32358

Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...

Русский

2013-09-04

18.56 KB

36 чел.

№13(1) Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе.

Становление личности осуществляется в деятельности, общении самосознании. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, происходит становление в человеке образа его «Я» или самосознания (представление о себе). Оно возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Компоненты самосознания (Мерлин):

  1. Сознание отличие себя от остального мира
  2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
  3. Сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка.
  4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта, общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. Выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от соцсреды.
  2. Осознание своей активности «Я управляю собой»
  3. Осознание себя через другого «То, что я вижу в других, может быть и мое качество»
  4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания:

  1. Осознание своих целей и мотивов «Я как действующий субъект»
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»
  3. Познавательные представления о себе «Я как наблюдаемый объект»
  4. Эмоциональное чувственное представление о себе.

Таким образом самосознание включает в себя:

  1. Самопознание (интеллектуальные аспекты познания себя)
  2. Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. Отношение к себе
  2. Ожидание отношения других людей к себе (атрибутная проекция)
  3. Отношение к другим людям:

- эгоцентрический уровень отношений (если мне помогают, то это хорошие люди)

- группоцентрический уровень (если принадлежит к моей группе, то он хороший)

- просоциальный уровень (поступай с другими так, как хотел, чтобы поступали стобой)

- эстохолический уровень (каждый человек находится в определенном соотношнии с духовным)

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

Функция – сделать доступными мотивы и результаты поступков и дать возможность понять, оценить себя. Для познания наиболее значимо сформировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Для этого необходимо принимать решения, брать на себя ответственность, дать возможность проявляться своей индивидуальности, развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности.

Традиционным являются понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого познания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятия человека, когда еще в раннем детстве формируется целостное представление о своем физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Существует противоположная точка зрения. Самосознание – высший вид сознания (Рубинштейн), Возникшее как результат развития сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности». Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе.

В онтогенезе самосознание можно выделить два основных этапа

  1. Формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я»
  2. По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыслить свое отличие в понятийной форме.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4820. Исследование и анализ режимов работы источника постоянной ЭДС 131.5 KB
  Исследование и анализ режимов работы источника постоянной ЭДС Цель работы. Изучение и анализ различных режимов работы источника электродвижущей силы (источника ЭДС) Основы теории. Системы электроизмерительных приборов. Приборы магн...
4821. Геометрия Лобачевского. Геометрия кривых поверхностей 31.5 KB
  Геометрия Лобачевского. Н.И. Лобачевскийв 1826г. впервые построил и развил одну из возможных геометрий, где аксиома (А) не имеет места. Геометрия Лобачевского основывается на тех же аксиомах, что и евклидова геометрия, за исключением аксиомы о парал...
4822. Основные понятия и принципы системы Delphi 454 KB
  Основные понятия и принципы системы Delphi. Цель: Дать студентам общие сведения об объектно-ориентированном языке программирования Delphi. План занятия. Организационный момент. Изучение нового материала. Контрольные вопросы. ...
4823. Основы программирования на языке Turbo Pascal 246 KB
  Основы программирования Цель: Дать студентам основы программирования. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить правильно применять константы и переменные. Развивающая: развитие вним...
4824. Создание первой программы на языке Turbo Pascal 184 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам пример создания программы. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимательности. Пл...
4825. Создание первой программы в языке Turbo Pascal 94.5 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам управление программой при помощи меню. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимат...
4826. Отладка программ на языке Pascal 185 KB
  Отладка программ Цель: Дать студентам понятие ошибки, причины их возникновения. Задачи: Воспитательная: любая программа несовершенна, всегда находятся ошибки, исправить которые требует время. Учебная: обнаруживать ошибки и вовремя исправлять их. Раз...
4827. Управляющие структуры Object Pascal 273.5 KB
  Управляющие структуры ObjectPascal. Цель: Повторение со студентами управляющих структур Pascal. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение управляющих структур и их применение в среде разработки ObjectPascal. Р...
4828. Символы и строки в среде разработки Object Pascal 80 KB
  Символы и строки. Цель: Повторение со студентами записи символов и строк. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение записи символов и строк в среде разработки ObjectPascal. Развивающая: развитие внимательности. План...