32368

Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии

Доклад

Психология и эзотерика

Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...

Русский

2013-09-04

16.83 KB

4 чел.

№18(1) Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии.

Группа реально существующие образования, в которых люди собраны вместе, объединены какими-либо общими признаками, разновидность в совместной деятельности, помещены в идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью находятся в непосредственном личном общении, на основе которого возникает эмоциональное взаимодействие, групповые нормы, ценности и процессы.

Признаки группы:

  1. Наличие интегральный психических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и ценности, интересы)
  2. Существование основных параметров группы, как единого целого:

- композиция (численность, возраст, пол, национальность, соцположение);

- структура (функциональная, формальная)

- групповые процессы (сплоченность, лидерство, конформизм, взаимодействие)

- групповые нормы и ценности (правила осуществления эффективной совместной деятельности)

- групповые санкции (поощрительные, запретные)

Структура группы:

По Кули:

  1. Первичные – небольшие, взаимодействуют лицо к лицу, объединены близкой эмоциональной связью, удовлетворяют базовые потребности.
  2. Вторичные – официальные, безличное взаимодействие, значимость определяется умением выполнять определенные функции, обусловлены стремлением выгоды.
  3. Формальные – внешняя регламентация, действие в соответствии с нормативными актами, созданными для решения профессиональных задач.
  4. Неформальные – внутренняя регламентация, стремление к личным контактам, отличаются гибкостью спонтанностью.

По Лаймену:

  1. Референтные – индивид разделяет и принимает групповые нормы и ценности.
  2. Нереферентные – психология и поведение чужды и безразличны для индивида.
  3. Антиреферентные – индивид осуждает и отвергает психологию и поведение.

По Андреевой:

  1. Условные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, статус, образ)
  2. Реальные – субъект деятельности, включает в систему общественных отношений.

- лабораторные (проведение исследований в социальной психологии)

- естественные (большие – стихийные (толпа), устойчивые (нация) и малые – становящиеся (низкая сплоченность), развитые (высокая сплоченность).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы.

Критерии развития:

  1. Оценка выполнения групповой основной общественной функции
  2. Оценка соответствия группы социальным нормам
  3. Оценка способности группы обеспечить каждому возможности развития личности.

Стадии развития (Петровский)

  1. Отношения строятся по принципу симпатия-антипатия, нет цели совместной деятельности, общезначимых ценностных ориентаций.
  2. Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  3. Отношения развиваются на принятии всеми единой цели групповой деятельности, на основе ценностного единства, выполнение совместной деятельности.

Уровни развития:

  1. Диффузная – неорганизованные группы, отсутствует сплоченность, совместная деятельность, групповые нормы не выработаны, действия не согласованы.
  2. Кооперация – отсутствует совместная деятельность, но есть некоторый уровень групповой сплоченности норм поведения, обусловленный совместным общением.
  3. Автономная – общение опосредовано совместной деятельностью, распределение ролей.
  4. Коллектив – просоциальность, совпадение оценок и позиций по отношению к общей деятельности, ценностями, целям и задачам группы.

Метод социализации – направлен на измерение места личностных отношений в группе. Позволяет выявить нормальную структуру в малой социальной группе (Морено)

Проведение социометрии:

  1. Используются социометрические карты с вопросами, в карточках каждый указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (совместная деятельность, досуг, на каждый вопрос 5 выборов)
  2. Составление социограммы (карта социометрический выбор) схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, позволяет провести более глубокий анализ данных и представить результаты в наглядном варианте.

Анализ и итерпритация результатов:

  1. Выбор лидеров и аутсайдеров (если лидер реально существует)
  2. Выявление группировок в нутрии группировки (кто, сколько, кто лидер, позитивные и негативные, какая связь между группировками, между лидерами)
  3. Сравнение формальной и неформальной группы, выявление степени сплоченности, разобщенности группы (на основании предыдущего анализа), по группировкам (чем больше группировок, тем меньше сплоченной является группа)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15153. Мнимое и подлинное безумие Чацкого 13.35 KB
  Мнимое и подлинное безумие Чацкого Комедия Горе от ума была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы но и всей России. При жизни автора Горе от ума не была опубликовано зато многократно переписыва...
15154. Общество в жизни Татьяны, Онегина и автора 16.29 KB
  Общество в жизни Татьяны Онегина и автора Татьяна простая провинциальная девушка она не красавица но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей в обществе которых она чувствует себя одиноко так как они не способны понять ее. Дика печальна...
15155. Один в поле воин, если он-Чацкий 21.21 KB
  Один в поле воин если онЧацкий Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства истинная культура и просвещенность нежелание мириться с несправедливым общественным устоем нена
15156. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина 34.62 KB
  Основные мотивы лирики А. С. Пушкина Читая лирику А. С. Пушкина великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: €œЧто же стало предметом поэзии А. С. Пушкина€ И сам отвечал: €œВсе стало предметом€. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы его ...
15157. ГОСУДАРСТВО И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 21.09 KB
  государство и Функции государства Государство особая организация общества объединённого общими социальными культурными интересами занимающая определённую территорию имеющая собственную систему управления сис
15158. День Святой Троицы 19.87 KB
  День Святой Троицы День Святой Троицы Пятидесятница Сошествие Святого Духа один из главных христианских праздников входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасх
15159. Камчатка 14.18 KB
  Камчатка полуостров на северовостоке Азии Россия. Омывается на З. Охотским морем на В. Тихим океаном и Беринговым морем. Дл. 1200 км шир. до 450 км площадь 370 тыс. км. Перешейком Парапольский Дол соединяется с материком. Зап. берег изрезан слабо на вост. берегу большие зали
15160. Культура России в конце XIX - начале XX века 22.77 KB
  Культура России в конце XIX начале XX века Конец XIX начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной ку...
15161. Западный фронт Первой мировой войны 58.13 KB
  Западный фронт Первой мировой войны Первая мировая война 28 июля 1914 11 ноября 1918 один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала...