32368

Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии

Доклад

Психология и эзотерика

Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...

Русский

2013-09-04

16.83 KB

4 чел.

№18(1) Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии.

Группа реально существующие образования, в которых люди собраны вместе, объединены какими-либо общими признаками, разновидность в совместной деятельности, помещены в идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью находятся в непосредственном личном общении, на основе которого возникает эмоциональное взаимодействие, групповые нормы, ценности и процессы.

Признаки группы:

  1. Наличие интегральный психических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и ценности, интересы)
  2. Существование основных параметров группы, как единого целого:

- композиция (численность, возраст, пол, национальность, соцположение);

- структура (функциональная, формальная)

- групповые процессы (сплоченность, лидерство, конформизм, взаимодействие)

- групповые нормы и ценности (правила осуществления эффективной совместной деятельности)

- групповые санкции (поощрительные, запретные)

Структура группы:

По Кули:

  1. Первичные – небольшие, взаимодействуют лицо к лицу, объединены близкой эмоциональной связью, удовлетворяют базовые потребности.
  2. Вторичные – официальные, безличное взаимодействие, значимость определяется умением выполнять определенные функции, обусловлены стремлением выгоды.
  3. Формальные – внешняя регламентация, действие в соответствии с нормативными актами, созданными для решения профессиональных задач.
  4. Неформальные – внутренняя регламентация, стремление к личным контактам, отличаются гибкостью спонтанностью.

По Лаймену:

  1. Референтные – индивид разделяет и принимает групповые нормы и ценности.
  2. Нереферентные – психология и поведение чужды и безразличны для индивида.
  3. Антиреферентные – индивид осуждает и отвергает психологию и поведение.

По Андреевой:

  1. Условные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, статус, образ)
  2. Реальные – субъект деятельности, включает в систему общественных отношений.

- лабораторные (проведение исследований в социальной психологии)

- естественные (большие – стихийные (толпа), устойчивые (нация) и малые – становящиеся (низкая сплоченность), развитые (высокая сплоченность).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы.

Критерии развития:

  1. Оценка выполнения групповой основной общественной функции
  2. Оценка соответствия группы социальным нормам
  3. Оценка способности группы обеспечить каждому возможности развития личности.

Стадии развития (Петровский)

  1. Отношения строятся по принципу симпатия-антипатия, нет цели совместной деятельности, общезначимых ценностных ориентаций.
  2. Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  3. Отношения развиваются на принятии всеми единой цели групповой деятельности, на основе ценностного единства, выполнение совместной деятельности.

Уровни развития:

  1. Диффузная – неорганизованные группы, отсутствует сплоченность, совместная деятельность, групповые нормы не выработаны, действия не согласованы.
  2. Кооперация – отсутствует совместная деятельность, но есть некоторый уровень групповой сплоченности норм поведения, обусловленный совместным общением.
  3. Автономная – общение опосредовано совместной деятельностью, распределение ролей.
  4. Коллектив – просоциальность, совпадение оценок и позиций по отношению к общей деятельности, ценностями, целям и задачам группы.

Метод социализации – направлен на измерение места личностных отношений в группе. Позволяет выявить нормальную структуру в малой социальной группе (Морено)

Проведение социометрии:

  1. Используются социометрические карты с вопросами, в карточках каждый указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (совместная деятельность, досуг, на каждый вопрос 5 выборов)
  2. Составление социограммы (карта социометрический выбор) схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, позволяет провести более глубокий анализ данных и представить результаты в наглядном варианте.

Анализ и итерпритация результатов:

  1. Выбор лидеров и аутсайдеров (если лидер реально существует)
  2. Выявление группировок в нутрии группировки (кто, сколько, кто лидер, позитивные и негативные, какая связь между группировками, между лидерами)
  3. Сравнение формальной и неформальной группы, выявление степени сплоченности, разобщенности группы (на основании предыдущего анализа), по группировкам (чем больше группировок, тем меньше сплоченной является группа)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50190. Експериментальна перевірка співвідношення невизначеностей Гейзенберга для фотонів 132 KB
  Прилади і обладнання Гелій−неоновий лазер типу ЛГ56 щілина з мікрометричним гвинтом екран з міліметровою шкалою Теоретичні відомості та опис установки В даній лабораторній роботі пропонується перевірити експериментально співвідношення невизначеностей Гейзенберга для координати і відповідної проекції імпульсу фотонів зокрема: . 3 Цей вираз є робочою формулою для перевірки...
50191. Нечеткая логика 68 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. Больно – Терпимо – Дайте два
50192. Определение теплопроводности твердого тела (пластина) 213 KB
  Плеханова технический университет Кафедра Общей и технической физики лаборатория виртуальных экспериментов Определение теплопроводности твердого тела пластина Методические указания к лабораторной работе № 18 для студентов всех специальностей САНКТПЕТЕРБУРГ 2010 УДК 531 534 075. Цель работы: определить коэффициент теплопроводности твердых тел методом сравнения с теплопроводностью эталонного материала. Поток тепла dQ протекающего через однородную перегородку толщиной и площадью при разности температур определяется формулой...
50193. Нечеткая логика 68 KB
  Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. Маленький – средний - большой
50194. Работа с текстовыми файлами 55.5 KB
  Цель: Приобрести практические навыки в проектировании структуры файла а также закрепить навыки по вводу данных в текстовый файл и их обработке. Этим звеном является файловая структура. Ввод и вывод информации в файл обеспечивается с помощью так называемого указателя на файл который является указателем на файловую структуру в памяти.
50195. ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОННЫХ ЛАМП 336.5 KB
  Важнейшей характеристикой диода является зависимость силы тока текущего через лампу анодного тока от разности потенциалов между катодом и анодом анодного напряжения. Анодный ток зависит от анодного напряжения и от температуры катода. При постоянной температуре катода анодный ток возрастает с увеличением анодного напряжения . Поскольку механизм возникновения электрического тока в этом случае отличается от механизма возникновения тока в проводниках то зависимость анодного тока от анодного напряжения не описывается законом Ома.
50197. Развитие русской социологической мысли: этапы, школы, представители 17.23 KB
  Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг.
50198. Нечеткая логика 68 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. Негр – Мулат – Белый