32367

Классификация методов психологического исследования

Доклад

Психология и эзотерика

Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка группа...

Русский

2013-09-04

14.31 KB

0 чел.

№17(2) Классификация методов психологического исследования:

  1.  Организационный метод:

- сравнительный: сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, по видам деятельности, по уровню профессиональной подготовки (группы должны отличаться по какому-то одному признаку);

- лонгитюдный: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени (проводится с помощью нескольких замеров с интервалом 6 месяцев);

  1.  Эмпирические методы

- наблюдение (самонаблюдение)

- эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

- психодиагностический метод (тесты, интервью, социометрия, моделирование);

- анкетирование;

- анализ продуктов деятельности;

  1.  Методы обработки данных: - количественный (статистический) анализ; - качественный анализ данных исследования.
  2.  Этапы психологического исследования:
  3. Постановка цели психологического исследования, определение предмета исследования, выработка рабочей гипотезы:
  4. Выявление проблемы
  5. Уточнение проблемы и характера затруднений, сбор необходимой для этого информации (беседа с учителями и родителями, наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации)
  6. Выявление социальных и биологических условий развития (формальные характеристики – состав семьи, возраст, образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка – группа здоровья).
  7. Формулировка цели исследования (пример, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка).
  8. Работа со специальной литературой.
  9. Выработка рабочей гипотезы, предложение о том, что явилось причиной данной проблемы (например, нарушение эмоционального контакта с матерью является результатом появления второго ребенка в семье).  
  10. Организация и планирование исследования.
  11. Проведение исследования
  12. Математическая обработка результатов исследования
  13. Интерпретация данных и формулирование выводов и рекомендаций (в практической работе психолога составление диагноза и прогноза).

Требования к организации и проведению психологического исследования: 

  1. Методики необходимо использовать только проверенные, надежные, валидные.
  2. Подбор испытуемых должен обеспечит их качественную однородность, численность должна быть достаточной, чтобы провести обработку результатов.
  3. Исследователь влияет на ход исследования на всех его этапах, поэтому необходимо это влияние свести до минимума, используя стандартизированные методы.
  4. Обработка результатов должна включать количественный и качественный анализ данных (является основой для выводов и рекомендаций).
  5. Любое психологическое исследование должно завершаться выводами и рекомендациями по результатам проведенной работы.

Этические принципы психологического исследования:

  1. Минимизация риска информационное согласие конфиденциальность
  2. Общий этический принцип гласит, что участников эксперимента следует считать полноценными партнерами исследователя.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69971. Профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми 34.41 KB
  Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической...
69972. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 59.5 KB
  В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями экстраполируются принципы подхода. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития.
69973. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 105 KB
  В последние десятилетия все более актуальной становится проблема оказания адекватной психологической помощи студенческой молодежи в связи с чем возникает потребность в повышении уровня компетенций психологов в области психологического консультирования.
69974. ЛОГИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ» 66 KB
  Начало XXI века как в социальной производственной так и в образовательной сфере в научной и производственной литературе в СМИ и других источниках стали широко употребляться такие устойчивые словосочетания как: инновационная деятельность; инновационные направления; инновационные решения...
69975. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 95.5 KB
  Возможности реализации образного образования представлены совокупностью методических приёмов формирования и творческой реконструкции образов исторического прошлого в аспекте реализации познавательной парадигмы образ слово действие.
69976. ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ-ПЕДАГОГОВ И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА 141.5 KB
  Анализируются идеи формирования профессионального мастерства учителя в трудах ученых-педагогов и просветителей Беларуси первой трети ХХ века. Отмечается значимость историко-педагогического наследия актуализация которого способна оказать позитивное воздействие на рост профессионального...
69977. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 90 KB
  В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи эмпатии и самоактуализации личности в юношеском возрасте. В работе представлены результаты эмпирического исследования согласно которому существует связь общего уровня эмпатии с отдельными шкалами самоактуализации.
69978. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 117.5 KB
  Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический...
69979. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 61 KB
  Содержит описание специфики профессиональной деятельности инженера. С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов характеристики профессиональной компетентности: гностическая когнитивная отражает наличие необходимых профессиональных...