3236

Философская антропология

Доклад

Логика и философия

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той ...

Русский

2012-10-28

26.94 KB

19 чел.

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той философской дисциплиной, которая постоянно стремилась включить в сферу своего рассмотрения различные проблемы, касающиеся человека, но, получив их, она распорядилась ими так же, как и другие науки, - превратила в частные аспекты».

Он связывает это с тем, что науки эти, изучая человека выделяют его телесную или духовную сторону, но человек является и тем и другим: «Изучать человека - значит, в определенном смысле, изучать все сущее».  «Наша цель - соединить в определении все, что могло бы рассматриваться как нечто экзистенциальное, присутствующее всегда в любом человеке».

Но Эспиноза не рассматривает антропологию как отдельную науку: «Мы должны осуществить настоящую интеграцию различных  наук, и задача антропологии - объединить их на более высоком уровне». Кроме психологии, по его мнению, в изучение антропологии необходимо добавить метафизику (т.е. изучать человека разносторонне, и его реалный мир бытия, его сущность, и его второй мир, лежащий за пределами физических явлений).

2. Эспиноза рассматривает человека, как существо сложное, не поддающееся однозначному трактованию: биологическое, культурное, общественное и т.д. Объединяя множество определений человека, Эспиноза задаёт два основных вопроса: «Что есть человек?» и «Кто есть человек?» «До тех пор, пока мы не оценим взаимосвязь этих вопросов, мы не сможем найти  полное определение человека».

По мнению автора ответить на первый вопрос – нелёгкое дело. «Человек не предмет и не вещь, которую можно рассматривать непосредственно в ее основных проявлениях, а затем определить ее сущность. Человек - это нечто большее». Анализируя Ясперса, Эспиноза отвергает однозначность ответа от антропологии, какими бы чёткими знаниями она не обладала о человеке, окончательное суждение о нём дать невозможно, потому что сам человек отнюдь не стабилен. Проходит время, меняется история, меняется и сам человек. Как неповторим и многогранен человек, так и огромное количество определений характеризующих его отмечает лишь ту или иную форму человеческого существа. «Одно определение не может опровергнуть другого, потому что каждая отдельная сторона человека изолирована и на ее основе невозможно создать представление о человеке в целом».

По разному подходят к определению человека и другие философы, например Т. Гоббс связывает определение человека с  разумным животным [2,стр 28]. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одарённого разумом животного». На мой взгляд это то, что досталось человеку от природы, сам же человек есть нечто большее. Но это большее зависит от самого человека, от его умственного и духовного развития. «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать» , - Н.А. Бердяев [2,стр48].  Если же человек не работает над собой, не развивает свои способности, не самосовершенствуется, то он так и остаётся лишь частью живой природы – разумным животным. «Личность в человеке есть результат борьбы. Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека, и тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя». (Н.А.Бердяев [2,стр48]). Как философ религиозный, Бердяев ставит на первое место в человеке его внутренний мир, силу духа. И в этом он прав, любая религия имеет древнее начало и основана на священном предании, на связи человека с природой, с  его предками, и развивает  в  человеке прекрасное, душевное, доброе.

В противоположность Бердяеву высказывается Фейербах [2,стр39] : «…человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком; ибо христианин не человек, а «полуживотное – полуангел». Лишь когда человек повсюду и кругом есть человек и сознаёт себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его назначению, и вместе с тем, цель недостижимую… , - лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нём больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир». По-моему это откат назад, к разумному животному, человек существует для того, чтобы жить и не более. Порядочный и честный человек проживёт эту жизнь благопристойно, основная же масса народа повернёт к извлечению от жизни всех благ и прелестей и достижению их любой ценой. Наиболее точно и коротко можно возразить словами Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Ослабление духовности в человеке, утрата центра, и ведёт к распадению на куски и осколки. Это есть процесс разложения, диссоциации личности».

3. «…Утверждение "человек является личностью" - это не фактическое определение человека, а точная формулировка его основной задачи, которая состоит в том, чтобы превратиться в личность». Чтобы прокомментировать это суждение Эспинозы, и опровергнуть его, или согласится с ним, необходимо хорошенько разобраться в трактовке «Кто такой человек» с позиции личности.

Каждая личность есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Личность отождествляется с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.[3,стр400]  У Канта : «Личность отличается от других вещей тем, что она есть не средство, а цель сама по себе».  Фихте, Гегель отождествляли личность с самосознанием.

Личность – это активное, творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя.

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение к культуре. В преобразовании своих поступков, отношении с другими людьми и самого себя осуществляется реализация индивидуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий  «индивид»  (продукт антропогенеза), «личность» (индивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «индивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».[3,стр403]

С момента своего появления на свет ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное – социального созревания, социализации.

А является ли личностью каждый современный взрослый, психически нормальный человек? Разумеется нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях. Личность – это не просто носитель исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности.

Совершенствование личности как труженика – процесс системный, и, пожалуй, наиболее рельефно эта системность вырисовывается сегодня, в связи с переходом к новому, информационно-компьютерному технологическому способу производства и соответственно к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуются, в частности, не только не виданный ранее  уровень подготовки – 10-12 классов общеобразовательной плюс до 5 лет профессиональной, но и высокая нравственность. Но так ли уж велика, судя по накопленному историческому опыту, значимость в этом деле нравственного начала?

Специфика современного труда всё больше наполняется творческим содержанием. В этих условиях дисциплина, поддерживаемая извне (надсмотрщиком, инспекцией по труду, по приёму продукции), всё больше принуждена сменяться самодисциплиной, самоконтролем, и главным контролёром при этом выступают совесть, другие моральные качества личности. Именно поэтому Спинозовская трактовка превращения человека в личность не только не опровержима, но и актуальна, как никогда, в нашем современном мире. Теперь, как мы видим, личностные требования предъявляются чуть ли не к каждому человеку, теперь это стало задачей каждого человека – становление своей личности  [4,стр428].

4. Могу ли я (индивидуально) отнести себя к понятию «Человек» в широком смысле этого слова? Как индивид (продукт антропогенеза) и как субъект (разумное животное), – да,  бесспорно. Как личность скорей всего ещё формируюсь, и когда это произойдёт неизвестно. Но и тогда, окончательно поставить точку, и дать утвердительный ответ, значило бы успокоиться. Но по Бердяеву теперь мы знаем, что: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности». И поэтому остановиться на достигнутом, – означает успокоиться, «самоутвердиться в самодовольстве» т.е. умереть как личность. И значит в предложении «Я – человек», сперва надо поставить точку (как утверждение первых двух слагаемых в формуле «Человек»), а потом вопросительный знак (как подтверждение личности), и никогда не забывать про этот знак. Я – человек.?

Список использованной литературы:

  1.  Проблемы философской антропологии: Дидактический материал по курсу «Философия» / Сост.: Л.Б. Подгорных: СибГИУ. – Новокузнецк 2000. – 104 стр.
  2.  Мир философии. Хрестоматия т.2, Москва, 1991.
  3.  Институт философии РАН. Новая философская энциклопедия, в 4т., том 2, Москва: «Мысль», 2001. -  635 с.
  4.  Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. – 472 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40495. Особенности поэтики былин 28.5 KB
  Стих былины тонический многосложный с тремя или даже четырьмя сильными ударениями. Художественные средства былины подчинены оценке поведения персонажей. Структура былины: Запев вступление которое имеет целью привлечь внимание слушателей. Зачин устойчивое начало былины которое служит исходным моментом действия и часто содержит экспозицию.
40496. Особенности поэтики волшебной сказки 24.5 KB
  Особенности поэтики волшебной сказки. Композиция: начало и финал сказки очень жесткие В. Пропп Путьдорога = жизнь судьба героя 1 2 1 начало сказки: В некотором царстве в некотором государстве. 2 конец сказки: И я там было мед пиво пил по усам текло да в рот не попало.
40497. Особенности поэтики сказок о животных 21 KB
  Особенности поэтики сказок о животных. Структура сказок о животных довольно проста. Цепочная структура Самая примечательная особенность сюжета строения этого типа сказок нанизывание эпизодов. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная или цепочная структура.
40498. Плачи И. Федосовой 43 KB
  Федосовой. Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию русскую оперу. Есть много свидетельств того что Николай РимскийКорсаков встречавшийся с Федосовой использовал мотивы ее речитативов в опере Садко . Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова.
40499. Пословицы и поговорки 21.5 KB
  Общественная ценность пословиц: философский жанр многосторонняя и глубоко осмысленная картина жизни: Вчера не догонишь от завтра не уйдешь. эстетическая ценность простота краткость содержательность выразительность.
40500. Похоронная обрядовая поэзия 20.5 KB
  Отношение живых к умершим: существо злое смысл обряда защититься существо доброе смысл обряда обеспечить канал связи.
40501. Пушкин и фольклор 21 KB
  Пушкин и фольклор. Концепция Пушкина вершина декабристской концепции. Пушкин художник. Пушкин первым ощущает себя профессиональным литератором.
40502. Свадебная обрядовая поэзия 25.5 KB
  Песни пелись во время всего процесса: песни величальные песни корильные причитания невесты Во всех песнях участвуют князь и княгиня а также образы: воли символические образы горя полуразрушенный дом и радости блестит звенит Функции песен: величальные возвеличивание жениха и невесты. Песни имели магическое значение песниобереги. Причитание принципиально строится иначе чем остальные свадебные песни: причитание песня одного человека в то время как остальные песни коллективные.
40503. Своеобразие фантастики в русской народной сказке 21 KB
  Раз исторические представления о том что возможно и невозможно меняется то меняется и представление о фантастике: с течением времени сфера фантастики расширяется а не уменьшается то что раньше не было фантастическим с течением времени может приобрести свойство сказки но назад хода нет.