32368

Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии

Доклад

Психология и эзотерика

Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...

Русский

2013-09-04

16.83 KB

4 чел.

№18(1) Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии.

Группа реально существующие образования, в которых люди собраны вместе, объединены какими-либо общими признаками, разновидность в совместной деятельности, помещены в идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью находятся в непосредственном личном общении, на основе которого возникает эмоциональное взаимодействие, групповые нормы, ценности и процессы.

Признаки группы:

  1. Наличие интегральный психических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и ценности, интересы)
  2. Существование основных параметров группы, как единого целого:

- композиция (численность, возраст, пол, национальность, соцположение);

- структура (функциональная, формальная)

- групповые процессы (сплоченность, лидерство, конформизм, взаимодействие)

- групповые нормы и ценности (правила осуществления эффективной совместной деятельности)

- групповые санкции (поощрительные, запретные)

Структура группы:

По Кули:

  1. Первичные – небольшие, взаимодействуют лицо к лицу, объединены близкой эмоциональной связью, удовлетворяют базовые потребности.
  2. Вторичные – официальные, безличное взаимодействие, значимость определяется умением выполнять определенные функции, обусловлены стремлением выгоды.
  3. Формальные – внешняя регламентация, действие в соответствии с нормативными актами, созданными для решения профессиональных задач.
  4. Неформальные – внутренняя регламентация, стремление к личным контактам, отличаются гибкостью спонтанностью.

По Лаймену:

  1. Референтные – индивид разделяет и принимает групповые нормы и ценности.
  2. Нереферентные – психология и поведение чужды и безразличны для индивида.
  3. Антиреферентные – индивид осуждает и отвергает психологию и поведение.

По Андреевой:

  1. Условные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, статус, образ)
  2. Реальные – субъект деятельности, включает в систему общественных отношений.

- лабораторные (проведение исследований в социальной психологии)

- естественные (большие – стихийные (толпа), устойчивые (нация) и малые – становящиеся (низкая сплоченность), развитые (высокая сплоченность).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы.

Критерии развития:

  1. Оценка выполнения групповой основной общественной функции
  2. Оценка соответствия группы социальным нормам
  3. Оценка способности группы обеспечить каждому возможности развития личности.

Стадии развития (Петровский)

  1. Отношения строятся по принципу симпатия-антипатия, нет цели совместной деятельности, общезначимых ценностных ориентаций.
  2. Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  3. Отношения развиваются на принятии всеми единой цели групповой деятельности, на основе ценностного единства, выполнение совместной деятельности.

Уровни развития:

  1. Диффузная – неорганизованные группы, отсутствует сплоченность, совместная деятельность, групповые нормы не выработаны, действия не согласованы.
  2. Кооперация – отсутствует совместная деятельность, но есть некоторый уровень групповой сплоченности норм поведения, обусловленный совместным общением.
  3. Автономная – общение опосредовано совместной деятельностью, распределение ролей.
  4. Коллектив – просоциальность, совпадение оценок и позиций по отношению к общей деятельности, ценностями, целям и задачам группы.

Метод социализации – направлен на измерение места личностных отношений в группе. Позволяет выявить нормальную структуру в малой социальной группе (Морено)

Проведение социометрии:

  1. Используются социометрические карты с вопросами, в карточках каждый указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (совместная деятельность, досуг, на каждый вопрос 5 выборов)
  2. Составление социограммы (карта социометрический выбор) схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, позволяет провести более глубокий анализ данных и представить результаты в наглядном варианте.

Анализ и итерпритация результатов:

  1. Выбор лидеров и аутсайдеров (если лидер реально существует)
  2. Выявление группировок в нутрии группировки (кто, сколько, кто лидер, позитивные и негативные, какая связь между группировками, между лидерами)
  3. Сравнение формальной и неформальной группы, выявление степени сплоченности, разобщенности группы (на основании предыдущего анализа), по группировкам (чем больше группировок, тем меньше сплоченной является группа)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71382. Разработка и экономическое обоснование проекта как обеспечение финансовой устойчивости компании 1.69 MB
  Предметом исследования исследование финансовой устойчивости предприятия а также разработка путей повышения финансовой устойчивости на нем. Цель работы проанализировать и дать оценку финансовой устойчивости предприятия и внести предложения по ее повышению.
71383. Вивчення брендів на основі узагальнення 3.27 MB
  Мною були поставлені завдання: вивчити основи формування бренду дослідити особливості спортивного брендингу. Докладно описуються такі питання як створення і позиціонування бренду. В останньому розділі курсової роботи розглядається специфіка бренду в спорті на прикладі ФЦ Барса.
71384. Проектирование контактной сети постоянного тока 314.22 KB
  Для подачи электроэнергии на подвижной состав применяются устройства контактной сети. Контактная сеть может быть выполнена с контактным рельсом или контактной подвеской. Основным элементами контактной сети с контактной подвеской являются провода контактной сети контактный провод...
71386. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «ВК и ЭХ» 191.12 KB
  Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
71387. Разработка поточной линии по ремонту тележек грузовых вагонов модели 18-100 465.5 KB
  Вагонное хозяйство является ключевым и играет важную роль в совершенствовании и обеспечении бесперебойной работы железнодорожного транспорта: оно объединяет вагоны и материально-техническую базу их ремонта. Задачами вагонного хозяйства являются поддержание грузовых вагонов в работоспособном...
71388. Криминологическая характеристика организованной преступности 137.23 KB
  Организованную преступность сегодня называют одной из глобальных проблем современности, решение которой требует усилий всего человечества, слаженных действий в рамках отдельных государств, координируемых мировым сообществом.
71389. Equivalence within the framework of Dynamic translation model 57.35 KB
  The actual work of translation brings together everything the translator has learned about the target audience. Having faced many difficulties in preparing for me translation, the translator is will face still more obstacles before the work is done.
71390. Процесс развития воображения у детей дошкольного возраста 123.42 KB
  Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.