32369

Метод наблюдения

Доклад

Психология и эзотерика

Достоинства наблюдения: Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения. Недостатки наблюдения: Выявление настроения предупреждения положения наблюдателя на результаты Многочисленность мешающих факторов Невозможность обобщений при однократном наблюдении. Большие ресурсные затраты Виды наблюдения: По характеру объекта: Внутреннее наблюдение объектом наблюдения является сам наблюдатель Внешнее наблюдение – объект исследования наблюдается извне со стороны.

Русский

2013-09-04

13.94 KB

1 чел.

№18(2) Метод наблюдения

Наблюдение – это метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических факторов.

Достоинства наблюдения:

  1. Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения.
  2. Одновременно охватить поведение ряда лиц.
  3. Провести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  4. Достичь фиксации сразу по нескольким параметрам и признакам.

Недостатки наблюдения:

  1. Выявление настроения, предупреждения, положения наблюдателя на результаты
  2. Многочисленность мешающих факторов
  3. Невозможность обобщений при однократном наблюдении.
  4. Большие ресурсные затраты

Виды наблюдения:

По характеру объекта:

  1. Внутреннее наблюдение - объектом наблюдения является сам наблюдатель
  2. Внешнее наблюдение – объект исследования наблюдается извне, со стороны.
  3. По характеру контакта и средства наблюдения
  4. Непосредственно – наблюдатель и объект наблюдения находится в непосредственном контакте и взаимодействии.
  5. Опосредованное – исследователь знакомится с наблюдаемым косвенно, с помощью каких-либо средств или других людей.

По условиям осуществления:

  1. Полевое – в естественных условиях повседневной жизни или работы
  2. Лабораторное 0 в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом:

  1. Включенное (изнутри) – исследователь становится членом группы и принимает равноправное участие в общей деятельности.
  2. Невключенное (со стороны) – наблюдение, осуществляемое без взаимодействия и установления контакта с изучением объектом.

Наблюдение является обязательным компонентом любого психологического исследования: на стадии подготовки используются для уточнения проблемы, определения цели и задач исследования; на основной стадии может быть использовано как основной метод и дополнительный метод в том случае, когда в качестве основных методов используется эксперимент, тестирование, беседа.

Требования к организации и проведению:

  1. Наличие четкой цели для отбора и регистрации фактов поведения и деятельности.
  2. Наличие плана (для чего, что, когда, как наблюдать, как вести запись)
  3. Систематичность – проводится регулярно в соответствии с планом. Позволяют выявить закономерности и отделить их от случайных фактов и ошибок.
  4. Обеспечение естественных условий для испытуемого ( не сообщают о наблюдении)
  5. Четкость и однозначность регистрации наблюдаемых фактов.
  6. Интерпретация фактов наблюдения должна не на эмоциональные оценки и субъективные мнения наблюдателя, а на теоретические положения и гипотезу исследования.

Эффективность результатов наблюдения зависит также и от индивидуальных качеств наблюдателя: хорошее распределение внимания, высокий уровень слухового и зрительного восприятия, хорошее развитие оперативной и долговременной памяти, рефлексия, высокий уровень самоконтроля, общительность, мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82513. Научная, образовательная, практическая функции сравнительного правоведения 24.14 KB
  Сравнительное правоведение как и любая другая наука воздействует на общество. Научная функция Сравнительное правоведение является одним из важнейших поставщиков информации об иностранных правовых системах для всей юридической науки. Кроме этого сравнительное правоведение обладает и самостоятельной научной ценностью особенно в части разработки теории правовой системы. Сравнительное правоведение – один из немногих курсов позволяющих более или менее подробно ознакомиться иными правовыми системами что существенно расширяет профессиональный...
82514. Правовая семья (правовая система) – основное понятие сравнительного правоведения 27.46 KB
  Правовая система как совокупность социальных институтов их функциональных связей и качественных характеристик посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Наиболее распространен в современной компаративистике термин правовая семья Категория правовая семья служит для обозначения группы правовых систем имеющих сходные юридические признаки позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие правовая семья отражает те особенности некоторых правовых систем которые являются результатом...
82515. Критерии классификации правовых систем (семей) 25.42 KB
  Например в раннегосударственную эпоху критерий был более чем простым правовые системы делились на свои правильные и чужие неправильные. Так по этому критерию можно разграничить христианские мусульманские и языческие правовые системы. компаративистский Компаративистский подход основан на том что правовые системы отдельных государств можно объединить в правовые семьи на основе сходства по следующим критериям: 1. Сходство структуры системы права и системы законодательства системы применения права.
82516. Соотношение сравнительного правоведения с международным публичным и международным частным правом 25.76 KB
  Взаимодействие сравнительного правоведения и МЧП как особых научных дисциплин – широкое понимание Все методы решения коллизии законов предусматривают применение в ряде случаев иностранного закона. Сравнительное правоведение предоставляет в распоряжение МЧП инструментарий позволяющий правильно построить соответствующие институты...
82517. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи 27.53 KB
  К романогерманской правовой семье относятся правовые системы возникшие в континентальной Европе на основе римских канонических и местных правовых традиций. Романогерманская правовая семья – это правовые системы созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры источников права и сходством понятийноюридического аппарата Формирование. Романогерманская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю.
82518. Структура романо-германской правовой семьи 26.68 KB
  Основным источником является нормативный правовой акт. Правоприменительные органы также построены по иерархическому принципу. Правовое регулирование строится на принципе строго разделения публично и частноправовой сфер в зависимости от принадлежности правоотношения к той или иной сфере определяются права и обязанности субъектов права.
82519. Источники романо-германского права 26.8 KB
  Среди нормативно-правовых актов главное место занимает закон. Среди законов наибольшей юридической силой обладают конституции. Затем следуют органические (конституционные) законы, которые, однако, существуют не во всех странах этой семьи.
82520. Задания, направленные на развитие логического мышления младших школьников с ЗПР 61.5 KB
  Примеры такого анализа: Данное упражнение можно использовать на уроках математики. Данное упражнение рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром а также труда 2. Упражнение можно использовать на уроках математики. Это задание рекомендуется использовать на уроках математики ознакомления с окружающим миром и труда.
82521. Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста 35.5 KB
  Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию разработанный А. Важным при таком способе обучения конструированию является то что мыслительные процессы детей приобретают опосредованный характер нежели при конструировании по образцу. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки.