная (эквивалентная) процентная ставка 28.5 KB
  Периодическая процентная ставка iпер = iном m где m – количество периодов в году внутри которых доход начисляется по процентной ставке iпер. iном = iперm Эффективная эквивалентная процентная ставка iэф – доходы начисленные по этой процентной ставке в конце года равны доходам начисленным m раз в течение года по процентной ставке iпер т.: 1 iэф=1 iперm 1 iэф=1 iном mm Если количество лет n то 1 iэфn=1 iном mnm Чем чаще в течение года начисляются проценты по фиксированной периодической процентной ставке тем доходы...
34831. Реальная и номинальная ставка процента. Учет инфляции при расчете ЧДД 36 KB
  Учет инфляции при расчете ЧДД β – годовая прогнозируемая инфляция доли единицы i – реальная годовая процентная ставка. Без учета инфляции. С учетом инфляции. NPV = NCF0∑Tt=1 NCFt⃰ 1 iномt ≥0 2 NCFt – прогноз чистых денежных потоков в постоянных ценах без учета инфляции; NCFt⃰ – прогноз чистых денежных потоков в постоянных ценах с учетом инфляции.
34832. Приведение инвестиционных проектов в сопоставимый вид по продолжительности жизненного цикла 55 KB
  Только после этого сравнивают показатели NPV. А: Т= 10 лет NPV Б:Т=20 лет NPVБ 10 лет NPV 2NPV 20 лет NPVБ NPVБ В данном случае нужно сравнить удвоенный ЧДД проекта А с ЧДД проекта Б. Если А: Т= 2 года NPV Б:Т=3 года NPVБ Т о эти 2 проекта можно сравнивать только на продолжительности 6 лет. А: 2 года 2года 2 года Б: 3 года 3 года 3 NPV 2 NPVБ 6 лет В проект А следует реинвестировать денежные средства дважды в проект Б – один раз.