32358

Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...

Русский

2013-09-04

18.56 KB

35 чел.

№13(1) Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе.

Становление личности осуществляется в деятельности, общении самосознании. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, происходит становление в человеке образа его «Я» или самосознания (представление о себе). Оно возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Компоненты самосознания (Мерлин):

  1. Сознание отличие себя от остального мира
  2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
  3. Сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка.
  4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта, общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. Выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от соцсреды.
  2. Осознание своей активности «Я управляю собой»
  3. Осознание себя через другого «То, что я вижу в других, может быть и мое качество»
  4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания:

  1. Осознание своих целей и мотивов «Я как действующий субъект»
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»
  3. Познавательные представления о себе «Я как наблюдаемый объект»
  4. Эмоциональное чувственное представление о себе.

Таким образом самосознание включает в себя:

  1. Самопознание (интеллектуальные аспекты познания себя)
  2. Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. Отношение к себе
  2. Ожидание отношения других людей к себе (атрибутная проекция)
  3. Отношение к другим людям:

- эгоцентрический уровень отношений (если мне помогают, то это хорошие люди)

- группоцентрический уровень (если принадлежит к моей группе, то он хороший)

- просоциальный уровень (поступай с другими так, как хотел, чтобы поступали стобой)

- эстохолический уровень (каждый человек находится в определенном соотношнии с духовным)

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

Функция – сделать доступными мотивы и результаты поступков и дать возможность понять, оценить себя. Для познания наиболее значимо сформировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Для этого необходимо принимать решения, брать на себя ответственность, дать возможность проявляться своей индивидуальности, развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности.

Традиционным являются понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого познания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятия человека, когда еще в раннем детстве формируется целостное представление о своем физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Существует противоположная точка зрения. Самосознание – высший вид сознания (Рубинштейн), Возникшее как результат развития сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности». Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе.

В онтогенезе самосознание можно выделить два основных этапа

  1. Формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я»
  2. По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыслить свое отличие в понятийной форме.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19556. Вивчення приладів магнітоелектричної системи 26.17 KB
  В ході лабораторної роботи досліджувався прилад магнітоелектричної системи М906 для вимірювання струму та напруги. Для розширення меж вимірювання струму використовуються шунти. Шунтами є опори, які підключаються паралельно до приладу.
19557. Технічне конструювання. Основні правила оформлення креслень (типи ліній, нанесення розмірів, застосування масштабу, умовні позначення). Креслярський інструмент 38 KB
  Тема 1.3: Технічне конструювання. Основні правила оформлення креслень типи ліній нанесення розмірів застосування масштабу умовні позначення. Креслярський інструмент. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички креслення рамки і оформляти креслення. Вих...
19558. Прийоми поділу відрізків і кутів на рівні значення 31.5 KB
  Тема 12: Прийоми поділу відрізків і кутів на рівні значення. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички поділу відрізків та кутів. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та бережливе ставлення до інструментів охайне виконання роботи. Розвиваюч...
19559. Охрана недр в Российской Федерации 89 KB
  Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреационную ценность.
19561. Основні напрямки і школи в культурології 77 KB
  Основні напрями і школи в культурології XX ст. склалися на базі всього попереднього знання, збагаченого досягненнями нових наук. Прагнучи відкрити найпотаємніші витоки культури, визначити її сутність, виявити найбільш загальні закони розвитку, багато видатні представники нових галузей знань стали претендувати на створення загальної теорії культури, своєї власної культурології
19562. ПІДВИЩЕННЯ РІВНЯ РУХОВОЇ АКТИВНОСТІ СТУДЕНТІВ ВНЗ ЗАСОБАМИ МІНІ-ФУТБОЛУ 328.62 KB
  Теоретично узагальнити та визначити особливості стану здоровя, фізичної підготовленості, рухової активності студентів 1-4-х курсів ВНЗ. Вивчити спортивно-оздоровчі потреби студентів та можливість їх задоволення засобами міні-футболу в умовах ВНЗ. Удосконалити методику фізичної підготовки студентів ВНЗ на заняттях з міні-футболу. Дослідити вплив занять міні-футболом за розробленою методикою на фізичну підготовленість та рівень рухової активності студентів ВНЗ.
19563. Анализ современных способов защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения 179.5 KB
  Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, касающиеся защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, устройство детей, а также основные научно – теоретические концепции по проблематике темы.
19564. Грамматические категории 33 KB
  В словаре лингвистических терминов Ахмановой грам. категория определяется как одно из наиболее общих свойств лингвистических единиц или некоторого их класса, получившее в языке грамматическое выражение. Как видим, это очень абстрактное определение.