32368

Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии

Доклад

Психология и эзотерика

Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...

Русский

2013-09-04

16.83 KB

4 чел.

№18(1) Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии.

Группа реально существующие образования, в которых люди собраны вместе, объединены какими-либо общими признаками, разновидность в совместной деятельности, помещены в идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей деятельностью находятся в непосредственном личном общении, на основе которого возникает эмоциональное взаимодействие, групповые нормы, ценности и процессы.

Признаки группы:

  1. Наличие интегральный психических характеристик (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и ценности, интересы)
  2. Существование основных параметров группы, как единого целого:

- композиция (численность, возраст, пол, национальность, соцположение);

- структура (функциональная, формальная)

- групповые процессы (сплоченность, лидерство, конформизм, взаимодействие)

- групповые нормы и ценности (правила осуществления эффективной совместной деятельности)

- групповые санкции (поощрительные, запретные)

Структура группы:

По Кули:

  1. Первичные – небольшие, взаимодействуют лицо к лицу, объединены близкой эмоциональной связью, удовлетворяют базовые потребности.
  2. Вторичные – официальные, безличное взаимодействие, значимость определяется умением выполнять определенные функции, обусловлены стремлением выгоды.
  3. Формальные – внешняя регламентация, действие в соответствии с нормативными актами, созданными для решения профессиональных задач.
  4. Неформальные – внутренняя регламентация, стремление к личным контактам, отличаются гибкостью спонтанностью.

По Лаймену:

  1. Референтные – индивид разделяет и принимает групповые нормы и ценности.
  2. Нереферентные – психология и поведение чужды и безразличны для индивида.
  3. Антиреферентные – индивид осуждает и отвергает психологию и поведение.

По Андреевой:

  1. Условные – объединение людей по общему признаку (пол, возраст, статус, образ)
  2. Реальные – субъект деятельности, включает в систему общественных отношений.

- лабораторные (проведение исследований в социальной психологии)

- естественные (большие – стихийные (толпа), устойчивые (нация) и малые – становящиеся (низкая сплоченность), развитые (высокая сплоченность).

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических явлений и процессов характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы.

Критерии развития:

  1. Оценка выполнения групповой основной общественной функции
  2. Оценка соответствия группы социальным нормам
  3. Оценка способности группы обеспечить каждому возможности развития личности.

Стадии развития (Петровский)

  1. Отношения строятся по принципу симпатия-антипатия, нет цели совместной деятельности, общезначимых ценностных ориентаций.
  2. Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  3. Отношения развиваются на принятии всеми единой цели групповой деятельности, на основе ценностного единства, выполнение совместной деятельности.

Уровни развития:

  1. Диффузная – неорганизованные группы, отсутствует сплоченность, совместная деятельность, групповые нормы не выработаны, действия не согласованы.
  2. Кооперация – отсутствует совместная деятельность, но есть некоторый уровень групповой сплоченности норм поведения, обусловленный совместным общением.
  3. Автономная – общение опосредовано совместной деятельностью, распределение ролей.
  4. Коллектив – просоциальность, совпадение оценок и позиций по отношению к общей деятельности, ценностями, целям и задачам группы.

Метод социализации – направлен на измерение места личностных отношений в группе. Позволяет выявить нормальную структуру в малой социальной группе (Морено)

Проведение социометрии:

  1. Используются социометрические карты с вопросами, в карточках каждый указывает свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (совместная деятельность, досуг, на каждый вопрос 5 выборов)
  2. Составление социограммы (карта социометрический выбор) схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, позволяет провести более глубокий анализ данных и представить результаты в наглядном варианте.

Анализ и итерпритация результатов:

  1. Выбор лидеров и аутсайдеров (если лидер реально существует)
  2. Выявление группировок в нутрии группировки (кто, сколько, кто лидер, позитивные и негативные, какая связь между группировками, между лидерами)
  3. Сравнение формальной и неформальной группы, выявление степени сплоченности, разобщенности группы (на основании предыдущего анализа), по группировкам (чем больше группировок, тем меньше сплоченной является группа)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46708. Оценка эффективности менеджмента 26.51 KB
  Проведенные исследования показали что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше чем отраслей материального производства. Проведенные исследования показали что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше чем отраслей материального производства. Маркетинговые исследования их содержание и методы проведения. Маркетинговые исследования их содержание и методы проведения Маркетинговые исследования комплексная систем изучения организации...
46709. Финансы и финансовая система государства. Публичные (общественные) финансы 29.07 KB
  Расходы на производство и реализацию продукции определяющие себестоимость состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов сырья основных и вспомогательных материалов топлива энергии основных фондов трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации а также внепроизводственных затрат. Расходы на производство и реализацию объединяются в 4 гр: Материальные расходы включают покупные сырье и материалы входящие в состав производимой продукции: основные и вспомогательные материалы комплектующие изделия и...
46710. Классификация ЧС 26.88 KB
  Антропогенные ЧС это аварии и катастрофы на химических биологически и радиационноопасных объектах соответственно ХОО БОО и РОО крушения поездов и аварии на транспорте интенсивные загрязнения воды почв и воздуха. К I категории относят: СБ охватывающие территории превышающие административные границы района города и причинившие народнохозяйственный ущерб; аварии приводящие к полной или частичной остановка производства с большим материальным ущербом и гибелью производственного персонала; аварии с возможным выбросом в ОС РВ и...
46712. Загальновживані слова. Свідоме й критичне використання жаргонізмів і діалектизмів у різних комунікативних сферах 27 KB
  Загальновживані слова. За сферою вживання слова в українській мові поділяють на загальновживані й незагальновживані. Загальновживані слова це слова уживання яких не обмежене ні діалектними ні професійними межами; вони вживаються всіма носіями мови. Незагальновживані слова це слова уживання яких обмежене сферою спілкування та поширенням.
46713. Розробка проекту модернізації локальної комп’ютерної мережі для Васловіського Навчально-Виховного Комплексу 1.31 MB
  Метою даної дипломної роботи є розробка проекту модернізації локальної комп’ютерної мережі для Васловіського Навчально-Виховного Комплексу, що дозволить покращити роботу таких ланок як «приймальня директора...