32365

Методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Метод это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...

Русский

2013-09-04

14.05 KB

0 чел.

№16(2) Методы исследования в психологии.

Методология науки – это совокупность принципов научного исследования и способов (методов) получения научных фактов. Знание методологических принципов науки позволяет правильно организовать исследование, проанализировать и объяснить полученные факты. Наряду с теоретическими принципами в понятие «методология» входят и методы исследования.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки, это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. В психологии существуют основные методы (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные методы (беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности и др.) В соответствии с целями и задачами конкретного исследования метод приобретает форму частной методики.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью и реальными условиями исследования. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека, той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки, в рамках которой он используется, а методология – это совокупность принципов.

Методологические принципы

  1. Принцип системности. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. Не существует отдельно памяти, мышления, внимания, самосознания и т.д., а есть целостная индивидуальность человека.
  2. Принцип детерминизма. Детерминизм понимается как наличие критично-следственных отношений между изучаемыми явлениями, то есть у каждого явления есть свои причины и условия их протекания, что в свою очередь приводит к закономерным изменениям (последствиям).
  3. Генетический принцип. Генетическим называется принцип развития. Психика как сложная система, которая подвержена изменениям в результате действия разных причин, развивается от более низших своих форм к высшим или по каким-то причинам может отставать или возвращаться но предыдущие этапы своего развития. Психическое развитие имеет неравномерный (гетерохронный) характер, поэтому исследовать психические особенности, особенно в детском возрасте, необходимо в развитии, то есть сравнивая возрастные этапы, рассматривая изменения тех или иных психических функций в зависимости от возраста (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
  4. Принцип объективности. В основе лежит положение о единстве психики и деятельности. Психика человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности, образует внутренний план деятельности. Психика идеальна, ее невозможно измерить и изучить непосредственно, о внутренней жизни человека можно судить по внешним проявлениям его психики в деятельности (рисунок, письменная речь, движения, словесный отчет, эмоциональные реакции). Все эти проявления объективны, не зависят от воли и установки исследователя, могут быть определенным образом зафиксированы и изменены.
  5. Принцип связи с практикой. Любое психологическое исследование не является самоцелью, его результаты используются в практике обучения и воспитания, либо для коррекции отклонений в развитии. Поэтому обязательным этапом психологического исследования является этап интерпретации данных и формулирования выводов и рекомендаций.
  6. Принцип индивидуального подхода. Изучая общие закономерности психического развития необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этих закономерностей в конкретных условиях.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56000. СХОДИНКИ ДО ВЕРШИНИ «Я» 565 KB
  Заняття можуть проводитися як з цілим класом так і з окремими групами. Заняття вміщують теоретичну та практичну частини. Підсумкове заняття.
56001. Літературний монтаж до дня народження класика світової літературі Шолом-Алейхема 85.5 KB
  Мене радує що ти з великим бажанням взявся за вивчення ремесла Наші мудреці говорили що не соромно здирати шкуру з падалі тільки б не жити милостинею людською. Дорогий тато Сьогодні о пятій шостій годині після обіду я повідомив тобі радісну новину...
56002. Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена 70.5 KB
  Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...
56003. «Серце моє там, де моя батьківщина» Ф.Шопен 65.5 KB
  На фоні музики декламуються вислови митців про Шопена. Шопен хворів стражданнями своєї батьківщини хворів розлукою зі своїми рідними і друзями хворів тугою за вітчизною і своє щире глибоке горе висловив у дивних поетичних звуках.
56004. Дітям про Шопена 150 KB
  МЕТА: показати учням можливості музики у втіленні почуттів людини через жанр інструментальної мініатюрипрелюдії; дати визначення понять ноктюрн скерцо; поглибити знання учнів про життя і творчість ...
56005. Lets Go Shopping 470 KB
  Sit down, please. But I am not your teacher, I am a shop assistant. Today we are going to do the shopping together and I am going to teach you how to do it in the best way. Do you like to go shopping?
56006. At the Shopping Centre 137 KB
  It’s Saturday afternoon and Tina and Tim are shopping with their mother. They go to a big shopping centre. The shopping centre is a big building outside the town. It has got many different types of shops.
56007. SHOPPING 31.5 KB
  You task was to revise the new words and prepare some information about shopping in Great Britain, Ukraine and other counties. You were divided into some groups. So, please at first let’s remind our words, look and try to match.