32365

Методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Метод – это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология – это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...

Русский

2013-09-04

14.05 KB

0 чел.

№16(2) Методы исследования в психологии.

Методология науки – это совокупность принципов научного исследования и способов (методов) получения научных фактов. Знание методологических принципов науки позволяет правильно организовать исследование, проанализировать и объяснить полученные факты. Наряду с теоретическими принципами в понятие «методология» входят и методы исследования.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки, это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. В психологии существуют основные методы (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные методы (беседа, тестирование, анкетирование, анализ результатов деятельности и др.) В соответствии с целями и задачами конкретного исследования метод приобретает форму частной методики.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью и реальными условиями исследования. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека, той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки, в рамках которой он используется, а методология – это совокупность принципов.

Методологические принципы

  1. Принцип системности. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему, в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. Не существует отдельно памяти, мышления, внимания, самосознания и т.д., а есть целостная индивидуальность человека.
  2. Принцип детерминизма. Детерминизм понимается как наличие критично-следственных отношений между изучаемыми явлениями, то есть у каждого явления есть свои причины и условия их протекания, что в свою очередь приводит к закономерным изменениям (последствиям).
  3. Генетический принцип. Генетическим называется принцип развития. Психика как сложная система, которая подвержена изменениям в результате действия разных причин, развивается от более низших своих форм к высшим или по каким-то причинам может отставать или возвращаться но предыдущие этапы своего развития. Психическое развитие имеет неравномерный (гетерохронный) характер, поэтому исследовать психические особенности, особенно в детском возрасте, необходимо в развитии, то есть сравнивая возрастные этапы, рассматривая изменения тех или иных психических функций в зависимости от возраста (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности).
  4. Принцип объективности. В основе лежит положение о единстве психики и деятельности. Психика человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности, образует внутренний план деятельности. Психика идеальна, ее невозможно измерить и изучить непосредственно, о внутренней жизни человека можно судить по внешним проявлениям его психики в деятельности (рисунок, письменная речь, движения, словесный отчет, эмоциональные реакции). Все эти проявления объективны, не зависят от воли и установки исследователя, могут быть определенным образом зафиксированы и изменены.
  5. Принцип связи с практикой. Любое психологическое исследование не является самоцелью, его результаты используются в практике обучения и воспитания, либо для коррекции отклонений в развитии. Поэтому обязательным этапом психологического исследования является этап интерпретации данных и формулирования выводов и рекомендаций.
  6. Принцип индивидуального подхода. Изучая общие закономерности психического развития необходимо видеть за ними конкретного человека и учитывать индивидуальные проявления этих закономерностей в конкретных условиях.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24459. Метод суперпозиции 91.5 KB
  Существует три вида атрибутов SEGMENT: Выравнивание Выравнивания сегмента задача компоновщика. Он должен обеспечить размещение начала сегмента на заданной границе. Размеры сегмента Отдельной проблемой при разработке системы со страничной или сегментной адресацией является выбор размера страницы или максимального размера сегмента. Это дает ряд мелких преимуществ например позволяет раздавать права доступа сегментам а подкачку с диска осуществлять постранично.
24460. Погрешность и сходимость метода Монте-Карло 49.5 KB
  таблица настройки адресов имеет переменную длину состоит из элементов по 4 байта которые указывают на адрес который должен быть настроен. Смещение от начала файлов: 0001: 4D5A; 0203: длина абзаца задачи по модулю 512; 0405: длина файла в блоках колво блоков по 512 байт; 0607: число элементов таблицы настройки адресов; 0809: длина заголовка в параграфе; 0А0В: минимальный объем памяти который нужно выделить после конца абзаца задачи MIN ALLOC 0000; 0С0D: максимальный объем памяти который нужно выделить после конца абзаца...
24461. Процессы восстановления. Уравнение восстановления 129.5 KB
  Процессы восстановления. Уравнение восстановления. Определение: Под процессом восстановления понимается последовательность неотрицательных взаимнонезависимых случайных величин которые при i 1 имеют одно и тоже распределение. случайная наработка системы после i1 восстановления.
24462. Восприятие и его характеристики 45.5 KB
  В отличие от ощущений отражающих лишь отдельные свойства предметов в образе восприятия представлен весь предмет в совокупности его постоянных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют двигательные или кинестетические ощущения которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата.
24463. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристика представления в сравнении с характеристиками восприятия 58.5 KB
  Сфера вторичных образов: эмпирические характеристика представления в сравнении с характеристиками восприятия. К вторичным образом относятся образы представления сновидения галлюцинации. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной в связи с чем различают единичные и общие представления. Представления различаются по ведущему анализатору зрительные слуховые осязательные обонятельные по их содержанию математические технические музыкальные.
24464. Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повышения эффективности запоминания 72.5 KB
  Память – форма психического отражения действительности заключающаяся в закреплении сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память является процессом обеспечивающим построение всестороннего образа мира связывающим разрозненные впечатления в целостную картину прошлое с настоящим и будущим. По длительности сохранения информации выделяют сенсорную кратковременную долговременную память. В соответствии с видом стимула сенсорная...
24465. Внимание: его характеристики и методы диагностики 69 KB
  Объектом внимания могут быть предметы явления отношения свойства предметов действия мысли чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание обладает следующими основными характеристиками: Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на какомлибо объекте предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Концентрация внимания противоположное качество – рассеянность проявляется в различиях которые имеются в степени концентрированности...
24466. Понятие мышления, его виды. Фазы мыслительного процесса и мыслительные операции 70.5 KB
  Мышление – это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление является базовым компонентом интеллекта. 1 Наиболее распространена среди них классификация рассматривающая такие разновидности мыслительной деятельности как нагляднодейственное нагляднообразное и...
24467. Речь и язык. Виды речи и ее функции 31 KB
  Речь и язык. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций создаваемых на основе определенных правил. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения передачи информации или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Речь имеет полифункциональный характер.