32365

Методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Метод это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...

Русский

2013-09-04

14.05 KB

0 чел.

№16(2) Методы исследования в психологии.

Методология науки – это совокупность принципов научного исследования и способов (методов) получения научных фактов. Знание методологических принципов науки позволяет правильно организовать исследование, проанализировать и объяснить полученные факты. Наряду с теоретическими принципами в понятие «методология» входят и методы исследования.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки, это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. В психологии существуют основные методы (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные методы (беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности и др.) В соответствии с целями и задачами конкретного исследования метод приобретает форму частной методики.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью и реальными условиями исследования. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека, той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки, в рамках которой он используется, а методология – это совокупность принципов.

Методологические принципы

  1. Принцип системности. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. Не существует отдельно памяти, мышления, внимания, самосознания и т.д., а есть целостная индивидуальность человека.
  2. Принцип детерминизма. Детерминизм понимается как наличие критично-следственных отношений между изучаемыми явлениями, то есть у каждого явления есть свои причины и условия их протекания, что в свою очередь приводит к закономерным изменениям (последствиям).
  3. Генетический принцип. Генетическим называется принцип развития. Психика как сложная система, которая подвержена изменениям в результате действия разных причин, развивается от более низших своих форм к высшим или по каким-то причинам может отставать или возвращаться но предыдущие этапы своего развития. Психическое развитие имеет неравномерный (гетерохронный) характер, поэтому исследовать психические особенности, особенно в детском возрасте, необходимо в развитии, то есть сравнивая возрастные этапы, рассматривая изменения тех или иных психических функций в зависимости от возраста (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
  4. Принцип объективности. В основе лежит положение о единстве психики и деятельности. Психика человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности, образует внутренний план деятельности. Психика идеальна, ее невозможно измерить и изучить непосредственно, о внутренней жизни человека можно судить по внешним проявлениям его психики в деятельности (рисунок, письменная речь, движения, словесный отчет, эмоциональные реакции). Все эти проявления объективны, не зависят от воли и установки исследователя, могут быть определенным образом зафиксированы и изменены.
  5. Принцип связи с практикой. Любое психологическое исследование не является самоцелью, его результаты используются в практике обучения и воспитания, либо для коррекции отклонений в развитии. Поэтому обязательным этапом психологического исследования является этап интерпретации данных и формулирования выводов и рекомендаций.
  6. Принцип индивидуального подхода. Изучая общие закономерности психического развития необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этих закономерностей в конкретных условиях.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16344. Линейная фильтрация сигналов 137.18 KB
  Линейная фильтрация сигналов Методические указания к лабораторной работе Лабораторная работа по исследованию прохождения сигналов через линейные цепи с постоянными параметрами используется в процессе изучения курса Радиотехнические цепи и сигналы и Радиолок...
16345. Прохождение сигналов через нелинейные цепи 113.39 KB
  Прохождение сигналов через нелинейные цепи Методические указания к лабораторной работе Лабораторная работа по исследованию преобразования спектров сигналов нелинейных цепях используется в процессе изучения курса Радиотехнические цепи и сигналы студентами ...
16346. Линейная фильтрация случайных процессов 370.01 KB
  Линейная фильтрация случайных процессов Методические указания к лабораторной работе Лабораторная работа по исследованию прохождения случайных процессов через линейные цепи с постоянными параметрами используется в процессе изучения курса Радиотехнические цеп
16347. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТА ХОЛЛА В ПОЛУПРОВОДНИКАХ 1.03 MB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определение постоянной Холла и концентрации носителей тока в исследуемом полупроводнике. ОБОРУДОВАНИЕ Миниблок Эффект Холла в котором находится тонкая пластинка германия помещенная в зазор сердечника электромагнита. Регулируемый источник пос
16348. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА 1.27 MB
  ЦЕЛЬ РАБОТЫ: знакомство с одним из методов измерения электрической емкости конденсатора; экспериментальная проверка формул для расчета емкости батареи конденсаторов при их параллельном и последовательном соединениях. ОБОРУДОВАНИЕ Регулируемый источн...
16349. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДУКЦИОННОГО РЕГУЛЯТОРА И ФАЗОРЕГУЛЯТОРА 192.5 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДУКЦИОННОГО РЕГУЛЯТОРА И ФАЗОРЕГУЛЯТОРА 1. Цель работы 1.1. Изучить работу асинхронной машины с фазным ротором в режиме индукционного регулятора и фазорегулятора. 1.2. Ознакомиться с принципиальными схемами индукционного регулятора и фазорегулятор
16350. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 66 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. 1.1.Ознакомиться с конструкцией принципом действия и режимами работы однофазных асинхронных двигателей. 1.2.Приобрести практические навыки в определении параметров и исследовании р...
16351. ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 103.12 KB
  ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1. Цель работы 1.1. Ознакомление с конструкцией трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. 1.2. Проведение опытов холостого хода короткого замы
16352. ИСПЫТАНИЕ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ 200 KB
  ИСПЫТАНИЕ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1.1. Ознакомиться на разобранном образце по учебнику и конспекту лекций с конструкцией асинхронного двигателя с фазным ротором. 1.2. Получить практические навыки пуска асинхронного двигателя с ...