32365

Методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Метод – это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология – это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...

Русский

2013-09-04

14.05 KB

0 чел.

№16(2) Методы исследования в психологии.

Методология науки – это совокупность принципов научного исследования и способов (методов) получения научных фактов. Знание методологических принципов науки позволяет правильно организовать исследование, проанализировать и объяснить полученные факты. Наряду с теоретическими принципами в понятие «методология» входят и методы исследования.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки, это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. В психологии существуют основные методы (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные методы (беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности и др.) В соответствии с целями и задачами конкретного исследования метод приобретает форму частной методики.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью и реальными условиями исследования. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека, той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки, в рамках которой он используется, а методология – это совокупность принципов.

Методологические принципы

  1. Принцип системности. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. Не существует отдельно памяти, мышления, внимания, самосознания и т.д., а есть целостная индивидуальность человека.
  2. Принцип детерминизма. Детерминизм понимается как наличие критично-следственных отношений между изучаемыми явлениями, то есть у каждого явления есть свои причины и условия их протекания, что в свою очередь приводит к закономерным изменениям (последствиям).
  3. Генетический принцип. Генетическим называется принцип развития. Психика как сложная система, которая подвержена изменениям в результате действия разных причин, развивается от более низших своих форм к высшим или по каким-то причинам может отставать или возвращаться но предыдущие этапы своего развития. Психическое развитие имеет неравномерный (гетерохронный) характер, поэтому исследовать психические особенности, особенно в детском возрасте, необходимо в развитии, то есть сравнивая возрастные этапы, рассматривая изменения тех или иных психических функций в зависимости от возраста (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
  4. Принцип объективности. В основе лежит положение о единстве психики и деятельности. Психика человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности, образует внутренний план деятельности. Психика идеальна, ее невозможно измерить и изучить непосредственно, о внутренней жизни человека можно судить по внешним проявлениям его психики в деятельности (рисунок, письменная речь, движения, словесный отчет, эмоциональные реакции). Все эти проявления объективны, не зависят от воли и установки исследователя, могут быть определенным образом зафиксированы и изменены.
  5. Принцип связи с практикой. Любое психологическое исследование не является самоцелью, его результаты используются в практике обучения и воспитания, либо для коррекции отклонений в развитии. Поэтому обязательным этапом психологического исследования является этап интерпретации данных и формулирования выводов и рекомендаций.
  6. Принцип индивидуального подхода. Изучая общие закономерности психического развития необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этих закономерностей в конкретных условиях.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9750. Подготовка обсадных колонн к спуску к скважину 59.41 KB
  Подготовка обсадных колонн к спуску к скважину. На буровую завозится количество буровых труб с 5% запасом от длины обсадной колонны по проекту. Обсадные трубы должны быть опрессованы на БТО - базопроизводственное обслуживание, или на бур...
9751. Цементирование скважины 487.84 KB
  Цементирование скважины. Цементирование ОК - это процесс вытеснения бурового раствора из кольцевого пространства, тампонажным раствором. (Рис. 1) Цель цементирования: Разобщение насыщенных жидкостью и газами проницаемых горизонтов Упрочн...
9752. Забойные двигатели. Типы забойных двигателей 64.55 KB
  Забойные двигатели. Типы забойных двигателей: Турбобур Объёмные двигатели Электробур. При турбинном бурении БК не вращается, а лишь компенсировать вращающий момент от долота. По БК подается промывочная жидкость, таким образом БК яв...
9753. Бурение наклонно направленных скважин 276.96 KB
  Бурение наклонно направленных скважин Скважины бурятся для достижения нужной точки продуктивной зоны. При разработке морских месторождений (Рис. 1) А - проложение скважины. Бурение с морской платформы. Иногда нет возможности построить установку в ну...
9754. Осложнения аварий при бурении скважин 108.72 KB
  Осложнения аварий при бурении скважин. Под осложнением понимается, прерывание. Нормального процесса бурения при выполнении проектных условий, принятие неотложных мер. Поглощение промывочной жидкости. Нарушение устойчивости стенки скважин...
9755. Принципы разработки приложений в среде визуального программирования 3.35 MB
  Принципы разработки приложений в среде визуального программирования Разработка компьютерной программы - длительный и трудоемкий процесс. Чтобы окончательный вариант программы работал правильно и содержал как можно меньше ошибок, программисты придерж...
9756. Изучение принципов функционирования отладчика среды 6.08 MB
  Цель лекции: Изучить состав и структуру приложения. Изучить принципы функционирования отладчика среды. Учебные вопросы: 1. Состав и структура приложения. Файл проекта. Модуль формы. Разделы модуля формы. Связи между файлами проекта. 2. О...
9757. Биполярные транзисторы. Вольт-амперные характеристики транзистора 354.93 KB
  Биполярные транзисторы Биполярный транзистор представляет собой систему двух взаимодействующих p-n-переходов. В биполярном транзисторе физические процессы определяются носителями зарядов обоих знаков - основными и неосновными.
9758. Характеристики биполярного транзистора 50.62 KB
  Отчёт по лабораторной работе №2 Характеристики биполярного транзистора 1. Цель работы Экспериментальное определение вольт-амперных характеристик биполярного транзистора в схеме с общим эмиттером при нормальной и повышенной температурах, опре...