32362

Метод тестов

Доклад

Психология и эзотерика

Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...

Русский

2013-09-04

19.05 KB

4 чел.

15(1) Метод тестов.

Тест – это стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки изучаемого психологического качества человека. Тесты отличаются от других методов исследования тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразную их последующему интерпретацию.

Термин тест (проба, испытание) ввел Френсис Гальтон для оценки индивидуальных особенностей конкретных людей. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла «Умственные тесты и измерения», которая была посвящена результатам тестирования студентов США.

Виды тестов:

  1. По особенностям тестовых значений: (вербальные, невербальные)
  2. По форме проведения: (групповые, индивидуальные)
  3. В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: (скорости, результативности)
  4. По принципам конструирования: (бланковые, компьютеризированные, компьютерные)
  5. В зависимости от характера заданий:

- Тесты – опросники – основаны на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и статистически проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о степени выраженности психологических качеств испытуемого.

- Теста-задания – предполагают оценку психологических качеств человека на основе того, ка он выполняет специальные задания.

  1. По направленности:

- Тесты способностей применяются для выявления уровня развития отдельных психических функций или их комплексов, уровня развития интеллекта в целом: - тесты интеллекта направлены на установление уровня интеллектуального развития человека (метрические шкалы Бине-Симона, шкалы Стенфорд-Бине, интеллектуальные шкалы Векслера); - тесты специальных способностей предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта (тест 10 слов, объем образной памяти, корректурная проба, красно-черная таблица, прогрессивные матрицы Равенна); - комплексные батареи способностей набор отдельных методик на разные психические способности, объединенных одной целью (тест Керна-Иерасика).

  1. Личностные тесты особая группа методов психологического исследования:

- опросники стандартизированные вербальные тесты, направлены на измерение различных сторон личности (личностные  - черт личности, типологические, мотивов, ценностей, интересов, ценностей, установок; состояний и настроений; опросники-анкеты – биографические, интересов, установок);

- проективные методики выявляют переживания, мысли, мотивы, установки, стремления и ожидания (конструктивные – испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл (тест Роршаха), проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал; конструктивные – предлагают оформленные детали (фигурки людей, животных, модели и т.д.) из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его (сценотест); интерпритативные – предлагают таблицы-картинки на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающую неоднозначную интерпретацию, что позволяет раскрыть внутренний мир обследуемого, его чувств, интересов и побуждений; катартический – предлагается осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях, что дает обнаружить выносимые во вне конфликты и проблемы (психодрамма); рефрактивные – личностные особенности диагностируются по непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые коммуникации (анализ почерка); экспрессивные – по рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях).

  1. Тесты достижений – измеряют сформированность тех или иных свойств – способностей. ЗУНов

- в связи с конкретными программами подготовки; выявляется степень владения испытуемым конкретных ЗУНов, применяются в общем и профессиональном обучении и ориентированы на оценку конкретных достижений:

- тесты действия предназначены для выявления умения выполнять действия с механизмами, материалами, инструментами;

- письменные: бланки с вопросами, графики, рисунки (недостающая деталь);

- устные: система вопросов

Требования к разработке и использованию:

  1. Стандартизация – приведение к единым нормам процедуры и оценок теста, что позволяет сопоставить полученные результаты у разных испытуемых, сравнить их общими оценками группы и оценками их других тестов.
  2. Тестовая норма – количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, являющихся объектами измерения.
  3. Надежность – характеристика, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивости результатов теста к действию посторонних случайных факторов (условия проведения, структура теста, личность психолога, неоднородность выборки). Способы проверки надежности теста: повторное тестирование; использование аналогичных заданий или изменение порядка предъявленных; сопоставление результатов частей теста; согласованность с известными апробированными и стандартизированными методиками.
  4. Валидность комплекс сведений о том относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью данной методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок. Типы валидности теста:

- диагностическая (конкурентная) отражает особенность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку с помощью метода контрастных групп;

- прогностическая характеризуется степень обособленности выводов о возможностях развития исследуемого психического свойства в будущем с помощью сравнения тестовых оценок в одной и той же группе спустя определенное время;

- критерийная (внешняя) позволяет определить насколько важен исследуемый признак для той или иной деятельности с помощью корреляции тестовой оценки и показателя эффективности деятельности.

- содержательная (внутренняя) показывает насколько полно тест отражает сущность изучаемого свойства или явления с помощью заданий для проверки разнородных навыков. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6500. О двух типах условного рефлекса 118 KB
  О двух типах условного рефлекса Работа Скиннера о двух типах условного рефлекса представляет значительный интерес в качестве попытки внести больше ясности и точности, чем было ранее сделано, в ту старую и часто обсуждаемую тему условного рефлек...
6501. Психологическое влияние окружающей среды 319.5 KB
  В данной работе речь пойдет лишь о психологическом влиянии окружающей среды. Это не означает, что физическое воздействие окружения, например воздействие питания или климата, не имеет психологического значения. Напротив, мы считаем, что ребенок...
6502. Намерение, воля и потребность 503 KB
  Намерение, воля и потребность Предисловие Основная часть данной работы представляет собою расширенный вариант доклада, предназначавшегося для XI Конгресса по экспериментальной психологии (Мюнхен, 1925 г.), от участия в котором мне пришлось отказатьс...
6503. Психологическая ситуация награды и наказания 620.5 KB
  Психологическая ситуация награды и наказания Проблему награды и наказания мы будем обсуждать здесь не во всей ее полноте. Ибо в качестве педагогической проблемы вопрос о том, возможно ли вообще избежать наказания и вознаграждения, является частью...
6504. Интеллектуальное поведение животных 100.5 KB
  Р. Лурия. Интеллектуальное поведение животных В прошлом занятии мы дали характеристику двух типов поведения животных: один мы назвали типом сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально...
6505. Корреляционный анализ 43.88 KB
  Корреляционный анализ Исходные данные Построим выборку, состоящую из 20 значений двух случайных величин (xi, yi). В качестве случайной величины X была выбрана средняя заработная плата стран мира, за Y размер внешнего долга (таблица 1). Таблица 1. Ст...
6506. Регрессионный анализ 40.01 KB
  Регрессионный анализ Исходные данные Пусть y-случайная переменная, x-неслучайная переменная. - выборка значений (xy), полученная в эксперименте. xi- количество населения в миллионах, yi- число городов в России соответствующие данно...
6507. Подбор закона распределения по опытным данным и проверка его согласия по критериям χ2 и Колмогорова 73.39 KB
  Подбор закона распределения по опытным данным и проверка его согласия по критериям. Выборка случайной величины объёмом...
6508. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954-1959 гг. 42.17 KB
  Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954-1959 гг. Одним из самых сложных мероприятий Н. С. Хрущева в области сельского хозяйства стала политика освоения целинных и залежных земель. Это была грандиозная программа, которая вплоть до нача...