32358

Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе

Доклад

Психология и эзотерика

Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...

Русский

2013-09-04

18.56 KB

35 чел.

№13(1) Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе.

Становление личности осуществляется в деятельности, общении самосознании. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, происходит становление в человеке образа его «Я» или самосознания (представление о себе). Оно возникает у человека не сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Компоненты самосознания (Мерлин):

  1. Сознание отличие себя от остального мира
  2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
  3. Сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка.
  4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта, общения и деятельности.

Критерии самосознания:

  1. Выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от соцсреды.
  2. Осознание своей активности «Я управляю собой»
  3. Осознание себя через другого «То, что я вижу в других, может быть и мое качество»
  4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания:

  1. Осознание своих целей и мотивов «Я как действующий субъект»
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»
  3. Познавательные представления о себе «Я как наблюдаемый объект»
  4. Эмоциональное чувственное представление о себе.

Таким образом самосознание включает в себя:

  1. Самопознание (интеллектуальные аспекты познания себя)
  2. Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

  1. Отношение к себе
  2. Ожидание отношения других людей к себе (атрибутная проекция)
  3. Отношение к другим людям:

- эгоцентрический уровень отношений (если мне помогают, то это хорошие люди)

- группоцентрический уровень (если принадлежит к моей группе, то он хороший)

- просоциальный уровень (поступай с другими так, как хотел, чтобы поступали стобой)

- эстохолический уровень (каждый человек находится в определенном соотношнии с духовным)

Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

Функция – сделать доступными мотивы и результаты поступков и дать возможность понять, оценить себя. Для познания наиболее значимо сформировать себя как личность, остаться самим собой и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Для этого необходимо принимать решения, брать на себя ответственность, дать возможность проявляться своей индивидуальности, развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности.

Традиционным являются понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого познания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятия человека, когда еще в раннем детстве формируется целостное представление о своем физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Существует противоположная точка зрения. Самосознание – высший вид сознания (Рубинштейн), Возникшее как результат развития сознания. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности». Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе.

В онтогенезе самосознание можно выделить два основных этапа

  1. Формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я»
  2. По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыслить свое отличие в понятийной форме.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52122. Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування 60 KB
  Тема: Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування. Які вирази називаються многочленами Що означає розкласти многочлен на множники Способи розкладання многочлена на множники Як розкласти многочлен на множники способом групування III.
52123. Решение задач с помощью производной 63 KB
  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...
52124. Розвязування систем рівнянь методом заміни змінної 4.01 MB
  Мета: освітня: формувати поняття однорідного многочлена симетричного многочлена; формувати умінь і навичок розвязування систем рівнянь методом заміни змінної та вироблення вмінь і навичок застосовувати цей спосіб під час розвязування систем рівнянь; розвиваюча: формувати вміння знаходити звязок з раніше вивченим: переносити набуті знання в нові ситуації; стимулювати учнів до висловлювань без побоювань помилитися; заохочувати знаходити свій спосіб фіксації пояснення нового матеріалу; виховна: виховувати культуру математичних міркувань;...
52125. Решение нестандартных задач в курсе алгебры 8-9 класса 1.46 MB
  Доказать что значение выражения является натуральным числом. А При каком положительном значении параметра сумма квадратов корней уравнения равна 16 Ответ: Б При каком отрицательном значении параметра сумма квадратов корней уравнения Ответ: Доказать что значение выражения натуральное число. Доказать что значение выражения чётное число отрицательное. Построить график функции const Построить график функции: а б в Доказать что график функции это две...
52126. Методи розвязування показникових рівнянь 1.22 MB
  Мета: Систематизувати й узагальнити знання уміння та навички учнів із теми формувати вміння учнів розвязувати показникові рівняння різними способами: зведення до однієї основи до спільного...
52127. Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення 150 KB
  Розвязування вправ з використанням формул скороченого множення. навчальна формувати удосконалити та поглибити знання та вміння учнів використовувати формули скороченого множення: при розвязуванні вправ формувати навички їх творчого застосування при розвязуванні завдань високого рівня складності; розвивальна розвивати логічне мислення математичну мову вміння чітко висловлювати думки узагальнювати активність; виховна інтерес до математики. Розвязування вправ на застосування формул скороченого множення: для виконання...
52128. Действия с многочленами 51 KB
  Развивающие: развитие логического мышления, активности, познавательного интереса учащихся, умения работать самостоятельно, четко высказывать свои мысли. Развитие коммукативной компетентности, компетентности продуктивной творческой деятельности.
52129. Винесення спільного множника за дужки 87 KB
  Мета: навчити учнів застосовувати даний спосіб під час розвязування задач, розвивати внутрішню мотивацію учнів до теми, що вивчається; навчити учнів прогнозувати очікувані результати уроку; відтворити необхідні знання та вміння для досягнення результатів уроку.