32369

Метод наблюдения

Доклад

Психология и эзотерика

Достоинства наблюдения: Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения. Недостатки наблюдения: Выявление настроения предупреждения положения наблюдателя на результаты Многочисленность мешающих факторов Невозможность обобщений при однократном наблюдении. Большие ресурсные затраты Виды наблюдения: По характеру объекта: Внутреннее наблюдение объектом наблюдения является сам наблюдатель Внешнее наблюдение объект исследования наблюдается извне со стороны.

Русский

2013-09-04

13.94 KB

1 чел.

№18(2) Метод наблюдения

Наблюдение – это метод сбора эмпирической информации с помощью органов чувств, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации психических факторов.

Достоинства наблюдения:

  1. Позволяет охватить и зафиксировать психические состояния или акты поведения.
  2. Одновременно охватить поведение ряда лиц.
  3. Провести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  4. Достичь фиксации сразу по нескольким параметрам и признакам.

Недостатки наблюдения:

  1. Выявление настроения, предупреждения, положения наблюдателя на результаты
  2. Многочисленность мешающих факторов
  3. Невозможность обобщений при однократном наблюдении.
  4. Большие ресурсные затраты

Виды наблюдения:

По характеру объекта:

  1. Внутреннее наблюдение - объектом наблюдения является сам наблюдатель
  2. Внешнее наблюдение – объект исследования наблюдается извне, со стороны.
  3. По характеру контакта и средства наблюдения
  4. Непосредственно – наблюдатель и объект наблюдения находится в непосредственном контакте и взаимодействии.
  5. Опосредованное – исследователь знакомится с наблюдаемым косвенно, с помощью каких-либо средств или других людей.

По условиям осуществления:

  1. Полевое – в естественных условиях повседневной жизни или работы
  2. Лабораторное 0 в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом:

  1. Включенное (изнутри) – исследователь становится членом группы и принимает равноправное участие в общей деятельности.
  2. Невключенное (со стороны) – наблюдение, осуществляемое без взаимодействия и установления контакта с изучением объектом.

Наблюдение является обязательным компонентом любого психологического исследования: на стадии подготовки используются для уточнения проблемы, определения цели и задач исследования; на основной стадии может быть использовано как основной метод и дополнительный метод в том случае, когда в качестве основных методов используется эксперимент, тестирование, беседа.

Требования к организации и проведению:

  1. Наличие четкой цели для отбора и регистрации фактов поведения и деятельности.
  2. Наличие плана (для чего, что, когда, как наблюдать, как вести запись)
  3. Систематичность – проводится регулярно в соответствии с планом. Позволяют выявить закономерности и отделить их от случайных фактов и ошибок.
  4. Обеспечение естественных условий для испытуемого ( не сообщают о наблюдении)
  5. Четкость и однозначность регистрации наблюдаемых фактов.
  6. Интерпретация фактов наблюдения должна не на эмоциональные оценки и субъективные мнения наблюдателя, а на теоретические положения и гипотезу исследования.

Эффективность результатов наблюдения зависит также и от индивидуальных качеств наблюдателя: хорошее распределение внимания, высокий уровень слухового и зрительного восприятия, хорошее развитие оперативной и долговременной памяти, рефлексия, высокий уровень самоконтроля, общительность, мышление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46058. Оценка эффективности PR-кампании 44 KB
  Планирование PRмероприятия дает возможность проведения оценки эффективности. Оценка эффективности это всегда сравнение достигнутых результатов с планируемыми поэтому прежде всего необходимо определить стратегическую цель и тактические задачи проводимой PRдеятельности. Оценка эффективности PRкампании всегда напрямую связана с ее планированием так как это позволяет уже на этапе подготовки любой PRактивности...
46059. Уравнения движения механизма 479.5 KB
  Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью...
46060. Кинематика и динамика вращательного движения АТТ 500.5 KB
  Кинематические характеристики частицы (поступательного движения АТТ) – перемещение , скорость и ускорение не могут служить характеристиками АТТ, участвующего во вращательном движении (для разных точек АТТ они разные). Нужны другие характеристики.
46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.
46064. Нарушение звукопроизношения по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Логопедические технологии устранения этих дефектов 32 KB
  Исправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков в з жА потом квзрывным б д г. громкое ишёпотное произнесение гласных звуков отрывисто и длительно. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу это связано с тем что как правило в этих случаях есть какой то вид сигматизма. При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков но и на то что в момент произнесения твердого звука в можно прикоснувшись рукой к гортани ощущать её вибрацию.
46065. Игры в логопедической работе с детьми. Системы игр, анализ методической литературы 15 KB
  Игры в логопедической работе с детьми. Игры используют в любые режимные моменты как на занятиях так и вне. Подготовительный этап: игры на развитие всех психических функций. Далее игры на развитие артикуляционной моторики.
46066. Личность логопеда. Сферы деятельности логопеда, функциональные обязанности, профессионально значимые качества. Организация логопедической помощи населению России 36 KB
  Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения владеть приёмами и методами их устранения и коррекции специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном так и в школьном возрасте проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией использовать приемы и методы их воспитания корреляции и развития у них высших корковых функций. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению воспитанию...