3236

Философская антропология

Доклад

Логика и философия

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той ...

Русский

2012-10-28

26.94 KB

19 чел.

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той философской дисциплиной, которая постоянно стремилась включить в сферу своего рассмотрения различные проблемы, касающиеся человека, но, получив их, она распорядилась ими так же, как и другие науки, - превратила в частные аспекты».

Он связывает это с тем, что науки эти, изучая человека выделяют его телесную или духовную сторону, но человек является и тем и другим: «Изучать человека - значит, в определенном смысле, изучать все сущее».  «Наша цель - соединить в определении все, что могло бы рассматриваться как нечто экзистенциальное, присутствующее всегда в любом человеке».

Но Эспиноза не рассматривает антропологию как отдельную науку: «Мы должны осуществить настоящую интеграцию различных  наук, и задача антропологии - объединить их на более высоком уровне». Кроме психологии, по его мнению, в изучение антропологии необходимо добавить метафизику (т.е. изучать человека разносторонне, и его реалный мир бытия, его сущность, и его второй мир, лежащий за пределами физических явлений).

2. Эспиноза рассматривает человека, как существо сложное, не поддающееся однозначному трактованию: биологическое, культурное, общественное и т.д. Объединяя множество определений человека, Эспиноза задаёт два основных вопроса: «Что есть человек?» и «Кто есть человек?» «До тех пор, пока мы не оценим взаимосвязь этих вопросов, мы не сможем найти  полное определение человека».

По мнению автора ответить на первый вопрос – нелёгкое дело. «Человек не предмет и не вещь, которую можно рассматривать непосредственно в ее основных проявлениях, а затем определить ее сущность. Человек - это нечто большее». Анализируя Ясперса, Эспиноза отвергает однозначность ответа от антропологии, какими бы чёткими знаниями она не обладала о человеке, окончательное суждение о нём дать невозможно, потому что сам человек отнюдь не стабилен. Проходит время, меняется история, меняется и сам человек. Как неповторим и многогранен человек, так и огромное количество определений характеризующих его отмечает лишь ту или иную форму человеческого существа. «Одно определение не может опровергнуть другого, потому что каждая отдельная сторона человека изолирована и на ее основе невозможно создать представление о человеке в целом».

По разному подходят к определению человека и другие философы, например Т. Гоббс связывает определение человека с  разумным животным [2,стр 28]. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одарённого разумом животного». На мой взгляд это то, что досталось человеку от природы, сам же человек есть нечто большее. Но это большее зависит от самого человека, от его умственного и духовного развития. «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать» , - Н.А. Бердяев [2,стр48].  Если же человек не работает над собой, не развивает свои способности, не самосовершенствуется, то он так и остаётся лишь частью живой природы – разумным животным. «Личность в человеке есть результат борьбы. Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека, и тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя». (Н.А.Бердяев [2,стр48]). Как философ религиозный, Бердяев ставит на первое место в человеке его внутренний мир, силу духа. И в этом он прав, любая религия имеет древнее начало и основана на священном предании, на связи человека с природой, с  его предками, и развивает  в  человеке прекрасное, душевное, доброе.

В противоположность Бердяеву высказывается Фейербах [2,стр39] : «…человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком; ибо христианин не человек, а «полуживотное – полуангел». Лишь когда человек повсюду и кругом есть человек и сознаёт себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его назначению, и вместе с тем, цель недостижимую… , - лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нём больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир». По-моему это откат назад, к разумному животному, человек существует для того, чтобы жить и не более. Порядочный и честный человек проживёт эту жизнь благопристойно, основная же масса народа повернёт к извлечению от жизни всех благ и прелестей и достижению их любой ценой. Наиболее точно и коротко можно возразить словами Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Ослабление духовности в человеке, утрата центра, и ведёт к распадению на куски и осколки. Это есть процесс разложения, диссоциации личности».

3. «…Утверждение "человек является личностью" - это не фактическое определение человека, а точная формулировка его основной задачи, которая состоит в том, чтобы превратиться в личность». Чтобы прокомментировать это суждение Эспинозы, и опровергнуть его, или согласится с ним, необходимо хорошенько разобраться в трактовке «Кто такой человек» с позиции личности.

Каждая личность есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Личность отождествляется с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.[3,стр400]  У Канта : «Личность отличается от других вещей тем, что она есть не средство, а цель сама по себе».  Фихте, Гегель отождествляли личность с самосознанием.

Личность – это активное, творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя.

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение к культуре. В преобразовании своих поступков, отношении с другими людьми и самого себя осуществляется реализация индивидуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий  «индивид»  (продукт антропогенеза), «личность» (индивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «индивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».[3,стр403]

С момента своего появления на свет ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное – социального созревания, социализации.

А является ли личностью каждый современный взрослый, психически нормальный человек? Разумеется нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях. Личность – это не просто носитель исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности.

Совершенствование личности как труженика – процесс системный, и, пожалуй, наиболее рельефно эта системность вырисовывается сегодня, в связи с переходом к новому, информационно-компьютерному технологическому способу производства и соответственно к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуются, в частности, не только не виданный ранее  уровень подготовки – 10-12 классов общеобразовательной плюс до 5 лет профессиональной, но и высокая нравственность. Но так ли уж велика, судя по накопленному историческому опыту, значимость в этом деле нравственного начала?

Специфика современного труда всё больше наполняется творческим содержанием. В этих условиях дисциплина, поддерживаемая извне (надсмотрщиком, инспекцией по труду, по приёму продукции), всё больше принуждена сменяться самодисциплиной, самоконтролем, и главным контролёром при этом выступают совесть, другие моральные качества личности. Именно поэтому Спинозовская трактовка превращения человека в личность не только не опровержима, но и актуальна, как никогда, в нашем современном мире. Теперь, как мы видим, личностные требования предъявляются чуть ли не к каждому человеку, теперь это стало задачей каждого человека – становление своей личности  [4,стр428].

4. Могу ли я (индивидуально) отнести себя к понятию «Человек» в широком смысле этого слова? Как индивид (продукт антропогенеза) и как субъект (разумное животное), – да,  бесспорно. Как личность скорей всего ещё формируюсь, и когда это произойдёт неизвестно. Но и тогда, окончательно поставить точку, и дать утвердительный ответ, значило бы успокоиться. Но по Бердяеву теперь мы знаем, что: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности». И поэтому остановиться на достигнутом, – означает успокоиться, «самоутвердиться в самодовольстве» т.е. умереть как личность. И значит в предложении «Я – человек», сперва надо поставить точку (как утверждение первых двух слагаемых в формуле «Человек»), а потом вопросительный знак (как подтверждение личности), и никогда не забывать про этот знак. Я – человек.?

Список использованной литературы:

  1.  Проблемы философской антропологии: Дидактический материал по курсу «Философия» / Сост.: Л.Б. Подгорных: СибГИУ. – Новокузнецк 2000. – 104 стр.
  2.  Мир философии. Хрестоматия т.2, Москва, 1991.
  3.  Институт философии РАН. Новая философская энциклопедия, в 4т., том 2, Москва: «Мысль», 2001. -  635 с.
  4.  Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. – 472 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33505. Поняття та ознаки покарання за кримінальним законом України 32 KB
  50 КК покарання є заходом примусу що застосовується від імені держави за вироком суду до особи визнаної винною у вчиненні злочину і полягає в передбаченому законом обмеженні прав і свобод засудженого. І першою важливою ознакою покарання що визначає його соціальний зміст с визнання покарання заходом державного примусу що застосовується до осіб які вчинили злочинне посягання. Покарання примушує особу до законослухняної поведінки.
33506. Поняття, предмет кримінального права України 31.5 KB
  Кримінальне право як самостійна окрема галузь права має низку ознак як загальних для всіх галузей права так і специфічних тільки для неї. Норми кримінального права це узагальнені правила що охоплюють безліч відповідних життєвих ситуацій індивідуальних випадків. Таким чином кримінальне право як галузь права це система сукупність юридичних норм а по суті законів прийнятих Верховною Радою України що встановлюють які суспільна небезпечні діяння є злочинами і які покарання підлягають застосуванню до осіб що їх вчинили.
33507. Призначення покарання за сукупністю вироків 31 KB
  71 сукупність вироків має місце там де засуджений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання вчинив повий злочин. Таким чином при сукупності вироків: а постановлений вирок яким особа засуджена до певної міри покарання; б це покарання ще цілком не відбуте засудженим; в новий злочин вчинений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання. 71 якщо засуджений після постановлення вироку але до повного відбуття покарання вчинив новий злочин суд до покарання призначеного за новим вироком повністю або...
33509. Один день Ивана Денисовича 13.61 KB
  Рассказывается об одном дне из жизни заключённого русского крестьянина и солдата Ивана Денисовича Шухова в январе 1951 года. Один день Ивана Денисовича Солженицына привлекает художественным исследованием характера Ивана Шухова не через какоето исключительное событие лагерной жизни побег поединок со следователем смерть а через описание одного дня от подъема до отбоя. Давайте вглядимся в тот мир вещей что сложился вокруг Ивана Денисовича: белая тряпочка чтоб рот на морозе прикрывать ботинки валенки вязанка шапка ложка...
33510. Поэты советского времени 14.47 KB
  Маяковский смог писать на эти же темы но так что бы выделиться из толпы. Маяковский выдающийся поэт футурист в каждом хлёстком слове бессмертных произведений которого бескомпромиссность и убеждённость трагедия и сарказм. одился Владимир Маяковский 7 июля 1893 года в небольшом грузинском посёлке в семье лесничего. Маяковский ушёл из жизни в возрасте 37 лет выстрелив себе в сердце из револьвера.
33511. Лирика периода Великой Отечественной войны (основные темы, художественные особенности) 16.05 KB
  Жди меня и я вернусь Если бы нас своим могуществом. Жди меня и я вернусь Всем смертям назло стихотворение К. Феномен Жди меня вырезаемого перепечатываемого и переписываемого посылаемого с фронта домой и из тыла на фронт феномен стихотворения написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино адресованного вполне конкретной земной но в эту минуту далекой женщине выходит за рамки поэзии. Жди меня молитва атеиста заговариванье судьбы хрупкий мост между жизнью и смертью и оно же опора этого моста.
33512. Абрамов. Деревенская тематика 15.05 KB
  В повести “Алька†проблема выбора героем верного пути своего места в жизни. Алька находится в поисках своего “яâ€. Алька хочет показать себя зачастую преувеличивая истинные значения. Алька решает остаться в деревне но приехав в город за вещами теряет решительность.
33513. Анализ поэмы 13.68 KB
  Он открыл новый язык новую реальность нового героя и новый слой в словесности брежневской эпохи. Как понятно уже из заглавия книги цель путешествия героя Петушки подмосковная станция где его ждет возлюбленная. Не случайно в композиционном центре поэмы в ОреховеЗуеве описывается сон героя в котором победоносная революция овладевающая всеми винными магазинами района погибает оттого что на нее решительно никто не обращает ни малейшею внимания. Сочетание ироничности и трагичности маргинальное и интеллектуальности в фигуре главного...