32368

Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии

Доклад

Психология и эзотерика

Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...

Русский

2013-09-04

16.83 KB

4 чел.

№18(1) Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии.

Группа реально существующие образования, в которых люди собраны вместе, объединены какими-либо общими признаками, разновидность в совместной деятельности, помещены в идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью находятся в непосредственном личном общении, на основе которого возникает эмоциональное взаимодействие, групповые нормы, ценности и процессы.

Признаки группы:

  1. Наличие интегральный психических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и ценности, интересы)
  2. Существование основных параметров группы, как единого целого:

- композиция (численность, возраст, пол, национальность, соцположение);

- структура (функциональная, формальная)

- групповые процессы (сплоченность, лидерство, конформизм, взаимодействие)

- групповые нормы и ценности (правила осуществления эффективной совместной деятельности)

- групповые санкции (поощрительные, запретные)

Структура группы:

По Кули:

  1. Первичные – небольшие, взаимодействуют лицо к лицу, объединены близкой эмоциональной связью, удовлетворяют базовые потребности.
  2. Вторичные – официальные, безличное взаимодействие, значимость определяется умением выполнять определенные функции, обусловлены стремлением выгоды.
  3. Формальные – внешняя регламентация, действие в соответствии с нормативными актами, созданными для решения профессиональных задач.
  4. Неформальные – внутренняя регламентация, стремление к личным контактам, отличаются гибкостью спонтанностью.

По Лаймену:

  1. Референтные – индивид разделяет и принимает групповые нормы и ценности.
  2. Нереферентные – психология и поведение чужды и безразличны для индивида.
  3. Антиреферентные – индивид осуждает и отвергает психологию и поведение.

По Андреевой:

  1. Условные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, статус, образ)
  2. Реальные – субъект деятельности, включает в систему общественных отношений.

- лабораторные (проведение исследований в социальной психологии)

- естественные (большие – стихийные (толпа), устойчивые (нация) и малые – становящиеся (низкая сплоченность), развитые (высокая сплоченность).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы.

Критерии развития:

  1. Оценка выполнения групповой основной общественной функции
  2. Оценка соответствия группы социальным нормам
  3. Оценка способности группы обеспечить каждому возможности развития личности.

Стадии развития (Петровский)

  1. Отношения строятся по принципу симпатия-антипатия, нет цели совместной деятельности, общезначимых ценностных ориентаций.
  2. Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  3. Отношения развиваются на принятии всеми единой цели групповой деятельности, на основе ценностного единства, выполнение совместной деятельности.

Уровни развития:

  1. Диффузная – неорганизованные группы, отсутствует сплоченность, совместная деятельность, групповые нормы не выработаны, действия не согласованы.
  2. Кооперация – отсутствует совместная деятельность, но есть некоторый уровень групповой сплоченности норм поведения, обусловленный совместным общением.
  3. Автономная – общение опосредовано совместной деятельностью, распределение ролей.
  4. Коллектив – просоциальность, совпадение оценок и позиций по отношению к общей деятельности, ценностями, целям и задачам группы.

Метод социализации – направлен на измерение места личностных отношений в группе. Позволяет выявить нормальную структуру в малой социальной группе (Морено)

Проведение социометрии:

  1. Используются социометрические карты с вопросами, в карточках каждый указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (совместная деятельность, досуг, на каждый вопрос 5 выборов)
  2. Составление социограммы (карта социометрический выбор) схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, позволяет провести более глубокий анализ данных и представить результаты в наглядном варианте.

Анализ и итерпритация результатов:

  1. Выбор лидеров и аутсайдеров (если лидер реально существует)
  2. Выявление группировок в нутрии группировки (кто, сколько, кто лидер, позитивные и негативные, какая связь между группировками, между лидерами)
  3. Сравнение формальной и неформальной группы, выявление степени сплоченности, разобщенности группы (на основании предыдущего анализа), по группировкам (чем больше группировок, тем меньше сплоченной является группа)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8356. История Китая. Краткий обзор 482.32 KB
  История Китая Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем администрат...
8357. Хрестоматія Китайської Літератури (від найдавніших часів до ІІІ ст. н.е.) 中国古代文学作品选 4.19 MB
  Хрестоматія Китайської Літератури(від найдавніших часів до ІІІ ст. н.е.) У хрестоматії широко представлена перекладна й оригінальна давньокитайська література, зокрема народна та авторська поезія, міфологічна, літописна, філософська ...
8358. Історія Китаю та китайських традицій 86.5 KB
  На сьогодні дві держави використовують назву Китай. Це Китайська Народна Республіка (КНР), яка контролює територію материкового Китаю, Гонконг та Макао, а також Республіка Китай, яка володіє островами Тайвань, Мацу і Кіньмень Китай (традиц...
8359. Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая 124 KB
  Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая Введение Процессы, происходящие в экономике Китая, на протяжении нескольких последних десятилетий привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Достижения, демонстрируемые...
8360. История Китая 168.5 KB
  КИТАЙ По истории Китая вы помните, что в Китае сменялись разные династии. Для истории Китая характерна определенная цикличность. Приходит к власти новая династия, проводит реформы, все идет хорошо, процветание. А потом наступает упадок, и смена дина...
8361. Китайские церемонии или радостно встречая 18-ый съезд КПК 47.5 KB
  Китайские церемонии или радостно встречая 18-ый съезд КПК Связка трех сил внутри китайского руководства Учение Маркса (марксизм-ленинизм - идеи Мао Цзэдуна) было всесильным и верным в период индустриального общества борьбы труда и капитала. Теперь ж...
8362. Китай. Экономическое и политическое развитие КНР 707 KB
  План. Введение Экономико- и политико-географическое положение. Особенности исторического развития. Природно-ресурсные предпосылки для развития экономики. Земельные ресурсы. Минеральные ресурсы. Топливные ПИ...
8363. Средневековая китайско-конфуцианская цивилизация 286 KB
  Средневековая китайско-конфуцианская цивилизация I. Формирование основ средневекового китайского общества и государства: II в. до н.э. - VI в. н.э. Период Хань: конец II в. до н.э. - III в. н.э. Период Троецарствия: 220 гг....
8364. Китай Економіко-географічна характеристика країни 114 KB
  Китай Економіко-географічна характеристика країни. Площа - 9,6 млн км,2. Населення - 1,2 млрд чоловік. Столиця - Пекін. Китай - країна, історія державності якої сягає кількох тисячоліть Її зробив вагомий внесок у матеріальну та духовну культуру людс...