3236

Философская антропология

Доклад

Логика и философия

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той ...

Русский

2012-10-28

26.94 KB

19 чел.

Под философской антропологией или философией человека понимают учение о природе человека. Рассматривая философскую антропологию, Эспиноза не связывает её изучение с такими науками как этика, теодицея, космология, биология. «Лишь психология была той философской дисциплиной, которая постоянно стремилась включить в сферу своего рассмотрения различные проблемы, касающиеся человека, но, получив их, она распорядилась ими так же, как и другие науки, - превратила в частные аспекты».

Он связывает это с тем, что науки эти, изучая человека выделяют его телесную или духовную сторону, но человек является и тем и другим: «Изучать человека - значит, в определенном смысле, изучать все сущее».  «Наша цель - соединить в определении все, что могло бы рассматриваться как нечто экзистенциальное, присутствующее всегда в любом человеке».

Но Эспиноза не рассматривает антропологию как отдельную науку: «Мы должны осуществить настоящую интеграцию различных  наук, и задача антропологии - объединить их на более высоком уровне». Кроме психологии, по его мнению, в изучение антропологии необходимо добавить метафизику (т.е. изучать человека разносторонне, и его реалный мир бытия, его сущность, и его второй мир, лежащий за пределами физических явлений).

2. Эспиноза рассматривает человека, как существо сложное, не поддающееся однозначному трактованию: биологическое, культурное, общественное и т.д. Объединяя множество определений человека, Эспиноза задаёт два основных вопроса: «Что есть человек?» и «Кто есть человек?» «До тех пор, пока мы не оценим взаимосвязь этих вопросов, мы не сможем найти  полное определение человека».

По мнению автора ответить на первый вопрос – нелёгкое дело. «Человек не предмет и не вещь, которую можно рассматривать непосредственно в ее основных проявлениях, а затем определить ее сущность. Человек - это нечто большее». Анализируя Ясперса, Эспиноза отвергает однозначность ответа от антропологии, какими бы чёткими знаниями она не обладала о человеке, окончательное суждение о нём дать невозможно, потому что сам человек отнюдь не стабилен. Проходит время, меняется история, меняется и сам человек. Как неповторим и многогранен человек, так и огромное количество определений характеризующих его отмечает лишь ту или иную форму человеческого существа. «Одно определение не может опровергнуть другого, потому что каждая отдельная сторона человека изолирована и на ее основе невозможно создать представление о человеке в целом».

По разному подходят к определению человека и другие философы, например Т. Гоббс связывает определение человека с  разумным животным [2,стр 28]. «Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одарённого разумом животного». На мой взгляд это то, что досталось человеку от природы, сам же человек есть нечто большее. Но это большее зависит от самого человека, от его умственного и духовного развития. «Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать» , - Н.А. Бердяев [2,стр48].  Если же человек не работает над собой, не развивает свои способности, не самосовершенствуется, то он так и остаётся лишь частью живой природы – разумным животным. «Личность в человеке есть результат борьбы. Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подниматься к тому, что выше человека, и тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя». (Н.А.Бердяев [2,стр48]). Как философ религиозный, Бердяев ставит на первое место в человеке его внутренний мир, силу духа. И в этом он прав, любая религия имеет древнее начало и основана на священном предании, на связи человека с природой, с  его предками, и развивает  в  человеке прекрасное, душевное, доброе.

В противоположность Бердяеву высказывается Фейербах [2,стр39] : «…человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком; ибо христианин не человек, а «полуживотное – полуангел». Лишь когда человек повсюду и кругом есть человек и сознаёт себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его назначению, и вместе с тем, цель недостижимую… , - лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нём больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир». По-моему это откат назад, к разумному животному, человек существует для того, чтобы жить и не более. Порядочный и честный человек проживёт эту жизнь благопристойно, основная же масса народа повернёт к извлечению от жизни всех благ и прелестей и достижению их любой ценой. Наиболее точно и коротко можно возразить словами Бердяева: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Ослабление духовности в человеке, утрата центра, и ведёт к распадению на куски и осколки. Это есть процесс разложения, диссоциации личности».

3. «…Утверждение "человек является личностью" - это не фактическое определение человека, а точная формулировка его основной задачи, которая состоит в том, чтобы превратиться в личность». Чтобы прокомментировать это суждение Эспинозы, и опровергнуть его, или согласится с ним, необходимо хорошенько разобраться в трактовке «Кто такой человек» с позиции личности.

Каждая личность есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Личность отождествляется с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.[3,стр400]  У Канта : «Личность отличается от других вещей тем, что она есть не средство, а цель сама по себе».  Фихте, Гегель отождествляли личность с самосознанием.

Личность – это активное, творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя.

Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется приобщение к культуре. В преобразовании своих поступков, отношении с другими людьми и самого себя осуществляется реализация индивидуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий  «индивид»  (продукт антропогенеза), «личность» (индивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «индивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».[3,стр403]

С момента своего появления на свет ребёнок является человеком и индивидом, но он ещё не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс и биологического, и психического, а главное – социального созревания, социализации.

А является ли личностью каждый современный взрослый, психически нормальный человек? Разумеется нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях. Личность – это не просто носитель исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно-политической активности.

Совершенствование личности как труженика – процесс системный, и, пожалуй, наиболее рельефно эта системность вырисовывается сегодня, в связи с переходом к новому, информационно-компьютерному технологическому способу производства и соответственно к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуются, в частности, не только не виданный ранее  уровень подготовки – 10-12 классов общеобразовательной плюс до 5 лет профессиональной, но и высокая нравственность. Но так ли уж велика, судя по накопленному историческому опыту, значимость в этом деле нравственного начала?

Специфика современного труда всё больше наполняется творческим содержанием. В этих условиях дисциплина, поддерживаемая извне (надсмотрщиком, инспекцией по труду, по приёму продукции), всё больше принуждена сменяться самодисциплиной, самоконтролем, и главным контролёром при этом выступают совесть, другие моральные качества личности. Именно поэтому Спинозовская трактовка превращения человека в личность не только не опровержима, но и актуальна, как никогда, в нашем современном мире. Теперь, как мы видим, личностные требования предъявляются чуть ли не к каждому человеку, теперь это стало задачей каждого человека – становление своей личности  [4,стр428].

4. Могу ли я (индивидуально) отнести себя к понятию «Человек» в широком смысле этого слова? Как индивид (продукт антропогенеза) и как субъект (разумное животное), – да,  бесспорно. Как личность скорей всего ещё формируюсь, и когда это произойдёт неизвестно. Но и тогда, окончательно поставить точку, и дать утвердительный ответ, значило бы успокоиться. Но по Бердяеву теперь мы знаем, что: «Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. Поэтому жертва есть путь реализации личности». И поэтому остановиться на достигнутом, – означает успокоиться, «самоутвердиться в самодовольстве» т.е. умереть как личность. И значит в предложении «Я – человек», сперва надо поставить точку (как утверждение первых двух слагаемых в формуле «Человек»), а потом вопросительный знак (как подтверждение личности), и никогда не забывать про этот знак. Я – человек.?

Список использованной литературы:

  1.  Проблемы философской антропологии: Дидактический материал по курсу «Философия» / Сост.: Л.Б. Подгорных: СибГИУ. – Новокузнецк 2000. – 104 стр.
  2.  Мир философии. Хрестоматия т.2, Москва, 1991.
  3.  Институт философии РАН. Новая философская энциклопедия, в 4т., том 2, Москва: «Мысль», 2001. -  635 с.
  4.  Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. – 472 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55071. Позакласне заняття. Весняні квіти з гофрованого паперу 34.5 KB
  Діти а для того щоб ви дізналися що ми будемо виготовляти сьогодні на занятті я вам пропоную відгадати загадки. Люблять її діти і дорослі за веселу пісеньку струмочків за дзвінкий спів птахів за ніжні проліски за мякий килим з шовкової травиці за ласкаве сонячне проміння за повітря напоєне запахом молодого листя. Діти тому сьогодні на занятті ми будемо виготовляти з паперу крокуси. Діти давайте повторимо послідовність нашої роботи.
55072. Письменники-лауреати Нобелівської премії 601 KB
  Мета: розповісти про засновника премії Альфреда Нобеля; ознайомити учнів з письменниками-лауреатами Нобелівської премії; сприяти перетворенню загальнолюдських цінностей в індивідуальний духовний досвід учнів; виховувати повагу до людської особистості, до скарбів культури; формувати гуманістичні ідеали добра.
55073. Інтелектуальне шоу «Брейн-ринг» 50 KB
  Мета: відновити в пам’яті учнів уявлення про фізичні та хвмвчні властивості хімічних речовин. Розвинути уміння працювати разом, розвинути логічне, творче мислення, увагу, пам’ять. Сформувати науковий світогляд. Виховати працелюбність, наполегливість, колективність в роботі, волю до подолання труднощів, повагу до думки іншого, інтерес до предмета.
55074. АНТРОПОНОМИНАНТЫ В РУССКОМ И ЧЕШСКОМ ЯЗЫКАХ: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 517 KB
  Определить критерии отбора антропономинантов; выделить из всех наименований лица антропономинанты со значением профессии, рода занятий, внешних и внутренних качеств человека; изучить словообразовательные способы и средства, по которым образуются наименования лица по профессии, роду занятий, по внешним и внутренним качествам человека;
55075. Исследование прав авторов и их гражданско-правовой защиты 439 KB
  Исследовать понятие авторского права и его компоненты, понятие исключительного права в контексте авторских прав, изучить проблему определения субъектов авторских прав в современной России, проанализировать вопрос определения объектов авторских прав как основополагающей правовой дефиниции при осуществлении авторских прав, дать анализ проблематике защиты имущественных прав авторов
55076. Т.Г.Шевченко – думи мої… думи… 68 KB
  Тарас Шевченко великий легендарний поет казкового краю художник-мислитель палкий захисник соціальних та національних інтересів українського народу великий борець за волю свого народу свого краю обстоював права українського народу на його вільний суверенний розвиток.
55077. Пізнай себе і ти пізнаєш світ 104.5 KB
  У кожної дитини є таланти і здібності тому задача педагога допомогти їй знайти їх у собі а знайшовши розвивати викликати бажання займатися самовихованням спонукати до саморозвитку допомагати учням у самовизначенні формувати його духовне обличчя утверджувати повагу до гідності й розуму людини...
55078. Создание презентации средствами Power Point. Презентация “Моя учебная неделя” 94 KB
  Создание презентации средствами Power Point. Актуализация опорных знаний построение алгоритма создания презентации. Игра правда неправда обсуждение возможностей редактирования разных объектов в презентации.
55079. Створення в автоматичному режимі макросів та їх використання 494 KB
  Мета: навчитися керувати інтерфейсом текстового процесора WORD, налаштовувати панелі інструментів, записувати макроси. Розвивати вміння та навички роботи з джерелом інформації, логічне мислення. Виховувати інформаційну культуру