32358

Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...

Русский

2013-09-04

18.56 KB

35 чел.

№13(1) Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе.

Становление личности осуществляется в деятельности, общении самосознании. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, происходит становление в человеке образа его «Я» или самосознания (представление о себе). Оно возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Компоненты самосознания (Мерлин):

  1. Сознание отличие себя от остального мира
  2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
  3. Сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка.
  4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта, общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. Выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от соцсреды.
  2. Осознание своей активности «Я управляю собой»
  3. Осознание себя через другого «То, что я вижу в других, может быть и мое качество»
  4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания:

  1. Осознание своих целей и мотивов «Я как действующий субъект»
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»
  3. Познавательные представления о себе «Я как наблюдаемый объект»
  4. Эмоциональное чувственное представление о себе.

Таким образом самосознание включает в себя:

  1. Самопознание (интеллектуальные аспекты познания себя)
  2. Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. Отношение к себе
  2. Ожидание отношения других людей к себе (атрибутная проекция)
  3. Отношение к другим людям:

- эгоцентрический уровень отношений (если мне помогают, то это хорошие люди)

- группоцентрический уровень (если принадлежит к моей группе, то он хороший)

- просоциальный уровень (поступай с другими так, как хотел, чтобы поступали стобой)

- эстохолический уровень (каждый человек находится в определенном соотношнии с духовным)

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

Функция – сделать доступными мотивы и результаты поступков и дать возможность понять, оценить себя. Для познания наиболее значимо сформировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Для этого необходимо принимать решения, брать на себя ответственность, дать возможность проявляться своей индивидуальности, развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности.

Традиционным являются понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого познания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятия человека, когда еще в раннем детстве формируется целостное представление о своем физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Существует противоположная точка зрения. Самосознание – высший вид сознания (Рубинштейн), Возникшее как результат развития сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности». Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе.

В онтогенезе самосознание можно выделить два основных этапа

  1. Формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я»
  2. По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыслить свое отличие в понятийной форме.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23814. Стихи А. Плещеева о весне 19.54 KB
  Плещеева о весне Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Плещеева о весне Задачи Образовательные: познакомить с важными фактами из жизни и творчества А. Плещеева совершенствовать умение анализировать лирическое произведение совершенствовать навык сознательного правильного выразительного чтения Развивающие: развивать творческое воображение детей развивать литературную речь учащихся развивать память...
23815. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 20.25 KB
  Вспомним содержание произведения ответив на вопросы кроссворда у каждого на парте Учитель Читает вопросы: Как зовут мальчика Что было в руке у старика Как зовут девочку Кто пекла пирожки На чем сидел старик в начале рассказа Кого попросил Павлик чтобы его взяли кататься на лодке Где Павлик нашел бабушку Что пекла бабушка На чем чертил старик зонтиком Что попросил Павлик у Лены На чем хотел покататься Павлик Куда положил Павлик руку когда попросил брата взять его покататься Как назвал старика Павлик Какое...
23816. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 21.54 KB
  Осеевой Волшебное слово. Осеевой Волшебное слово Задачи: 1. Для того чтобы узнать какая тема будет сегодня у нас на уроке вам нужно составить правильные словосочетания: сказка настольная лампа волшебное слово интересная Обратите внимание какое слово во втором столбике не может сочетаться с другими словами С каким словом оно сочетается Так называется произведение которое мы сегодня будем изучать на уроке. Увлекательные истории цикла рассказов Волшебное слово очень нравились детям.
23817. В. Осеева «Волшебное слово» 49.5 KB
  Осеева Волшебное слово УМК Школа России Л. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное Стрелкой соедините слова связанные по смыслу. Слайд 3 Какое словосочетание здесь лишнее Почему Слайд 4 Можем ли мы употребить слово волшебное с другими славами из первого столбика Что у...
23818. В. Осеева « Волшебное слово». 267.17 KB
  Карточки с пословицами карточки с вежливыми словами выставка книг о вежливости мяч карточки с названиями частей плана учебник портрет В. словарь Ожегова кроссворд Ход урока. Как вы понимаете эти слова Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту поможет улучшить наше настроение. Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
23819. Урок чтения лирического произведения и коллективного анализа 19.02 KB
  Дата: 19 февраля Класс: 2 Тема: Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Вы любите зиму Почему Почему мы рады весне Прочитаем еще раз стихотворение: чтение 1 –го четверостишия Найдите рифмующиеся слова злится стучится подберите синоним к слову не даром не зря Какой героине вы больше сопереживаете весне чтение 2 четверостя Кто помогает весне Как вы понимаете значение слова трезвон чтение...
23820. Рассказ В. Осеевой «Почему?» 17.22 KB
  Класс: 2 Тема: Рассказ В. Дидактическая цель: создать условия для восприятия рассказа В.Образовательные: познакомить с произведением отрабатывать умение формулировать главную мысль и тему рассказа совершенствовать навык правильного осознанного чтения 2. Воспитательные: воспитывать моральные качества воспитывать наблюдательность воспитывать интерес к рассказу как к жанру Ход урока: этапы деятельность учителя деятельн.
23821. Спроектував програмний додаток, за допомогою якого можна проводити тестування знань в області міжнародних відносин 112 KB
  По завершенню ви можете переглянути остаточний результат Правила Label1. У якому році було засновано ООН Label2. у 1945 Label3. у 1946 Label4.
23822. Прикладна інформатика 334.5 KB
  030400 – міжнародна інформація напрямку 0304 – міжнародні відносини і має за мету надати студентам комплекс сучасних знань для розробки алгоритмів розв'язання задач та створювання власних додатків з використанням мови програмування Visual Basic та сучасних підходів зі створення гіпертекстових документів з використання мови HTML та поширення їх у всесвітній інформаційній мережі Інтернет. Предметом вивчення навчальної дисципліни Прикладна інформатика є: сучасні технології створення Windowsдодатків для розв'язання задач та технології створення...